Псалтирь: поэзия вне времени

Иеромонах Серафим (Баранов)

Источник: Православие и современность

    

Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова).

— Почему Псалтирь так широко используется в богослужении и домашней молитве? Раньше ведь даже читать учили по Часослову, основное содержание которого тоже составляют псалмы…

— На Псалтири строились богослужения еще Ветхозаветной Церкви, и христианская Церковь переняла эту основу. Я думаю, что на распространенность этой книги повлияло еще несколько факторов. Слова псалмов усваиваются человеком легче, чем, скажем, строки других книг Ветхого Завета, которые являются более твердой пищей для человеческого ума. И не только усваиваются, но и запоминаются — за счет своей образности и скрытой поэтической формы. И кроме того, многое в псалмах приходится человеку по сердцу, потому что это ветхозаветная поэзия, в которой заключено очень много чувств, эмоций и символов. В них отражен внутренний мир человека: мы видим покаяние, благодарность, радость, печаль и другие переживания, созвучные нашим.

— Но еще мы видим такие эмоции, как гнев, ярость и даже проклятия… Вот, например, слова 108‑го псалма (6–10): «Поставь над ним (речь идет о враге. — Авт.) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Как же так, ведь наша религия — это любовь и прощение? Не нужно ли убрать это из Псалтири, чтобы люди не смущались?

— Такая точка зрения — что надо эти псалмы убрать — озвучивалась представителями некоторых западных христианских деноминаций. Думаю, что это подход неправильный. Ветхозаветный закон был явлен в другом историческом контексте, в нем существовал принцип равного воздаяния — «око за око, зуб за зуб», поэтому подобное содержание объяснимо. Просто нужно понимать, что это время давно прошло. Человек новозаветный должен примерять эти смыслы не к окружающим людям, а к врагу рода человеческого, воспринимать эту беспощадность по отношению к своим страстям и грехам. Полагаю, что большинство сегодняшних православных христиан это понимает. Меня, например, никогда не смущали такие псалмы. Скорее это может смутить не верующих, а людей суеверных, живущих с полумагическим сознанием.

— Почему по усопшим читают именно Псалтирь?

— Потому что человек утешается этой молитвой, слова псалмов имеют такое духовное действие. Человек может даже не до конца понимать смысл, заключенный в этих словах, а сердце будет чувствовать и откликаться. Поэтому, кстати, Церковь предписывает читать Псалтирь над усопшим именно его близким родственникам — они более всего нуждаются в утешении. В советское время, особенно в деревнях, приглашали «читальщиц» — бабушек, которые еще помнили, как нужно молиться, но сейчас эта традиция уходит в прошлое, и это правильно.

— Но некоторые люди говорят: «Зачем я буду читать то, что не понимаю, какая мне от этого польза?», и возразить логически на это трудно. А известное выражение «Ты не понимаешь, зато бесы понимают» и отходят от искушаемого человека — это аргумент не для всех.

— Я думаю, что нет человека, который бы читал псалмы и совсем ничего не понимал, даже если речь идет о человеке нецерковном. Конечно, иногда встречаются выражения, которые современникам незнакомы, и нам приходится догадываться об их значении, опираясь на свое знание русского языка. Возможно, эти догадки не всегда будут правильными. У меня, например, был случай такой: я читал на клиросе, еще до семинарии. В девятой кафизме есть такие слова: ниже сведет о мне ровенник уст своих (Пс. 68, 16), после службы ко мне подошла прихожанка и спрашивает (как потом оказалось, с целью меня «проверить»): «А что значит эта фраза?». Я подумал и ответил, как понимал: «Да не скажет обо мне плохо мой ровесник». Тогда женщина сказала, что мой ответ неверный, и посоветовала обратиться к словарю. На мое удивление оказалось, что «ровенник» — от слова ров — это колодец с водой, и в целом выражение означает: «да не закроет надо мною колодец своего отверстия». Сейчас, в наше время, книги более доступны, и всегда можно при желании заглянуть в перевод псалмов. Есть перевод синодальный, есть перевод П. А. Юнгерова, есть церковнославянские словари, есть Псалтирь с изъяснением святых отцов — словом, все средства для того, чтобы понять слова псалмов не поверхностно, а постепенно постичь всю глубину этой сокровищницы и молиться с пониманием, у нас имеются.

— Почему Псалтирь преобладает в великопостном богослужении?

— Исторически так сложилось, что Великий пост был временем интенсивной подготовки (катехизации) оглашенных к принятию Крещения в Великую Субботу. Для их назидания Церковь избрала именно книги Ветхого Завета: Бытия, пророка Исайи, Притчей Соломона, Исхода и Иова, которые в своей сущности являются путем, ведущим ко Христу, и основанием Нового Завета. Не была забыта и Псалтирь, слова которой звучат, как призыв к раскаянию, к осознанию человеком своей крайней слабости и глубокой греховности.

— В Псалтири мы видим Бога то впадающим в ярость, то печалящимся, и даже такое сравнение можно встретить: «И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина» (Пс. 77, 65)… Что это за портрет Господа рисуют нам псалмопевцы? И как это совместить с тем, что многим известно еще с воскресной школы: Бог есть Дух бесплотный, и нет в Нем никакой перемены…

— Это явление называется антропоморфизмом: Бог условно наделяется свойствами человека для того, чтобы Его действия стали человеку понятны. Человек познаёт мир через себя. Это касается как внешних форм, так и внутренних явлений, чувств. Мы не можем постичь совершенство Божие, поэтому Псалмопевец проявляет снисхождение к человеческому разуму и использует такие инструменты.

— Есть такой вид молитвы, как Неусыпаемая Псалтирь — она читается круглосуточно сменяющими друг друга чтецами. Старец Иероним Санаксарский говорил, что «это как огненный столп до неба», и еще много подобных определений можно услышать. Действительно ли сила этой молитвы такова? И почему это такая редкая треба? В нашем немаленьком городе только в Свято-Алексиевском женском монастыре можно заказать такое поминовение.

— Она редкая, потому что требует значительных физических ресурсов. Например, у нас в Свято-Никольском мужском монастыре г. Саратова — двенадцать человек братии, все силы и время которой уходят на совершение ежедневного уставного богослужения, монастырские и иные послушания, и для совершения такого чтения пока нет возможности. Само явление Неусыпаемой Псалтири удивительно потому, что основано на желании человека уподобиться ангелам, непрестанно восхваляющим Бога. Однако, говоря о силе такого рода чтения Псалтири, необходимо понимать, что она состоит не в механике и магии. Сила молитвы в меньшей степени зависит от каких-то конкретных слов или частоты их произношения и в большей степени — от веры человека, от осознания им того, к Кому он обращается, от включенности его ума и сердца в смысл того, что читается.

— На Ваш взгляд, не велика ли пропасть между сегодняшними христианами и современниками Псалмопевца? Так ли надо обращаться нам к этим не всегда понятным и невероятно далеким от нас по времени создания молитвам?

— А что, современный человек не гневается, не раздражается, не печалится, не восхищается премудростью Божией? Меняется внешнее — времена, эпохи, цивилизации, а состояние души человека, движение его мысли остаются прежними. И поэтому Псалтирь, отражающая внутренний мир, содержание сердца, как ни одна другая книга будет всегда современна.

Газета «Православная вера» № 07 (627)

Иеромонах Серафим (Баранов)
Беседовала Светлана Попенко

Источник: Православие и современность

25 апреля 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×