Почему Господь допускает зло

Притча старца Клеопы

Когда старца Клеопу спрашивали: «Почему Господь допускает зло?», он отвечал на этот вопрос следующей историей.

Давным-давно в Египетской пустыне жил один монах – отшельник. Иногда он ходил в Александрию, чтобы продать корзины, которые делал. Почти все полученные за корзины деньги отшельник раздавал бедным, а себе покупал только самое необходимое.

Однажды, идя в город, он задался вопросом: «Почему Господь допускает зло в жизни людей, если Он – Добрый, Справедливый и Всемогущий?» Его ум возмущался от того, что он видел так много несчастья и скорби, когда в последний раз был в городе.

По дороге ему встретился другой монах, тоже идущий в Александрию. Они разговорились, и он рассказал попутчику о своих терзаниях. Видя, как взволнован отшельник, монах утешил его и сказал, что Господь откроет ему истину, когда они придут в город, но сам он должен будет непрестанно молиться и ни о чем не спрашивать, что бы ни случилось с ними.

Отшельник обещал исполнить то, о чем просил монах, и они продолжили путь. На ночлег они остановились в одном доме. Хозяева любезно приняли и щедро угостили их. На столе стоял красивый серебряный сосуд. И вот перед тем, как отправиться спать, монах потихоньку взял этот сосуд и положил в свою котомку. Отшельник хотел было упрекнуть своего спутника, но вспомнил об обещании и ничего не сказал.

Утром они пришли к реке. Монах вынул из котомки сосуд, осенил его крестным знамением и опустил в воду.

К обеду путники добрались до другого селения. Их пригласили на трапезу в один из домов. Когда они уходили, во дворе залаяла собака. Монах убил ее. Тут из дома выбежал мальчик и принялся кричать. Спутник отшельника схватил его за правую руку, дернул и сломал, а затем спокойно продолжил свой путь. Возмущенный отшельник хотел было высказать ему все, что думает, но вспомнил о своем обещании и снова промолчал.

Когда стемнело, монах и отшельник решили заночевать в полуразрушенном доме, но в нем, как оказалось, жили дети. Их родители умерли, и некому было о них позаботиться. Путники провели тут ночь, а утром, прежде чем уйти, монах взял горящее полено из печи и поджег этот дом. И вновь отшельник возмутился, но опять ему пришлось промолчать.

Они пришли в третье селение. Там стоял разрушающийся храм, но все-таки в него еще можно было зайти, чтобы помолиться. Монах взял камень и бросил его в окно церкви – оно разбилось. Затем повел своего удивленного собрата в харчевню. Зайдя, монах сделал три земных поклона. Отшельник уже смирился со странными поступками своего спутника и только молился.

В последнюю ночь путников пригласили переночевать в дом на опушке леса. Тут жила молодая семья, у которой не было детей. Утром хозяева отправились работать в поле, а путники продолжили свой путь. Но вдруг монах вернулся и поджег и этот дом.

Наконец-то они добрались до Александрии. Отшельнику не терпелось понять суть того, что случилось с ними по пути в город. И он спросил своего спутника:

– Скажи мне наконец, кто ты такой?

– Я Ангел! – ответил тот ему.

– Какой же ты Ангел?! – возмущенно произнес отшельник. – Ты сущий диавол! Только демон может совершать все те мерзости, которые ты делал. Все время на гостеприимство этих добрых людей ты отвечал черной неблагодарностью. Ты был вором, поджигателем, убийцей, святотатцем. А еще носишь монашеские одежды!

Я – Ангел, и послан дать ответ на мучающий тебя вопрос, почему Господь совершает зло

– Ты заблуждаешься, – спокойно отвечал попутчик. – Я действительно Ангел. И послан к тебе потому, что Господь увидел твои терзания и захотел ответить на мучающие тебя вопросы. Я знаю, ты хочешь узнать, почему я все это сделал. Начну с самого начала.

