В Церковь нельзя въехать на коне

Врата смирения в Вифлееме (вход в храм Рождества Христова) Врата смирения в Вифлееме (вход в храм Рождества Христова)

Христианское учение о смирении очень часто становится камнем преткновения как для людей, смотрящих на Церковь со стороны, так и для тех, кто уже начинает жить церковной жизнью. И вместе с тем без смирения невозможно ничего понять в христианстве, а по большому счету – и в жизни как таковой.

Уроки архитектуры

Мне самому очень нравится образ, который являют нам Врата смирения в Вифлееме. Они ведут в храм Рождества Христова, и ими невозможно пройти, не преклонив головы. История их появления довольно прозаична: клир храма вынужден был заложить часть прохода для того, чтобы арабы по своему обыкновению не въезжали в храм на лошадях. А смысл получился глубокий и символический: в Церковь действительно нельзя «въехать на коне», «победителем» – в нее можно войти только «спешившись», с сокрушенным, смиренным сердцем.

В жизни мы нередко видим, как человек пытается войти в Церковь так, как хочется ему, бьется раз за разом головой о притолоку, каждый такой удар выбивает его из колеи, и он в конце концов либо ожесточается, либо начинает думать, что жизнь в Церкви носит настолько сложный характер, что ему она недоступна. Но на самом деле даже сложные вещи в церковной жизни при смиренном к ним подходе бывает постичь очень легко. Почему же тогда так много людей смиряться не хотят, смирение отрицают, считают его чем-то, что их душу искалечит и лишит человеческого достоинства?

Главная причина этого, на мой взгляд, одна: люди понимают смирение неправильно. Человек слышит слово «смиренный», а представляет себе – «ничтожный», слышит слово «смириться», а представляет – «стать пустым местом и потерять себя». И забывает при этом, что смирение – добродетель, и, как любая добродетель, оно наполняет человека, делает его глубже, богаче; а самое главное, что христианское смирение парадоксальным образом связано с тем величием, которым человека при сотворении наделил Господь.

Христианское смирение связано с тем величием, которым человека при сотворении наделил Господь

Мы помним из Книги Бытия, что творение человека отличалось от творения всех иных существ: только лишь человек создан по образу и подобию Божию – ни о ком более этого не сказано, даже об ангельских силах. Именно человек был поставлен царем над всем видимым миром: Господь привел к Адаму всех тварей для того, чтобы тот нарек им имена. Что значит наречь имя? Это значит познать саму суть того, что ты именуешь. Первоначально у человека такая способность была. А во что эта способность претворилась, кем стал человек в результате – это всё следствие грехопадения.

Но даже после грехопадения образ и подобие Божие в человеке не исчезают, не упраздняются. В каждом из нас сохраняется всё то, что было вложено Творцом при творении в человеческую природу. Каждый из нас подобен иконе, которая получила множество повреждений, но тем не менее остается иконой. Или – прекрасному зданию, которое повреждено ветрами, дождями, снегом, временем, но при этом сохраняет в себе ту удивительную гармонию форм, которая была в камне воплощена архитекторами. Каждый из нас – как Парфенон, в котором неистребимо величие замысла автора. И по большому счету, свидетельством об этом величии является стремление людей к славе – но представления об этой славе у падшего человека бывают уже совершенно неправильными.

Сменить систему координат

Таким образом, наше смирение – это не уверенность в том, что мы никто и ничто, а представление о том, насколько мы велики, сопряженное с глубокой скорбью о том, в каком состоянии мы живем, отдалившись от Бога. Иначе совершенно непонятно, почему смирение можно стяжать – почему в нем нужно именно возрастать, а не просто плыть по течению, бичуя себя. Когда Господь говорит о том, что желающий быть первым должен стать всем слугой, Он указывает не просто на другой образ поведения, а на иную систему координат. Но многие люди, приходя в Церковь, продолжают жить в старой системе координат и из нее же пытаются понять слова Христа. И потому человеку кажется, что прежде он стремился занять в этом мире достойное место, а теперь ему надо всё бросить и растоптать всё хорошее и достойное в себе. А это совершенно не так.

