Пришло время упрямо твердить «Символ веры»

Пастырство в Интернете — особое явление нашего времени. Какие черты оно имеет, какие опасности в себе несет и как выработать духовный иммунитет к ним? Об этом наша беседа с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, сегодня мы хотели бы поговорить с Вами о проблеме, которая характерна для наших дней и зачастую принимает болезненные формы. Как относиться к тому, что все больше людей сегодня общаются с духовенством не в храме, а в Сети; задают вопросы, смотрят видеофильмы и проповеди, не приходя в храм; из Интернета получают сведения о вероучении, и далеко не всегда доброкачественные; не читают книг, но часами «зависают» в YouTube?

— Общение в Интернете стало сегодня самой распространенной формой общения людей друг с другом, особенно для молодежи. Многие люди проводят время в Сети не часами, а сутками, практически живут в ней. Неудивительно, что и со священником они общаются тоже в Интернете, благо, что достаточно большое количество батюшек в нем присутствуют.

Плохо это или хорошо? Само по себе отсутствие живого личного общения — это плохо. Неважно с кем — со священником, или с любимым человеком, или с друзьями. Виртуальное сетевое общение во многом сегодня заменило живое. А человек на это не рассчитан, и это приводит к достаточно глубоким личностным деформациям. Наверное, большинству людей эти деформации заметны. Пока еще заметны, но скоро они перестанут быть заметными. И тогда сбудется слово, сказанное одним из древних святых: настанет время, когда люди будут безумствовать, и когда они увидят человека, непохожего на них, они скажут ему: «Ты безумен, потому что ты не такой, как мы».

Человек, «зависающий» в Интернете вместо того, чтобы читать книги, по-другому мыслит. Он не умеет накапливать, запоминать, обобщать и анализировать информацию. Конечно, со временем все культурное наследие человечества перекочует с бумажных носителей на электронные, это понятно. Но будут ли им пользоваться? Я не уверен.

С другой стороны, Церковь и священники присутствуют в Интернете, в соцсетях — это до некоторой степени необходимо, потому что это дает возможность и тем людям, которые погружены в Интернет с головой, вплоть до того, что они превратили себя в биологическую приставку к гаджетам, все-таки что-то узнавать о Боге, о Церкви. Те, кто пока еще задаются вечными вопросами, могут заинтересоваться Христом и Его Евангелием, жизнью Церкви, вопросами спасения. Сведения обо всем этом тоже можно найти в Сети. Это хорошо. Вот почему, прекрасно понимая всю неоднозначность новых средств коммуникации, мы пользуемся ими и не запрещаем верующим людям, членам Церкви, ими пользоваться.

— В последние годы было несколько ситуаций, когда, так скажем, популярные медийные батюшки оказывались в центре скандалов и конфликтов. Книги архимандрита Иоакима (Парра) продавались миллионными тиражами, но его биография оказалась сплошным белым пятном. По сути, он был признан сектантом и запрещен в служении. Протоиерей Владимир Головин (ныне запрещен в служении и извергнут из сана) создал целую коммерческую медиаимперию. Несмотря на прещения к этому бывшему священнику, по-прежнему действуют десятки сайтов с его сомнительными проповедями и восхвалением его деятельности. Еще один батюшка, очень востребованный православными СМИ (протоиерей Андрей Ткачев), неоднократно допускал резкие высказывания, которые явно не соответствуют вероучению Православной Церкви и которые буквально взорвали и разделили православное сообщество, вызвали осуждение Церкви от «внешних». Как к этому относиться?

— Скандал, к сожалению, обязательный спутник медийной популярности. Без скандала ее не бывает. И примеры, которые Вы приводите, показывают, что Церковь здесь не исключение. Однако каждый такой случай надо разбирать по-особому.

Что касается Иоакима (Парра) — да, это печальная история. Мне лично с самого начала был непонятен тот восторг, который сопровождал его лекции и выступления. Очень настораживала массированная обработка России, предпринятая этим человеком, который просто «утюжил» нашу страну, по-другому нельзя сказать. Он выступал на самых известных площадках, и очень многие люди помогали ему «раскручиваться». У нас, вообще, есть некое преклонение перед всем иностранным и некритическое отношение к «конвертам» с Запада — тем, кто принял Православие уже в зрелом возрасте, зачастую перейдя из других религий и конфессий. Мы иногда слишком восторженно и некритически к ним относимся.