Почему стащил сосуд? Я отвечу тебе: его украл дед хозяина из одного монастырского храма, и из-за этого святотатства три поколения этого рода были наказаны болезнями и другими недугами. В знак благодарности за гостеприимство я решил избавить их от этого наказания. Осенил сосуд крестным знамением и опустил в реку. Туда придут монахи стирать свои вещи, найдут его и возвратят в свою обитель.

Я знал, что та собака уже бешеная. Она искусала бы своих хозяев, и потому я убил ее. А их сыну сломал руку, потому что предвидел: повзрослев, он стал бы разбойником. А с такой больной рукой не очень-то поразбойничаешь.

Почему я поджег дом детей? Эти дети без заботы о них вскоре бы умерли, а теперь на пожарище они найдут спрятанное их родителями серебро и смогут поехать в Александрию к своему дяде-епископу – он позаботится о них. Когда вырастут, мальчики станут священниками, а девочки выйдут замуж.

Люди дела Божии воспринимают как скорби, а Господь так поступает только ради добра и их исправления

Знаю, что ты недоумеваешь, почему я бросил камень в церковь и поклонился в харчевне. Я увидел, что демоны пляшут у церковного окна, и этим камнем прогнал их. Тот храм скоро отремонтируют. Как раз в харчевне один богатый купец обещал священнику, что оплатит все расходы по ремонту храма. Поэтому я поклонился ему.

И наконец, о последнем доме. Я поджег его, чтобы избавить молодую семью от проклятия бездетности. Ранее супруг заключил нечестную сделку и на вырученные деньги построил свой дом. Поэтому у них и нет детей. Я вижу, что он кается в своем поступке и не знает, как избавиться от своего жилья. Теперь он построит более скромный дом, но на честно заработанные деньги. И Господь благословит их детьми.

Ты понял? Во всем проявляется Божие милосердие к людям, но они этого не видят и не могут уразуметь. Господь никогда не совершает зла. Но люди Его дела воспринимают как несчастья и скорби, а Господь так поступает только ради добра и их исправления. Поэтому не смотри на внешнюю сторону, а постарайся во всем видеть Божию всесправедливость.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевел с болгарского магистр богословия Виталий Чеботар

Православен Свят

24 апреля 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Не суди Не суди
Александр Богатырев
Не суди Не суди
Многослойная история о премудром Промысле Божием
Александр Богатырев
Мы забываем о Промысле Божием, а по Промыслу Божию и беда может обратиться благом. Вот и вышло: не будь этой злобной проводницы, безутешная мать, скорбящая о сыне-самоубийце, не получила бы нужного совета и надежды.
О трех деревьях, мечтавших стать большими и крепкими О трех деревьях, мечтавших стать большими и крепкими
Притча
О трех деревьях, мечтавших стать большими и крепкими О трех деревьях, мечтавших стать большими и крепкими
Притча
Нам надо мечтать. О хорошем. И не забывать, что дела часто идут не так, как мы хотим, но Бог всё устраивает гораздо лучше, чем мы можем себе представить.
Лекция 3. Почему в мире есть зло? Лекция 3. Почему в мире есть зло?
Прот. Андрей Ткачев
Лекция 3. Почему в мире есть зло? Лекция 3. Почему в мире есть зло?
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Ткачев
3-я лекция «Почему в мире есть зло?» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ»
Комментарии
Татьяна23 мая 2019, 13:22
Ответ Ольге (про невинных в концлагере):
Ольга, есть книга Виктора Франкла "Психолог в концлагере". Автор сам прошёл через это страшное испытание и сделал интересные наблюдения: некоторые полицаи иногда вели себя более человечно, чем некоторые заключённые по отношению к своим же. Есть о чём задуматься.
Катерина 7 мая 2019, 18:16
Сагань Сергей, конечно, помогать ближнему, если есть возможность. В конце концов Ваше внезапное появление в минуту кризиса у ближнего и умение грамотно спасти того тоже часть Промысла, разве нет?
Сагань Сергей 7 мая 2019, 13:26
В этой притче, есть момент, когда Ангел ломает руку мальчику, предотвращая его от пути разбойника. Но если бы мы просто посмотрели на ситуацию со стороны, то увидели бы страшную картину -- взрослый мужчина калечит ребенка. И я думаю что любой нормальный человек, попытался бы остановить это злодеяние. у меня вопрос -- если я увижу, что происходит что-то ужасное (насилие, грабеж, пожар), как мне понять, что это во благо и никого спасать не надо? Или я должен помогать в любом случае, даже если это идет вразрез с Божественной волей.
Константин 5 мая 2019, 15:10
Константин, тёзка дорогой, да всё просто на самом деле. Из всей цепочки событий Вы взяли только одно и приписали именно этому событию весь промысел Божий в целом, поэтому и непонятно Вам. Например: своровал деньги, построил на них дом, дом сгорел, построил дом на честные. Берём из этой цепочки первое (своровал деньги, оставив в нищете оброваннных) и возмущаемся о несправедливости такого промысла Божия. Но ведь своровал-то вор по своей воле, а вот сгорел дом после уже по промыслу Божию. Так и в Вашем примере с притоном. Не надо приписывать любому греховному деянию человека всю глубину промысла - оставьте место и проявлению свободы воли человека. А вот как потом будут разворачиваться события..
Иулия 4 мая 2019, 11:22
Все суды Господни - милость и истина!
Вспоминается молитва пр. Серафима Вырицкого " От Меня это было"
Ирина 1 мая 2019, 18:35
Дарья30 апреля 2019, 17:57

