Вкладывайте в свой ум светлые мысли

Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 2

(Окончание, начало см.: Перестань так хмуриться)

Церковь дает нам такие средства, которые, если использовать их должным образом, помогут нам оставаться здоровыми и душевно, и телесно.

Это пост. Кто постится, тот получает великую помощь для тела: оно очищается. Конечно, это зависит от того, как ты постишься, потому что одна дама сказала мне, что за Великий пост прибавила 6 кг. Она сказала:

– Ну что это за пост такой? Пощусь и полнею!

– Смотри, – сказал я ей, – тут виноват не пост, а то, что ты много ешь. Ведь ты выбираешь всякие сорта хлеба, необычные напитки, ешь пирожные со шпинатом по пять штук сразу, а то и по шесть. Сама готовишь их, и так вкусно! Ты питаешься не в меру. А ведь недостаточно поститься и в то же время есть всё на свете: булочки с кунжутным маслом, рис – во всем этом нужна мера и сбалансированность. Когда постишься правильно, ты ощущаешь свежесть, бодрость, тело у тебя очищается от токсинов, содержащихся в мясе, от тяжелой пищи, консервантов. Ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это.

В пост ты вносишь в свою жизнь меру и баланс, ценишь то, что дарит тебе Бог, и благодаришь за это

Я видел людей, которые постятся, не особо веря в Бога. Один человек сказал мне:

– Я в церковь не хожу так часто, не делаю в этом направлении больших усилий, но всё же соблюду легкий пост.

– А точнее, что ты собираешься делать? – спросил я его.

– Этим Великим постом откажусь только от мяса.

– Молодец! – сказал я ему. – Что можешь, то и делаешь.

Потом он рассказал мне:

– Я увидел результат: ощутил в себе силу, которая придавала мне радость, и я просто летал. Просыпался и несся на работу!

Итак, наше питание оказывает большое влияние на нас: когда делаешь это ради Бога, это влияет и на тело, и на всё наше душевное состояние.

Молитва – еще одно средство, которое дает нам Церковь. Когда человек молится правильно, он успокаивается, молитва расслабляет его и утешает. Некоторые люди засыпают на молитве, и это не значит, что они плохие, просто они очень успокоились, стали подобны младенцам. Когда люди причащаются, они потом спят. Причастишь их, и они, еще не успев доехать до дому, похищаются сном.

Если совершаешь молитву правильно и полагаешься на Бога, душа твоя вся утихает. Это отражается и на теле. Если увидите монахов Святой Афонской горы после службы, то заметите, что у них на лице и во всем облике есть что-то очень свежее, очень хорошее, очень живое, радостное. Они говорят с тобой, и ты видишь людей, которым не тяжело из-за того, что они живут, – у них есть желание жить.

Молитва – великое дело, но молитва означает, что ты предаешь себя Богу, ощущаешь Его: «Боже мой, я хочу ощутить Тебя: какой Ты?» – а не так: «Приди и сделай моего ребенка таким, каким хочу я! Чтобы он женился на той, которую хочу я. Чтобы я нашла такую работу, которую хочу я. Чтобы я нашла денег для…»

На молитве не может быть таких мыслей. Молитва – это любовное состояние, когда ты не думаешь: «Дай мне – и возьми!» – а ощущаешь изумление от соприкосновения с Богом. Это нечто другое. А мы не молимся, мы только ищем себе удобств, всё время, и я тоже: «Боже, хоть бы поймать такси, хоть бы не опоздать на самолет!» То есть мы хотим каких-то услуг, чтобы Бог сделал для нас то, чего хотим мы.

Молитва придает великую бодрость и оживляет все твое существо.

Исповедь. Вы исповедуетесь? Ну конечно, да. Я знаю, что вы все исповедуетесь. Но когда исповедь превращается в простое перечисление того, что я сделал… Ведь цель не в этом: «Я сделал то-то, то-то и то-то». Чтобы исповедь исцелила тебя, надо ощущать себя подобным болоту, подобным застоявшейся воде, куда Божия благодать приходит, выталкивает ее, и она исчезает. Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви. Это движение не позволяет воде застояться и засориться.

Исповедь выталкивает прошлое, стирает его и бросает в океан Божией любви

Кто исповедуется, тот не зацикливается на прошлом, и это очень целительно. Людям обычно тягостно оттого, что они продолжают оставаться в прошлом: «Что я сделал! Что я сказал! Что мне сделали, и как я отнесся!» Исповедь всё это берет и бросает в реку и океан – туда, где Бог, где любовь. Поэтому исповедь исцеляет человека.

Те, для кого исповедь – это раскрытие души, должны доверить свою душу Богу. Не просто назвать какой-нибудь поступок: «Я убил», – конечно, и это тоже очень серьезно, но поступок надо осознать, а не просто сказать: «Я убил!» Надо понять, что ты сделал, осознать свое действие, испытать боль из-за этого и почувствовать, что Бог любит тебя и обнимает, несмотря на то, что ты сделал, и говорит тебе:

– Дитя Мое! Я открываю новую страницу в твоей жизни! Старое прошло, твоя жизнь меняется.

