Религиозное образование в европейских государственных школах

Доклад, прочитанный на конференции «Религиозный фактор в жизни современного общества», состоявшейся в рамках XV Рождественских чтений

В современных европейских странах остро стоит вопрос о том, как объединить граждан одной нации. И религиозное образование в школах является важной гранью этого вопроса. Объединит ли оно или приведет к нетерпимости? Ослабит ли факультативное религиозное образование нетерпимость? Остановит ли веротерпимость процесс секуляризации и развитие идеологии индивидуализма? Где лучше осуществлять катехизацию: в государственных школах или в приходах и медресе?

Проблема религиозного образования имеет глобальный характер. В государстве Индонезия, основанном в 1949 году, вопрос его контроля стал причиной споров, как только молодая республика стала считаться светским, а не исламским государством.

Споры вокруг десекуляризации школ характерны как для России, так и Европы, поэтому естественным будет сравнение. Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести нивелировка ценностей, как она отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов.

Сравнивая Россию с Западной Европой, нужно принять во внимание различия между странами внутри самой Европы. В некоторых странах (в Италии, Греции, Дании) религия все еще определяет нацию. В других странах (в Великобритании, Германии, Швейцарии) нормой является мультиконфессионализм, в третьей группе (в Бельгии, Испании, Турции) противостоят светские и религиозные традиции, в четвертой группе (Франция, США) религия отделена от государственного образования. В Америке созданию единого государства, как считают, послужила гражданская религия, во Франции – республиканские добродетели: свобода, равенство, братство.

Другой вопрос: можно ли десекуляризовать общество сверху? В России вновь открываются церкви и изучаются основы веры, некоторые инициативы исходят от Синода и епископов. Но как к этому отнесутся в стране, пережившей 70 лет коммунизма?

В начале 90-х ожидалась иммиграция 20 млн. человек из Восточной в Западную Европу. Для иммигрантов возникает проблема этнического единства. Например, католики из Ирландии в Америке пытались сохранить свою веру и столкнулись с ее американизацией. Проблема искажения религии под воздействием поп-культуры актуальна и для России.

Возвращаясь к Европе, следует вспомнить, что в XIX веке религиозное образование сменилось светским, и в современных университетах появилась светская специальность – «теология». 150 лет назад кардинал Ньюман, ректор Католического университета Ирландии, в своей книге «Идея Университета» пытался определить отношения либеральных искусств и теологии. Когда во второй половине XX столетия англосаксонский мир стал размышлять о цели университетского образования, кардинала вспомнили. Где начинается отход от Бога в научных исследованиях? Экологическое движение и движение в защиту прав человека – это попытка осознать природу нашей мировой солидарности.

Теперь перейдем к рассмотрению основ национальных законодательств, касающихся религиозного образования в школах. Иногда политические партии проводят законы против церкви, если считают ее слишком влиятельной. Например, в Греции правящая партия недавно провела закон, запрещающий принимать исповедь на территории школы. Это – попытка соответствовать идее плюрализма, исходящей от ЕС.

Очевидно, в Западной Европе существуют различные подходы к преподаванию основ религии, соответственно этому должно различаться законодательство. На карте рассмотрены три группы стран. Первая группа – страны, в которых нет религиозного образования в школах (Франция, Венгрия). Ко второй группе относятся страны, в которых неконфессиональное религиозное образование организуется и контролируется государством. Это страны северной Европы, что, вероятно, является отражением протестантского учения о том, что катехизация является обязанностью государства, и катехизация здесь обязательна. Постепенно этот вид религиозного образования подвергся секуляризации и стал неконфессиональным. Это видно на примере эволюции названия курса религиозной дисциплины в Швеции: «Христианское учение» (1919), «Христианская наука» (1962), «Наука о религии» (1969), «Учение о жизни и существовании» (1980). В Великобритании и Швеции это происходит при сотрудничестве с Церковью. К третьей группе относятся страны, в которых конфессиональное вероучение утверждено законодательством (Греция, Кипр, Италия, Бельгия, Испания, Германия, Литва, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Португалия).

Европейский Союз настаивает на том, чтобы религиозное образование было факультативным. Исключением является Польша. Пример Франции, где религиозное образование отсутствует, вряд ли привлечет другие страны. В 1999 году в ответ на межрелигиозные диспуты в некоторых странах ЕС предложил в рамках рекомендации под названием «Религия и демократия» развивать неконфессиональное образование. Основные положения его следующие.

1) Критически рассмотреть шкалу ценностей, чтобы согласовать этику и демократию.

2) Изучить сравнительную историю религий и обосновать их схожесть.

3) Рекомендовать религиозным учебным заведениям ввести курсы прав человека, истории, философии и других наук.

4) Беречь детей от конфликта между государственной религией и верой, исповедуемой в их семье.

Это так называемая «двойная терпимость» (неконституционно признанная религия и свобода исповедовать личную веру в определенных рамках).

Нет доказательств того, что гражданские беспорядки (расизм и нетерпимость) более характерны для стран с неконфессиональным религиозным образованием. Светская иделогия ЕС пытается утвердить мысль о том, что религия – источник нетерпимости и насилия. Например, о Греции сотрудница ЕС Лина Молокотос-Лидерман говорит так: «В этой стране религия сводится к Православию». Конечно, тем, кто считает Православие наиболее полным выражением христианства, трудно понять, что значит «сводится». Однако уже сегодня идеология индивидуализма захватывает и Грецию. Религиозное образование становится все более академическим и теряет дух катехизации. Пустеют воскресные школы. Лина Молокотос-Лидерман утверждает, что привязанность людей к определенной религии является нарушением индивидуализма. На самом деле секуляризм менее социален, чем ислам или христианство, и, сознавая этот недостаток, он стал столь агрессивным в наше время.

Итак, мы затронули два главных вопроса:

1) секуляризация Европы;

2) борьба за свободу религиозного образования на государственном уровне, что рассматривается ЕС как нарушение идеологии индивидуализма.

Когда отношения между управляющим и управляемым не уравновешены третьим принципом (конституцией или Божественным судом), тогда политика держится на насилии. Именно для обретения этого третьего принципа необходимо религиозное образование. Личность Христа – объект личного и коллективного опыта в большей степени, чем объект для преподавания. Если Бог непознаваем, то кто соединяет человека с Богом? Христос! Наконец, предметом катехизации является аскетическое богословие восхождения человека к Богу. Человек, умеющий молиться, не нуждается во власти, чтобы изменить государство и мир вокруг. Взяв свой крест и следуя за Христом, христиане изменяют мир. Эта истина недоступна политической науке. На самом деле власть не существует, и навязываемый ею эгоцентризм – иллюзия. Цель конфессионального религиозного образования – уберечь молодежь от этой иллюзии.

Протоиерей Стефан Хэдли

религиозный социолог (Корсунская епархия, Франция)

8 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×