Осуждение

Из наследия Оптинских старцев

В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.

Икона «Притча о сучке и бревне». Конец XVIII в.
Икона «Притча о сучке и бревне». Конец XVIII в.
Преподобный Лев предупреждал:

«Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя».

Преподобный Амвросий писал духовным чадам:

«Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят евангельскую притчу Господню: человека два внидоста в церковь помолитися, един фарисей, а другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господом добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне, грешному! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание».

Преподобный Иосиф в письме к духовному чаду указывал на опасность осуждения для жизни земной и жизни вечной, для спасения души:

«Надобно отставать от грехов и особенно от тех, коим ты наиболее подвержена, а то не только вечную муку ими заслужишь, но и на земле еще можешь много пострадать от людей и от болезней, доколе не смиришься. Что посеешь, то и пожнешь. Если будешь осуждать сестер, то от них подвергнешься осуждению и поношению, а если начальство, то слушай, говорит Святое Писание: “Ярость начальства – ярость львиная” (ср.: Притч. 20: 2). Понуждайся исправляться. Мир ти».

Духовные последствия осуждения

Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария
Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария
Потеря благодати

Преподобный Амвросий объяснял, что из-за осуждения мы теряем благодать, а потеряв благодать, человек чувствует охлаждение к молитве и чтению духовных книг:

«Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение».

Уныние и отчаяние

Преподобный Макарий предупреждал, что за осуждение попускается томиться унынием и отчаянием:

«Думаю, что не за иное что попустилось тебе томиться отчаянием, как только за зазрение и осуждение ближних. Оставь это и старайся видеть свои грехи, тогда и будешь смиряться… Если же будем разбирать и судить дела и поступки ближних, то когда о своих воспомянем?»

Искушения и волнение страстей

Старец Иосиф объяснял, что после гордых помыслов и осуждения часто следуют искушения, начинают беспокоить страсти:

«Видно, за гордость попустил Господь быть с тобой искушению после приобщения Святых Таин. Старайся больше смиряться да не осуждать других, считать себя одну грешной и хуже всех и не осуждать других, то и страсти меньше будут беспокоить».

В чем кого осудишь – в том и сам побудешь

Иногда люди бывают хранимы от падений, как духовные младенцы, благодатью Божией. Но если они начинают гордиться своей безупречностью, приписывая ее себе, а не действию охранительной Божией благодати, если начинают осуждать падения ближних, то благодать отходит от осуждающих, и они впадают в такие же прегрешения, как те, кого они осуждали.

Преподобный Макарий писал своему чаду:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Об этом же предупреждал преподобный Амвросий:

«Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, от чего избави нас Боже».

«Вот теперь иная думает: “Я в церковь хожу, а вон та не ходит – ну какая же она! И та вот что делает – на что уже это похоже?” – да так все машет да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и домахала до того, что упала ниже тех, кого осуждала».

Старец Иосиф предостерегал:

«Старайся не осуждать никого: в чем осудишь других, в то сама падешь».

Как избегать осуждения и сохранять мир душевный

Прп. Ефрем Сирин
Прп. Ефрем Сирин
Преподобный Макарий напоминал о страхе Божием, о необходимости самоукорения, покаяния, советовал чаще читать святых отцов:

«Весьма бы нужно было удерживаться от осуждения, дабы самим не быть осужденным. Надобно помнить о сем заповедь Божию и иметь страх Божий, помнить свои грехи и остерегаться, а в случае забвения и поползновения тотчас укорять себя и каяться. Да почаще прочитывать о сем поучения святого Лествичника и аввы Дорофея и тем себя удерживать».

Преподобный Амвросий советовал:

«Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: “Лицемере! Изми первее бревно из очесе своего и тогда узнаешь, как вынуть сучок из глаза ближнего”».

Преподобный Иосиф учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи:

«Против помыслов осуждения хорошо молиться молитвою святого Ефрема Сирина: “Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего (или сестру мою)” и прочее».