Это тебя преображает, делает новым человеком, ты успокаиваешься, меняешься и обновляешься.

Исповедь означает вытащить яд, освободиться от него не для того, чтобы быть наказанным, а чтобы тебе стало легче. Это не вопрос наказания, да и священнику тоже не очень приятно слушать тебя и видеть, как ты мучаешься. Ему не бывает приятно от этого, просто яд должен выйти.

Кто из вас не осуждает других, а прощает, тот, безусловно, обеспечивает себе еще 10 лет жизни, здоровья и благословения от Бога, поскольку осуждение и непрощение держат нас привязанными к прошлому. Чего ты не можешь простить? Того, что было. А когда было? Час назад, месяц назад, год назад. 10 лет тому назад.

Я видел детей, которые не разговаривают с родителями, родителей, которые ругаются с детьми из-за имущества, и это продолжается 10 лет. А что значит 10 лет? Это значит, что я 10 лет не позволяю своей душе дышать, не даю ей вдохнуть кислород. Я всё сижу там, в старых делах.

А осуждение что значит? Оно значит, что я комментирую жизнь другого, проявляю к ней любопытство, не люблю его, вынашиваю помыслы, которые сводят меня с ума. Поэтому если увидишь людей, которые осуждают, упорствуют, нервничают, то заметишь, что это проявляется у них и внешне. У них заметно напряжение, они совершают нервные движения, приходят в смятение, и это оказывает влияние и на их тело и поражает его, а не только душу.

Как хорошо – засыпать вечером, говоря: «Слава Богу! У меня никаких проблем ни с кем, я никого не ненавижу. Ну ладно, утром обозлился на того человека, но мы с ним помирились». Как сказано в Священном Писании? Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). И сейчас, зимой, нам до 5 часов надо со всеми сойтись, то есть помириться. Чтобы ты мог сказать: «Теперь иду спать. Слава Богу, я в порядке!»

Это неплохо – чуточку поссориться, ссорьтесь, но только в конце миритесь. Некоторые говорят:

– Мы дома никогда не ссоримся!

– Да ладно вам! Не ссоритесь – что вы за люди?

– Нет, мы очень любим друг друга! – и думают, что мне это очень понравится.

Я сказал им:

– Это не страшно, я буду любить вас еще больше, если будете немного ссориться!

Позволительно ли это? Вопрос не в том, позволительно ли, потому что это естественно: поссориться – это неплохо, только надо научиться делать так, чтобы из ссоры рождалось что? Истина между вами. Начали вы ссориться? Выскажите всю правду. И если выскажете правду:

– Моя проблема, дорогая, не в еде, которую ты приготовила не так, как я хочу, а в том, что ты вообще пренебрегаешь мной как человеком. Меня терзает одно, я срываюсь на другом. Дело не в твоей блузке, а в том, что я ревную тебя. И не в чем-то другом, а в том, что на днях мы пошли на прогулку, а ты проболтала с этой женщиной уйму времени.

Нас терзает одно, а срываемся мы на другом. Так скажите, что вас беспокоит

– Откуда ты ее знаешь, почему с ней разговариваешь? – говорила одна женщина своему мужу. – О чем вы с ней говорили? – и это терзало ее: – Зачем ты с ней разговариваешь?! И что она тебе передала? Ты ведь что-то записал потом! Ее номер записал? Я себе места не нахожу!

Такие моменты могут дать потом повод поругаться из-за еды, из-за носков, из-за всего. А проблема не в этом. Но если ты этого не выскажешь, это тебя сведет с ума. Помыслы способны довести нас до болезни. Доказательство? Многие из вас не спят по ночам не оттого, что в комнате холодно и нет одеяла, а оттого, что мысли не дают вам покоя. То есть ты ложишься в 12 и засыпаешь в полтретьего, полвторого. И один человек сказал мне:

– Со мной опять непорядок: я до четырех часов не могу уснуть! Не могу, всё думаю и думаю!

Я читал, что наши мысли вызывают биохимические реакции во всем теле. Например, думаешь о пицце и облизываешься, слюнки начинают течь, ты вдруг подумал об этом, и тут же хочется есть! А потом думаешь о чем-то другом и говоришь: «Ой, а это мне не нравится!» Помыслы напрямик влияют на тело. В нас что-то происходит. Например, когда кто-нибудь спрашивает:

– Так, значит, ты приглашаешь меня в гости? А что мы будем есть?

И только услышит, чем будут угощать, тут же исполняется энтузиазма.

Однажды у меня был урок в школе, и мне показалось, что один ребенок пришел в восторг от урока, потому что он вдруг заулыбался и стал где-то витать. Я спросил его:

– Почему ты улыбнулся? Что тебе понравилось из того, что я сказал?

– Ничего! Просто я вспомнил, что мама сегодня будет печь торт!

Он вспомнил о торте и стал улыбаться. Лицо у него сияло. Как говорится, когда душа радуется, радуется и лицо.