Что касается Владимира Головина — другой случай, но, к сожалению, отнюдь не редкий. Такие батюшки, создающие вокруг себя целые культы и собирающие множество адептов, существовали всегда. Просто раньше они не были так известны. А поскольку мы живем в информационном обществе, мы и столкнулись с тем, что это явление так широко распространилось. Безусловно, это до некоторой степени коммерческий культ. В то же время есть там какие-то привлекательные черты. Нашелся человек, который много общается с людьми. В его видеопроповедях есть ведь разные вещи: есть бесспорные, о которых может и должен говорить любой священник, есть и глупости, выдуманные, что называется, «от ветра главы своея». Есть и «начинания» явно коммерческого плана, которые приносят большие деньги не только ему, но и тем, кто рядом с ним находится.

Что касается отца Андрея Ткачева — я бы не стал ставить его в этот ряд. При том, что я не могу согласиться с его высказываниями из распространенных в Сети и нашумевших роликов и не могу одобрить его манеру разговора. Все-таки сам отец Андрей, насколько я его знаю, как человек и священник гораздо глубже этих роликов. Да, это были явно неудачные его выступления. Но я надеюсь, что он как умный человек сможет извлечь из этого уроки.

    

— И все-таки очень хотелось бы услышать оценку некоторых спорных высказываний батюшек в Сети со стороны Церкви, а ее не дается. Почему? Свои медийные платформы есть сегодня у многих раскольников, людей, запрещенных в служении, но продолжающих носить рясу и крест, ведь страничку в YouTube, как и свой сайт, может завести каждый желающий. Может ли Церковь всё проконтролировать и противостоять этому валу, предупредить своих чад об опасности? Кто этим должен заниматься? Или это новый вызов для Церкви, которому она еще не научилась противостоять?

— Да, конечно, сегодня каждый желающий может завести и свой сайт, и свою страничку в разнообразных соцсетях. Может ли Церковь всё проконтролировать? Не может. Думаю, даже если она будет пытаться это делать, у нее не получится. До конца контролировать Интернет не может даже государство: к примеру, канал Telegram не могут запретить уже сколько времени…

Думаю, что если мы будем стремиться высказывать отзывы по каждому посту в соцсетях, на каждую страницу раскольника или находящегося в прелести человека каждый раз отвечать своими новыми контрстраницами, мы просто потеряемся в этом. Да, надо уделять больше внимания созданию нормальных страниц и сайтов с доброкачественным контентом, с нормальными текстами. Вспомним Честертона, который в одной из своих книг сказал, что в некоторые времена Церковь только и может, что упрямо твердить Символ веры [1].

И вот, по-моему, сейчас такое время, когда нам нужно упрямо твердить Символ веры. То есть нужно как можно больше говорить об истинах веры, о положительных, бесспорных вещах, которые помогут людям не потеряться в буйном океане сегодняшнего Интернета, в котором, как сказал Псалмопевец, «гади, ихже несть числа».

— В чем секрет популярности «медийных старцев»? Связано ли это, на Ваш взгляд, с какими-то недостатками церковной жизни? Например, с тем, что подлинных пастырей не хватает, тем более тех, кто умеет говорить с людьми?

— Конечно, подлинных пастырей не хватает. Вообще, священников не хватает! А уж тех, кто много говорит с людьми, может выслушать, помочь, облегчить душевную тяжесть человека, утешить его… Их всегда было немного, но сейчас их меньше, чем когда бы то ни было.

Но не надо забывать еще и то, о чем говорил святитель Игнатий Брянчанинов: мир жаждет актеров, подлинное ему чуждо и непонятно. К актерам он стремится, к актерам бежит и актерство воспринимает как нечто самое настоящее, подлинное. Поэтому есть хорошее правило духовной жизни: к тому, что пользуется слишком большой популярностью, надо относиться с осторожностью.

— Когда все-таки общение со священником приносит человеку вред?

— Когда священник явно несостоятелен. Когда формирует у своих чад ложное понимание духовной жизни и дает неправильные духовные советы. Не вводит их в правильную жизнь Церкви, а приучает к суррогатам (например, к практике, которую изобрел он сам, как в случае с В. Головиным). Не выполняет своей обязанности учить основам вероучения (особенно если он и сам с ними не знаком, и такое бывает, к сожалению). Если прививает прихожанам мысль о собственной исключительности и недоверие при этом к другим батюшкам и священноначалию… Здесь много критериев.

— Как возникает своеобразный «культ личности» в Церкви? Нередко эти люди бывают талантливыми, яркими, харизматичными, они умеют говорить и держать аудиторию. Более того, нередко от них исходит и доброе, верное, и неправда в одно и то же время. Как отделить зерна от плевел, в каком случае у нас должна возникнуть настороженность? Как выработать своего рода духовный «иммунитет»?