Конечно, Дарья, именно так и было бы. Вам же виднее чем Богу.
Удивляюсь я людям, им нравоучительную притчу рассказали, а они все равно своим мудрствованием занимаются, так как глубоко уверенны в том, что человек значительно мудрее Бога.
Дарья30 апреля 2019, 17:57
А давайте подумаем логически? Искалеченный мальчик наверняка не смог бы честно трудиться, а это значит - стал бы нищим. Жизнь была бы тяжелой, его гнобили бы за его увечье (времена-то древние,темные, нетолерантные), наверняка его выгнали бы из дома,чтоб не кормить лишний рот. Итак, идем дальше: обозленный на людей мальчик с большей вероятностью примкнул бы к разбойникам, а то и вовсе мог стать убийцей,мстя всему роду людскому за свои невзгоды.

катто30 апреля 2019, 11:08
Константин, могу привести пример, конечно, не такой ужасный, как изнасилование ребенка - моя младшая сестра - инвалид - ДЦП, я много думала, за что и почему она так мучается.. и в какой-то момент поняла, что, скорее всего это дано для исправления нас, взрослых - ведь и родители стали совсем другими и я по-другому смотрю на жизнь..отец проявил малодушие, а мама отбросила все и погрузилась в жизнь сестры..прочитайте стих - мать тереза - там есть слова - душа ее в безопасности, а тело все равно умрет.. Бог создает для каждого человека лучшие условия для исправления его пути, а уж как человек себя поведет - пойдет по нему или нет - это и есть свобода выбора..
Андрей29 апреля 2019, 10:12
Еще такой момент который помогает понять страдания или смерть невинных: собственно, целью жизни православного человека является спасение души для вечной жизни. Вера в вечную жизнь и бессмертие души - одна из основ православной веры. Так почему же удивляет нас смерть невинных в земной жизни? Ведь они закончив земную жизнь - обрели жизнь вечную. А их страдания раскрыли милосердие в душе их близких.
Миллионы погибших на войне так же можно объяснить. Они погибли не просто так - это была борьба со со злом - фашизмом. Погибнув, они спасли целые поколения людей, и опять-таки погибло тело, но не душа.
Ольга27 апреля 2019, 17:12
А как понять и принять миллионы убитых людей в концлагерях в ВОВ?
Андрей27 апреля 2019, 16:37
"Кого Бог любит, того Он и наказывает" - многим известно. Способы и методы наказания(вразумления) разные, зависят в основном от внутреннего состояния человека. Воспринимать испытания(искушения), которые приходят в нашу жизнь нужно с пониманием, что мы не оставлены, что о нас идет попечение. Как говорится: "Бойтесь благополучия, благодарите за испытания(скорби), ибо только через них можно достичь Царствия Небесного". Многими скорбями достигается врачевание душевных язв(грехов) если мы не каемся должно. Воспринимать это надо спокойно и осознано. Храни всех Господь! С наступающей Христовой Пасхой всех поздравляю!
Наталия 27 апреля 2019, 15:12
