Об истоках Победы в Великой Отечественной войне рассказывает старейший насельник и духовник московского Донского монастыря – иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Церковь, конечно, в согласии с апостолом, «с плачущими плачет», а «с радующимися радуется» (ср. Рим. 12, 15). Современники Победы хорошо помнят радостное облегчение и ликование, когда война кончилась. Но истинный, глубинный смысл событий тех лет только с течением времени, с годами, стал постепенно, с трудом, проясняться в их сознании. Особенно это относится к тем, а таких было большинство, кто тогда исповедовал советское обезбоженное мировоззрение. И только на путях обретения веры постигался промыслительный смысл бедствий, вырабатывалось правильное отношение к победам и поражениям…
На этом созерцании действия Промысла Божиего должно основываться и наше отношение к событиям ВОВ…
В начале кинофильма «Крест против свастики», выпущенного «Православной энциклопедией», говорится:
«В воскресенье 22 июня 1941 года, когда германские армии вторгаются в пределы СССР, наша Церковь отмечает День всех святых, в земле Российской просиявших. Лето 1941-го – середина т.н. Пятилетки безбожья. Несостоявшейся. Прерванной войной. В планах Совнаркома и ВКП(б) на это время стоит цель окончательно закрыть религиозный вопрос на территории СССР. К 1943-му году в стране не должно было оставаться ни одного действующего храма, ни одного действующего священника. Война, пусть на время, но заморозит эту статистику и остановит смертельную схватку Государства и Церкви в СССР. Более того, она станет поводом для начала движения двух непримиримых, как это было еще совсем недавно, врагов навстречу друг другу…».
К зрителю с экрана обращается владыка Филарет, Митрополит Минский и Белорусский:
‟Как относиться к войне? Как ее оценивать? Это – Промысл Божий. Мы судить о нем не можем. Всякое испытание – оно дается для духовного и нравственного совершенствования. Посылается. Поэтому и это испытание – оно было таким явлением… поучительным. Безусловно”.
Как говорили наши благочестивые предки при нашествии иноплеменников, – попущением Божиим за грехи наши пришло это бедствие…».
И далее в фильме:
«22 июня 1941 года тогдашний глава Русской Православной Церкви Митрополит Сергий Страгородский обращается с посланием к верующим и благословляет их на защиту священных границ Родины: ‟Господь нам дарует победу!”»
Иосиф Сталин лично обращается к стране 3 июля. В качестве одного из приветствий он выбирает церковнославянское ‟братья и сестры”…
Красная Армия в это время терпит одно поражение за другим. Солдаты вермахта меряют захваченные территории сотнями, даже тысячами километров…».
Такое стремительное, молниеносное (Blitzkrieg) продвижение немецких войск было причиной нескольких случаев, когда эшелоны с невооруженными новобранцами, прибывшие в пункт назначения, попадали, так сказать, «тепленькими» в руки неприятеля. Поскольку этот пункт назначения к моменту прибытия поезда находился уже за линией фронта. Пассажиры этих злополучных поездов поголовно уничтожались эсэсовцами. По радио и в газетах об этом позоре не сообщалось, это было известно лишь органам НКВД. Нацисты действительно поголовно уничтожали этих несчастных, видимо, недоумевая, в какую графу следует вносить внеплановых пленных, попавших им в руки не в ходе сражения, а столь удивительным, непредвиденным и нелогичным способом…
Вот рассказ одного чудом уцелевшего очевидца.
«Всех выгрузили из вагонов и построили в колонну. Потом отделили от колонны небольшую партию и заставили копать яму. Когда работа была закончена, землекопов построили на краю ямы и расстреляли из автоматов. После этого остальных тоже стали планомерно, партиями подводить к яме и уничтожать.
Мне тогда было 19 лет, и очень не хотелось умирать. Вообще я как будто ничем не отличался тогда от своих сверстников-комсомольцев – как и они, считал себя безбожником. Но тут перед моими глазами происходило нечто такое, что потрясало и переворачивало сознание. Я увидел, что от людей ждать помощи было нельзя. Ни от своих, ни от немцев. От своих ждать помощи было нельзя, потому что они были настолько сами беспомощны, что являли жалкое зрелище. Им тоже было по 19–20 лет, они тоже очень не хотели умирать, до такой степени, что, обливаясь слезами, падали на колени, протягивали дрожащие руки к своим палачам, умоляя о пощаде (По всей видимости, они вели себя подобно главному герою фильма «Остров», которым в сходной ситуации полностью овладел животный инстинкт самосохранения, и он всем готов был пожертвовать, лишь бы остаться в живых. – Прим. о. В.Г.). От немцев ждать помощи было нельзя, потому что, никак не реагируя на все эти мольбы и рыдания, выполняя команду ритмично и бесчувственно, они настолько уподобились машинам, что это вызывало полнейшую уверенность в отсутствии у них сердца, способного отозваться на чье-либо страдание. Более того, их презрение к малодушию врага как бы оправдывало в их собственных глазах эту безжалостность и жестокость. От людей ждать помощи было нельзя. Можно было ждать помощи только от Бога. Я ухватился за эту мысль, как утопающий за соломинку. Вспомнил, как перед Казанской иконой Божией Матери теплилась лампада. Мама молилась, и я, еще младенец, находясь рядом, приобщался к ее молитвенному состоянию. Оно мне было знакомо.