— Конечно, чтобы возник «культ личности», нужна личность. Нужен человек яркий, харизматичный, который умеет держать аудиторию, как Вы и говорите. И действительно, часто очень трудно бывает сказать, что он приносит только вред, говорит только неправду. Нет, ведь он по большей части транслирует общие вещи, очевидные для всех.

Тут основная проблема и сложность — в акцентах и в целеполагании. Как человек относится к тому, что его начинают хвалить, превозносить, когда про него говорят, что он исключительный батюшка или даже великий прозорливый старец, что он необыкновенно умный и талантливый? Надо посмотреть: если человек это принимает, если ему это нравится, если он не пресекает похвалы в свой адрес, а, наоборот, еще больше старается, ведет себя как тетерев на току, это говорит о том, что он, увы, находится в неправильном духовном устроении. Вообще, есть такой критерий: нравится ли человек сам себе? Это достаточно нетрудно увидеть. Если да, тогда от него лучше держаться подальше.

Иммунитет к таким вещам вырабатывается только одним способом — правильным духовным руководством, чтением правильных книг и правильной церковной жизнью. Тогда подделка сразу становится заметной. К сожалению, этого нет у большинства людей, называющих себя верующими. В лучшем случае они ходят в храм время от времени, но не читают Евангелие, святых отцов и не понимают, что происходит в храме.

Еще, к сожалению, люди всегда и везде, а особенно у нас в стране, падки на что-то неформальное. Говори — не говори, объясняй — не объясняй, тебе никто не поверит, если ты «официальный» человек — настоятель, а тем более архиерей. А вот если люди узнают, что где-то за горами, за лесами сидит некий прозорливый старец, и уж особенно если архиерей к нему не рекомендует ехать, значит, поедут обязательно. Можно много говорить, почему это так, кто в этом виноват и что делать, но тем не менее на протяжении многих десятилетий ситуация не меняется.

— А раз так, раз священников не хватает, возможно ли в наше время нормальное духовное руководство?

— Возможно. Все-таки есть опытные священники, готовые помочь тем, кто взыскует этой помощи. Прежде всего, священника нужно узнать. А сделать это можно, только если ходишь в храм, где он служит, и регулярно исповедуешься у него. И не надо слушать рассказы о чудесах и искать каких-то славных подвижников. Надо жить церковной жизнью, читать святых отцов, в том числе тех, кто жил совсем недавно: это оптинские старцы, святители Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов). Конечно, советуясь при этом с тем священником, который находится рядом, знает тебя и поэтому может что-то посоветовать.

— А возможно ли духовное руководство по Интернету?

— Наверное, теоретически возможно. Но я не уверен, что это правильно, потому что в духовном руководстве очень важно личное общение. Поэтому о полноценном духовном руководстве по Интернету говорить сложно. Хотя, конечно, какие-то советы онлайн можно получить.

В свое время (это был конец 1980-х — начало 1990-х годов) я очень удивился, узнав, что в Греции многие люди имеют духовника на Афоне и звонят ему по телефону, когда надо спросить совета. Я думал: «Как же так? Духовник — и вдруг телефон…». Сейчас мне смешно мое тогдашнее отношение к этому вопросу. Думаю, что теперь точно так же можно связаться и по Интернету, если у мирянина и его духовника уже есть устоявшиеся отношения и достаточно продолжительный опыт личного общения.

Еще одна проблема, мне кажется, в том, что сегодня некоторыми священниками духовное руководство осуществляется массово, так сказать, «крупным помолом», без внимания к отдельному человеку. Кому-то на определенном этапе необходима мягкость, кому-то — строгость. Но священник разговаривает со всеми одинаково, не вдаваясь в эти тонкости. И миряне, выйдя с исповеди, начинают обмениваться впечатлениями, рассказывают об этом по Интернету всему миру. Это неправильно и никому не приносит пользы. Собственно, и люди сейчас стали совсем другими. Раньше они искали волю Божию, для этого ехали к духовнику, старцу и, получив совет, исполняли его, жили нормальной достойной христианской жизнью. А сейчас многие хотят, чтобы их только гладили по головке и говорили: «Вот молодец! Как у тебя все здорово!».

Надо помнить: нам не даны святые священники еще и потому, что мы сами — люди немощные и через таких же немощных людей получаем и помощь, и отпущение наших грехов.

— Приходилось ли Вам объяснять людям, очарованным харизматичным батюшкой в реальной жизни или Интернете, что к исходящему от этого батюшки лучше относиться критически? Какие доводы тут можно привести?

