«Зяблик»

Рассказ о пастырском смирении

Чин прощения. Фото: ioanno.ru Чин прощения. Фото: ioanno.ru

Так было при митрополите Алексии, при митрополите Корнилии и наверняка еще до них: на первой седмице Великого поста на великом повечерии правящий архиерей читал Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского попеременно в таллинских храмах с понедельника по четверг. Первая часть канона – иначе и быть не могло – прочитывалась в кафедральном соборе, вторая чаще всего у нас в Никольской церкви, затем в Казанской и Предтеченской, то есть в самых больших приходах города. Именно в таком порядке владыка Корнилий читал Великий канон и в ту памятную для меня первую седмицу Великого поста, когда владыке было уже далеко за восемьдесят.

Надо сказать, что митрополит Корнилий в чтении Великого канона предпочитал следовать практике, которую усвоил, служа священником в Вологде, – читать Великий канон не в начале повечерия, а ближе к концу, после великого славословия, подобно тому как совершается лития на Рождество Христово и Богоявление. Объяснял он это тем, что народ после работы не успевает к началу канона. Я считал этот довод вполне убедительным и перенял у него эту практику, которую он, к слову, никому не навязывал.

В этот описываемый мною вечер чтения Великого канона митрополит Корнилий приехал в храм, как всегда, к началу службы, неспешно прошел к храмовой иконе святителя Николая, на ходу раздавая благословение прихожанам, и, приложившись к иконе, вошел в алтарь. Сделав поклоны перед престолом, владыка тут же опустился в кресло; запустив руку в карман подрясника, он выудил носовой платок и приложил его ко лбу и вискам. Вид у него был усталый. Я подошел к нему для благословения и, получив его, торжественно, даже празднично произнес: «С постом!» «С постом!» – ответил мне владыка с такой же праздничной интонацией.

Вслед за этим я, зная, что владыку на время чтения канона необходимо снабдить микрофоном и хорошо подсветить текст канона, уточнил некоторые детали, касающиеся подсветки текста. Затем я произнес начальный возглас, и великое повечерие началось.

Незадолго до великого славословия, то есть перед выходом на канон, владыка подозвал меня и сказал, что он очень устал и проповедь произносить не будет, и, немного помолчав, смиренно произнес, что так много уже сказано, что ничего нового сказать он не может. Я согласно покивал головой в знак того, что у меня тем более ничего нет сказать нового, и попросил владыку благословить народ на предстоящий пост и дать несколько напутствий. Владыка согласился, кивнул; я отошел на свое место.

Между тем по мере приближения канона я стал замечать, что митрополит Корнилий становился всё бодрей и бодрей. На само же чтение канона он вышел твердым шагом и уверенно зачитал первые тропари. Хор стал слаженно припевать к каждому тропарю канона покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а молящийся люд, чуть пригнув головы и ни на что более не обращая внимания, следил по своим постовым книжицам за чтением – полезная, на наш общий взгляд, практика.

После шестой песни на кондаке «Душе моя, востани, что спиши…» все опустились на колени, ведя, каждый на свой лад, диалог со своей душой, побуждая ее восстать от греховного сна. Остальные три песни канона пролетели так быстро, что едва ли всем молящимся хватило времени убедить свою душу, что «конец приближается». По окончании канона владыка вернулся в алтарь и на тропарях «Господи сил, с нами буди» с видом человека, которого оставили силы, опустился в кресло.

Однако перед самым концом службы, примерно во время прошения «Ублажим православные архиереи», владыка Корнилий уже стоял на солее, слегка опираясь на посох, и, к моему удивлению, совсем не выглядел вконец обессилевшим, как несколько минут назад. Меня всегда поражало то, как быстро владыка Корнилий восстанавливал свои силы во время богослужения. Оно действительно укрепляло его не только духовно, но и физически. Произнеся последний богослужебный возглас, я тут же покинул амвон, уступив его архипастырю: всем стало ясно, что сейчас он будет проповедовать.

Когда народ, движимый желанием послушать митрополита, вплотную приблизился к амвону, владыка, обеими руками опираясь на посох, заговорил тоном, каким обычно говорят о событиях давно минувших. Он стал негромко рассказывать, что, когда в далекие тридцатые годы он учился в православной русской гимназии, однажды по какому-то торжественному поводу – было это перед Великим постом – собрали гимназистов в просторном актовом зале. Весь преподавательский состав, включая священника – преподавателя Закона Божия, во главе с директором гимназии занял свои места напротив учащихся. Первым выступил директор гимназии, дав краткую характеристику событию, ради которого все собрались. За директором в порядке значимости должностей и предметов потянулись другие ораторы. Не обошлось, конечно, и без нравственно-назидательного выступления священника. Наконец последним из среды преподавателей вышел на средину учитель пения. Гимназисты оживились. «Зяблик! Зяблик!»; «Смотри-ка, Зяблик будет сейчас говорить!»; «А может, он споет песенку про зяблика?» – зашептали один другому на ухо гимназисты, стараясь выдумать что-нибудь поироничнее, чтобы всех рассмешить. Никто из детей во всей гимназии не воспринимал всерьез ни учителя пения, ни его предмет. Насмешливое прозвище он получил по той простой причине, что заставлял гимназистов петь песенку про зяблика.