У преподобного Нектария Оптинского есть замечательные слова о том, что, только лишь когда человек смирится до конца, Господь начинает творить из него что-то великое. И можно было бы добавить: в человеке по милости Божией начинает естественным образом проявляться всё то, чему прежде мешали его неправильные представления о себе. Как говорили многие святые отцы, мнимое мешает быть мнимому. То есть когда человек о себе что-то доброе возомнил, этого уже в нем быть не может, а вот когда он о себе так не думает, лучшее начинает являться в нем в невиданной силе. Почему так? Потому что всё, что есть в нас великого и прекрасного, – от Бога, а самомнение от нас Бога заслоняет, мы забываем о Нем как о Подателе всего.

Наше самомнение заслоняет от нас Бога: мы забываем о Нем как о Подателе всего

Мы знаем из Евангелия о случае с апостолом Петром, когда он шел по волнам и в какой-то момент начал тонуть. Так произошло, по мнению некоторых толкователей, потому, что он в какое-то мгновение подумал, будто бы идет сам, а не силой Божией. И когда мы думаем, что то, что есть в нас, – от нас самих, с нами происходит примерно то же самое, что произошло с апостолом.

Безусловно, даже если человек достигает и богатства, и блестящего положения, он всё равно периодами будет ощущать свое несовершенство и свою недостаточность. И благо, если он через это будет видеть, насколько он и на самом деле хрупок и уязвим, насколько хрупка наша жизнь как таковая. Человеку бывает намного легче прийти к Богу, если он понимает, что в мире в принципе есть масса вещей, с которыми он не может справиться, что какие-то жизненные ситуации будут в пух и прах разбивать его устоявшиеся и удобные жизненные представления, что он, возможно, будет терпеть какие-то скорби, которые очень тяжело пережить и в которых человек сам по себе, без Бога, просто сломается. И даже если человек всего этого признавать не захочет, что-то вновь и вновь будет его к этой мысли возвращать.

Вверх, к смирению

У замечательного афонского подвижника иеросхимонаха Ефрема Катунакского есть такое свидетельство о его молитве: он говорил, что иногда, творя молитву, ощущал себя принцем, сидящем на троне рядом с отцом. Знаю, что многие люди, читая это у старца Ефрема, соблазнялись и говорили: как же человек вследствие молитвы может ощущать себя не последним грешником, а каким-то принцем, да еще и на каком-то троне? Но на самом деле подвижник говорит и о познании своей греховности, и противоречия тут никакого нет. Сравнение, которое он приводит, показывает, что человек в какие-то моменты, молясь и ощущая присутствие Бога в своей жизни, вдруг начинает прозревать свое первоначальное призвание. И это ощущение нужно обязательно сохранить в своем сердце, чтобы оно помогло нам в поиске верных ориентиров.

Для того чтобы правильно учиться смирению, нужно почаще приводить себе на память слова Евангелия: кому дано много, много и потребуется (Лк. 12: 48).