Для Константина. Господь открывает нам то, что в первую очередь нужно для спасения, и еще что мы можем понять здесь в земной жизни. Человек не может постигнуть все Божии дела и намерения, так как Господь выше и каждого из нас, и всех вместе взятых. Бог не обязан давать нам отчет обо всех Своих путях. Ведь и в семье родители не отчитывается перед детьми за каждый свой шаг. И первоклассник не может стать на один уровень с профессором. В Вашем примере молитва за этого человека ему нужнее всего. А в земной жизни не понимать определенные вещи – это нормально. Мы и себя до конца не знаем. А Господь и так сделал для нас все возможное и обещает будущем дать все ответы (см. от Иоанна, 16:23).
Константин27 апреля 2019, 11:13
Катерина, я не заявляю, что знаю наверняка кто спасется, а кто погибнет.Но наша вера учит что ведет к спасению, а что к погибели.Пример со сломанной рукой охватывает лишь малую часть реальной жизни.Это как посмотреть на вселенную в замочную скважину.Сломали руку - пострадало тело.И возможно уберегло человека от разбоя в будущем.Ок.Но вот другой пример: изнасиловали ребенка.Тело могло и не пострадать вовсе, а вот душа изувечена.Ребенок станет воспринимать людей как врагов, бояться их и ненавидеть.Может окажется сломлен и станет не человеком, а забитой овцой.Вполне может потерять веру в добро.Так от чего убережет ребенка такое надругательство?Чем оно будет ему полезно?
Александр26 апреля 2019, 09:12
Божий промысел видеть человеку не дано. Есть люди святой жизни, которым он открывается. То что человеком (простым, грешным, дебелым, ослепшим от греха)воспринимается как зло, на самом деле во благо, во спасение души заблудшей, в удержание от большего греха. Пример. У одной дамы начали выпадать волосы. Она естественно стала расстраиваться и горевать по этому поводу. А потом она сама поняла, что таким образом Господь уберег ее от блуда, потому как с указанной проблемой было не совсем до этого. И таких примеров масса. Часто Господь попускает человеку грех, удерживая его от еще большего греха, а иногда от богоотступничества и подобных страшных вещей. В общем, проблема ВСЕГДА в нас самих.
Катерина 25 апреля 2019, 23:37
Константин25 апреля 2019, 17:47 - вообще-то ответ на Ваш п.1 пример из притчи с тяжелой трамвой мальчика, оставшегося навсегда беспомощным инвалидом со сломанной рукой. Просто спроецируйте на Ваш пример. Вы же способны заметить только сломанную руку и ЗАТЕМ уже озлобленного несчастного мальчика, ставшего таким из-за сломанной руки, как Вы думаете, а не расположенного уже сердечно к плохим делам на момент нанесения ему трамвы. Ну а кто спасется, а кто нет в Вечности? Кто может предерзостно заявить, что как раз он и есть такой человек, видящий и прошлое, и будущее , и сердце другого человека? Вы же с большой уверенностью именно это и заявляете.
Константин25 апреля 2019, 17:47
Катерина, что меня прикалывает - это то, что все ответы начинаются с п.2
А по п.1? Вот отдали мерзавцы ребенка в бордель - вышла духовно изуродованная, обозленная, не способная на человеческую жизнь женщина. Прожила корявую жизнь, умерла.
Где здесь наказание? За что? За грехи предков? Этого не допускает даже грубое людское правосудие. БОльшая слава? Вы серьезно? Где она будет после смерти? Умерев обозленной, неужели в раю?
Василий25 апреля 2019, 15:55
В самое сердце... спаси Бог!
Ирина25 апреля 2019, 14:53
Спасибо за интересную статью помоги и вразуми нас Господь!!!
Александр25 апреля 2019, 11:21
