Православный календарьПравославный календарь
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».

Слово на заседании Высшего Церковного Совета 17 апреля 2019 года

17 апреля 2019 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

    

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Сегодня в повестке дня — обсуждение перечня памятников церковной архитектуры, требующих неотложных мер по консервации и реставрации. Есть и другие вопросы, которые надлежит рассмотреть, но я бы хотел сделать акцент именно на этой теме, так как вокруг использования Церковью памятников архитектуры в прессе нередко разворачивается не слишком добропорядочная и не всегда корректная полемика. Поэтому важно изложить наше понимание этой темы, и надеюсь, что сегодня, заслушав экспертов по данному вопросу, мы сможем сделать соответствующие выводы.

Тема сохранности церковного наследия стала занимать заметное место в нашей церковной повестке дня. Действительно, нам переданы в пользование памятники архитектуры, и мы вполне осознаем свою ответственность за их сохранность. Эту ответственность мы разделяем с профильными государственными органами и с экспертным сообществом.

Культура народов исторической Руси веками созидалась на православном духовном базисе. Без вдохновенной веры немыслимо появление мировых шедевров, таких как «Троица» Андрея Рублева, церковь Покрова на Нерли и многие другие. В своем сердце, просвещенном христианской верой, наши великие соотечественники черпали духовные силы, позволяющие создавать произведения искусства. Но еще раз хотел бы подчеркнуть: создавались не музейные экспонаты, а места молитвы и предметы для священного почитания. И, конечно, творчество мастеров было не только связано с приложением эстетических чувств, знаний, опыта, умений, но и вдохновлялось глубокой верой и пониманием того, что создаваемые храмы, иконы будут в первую очередь святынями нашего народа и предметами религиозного почитания.

Мы прошли скорбный путь отрицания веры, ее культурообразующего значения, и знаем, чтО в результате всего этого произошло. Руку гонителей не остановил тот факт, что перед ними — памятники архитектуры, шедевры искусства, но, движимые идеологической ненавистью к вере и Церкви, они разрушали и подвергали поруганию все то, что сегодня объявляется памятниками и защищается государством, вокруг чего сегодня нередко возникает, как я уже сказал, не вполне объективная дискуссия, связанная с отрицательной оценкой роли Церкви.

Представители культурного сообщества сыграли большую роль в сохранении всех этих памятников, но еще раз хочу сказать: воздавая должное подвигу ученых, искусствоведов, художников, реставраторов, мы одновременно не можем забывать и отодвигать на второй план то обстоятельство, что специалисты, реставраторы трудились над объектами, которые создавались замечательными нашими художниками как предметы религиозного почитания.

Люди старшего поколения помнят, как священника в рясе могли не пустить в храм, объявленный памятником архитектуры. Вот так меня не пустили когда-то в храм Ферапонтова монастыря, где сохранились известные фрески. К сожалению, никакие ссылки на то, что я приехал из Ленинграда, что у меня не будет иной возможности посмотреть, потому как теплоход скоро уйдет, не повлияли на женщину, которая перед моим лицом закрыла двери храма. Вот такое личное воспоминание, но оно отражает атмосферу, в которой мы тогда жили, и отношение, с которым мы порой сталкивались, в том числе со стороны хранителей культурного наследия, созданного нашими благочестивыми предками. А в результате такой политики сохранения ценностей в советское время многие замечательные памятники архитектуры и изобразительного искусства оказались в тяжелейшем состоянии, порой на грани уничтожения.

Люди, мало знающие Церковь, подчас распространяют мифы об опасности, которая якобы связана с возвращением святынь верующим. Как будто не было столетий, когда Церковь создавала и берегла эти святыни, дожившие до наших дней благодаря жертвенным трудам многих поколений! Возвращение Церкви объектов религиозного назначения — это восстановление справедливости, залечивание ран, нанесенных богоборческим временем. Передача Церкви храмов и монастырей происходит после предоставления текущим собственникам альтернативных помещений. Вопреки ложным утверждениям на улицу никого не выкидывают, многие организации получают подчас здания, более приспособленные для их целей; музейная деятельность на церковных объектах никогда не прекращается.

Говорю сейчас об этом именно потому, что иногда только слух о том, что какой-то объект передается Церкви, сразу приводит к недобросовестной дискуссии, в центре которой — обвинения Церкви в том, что она якобы выкидывает объект культуры на улицу, что она мешает работе культурных институций и т.д. Еще раз хочу сказать: Церковь никого не выкидывает и никому ничем не мешает. Она настаивает на том, что религиозная деятельность на объектах культурного наследия может сочетаться с научной, исследовательской, искусствоведческой деятельностью — без всякого ущерба как для религиозной, так и для научной деятельности. Сейчас на обсуждение вынесена концепция закона о культуре, которая, конечно, содержит много дискуссионных положений; но в проекте есть одна очень важная мысль — приравнивание культурной деятельности к сфере услуг приводит к неуклонному вытеснению культурной деятельности из сферы ответственности государства в область чисто рыночных отношений и формирует у граждан потребительское отношение к культурным ценностям. Надеемся, это искажение будет окончательно исключено из нашей жизни.

Церковь призывает к объединению усилий с деятелями культуры в общем деле заботы о нашем наследии. У каждого в этой работе есть своя роль. Профессионалы от культуры могут сохранить памятник, но только Церковь может наполнить его жизнью. Без возвращения религиозной деятельности в храмы, монастыри, которые являются памятниками архитектуры, но были в советское время закрыты, поруганы и в значительной мере разрушены, они будут представлять собой мертвые экспонаты. Не для того наши благочестивые предки создавали храмы, монастыри, писали иконы и т.д. Поэтому мы выступаем за сочетание религиозной деятельности с научной, исследовательской, экскурсионной деятельностью на объектах, которые являются местами паломничества, религиозного поклонения и одновременно могут быть предметами научного исследования и работы музейного сообщества.

Такова позиция Церкви, и я бы очень хотел, чтобы она была принята нашим информационным миром, с тем чтобы продолжающиеся до сих пор спекуляции вокруг позиции Церкви относительно возвращаемых ей культурных ценностей более не сопровождались недоброкачественной дискуссией и недобросовестными выводами.

Рейтинг: 10 Голосов: 40 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×