Можно было ждать помощи только от Бога. Я ухватился за эту мысль, как утопающий за соломинку
Начал молить Бога, чтобы Он оставил меня в живых. Настолько ушел в молитву, что перестал замечать окружающее, не только не видел того, что происходит вокруг, но даже не слышал автоматных очередей, которые не прекращались.
Очнулся я от того, что меня расталкивали в плечо. Передо мной стоял немецкий офицер, который сказал: ‟Иди в тот дом. Туда приехал генерал. Будешь там прислуживать”. Я повиновался. Таким образом, мне, единственному из всего эшелона, выпало остаться в живых.
Потом был Бухенвальд. Потом – репатриация»[1].
В приведенном рассказе, когда молодой человек понял, что ждать помощи от людей бессмысленно, и взмолился Богу, перед нами удивительный, знаменательный случай, в котором, как в капле воды, можно видеть весь масштаб национальной трагедии. Отречение от Бога, кощунство, поругание святыни привело к беде, гибели миллионов в советских концлагерях, на войне, с ее огромными, часто бессмысленными потерями в живой силе, поскольку был, например дефицит опытных командиров, уничтоженных в самый канун этой войны. В том числе и вот такая удивительная гибель этой несчастной молодежи, принадлежащей к поколению комсомольцев-кощунников. Не веруя в Бога, они ждали милости только от людей. И стоило одному из них вспомнить о Боге, как тут же происходит чудесное избавление…
Мы живем в Богом хранимой и спасаемой стране. И нам, в общем, легче понять насущность Божиих заповедей – именно потому, что на нашу страну и народ из-за нарушения оных обрушились чрезвычайные бедствия в короткие исторические сроки. Богатым и благополучным народам их труднее понять. Как богатому – войти в Царство Небесное. Однажды в нашей Донской обители служил митрополит Американский Феодосий, который в своем слове, обращенном к молящимся, сказал:
«Помолитесь о моих соотечественниках – они такие материалисты. Они говорят: ‟Все есть, зачем еще Бог?”»
А мы-то знаем, зачем Бог. Ибо мы богаты «отрицательным» опытом…
Победу, которую мы чудом одержали, с неисчислимыми потерями, только с помощью Божией, благодаря предстательству Божией Матери, молитвами таких угодников, как Серафим Вырицкий, Митрополит Гор Ливанских Илия и другие, – эту победу мы приписали себе, Сталину и своим лучшим в мире танкам, пушкам и «катюшам»…
У многих такое рассуждение вызовет протест. Они скажут: неужели все неимоверные усилия и самоотвержение людей на фронте и в тылу ничего не стоили и не имели никакой цены в деле достижения победы? Конечно, как и во всяком деле, и в данном случае было именно взаимодействие, совместное действие, сотворчество Бога и человека. Одно без другого не бывает. Человек без помощи и содействия со стороны Бога ничего не в состоянии сделать. И Господь, со Своей стороны, тоже не будет оказывать человеку Своего могущественного содействия, если не будет со стороны человека соответствующего волеизъявления и приложения всяческих стараний, употребления всех дарованных ему Богом сил и способностей. Но всегда и во всех случаях успех – не повод для гордыни, которая поистине губительна для души, ибо отталкивает спасительную и помогающую во всяком деле благодать, без которой человек не может творити ничесоже (Ин. 15, 5).
Человек без помощи и содействия Бога ничего не в состоянии сделать
Да, во время этой войны имели место неимоверные, героические усилия людей, часто на пределе человеческих возможностей. Их можно было видеть. Конечно, наряду с противоположными проявлениями малодушия. С другой стороны, помощь Божия невидима, и не имеющие духовного зрения видят только одну сторону – человеческие усилия. Был такой случай. На палубу военного корабля упала бомба и сразу не взорвалась. Однако опасность ее пребывания на корабле была велика. И вот, два человека, мичман и матрос, спасая экипаж и корабль, подняли эту бомбу и бросили за борт. И лишь потом изумились тому, что они сделали – вес бомбы намного превышал их физические возможности… Вот с этим событием можно сравнить подвиг народа в Великой Отечественной войне. И победа в этой войне – величайшая милость Божия к народу, который вначале терпел поражение за поражением, был наказан небывалыми потерями за невиданное богоотступничество, кощунство и святотатство.