Великий был старец. Великая Благодать БожиЯ была на нём. Старец сказал истину. Аминь. Неисповедимы пути Господни. Аминь.
Роман25 апреля 2019, 09:44
Троица Святая Слава Тебе!!!
Господи помилуй нас грешных, и не разумных.
Татьяна25 апреля 2019, 09:23
Алексей, 24 апреля 2019, 10:19 Алексей, спасибо за слова аввы Исаака!
Катерина 24 апреля 2019, 23:35
По поводу испытаний святые отцы учат, что даются они или в качестве наказания, или к бОльшей славе. Тут речь о конкретных проступках и соответствующих им наказаниях. Константин, как мне представляется, в притче идет речь об обределенном вопросе Создателю и случаях, иллюстрирующих ответ именно на этот вопрос. Если б вопрос отшельника касался б границ ну например непротивления злу насилием или формы наказания, то и люди, и действия спутника отшельника были бы другие. Мы ж не сиамские близнецы и не воруем из монастырей серебрянные предметы религиозного культа массово (к счастью). Думаю, что найти в округе индивидуальные примеры, соответствующие любому вопросу отшельника не оставило бы труда.
Татьяна24 апреля 2019, 23:26
Спасибо за поучительную интересную притчу. Константин, мы же не Ангелы, поэтому, если это в наших силах, нельзя проходить мимо, а надо менять видимую негативную ситуацию по закону Любви ,я так думаю.
Ааа24 апреля 2019, 21:17
Константин, во всём есть наш выбор. Притча о сверхъестественном существе, а мы должны сами выбирать между добром и злом соответственно своему пониманию. И да, мы можем ошибиться. Такова цена свободы. Нас могли бы на поводочке, не спрашивая никакого согласия, вести по жизни. Но разве были бы мы тогда "по образу и подобию" свободны?
Константин24 апреля 2019, 17:27
Весьма спорно.
1. Есть огромное число случаев, когда несчатья, поругания, зло ломали людей, превращая их в озлобившихся человеконенавистников. Автор хочет сказать, что в противном случае вышло бы еще хуже? Может и так, но это совершенно бездоказательно.
2. Т.е. если видишь зло, не противься ему? Избивают старика отморозки - проходи мимо, не противься Провидению. Может и старику, и отморозкам это к добру? Странная мысль
3. В последнем абзаце сначала говорится о милосердии Божием, и почти сразу об этом же как о всесправедливости Божией. Но милосердие как правило противно справдливости. Может погрешности перевода?
24 апреля 2019, 16:03
Очень интересная история.Вывод такой-следи за своими поступками и мыслями и не осуждай никого кроме себя.
Иоанна24 апреля 2019, 15:47
Замечательная притча!
Но скорее не точный перевод "постарайся во всем видеть Божию всесправедливость". Святые отцы говорят, что если бы Бог был справедлив, нас бы уже никого не было...
Бог - всемилостивый и любящий к нам грешным и немощным людям...
р.Б.Алла24 апреля 2019, 12:11
Как же все промыслительно!Нам еще расти и расти до понимания Промысла Божьего о нас,грешных!
Алексей24 апреля 2019, 10:19
Всё, что считает Он полезным для нас,то и совершает с нами, приносит ли это страдание или доставляет облегчение, причиняет радость или боль,бывает ли чем-то незначительным или славным: всё это направлено к ЕДИНОМУ ВЕЧНОМУ БЛАГУ...Исаак Сирин (2 том 39,3)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×