Поэтому вкладывайте в свой ум приятные мысли. Сейчас и я, и все мы способны заговорить о таких вещах, которые доведут нас до болезни в конечном счете. И если хотим, можем этим заняться. А если хотим, можем поговорить на такие темы, которые вселят в нас надежду, бодрость, свет. Который мы и видим у святых, у святого Василия, например, у всех. Нимб что означает? Сияющий венец. Церковь словно говорит тебе: «Внеси свет в свою жизнь, в человека, который рядом с тобой, в членов своей семьи, в свои проблемы. Не передавай без конца неприятные помыслы, помыслы отчаяния и т.д. – от этого заболевают, и это ничему не помогает».

Стали собирать статистику, о чем думают большинство родителей, когда ребенок не возвращается домой вовремя, и оказалось, что 99% думают, что с ним что-то случилось, и лишь немногие говорят, что он или не слышит мобильный телефон, или чем-то занят, или сидит у какого-нибудь друга. Большинство думают о таких вещах, которые приводят к болезни: «Тут что-то не так! С ним что-то случилось! Сейчас что-то происходит!» Мы привыкли думать о плохом. Наш ум обычно туда направляется.

Нам очень поможет, если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья – говорить: «Благодарю!»

Нам очень поможет (и мне, и вам), если мы научимся за всё благодарить. Это залог здоровья – говорить: «Благодарю!» Кто говорит благодарю, тот делает себе уколы витаминов. Говори благодарю! Не будь недовольным, не ропщи и не жалуйся, а говори: «Слава Богу, на дороге движение! Слава Богу, я проявлю терпение. Сегодня идет дождь – слава Богу! Лето было очень жарким. Слава Богу!» – и никогда не заболеешь.

Есть люди, которым всегда чего-то не хватает: «Какая ужасная жара!» Или, если холодно: «Какой сегодня жуткий мороз!» «Сколько машин!» – или, если дороги свободны и город пустой: «Вокруг ни души, как будто все вымерли!»

В конечном счете, это болезнь. Быть ничем не довольным в жизни – это болезнь. Это изнуряет, это выбивает почву из-под ног, в твоей психике что-то начинает происходить, и в какой-то момент это поражает и тело.

Кто-то просил меня:

– А если мне надо будет жениться, что ты посоветуешь, какой чертой должна обладать девушка?

Я ему на это ответил:

– У нее не должно быть одной черты – ворчания.

Это великое дело! Она может не иметь диплома, быть бедной, богатой – всё это меня не интересует. Лишь бы не передавала тебе атмосферы нытья, роптания, недовольства. Чтобы была согласна на всё:

– Что мы сегодня будем есть?

– Что есть, то и будем есть!

– У нас нет ничего особенного, есть только немного помидор.

– Замечательно, мне нравятся помидоры!

– А чего ты хочешь: соку или лимонаду?

– Всё равно.

– А я хочу соку, мне он нравится.

У этих людей нет проблем, у них всё нормально, потому что они научились, что бы они ни делали, нестись – мне нравится это слово. «Я несусь» – значит, что я движусь подобно потоку, устремившемуся к реке. Я иду туда, куда ведет меня жизнь.

Всё как управит Бог, а не как хочу я. Аминь!

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Богоносци

11 марта 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Перестань так хмуриться Перестань так хмуриться
Архим. Андрей (Конанос)
Перестань так хмуриться Перестань так хмуриться
Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Какая связь между моей духовной жизнью и здоровьем тела? Наше душевное и телесное состояние определяются нашей жизнью в Церкви. Мы говорим: Христос – Врач наших душ и телес.
Сбросить балласт сложности Сбросить балласт сложности
Игумен Нектарий (Морозов)
Сбросить балласт сложности Сбросить балласт сложности
Игумен Нектарий (Морозов)
Подлинная радость является таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, учиться ей.
Воспойте Господеви песнь нову Воспойте Господеви песнь нову
Прот. Андрей Ткачев
Воспойте Господеви песнь нову Воспойте Господеви песнь нову
Протоиерей Андрей Ткачев
Человек сам должен стать лютней, колоколом, скрипкой… Одушевленным инструментом. Пусть Бог играет на нем, и пусть эту музыку многие слышат.
Комментарии
Ольга12 марта 2019, 06:54
Спасибо. Я уже жду новые статьи о.Андрея. Они всегда вовремя - как ответы на мои терзания. Благодарю и Слава Богу за всё.
Евгения11 марта 2019, 19:53
Благодарность отцу Андрею и прекрасному переводчику Станке Косовой. Просто, доступно, полезно.
Сергий11 марта 2019, 15:24
Спасибо, дорогой и любимый батюшка Андрей!
Ваши публикацию вселяют оптимизм и лечат!
Наталия11 марта 2019, 12:15
Благодарю Вас, о. Андрей! Очень для меня актуально!!! Спаси Господи!!!
Наталья11 марта 2019, 10:42
Доброго дня!Хочу выразить искреннюю благодарность автору, архимандриту Андрею,пожелать помощи Божией в его замечательных трудах! Благодарность сайту за интересные и полезные статьи! Спаси Господи! Слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×