Оглядываясь назад, можно увидеть множество проявлений этой милости Божией, свидетельствующих о том, что Господь и с самого начала не совсем оставлял без помощи Свой народ… Эта милость Божия являла себя во многих исключительных случаях. Когда, например, создателей вооружения посещало особое вдохновение, делающее успешным их труд. И за совершенство танков, пушек и «катюш» в этой войне также надо Бога благодарить…
Нам известно несколько особенных случаев удивительной помощи Божией в этой связи.
Одному человеку накануне войны было дано «специальное задание» – закупить на фондовой бирже в Лондоне большое количество цветных металлов. Поскольку в СССР чрезвычайными темпами наращивалось производство чугуна и стали, в то время как выработка цветных металлов оставалась на уровне 1913 года. В случае войны это создавало большую опасность – дефицит легирующих элементов для танковой брони, легких сплавов для авиации, цветных металлов для производства боеприпасов и другой боевой техники. Для закупки этого большого количества заграничного товара ему была выдана небольшая денежная сумма. Поскольку государство, несмотря на изобилие чугуна и стали, не было особенно богатым…
Человек, получивший это задание, прибыл в Лондон. Пароход вошел в Темзу в день, когда англичане праздновали Троицу (Trinity Sunday). Набережные и справа, и слева были запружены народом. Горожане пришли сюда целыми семействами – с женами и детьми, и младенцами в колясках. Мужчины пили пиво, толпы в праздничных нарядах распевали народные троичные песнопения.
Это пришлось по душе и понравилось «нашему человеку», несмотря на его партийность. И некрещеность. На лондонской бирже происходило, по обыкновению, колебание цен. И с помощью Божией, он сумел угадать и сделать закупки по бросовым ценам, в низших точках кривых, изображавших колебание цен на цветные металлы. Чему сам был весьма удивлен. Конечно, он прилагал все свои старания и мастерство, но эффект явно превышал его возможности. Удивлены были и представители зарубежных фирм, когда пришли к нему в офис для оформления сделок и увидели на стене график, на котором были отмечены моменты этих закупок в нижних точках. Они не могли поверить, что у него не было подкупленных агентов в их фирмах. А потом в Кремле Микоян, увидев этот график, тоже удивился и пошутил: «Ты сначала поставил точки, а потом нарисовал кривые». За успешное выполнение спецзадания он был представлен к награде орденом Ленина, который так и не получил, поскольку представивший его к награде нарком внешней торговли был расстрелян, и все его приказы были автоматически аннулированы…
Другой случай. Один незаурядный молодой специалист, выпускник Казанского университета, в начале войны решил проблему острого «снарядного голода». Ему удалось в кратчайшие сроки произвести глубокое научное исследование, выяснившее тонкости «поведения» снаряда в пушечном стволе. Результаты этой работы позволили ему чрезвычайно упростить и удешевить технологию изготовления снарядов, при которой не потребовалась уже высокая точность замененной штамповкой токарной обработки и соответствующая квалификация рабочих, устранены термообработка и шлифовка, обогащенную добавками из цветных металлов сталь заменил дешевый чугун. Это обеспечило изобилие боеприпасов для бесперебойной активности артиллерии. Виновник этой удачи получил орден Боевого Красного Знамени и еще до конца войны стал академиком.
И подобных случаев, когда неожиданно преодолевались трудности и препятствия, было много.
Особое вдохновение посещало тогда и создателей таких песен, как «Вставай, страна огромная… Идет война народная, священная война…» – эти песни необыкновенно поднимали дух народа. Вдохновенное слово писателей, публицистов, по свидетельству самих воинов, давало им неоценимую поддержку.
Да и сам Сталин, по вдохновению, находил нужные слова для своих речей и порой нужные решения в своей роли Главнокомандующего. Да и то потому, что Господь смирил его до зела. Ибо только в смирении посещает благодать…
И, несмотря на все эти вдохновения и наития свыше, Бога догадались поблагодарить только через 65 лет… Когда в 2010-м году был составлен и отслужен благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. «Не нам, Господи, не нам, – как говорится в псалмах, – но имени Твоему дай славу» (Пс. 113, 9).