Очень важно прожить свою земную жизнь с осознанием того, насколько много нам дано – и насколько мы именно поэтому ответственны за каждый свой грех, за каждый шаг к утрате этого дара. И тогда мы уже не сможем подменить смирение унынием, не будем думать, что бездеятельность и безволие – это и есть правильное христианское поведение и отсутствие гордости. Мы часто говорим о том, что путь человека в духовной жизни – это восхождение по лествице к Небесам. Но тот же духовный путь – это и нисхождение в глубину смирения, которое также требует огромного внутреннего труда. Мы нисходим в ту глубину, в которую сошел мытарь, когда говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», – и в этой глубине нас находит Господь и возводит туда, куда бы мы никогда не поднялись сами.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юлия 1 ноября 2019, 11:37
Мне кажется, когда человек СТАРАЕТСЯ смиряться - то есть понимает, КТО ОН ЕСТЬ БЕЗ БОГА, то начинают происходить удивительные вещи: Господь Бог даёт ДАРЫ. Вначале ты начинаешь видеть свои грехи за всю жизнь и появляется покаяние, иногда через сильную физическую боль вкупе с душевной. Это же чудеса, что СЕРДЦЕ КАЕТСЯ в то время, как раньше оно не каялось никогда! Это самое большое чудо и ДАР, которое может быть с человеком! И вот такие вещи удивительные появляются, которые можно только в подарок получить!
Наталья27 июля 2019, 05:29
Спасибо, отец Нектарий, дай, Бог , вам здоровья и вашим родителям
Иван30 июня 2019, 12:29
Елене
Попробую ответить от своего скудоумия.
Смириться надо с тем, что не можешь бороться со страстями только своими силами. Только после этого Бог пошлёт свою помощь. "Бог гордым противится..."
Елена24 июня 2019, 09:36
Здравствуйте!
С одной стороны,надо быть смиренным и себя почитать хуже всех.
А с другой стороны ,до крови биться со страстями и грехами
Как "смиренному" биться ?
Смиренный по определению "смирился"с тем ,что с ним происходит
Прошу ответа
р. Б. Анатолий23 июня 2019, 01:08
Спаси Бог ,Вас,братия и сестры.
р.Б. Сергий19 июня 2019, 06:47
" смирение – это не уверенность в том, что мы никто и ничто, а представление о том, насколько мы велики, сопряженное с глубокой скорбью о том, в каком состоянии мы живем, отдалившись от Бога."
-------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за это определение понятия "смирение",о.Нектарий.
Ольга Колесникова18 июня 2019, 16:42
Боюсь, что понятие что такое смирение можно только опытно получить а не из книг. Может наверно скорее всего если обратить на корень этого слова - мир, значит в душе надо с миром все обстоятельства принимать. С миром принимать когда тебя ругают, критикуют, если обращаются с просьбами что-сделать, помочь, поухаживать и ты идешь и делаешь. В отношении тебя если что то совершается несправедливое ты терпишь, а с другой стороны если ты видишь что кто-то с другим несправедливо обращается, ты его если можешь должен защищать, так же надо защищать веру и это не противоречит смирению.
Екатерина18 июня 2019, 15:18
О. Нектарий озвучил мысли, давно вертевшиеся в голове! Очень понятно, и ничего лишнего. Спасибо!
евгений18 июня 2019, 14:46
Спасибо,отче Нектарие+++++++++++
Tanita18 июня 2019, 14:20
Спасибо Игумену Нектарию за то, что просто и понятно донесли до меня понятие смирение.Это очень важно знать.
Alexander18 июня 2019, 11:18
Вы меня простите,о. Нектарий, но я так и не понял до конца: что же есть СМИРЕНИЕ? Я должно быть туповат, потому не нашёл в вашей статье КОНКРЕТНОГО объяснения.... Или, быть может хотя бы формулировки.Смирение, это то то и это то, так то и так то проявляется... Простите.
Евгения18 июня 2019, 11:17
"Человеку бывает намного легче прийти к Богу, если он понимает, что в мире в принципе есть масса вещей, с которыми он не может справиться".

Человеку бывает намного легче прийти к Богу, если он понимает, что в мире в принципе есть масса вещей, которые ему не нужны.
И еще аскетичней: человеку не нужна ни одна из вещей в мире.

О смирении. Собака бывает кусачей только от жизни собачей. Например, русскому человеку невозможно видеть массовое попрание людей, низведение их сознания, первоначально призванным быть великим, до уровня инстинктов, способствующих лишь физическому выживанию.
Катерина 18 июня 2019, 08:05
Спасибо Вам и вам, дорогие о. Некиарий и редакция сайта,за эту прекрасную проповедь на начало дня.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×