— Да, приходилось. Доводы каждый раз зависят от конкретного человека. Но, Вы знаете, скажу так: даже когда я пытался предостеречь кого-то, как правило, это не работало. Потому что, повторюсь, люди всегда рвутся навстречу неизведанному и с опаской, даже в Церкви, относятся к «официальным лицам». Только потом, пострадав, сломав жизнь себе и близким, такие чада «прозорливых старцев» приходят и укоряют, что их не остановили…

— С одной стороны, священник обязан проповедовать, постоянно говорить о Христе, о вере. С другой — святые предостерегали об опасности ситуации, когда человек много говорит. Они сравнивали такого человека с домом, в котором настежь открыты окна и двери. Такой дом быстро выстужается, и ветром в него заносится всё, что угодно… Есть ли опасность для священника, который много говорит, которого постоянно хвалят и почитают? Какие духовные законы тут действуют?

— Святые отцы здесь говорили немного о другом: они все-таки обращались к монахам, в том числе к пустынникам, то есть к людям, у которых не было обязанности проповедовать, которая предписывается их саном. А священник проповедовать обязан: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).

Хотя опасность для священника, как и для любого человека, который много говорит, конечно, есть. Как я уже сказал, если его хвалят и почитают, а он принимает эту похвалу и почести, это все очень плохо кончится. Какие духовные законы здесь действуют, известно: только скромность украшает добродетель.

К сожалению, можно видеть и то, что любой человек, в том числе священник, активно выступающий в Интернете, привыкает играть. В большинстве случаев он демонстрирует себя не таким, каков он есть, а играет того, каким он бы хотел, чтобы его видели другие. Это всегда обман, а обман всегда плохо кончается.

Священник обязан проповедовать Священник обязан проповедовать     

— Часто ли Вам приходят жалобы на священников? Что может сделать человек, столкнувшийся с неподобающим поведением священника? Что обязан сделать архиерей?

— Не скажу, что это частое явление, но жалобы, конечно, бывают. Анонимки я не рассматриваю. Но если человек поставил свою подпись, оставил свои данные, то я приглашаю его, приглашаю священника и стараюсь разобраться в этой ситуации. Собственно говоря, епископ — это надзиратель. Он для того и поставлен, чтобы наблюдать за порядком церковной жизни. И если человек столкнулся с неподобающим поведением священника, то, собственно, главное, что он может сделать, — сообщить об этом епископу, правящему архиерею.

— А жалобы на действия духовенства в Интернете бывают?

— У нас только начинает развиваться интернет-деятельность духовенства. Я внимательно слежу за ней. Пока каких-то особых поводов для вмешательства не было. Но мне уже приходилось несколько раз делать замечания нашим батюшкам.

— И все-таки, что Вы можете им посоветовать? Этика публичного общения священника с людьми — что допустимо, а что недопустимо, на Ваш взгляд?

— Всегда, в обычной ли жизни или в Интернете, священник должен оставаться священником. Он не должен пользоваться дешевыми приемами привлечения публики, которыми пользуются разного рода медийные интернет-персоны: это эпатаж, вольная или вульгарная речь.

Сама логика интернет-пространства такова, что человек как бы находится на подиуме. И тут все зависит от его общего культурного, интеллектуального уровня. Самое плохое, когда человек начинает сам себе нравиться и теряет способность трезво оценивать самого себя и свои слова. Тогда он не застрахован от ошибок и глупостей. Поэтому и в Интернете все мы должны оставаться священниками.

[1] Г.К. Честертон. Святой Франциск Ассизский: «…Церковь отсражалась первое тысячелетие и начала второе. Она прошла через Темные века, когда одно оставалось ей — отчаянно биться с варварами и упрямо твердить Символ веры».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна В.27 мая 2019, 11:01
Спасибо за статью, очень своевременная.
Интернет это испытание для православных. Регулярно происходят там нападки на Веру нашу и на Церковь. Вынесла один урок - на вставать на их уровень, защищаясь такими же методами как их нападени.
Разумных слов они не понимают, согласно св. Игнатию их вообще невозможно изменить "Не пытайся немощной рукой своей"(с)
Недавно прочитала автобиографию о. Луки Крымского. Который никогда не снимал рясы и ходил везде с крестом. Вообще вся жизнь его это жизнь святого, нашего современника или наших родителей. Я не упрекаю современных священников, каждому дается ноша по силам, уже подвиг что они встали на этот путь. Книги наших святых и Евангелие - наши духовники
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×