Конечно, никто из учащихся ничего не имел против добродушного и слегка неуклюжего преподавателя пения, и все старались тщательно скрывать свое насмешливое отношение к нему, но, как говорится, шила в мешке не утаишь. Но вот детское любопытство взяло верх, гимназисты перестали «шушукаться» и уставились на преподавателя с надеждой, что сейчас он даст им очередной повод посмеяться. Видно было, что учитель пения волновался: пару раз он доставал из кармана брюк носовой платок и, не найдя ему применения, опять отправлял в карман, переминаясь при этом с ноги на ногу. Это еще больше раззадоривало внимательно следящих за каждым его движением гимназистов, уставших от затянувшейся официальной части. Однако то, что они услышали в следующую минуту, отбило охоту к глупому веселью и у самых смешливых.

«Ребята, – заговорил учитель, – скоро наступает Великий пост. Впереди Прощеное воскресенье. Может, мы уже не увидимся с вами до начала поста, поэтому хочу попросить у вас прощения. Простите меня, если чем вас обидел». Сказав это, учитель низко поклонился гимназистам, едва не коснувшись рукой пола. «Бог простит! Нас простите», – ответили вразнобой опешившие ученики.

«Простите меня, если чем вас обидел», – произнес учитель, низко поклонившись гимназистам

Такого не ожидали не только они, но и весь преподавательский состав. Первым пришел в себя батюшка: «Простите и меня, грешного», – поспешно произнес он, кланяясь гимназистам и придерживая рукой наперсный крест. За ним потянулись директор и прочие педагоги. Но… это уже не имело такого действия на ребят, как слово учителя пения.

«После этого случая, – завершил владыка Корнилий свой рассказ, – гимназисты стали меж собой называть учителя пения только по имени-отчеству и прозвище “Зяблик” было забыто». Сделав небольшую паузу, митрополит Корнилий продолжил: «Вступая в Великий пост, я тоже хочу попросить у вас прощения. Простите меня, грешного!» Сказав это, владыка Корнилий, с трудом удерживая равновесие, сделал глубокий поясной поклон. «Бог простит! Простите и нас, грешных!» – отозвались все молящиеся, и было в этом хоре голосов особое чувство.

Протоиерей Олег Врона

8 марта 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку
Свящ. Димитрий Выдумкин
Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку Бог подарил нам целый каравай, чтобы мы не требовали вернуть себе крошку
Священник Димитрий Выдумкин
Притча Спасителя о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 23–35) не только о неблагодарности. Она и о великой силе покаяния, и о смертоносной «тле» – жестокосердии, которое способно нейтрализовать эту силу.
Памяти митр. Корнилия (Якобса; † 19 апреля 2018 г.) Памяти митр. Корнилия (Якобса; † 19 апреля 2018 г.) Памяти митр. Корнилия (Якобса; † 19 апреля 2018 г.) «Своим героизмом и стойкостью Митрополит Корнилий переменил отношение к Православной Церкви во всей Эстонии»
Митрополит Корнилий – человек с очень цельной душой, горячим сердцем, пламенным, подлинно апостольским духом.
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Прот. Валериан Кречетов
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении
Никита Филатов
Как быть, если обида не забывается? Почему мучит грех, который ты исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу?
Комментарии
Виктор19 марта 2019, 20:43
Примерно в середине 90-х в кафедральном соборе Пскова я имел счастье получить благословение владыки Корнилия. На всю жизнь запомнил. Никогда более ничего подобного я не чувствовал. Описать не берусь. Но с тех пор я твёрдо уверен, что митрополит Корнилий был человеком духовным.
Катерина 15 марта 2019, 00:02
Высший пилотаж покаяния это пример свт. Тихона Задонского, которыц, получив пощечину от нервного помещика, каялся перед ним за то, что ввел того в искушение. У меня глаза на этом месте при прочтении сделались четырехугольными - это ведь надо додуматься... а мне это и в голоау не пришло. Вот изумил меня святитель. Есть куда стремиться. Так что, Вячеслав, не видеть грехи перед кем-то не означает их не иметь.
Вячеслав14 марта 2019, 19:37
Катерина 14 марта 2019, 14:03
Вячеслав14 марта 2019, 07:52 - при покаянии не имеет значения оценка нас окружающими. Только своя собственная с точки зрения Евангелия.