«Если мысль осуждать кого-либо придет, то молитвой вооружайся против нея. Это главное оружие. Да к тому еще и свои немощи на память приведи, что сама хуже всех».

Преподобный Варсонофий предостерегал об опасности вражьих помыслов:

«Вот главное, что требуется от каждого человека, – это никого не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: “Прости”, – а враг внушает: “Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси” и т.д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним».

Избегайте общества, где осуждают кого-либо

Старец Макарий советовал избегать общества, где осуждают кого-либо, но не судить тех, кто осуждает, а помнить о своих слабостях и грехах:

«Просишь наставления, как бы не увлечься самой в осуждение, слушая других осуждающих? Кажется, лучшее средство – реже быть в таких обществах. А когда уже случится быть там, то не судить их за то, что они осуждают, а помнить, что ты еще слабее их на сие; когда же увлечешься и сама в пересуды, то приноси покаяние и смири себя».

С осуждением приходится бороться всю жизнь

Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобный Варсонофий напоминал: с осуждением и раздражением приходится бороться всю жизнь, и трудно избежать этих страстей, когда живешь среди людей. Но без борьбы, без падений и познания своей немощи не было бы смирения и духовного роста. Старец вспоминал свои первые месяцы в монастыре:

«Раздражение и осуждение – это тоже страсти, с которыми приходится бороться всю жизнь. Когда я поступил сюда при отце Анатолии, я ему говорил, что хотелось бы мне пожить поуединеннее.

– В затворе?

– Да, – отвечаю я.

– Что же, и в баню ходить не будете?

– Конечно.

– Да, вот я про то-то и говорю, что в баню ходить не будете.

– Вы, батюшка, – говорю я, – что-то под «баней» разумеете иное?

– Да, пустыня, затвор не очищают нас. Я в пустыне со своими страстями могу жить и не грешить по видимому. Нам нельзя там познать свою немощь, свои пороки, раздражение, осуждение, злобу и другое. А здесь нас чистят: как начнут «шпиговать», только держись – мы будем познавать свои немощи и смиряться. Здесь без вашей просьбы начнут вас чистить. Когда только поступаешь, все кажутся ангелами, а потом начнешь видеть пороки, и чем дальше, тем больше, – с этим надо бороться».

Заря кротости духовной

Если же научимся мы бороться с помыслами осуждения, а навыкнем, наоборот, к самоукорению и самообвинению, то, по мудрым словам преподобного Льва, наше сердце станет мягким и кротким и душа почувствует мир духовный:

«Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями. И когда начнем приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении (себя), тогда сердце наше, с помощию Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким. Человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать, или, лучше сказать, вкушать, не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника.

Заря кротости духовной прострет свои лучи на ум, слово, умное чувство. Тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно».

Помоги же нам, Господи, на этом нелегком пути! «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Ольга Рожнёва