Если человек просит прощения у кого-то, то оценка и ответ того перед кем каешься как раз и имеет значение. Или повторюсь это дань обычаю. Что и было явлено в статье. Канон Андрей Критского я слушал неоднократно, в течении нескольких лет. И понял одно, что каяться надо за конкретно какой-то грех, а не за "прощеное воскресенье" или не за "все". Если я человеку не нанес вреда, то и каяться мне перед ним не в чем.
Катерина 14 марта 2019, 14:03
Вячеслав14 марта 2019, 07:52 - при покаянии не имеет значения оценка нас окружающими. Только своя собственная с точки зрения Евангелия. Сегодня вечером читается последний на этой неделе покаянный канон Андрея Критского. Вы зайдите в церковь. Послушайте. Там есть над чем подумать. Иногда Бог открывает глаза недоумения именно во время церковной службе. Заходишь с душевной слепотой. А выходишь зрячей и раскаянной.
Катерина 14 марта 2019, 13:52
Вячеслав14 марта 2019, 07:52 -нам, православным, заповедано не чужие грехи по отношению к нам замечать и составлять их списки,чтоб потом потребовать раскаяния у провинившегося. Нам заповедано свои замечать и в своих же каяться. На это Спаситель прямо указывает своим выражением о поиске соринки в чужих глазах, вместо того, чтоб своими греховными бревнами в своих глазах и заниматься. Упомянутый в рассказе пастырь именно по этому принципу и строит свою проповедь. Он упоминает две важные вещи: что учитель был добродушен. И что он чрезвычайно нервничал, перед тем, как принести покаяние. Т.е. у него, в принципе безобидного с чужой точки зрения, происходила страшная внутренняя работа в тот момент.
Вячеслав14 марта 2019, 07:52
Катерина 13 марта 2019, 00:01
В статье не перечисляются грехи Чижика перед детьми,даже намека на них нет, а прощения просит. Так если просить прощения за то чего нет, то это просто сотрясение воздуха и дань обычаю, а не "твёрдость в православии".
Катерина 13 марта 2019, 00:15
Вячеслав, любой из нас, прося о прощении просто у частного лица или на исповеди, может просить для "галочки", чтоб отстали. А может по совести.
Катерина 13 марта 2019, 00:01
Вячеслав11 марта 2019, 07:46 - с точки зрения нетвердого в православии может и ничего не сделал. С точки же зрения христианина, требовательного к себе, то для примера посмотрите в Вашем молитвослове (можно найти его на сайте азбука православия, например) молитву из вечернего молитвенного правила, молитву Святому Духу. Часть перечисленных там совершенных за день грехов находит в себе любой христианин, подводя вечером молитвой итоги прожитого за день. Часть из них касается наших взаимоотношений с неблизкими нам, но вынужденными с нами пересекаться людьми. Иногда молодыми. Иногда стоящими на иеархической лестнице в нашем подчинении. Вот тут есть где разгуляться падшести и в чем покаяться.
Тамара11 марта 2019, 09:29
Простите меня,грешную за всё.
Вячеслав11 марта 2019, 07:46
Одно непонятно, ничего плохого им Зяблик не сделал, за что прощения просить? Потому что так принято?
р. Б. Любовь 9 марта 2019, 21:28
О. Олег,спаси Господи! Жду новые статьи с воспоминанием о Владыке Корнилии.
Светлая память в сердце!
Прошу прощения!
Димитрий 9 марта 2019, 12:45
Владимир,Эстония была независимым государством до 1940 года и православные русские гимназии там были.
Елизавета 9 марта 2019, 11:40
Владимиру. Я так поняла, это в Таллине было, а там до 39ого, если не путаю, советской власти еще не было.
Катерина 9 марта 2019, 10:27
Владимир 8 марта 2019, 20:15 - в 20х - 30х годах прошлого века Эстония была несоветской и независимой. Пастырь, о котором идет речь в статье, родился на её территории в 1924г. Соответственно своему возрасту в 30е довоенные он попадал в категорию гимназистов.
Владимир 8 марта 2019, 20:15
Какого года рассказ не совсем понял? 30-е года явно не 20 века, ведь была уже советская Россия.
раиса 8 марта 2019, 10:27
Люди добрые, и меня грешную простите за мои жесткие порой комментарии, которыми могла обидеть невольно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×