20 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лишняя тяжесть Лишняя тяжесть
Игум. Нектарий (Морозов)
Лишняя тяжесть Лишняя тяжесть
Игумен Нектарий (Морозов)
То и дело, когда заходит речь о грехе осуждения, непременно звучит вопрос: «А если я правду говорю? А если все на самом деле так и есть? И я злодея называю злодеем, а негодяя — негодяем. Или просто негодные дела называю негодными делами. В чем тогда мой грех, когда все оно так и есть? Это же ведь просто констатация, не более того!»
Спасение и неосуждение Спасение и неосуждение
Прот. Андрей Ткачев
Спасение и неосуждение Спасение и неосуждение
Протоиерей Андрей Ткачев
Слова о том, что верующий «на суд не приходит», особенно любимы многими протестантами. Однажды уверовав в Воскресшего Господа, они затем всю последующую жизнь стремятся убедить себя и окружающих в своей непреложной спасенности. Для православного человека, воспринимающего спасение не как одноактное событие, а как труд всей жизни, эти слова звучат иногда наивно, но чаще всего – экзальтированно и поверхностно.
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиеп. Иоанн Руставский
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Прежде чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему.
Осуждение Осуждение
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Осуждение Осуждение
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать.
Комментарии
Евгений Онегинов13 апреля 2017, 04:24
Я ПРОХОДИЛ МИМО ЛЮДЕЙ НИЩИХ Я СМЕЯЛСЯ НАД ИНВАЛИДАМИ - ТЕПЕРЬ ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ Я САМ ИНВАЛИД И НИЩИЙ Я САМ ВО ВСЁМ ВИНОВАТ - СЕЙЧАС ЧИТАЮ ВИДЕНИЯ ГРИГОРИЯ УЧЕНИКА ВАСИЛИЯ НОВОГО О СТРАШНОМ НО ДОБРОМ СУДЕ ИИСУСА ХРИСТА - Я ТАК ПЛАЧУ О СВОИХ ГРЕХАХ
Инна Семакина19 января 2017, 15:17
Большое спасибо за такую целебную статью! Это наставление мне было, как глоток воды в пустыне. Слава Богу за все!
Марина19 апреля 2016, 04:13
Спасибо вам за статью. Не суди, не судим будешь- истинная правда! Господи Боже Иисусе Христе помилуй меня грешную.
Наталия15 декабря 2015, 16:50
А я-то мучаюсь который день, почему мысли навязчивые о близких мне людях посещают в последнее время. А ответ нашла в первых строчках: действительно, в пост страсть осуждения становится особенно навязчивой. Прости нас, Господи, и помоги справиться с этим тяжким грехом!
Марина21 июня 2014, 01:17
Спаси Господи! Батюшка мне посоветовал, чтобы легче было избавиться от греха осуждения, читать святых отцов об этом грехе. Но литературы нужной не нашла,а в вашей статье нашла , что нужно.Храни Вас Господь.
Лариса28 марта 2013, 16:19
Спаси Господи!Оленька вас за ваш труд!Мудрость Оптинская,да будет нам всем в помощь!
Иван24 декабря 2012, 22:10
Спаси Господи! Хорошо, что не судите и да не судимые будете! Слава Богу!
Ирина21 декабря 2012, 18:47
Спасибо большое.Прямо камень с души скатился ,читая статью.Да надо себя самоукорять.
Валентина20 декабря 2012, 22:55
Спасибо большое за подбор материала,очень актуально...грешны в этом сильно,нас медом не корми-посудачить,будем просить у Бога помощи.....самим трудно с этим совладать.
Алексей20 декабря 2012, 22:16
"человек чувствует охлаждение к молитве и чтению духовных книг, если осуждаете" - истинная правда!
Вера20 декабря 2012, 19:03
Осуждаем, потому что считаем себя лучше осуждаемого, а это большое заблуждение. Господь предупреждал каждого, "вынь сначала бревно из своего глаза, а потом ...", но если начнем вынимать бревно, на это уходит вся жизнь, еже не до сучка в глазу брата. Храни всех, Господи.
Гость20 декабря 2012, 15:28

"Когда только поступаешь, все кажутся ангелами, а потом начнешь видеть пороки, и чем дальше, тем больше, – с этим надо бороться".

Как же точно! Сколько раз думала: "Лучше бы так и оставались едва знакомыми!".

Оказывается, не лучше: "без вашей просьбы начнут вас чистить".
Лекарство горькое получала!

Спасибо за вразумление!
александр20 декабря 2012, 13:24
Спаси Господи ! Избавиться от греха осуждения крайне тяжело,почти невозможно, но необходимо верить , стремиться к исправлению и трудиться,трудиться и ещё раз трудиться. Очень актуальная статья, а проблема вечная.
Юлия20 декабря 2012, 12:32
Спасибо вам большое!!! Особо важно понимание этого, когда уже не разбираешь, почему в жизни происходит то или иное событие..
Валентина20 декабря 2012, 10:53
Редакции портала Православие.Ru.и Вам Ольга - спасибо за ваш труд!Всегда актуально и душе полезно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×