В последнее время разговоры о «справедливых большевиках» и «архиумном Ленине» становятся все навязчивее. Нас убеждают: власть эта была гуманна и народ свой любила, а если и расстреливала кого, то «за дело». Разворачиваются дискуссии о так называемой «атмосфере страха»: царила ли она в годы становления советской власти, или это все «мифы необразованных людей». Некоторые эксперты и вовсе не стесняются рисовать постреволюционную идиллию и социальный рай. На фоне всех этих сказок и острых обсуждений представляется важным опубликовать фрагменты дневников двух известных писателей, которых нельзя назвать ни просоветскими, ни оппозиционными. В их творчестве практически не было политики, однако никто не может упрекнуть их в равнодушии к происходящему. Это Михаил Пришвин и Константин Паустовский. И если дневники первого – самые длинные в русской литературе – с недавних пор пошли в народ, то о дневниках Паустовского многие до сих пор не знают. А между тем они представляют интерес не только для историков, но и для литературоведов: слишком уж похожи, порой одни и те же слова и мысли, одни и те же интонации. Чтобы не пытаться объять необъятное, возьмем лишь один год из дневников писателей – 1920-й. Взглянем на эпоху глазами тех, кого даже не подозревали в ненависти к большевистскому строю.
В 1920-м Константину Паустовскому 28 лет. Он в Одессе, работает журналистом. По долгу службы вынужден пропускать перипетии истории через себя. Это дается непросто, тем более что вылить переживания в печать невозможно. А проза не пишется:
«Отморожены, должно быть, мозги, и отморожены руки».
Поэтому дневник – единственная возможность выговориться и не сойти с ума. Даже больше – единственная возможность жить:
«В нашем положении – выгоднее всего – это ждать смерти».
Михаилу Пришвину в ту же пору уже 47. Он, конечно, мудрее. Осознанно уехал из столиц, живет сначала в Ельце, потом на Смоленщине, учит детей, охотится, занимается хозяйством. Перед ним тоже разыгрывается драма истории, но писатель даже не надеется с кем-то поговорить об увиденном и пережитом. Все его мысли сразу же – практически в ежедневном режиме – перетекают на бумагу. В отличие от Паустовского, который к своим записям относился скорее как к наброскам, попыткам оставить маркеры памяти, пришвинские дневники – это полноценное произведение. Главная книга его жизни. Но в ней всё те же жалобы на неспособность много и плодотворно работать («Жизнь моя теперь – медведя в берлоге». – 13 января) и ощущение всеобщей человеческой смерти:
«Убитые люди не знают, что они убитые, и наши духовно убитые не знают, что они давно мертвецы».
Что же вызывает у двух разных писателей, находящихся в разных концах страны, столь одинаковые ощущения? Естественно – атмосфера тех лет. Несмотря на то, что события происходят ежечасно – все же строится новое государство, – в народе чувства движения вперед нет. Страна буксует. В начале года, 6 января, Пришвин сделает на первый взгляд пейзажную зарисовку:
«Кура: назади замело, впереди замело, лошадь идет незнамо куда, вперед или назад – везде одинаково».
Но на самом деле это образ России. От гоголевской тройки осталась одна полудохлая лошаденка, которая сбилась со своего лихого пути. Рухнуло русское триединство: Православие, самодержавие, народность. Нынче – «диктатура босоты» (по Пришвину), народ без цели.
«…назади замело, впереди замело, лошадь идет незнамо куда…» – это образ тогдашней России
Из дневника Паустовского:
«Боже, до чего Ты довел Россию… В последних истоках мутного света сослепу тычется, ища черствую корку, громадный умирающий народ. Чувство головокружения и тошноты стало всенародным. И больше умирают от этой душевной тошноты, тоски и одиночества, чем от голода и сыпняка».
Откуда тоска? На этот вопрос многие исследователи уже дали ответ. Душа тоскует по Богу, Которого дружно предали. Выбирая между путем Иуды и Петра, выбрали – первого: продали, отправили на смерть, оказались не в состоянии пережить. Путь Петра – отрекшегося, но вовремя покаявшегося – показался слишком наивным.
Группа беспризорников. 1920-е.
Если бы была вера в народе, то – нет сомнения – пошли бы по пути Петра, но так в Него не верили, и предать оказалось легче. Отрезвление пришло быстро, практически сразу. Вместо благодати получили энергию злобы.
И снова Паустовский:
«Когда кончилась гражданская война и началось “мирное строительство” (“фронт труда”) – все сразу увидели, что “король голый” и вся сила его – только в войне, в разрушительной энергии злобы… Чтобы создавать – нужна свободная душа и детские пальцы, а не прокисший ум, изъеденный, как молью, партийной программой и трехлетним озлоблением».
«Чтобы создавать – нужна свободная душа, а не прокисший ум, изъеденный партийной программой»
Но откуда взяться свободной душе, если и ее заложили за последнюю краюху хлеба? Заложили все – от простого народа до интеллигенции:
«Устал от тасканья по базару… На возах сидят, расставив ноги, толстые бабы с лицами чудовищ. Около каждой – десятки женщин с измученными глазами, мужчин в пенсне, студентов… и все, как нищие, протягивают руки с бельем, ботинками, мехами. Какая-то всероссийская распродажа интеллигенции», – оставляет Паустовский очередную запись.
Представители "бывших" распродают остатки своего имущества для покупки продуктов. Казань. 1920-е
Если у Паустовского Россия 1920 года предстает в образе рынка, то Пришвин видит тюрьму:
«“Паек” определил положение в армии и интеллигенции: стало некуда бежать, развилась особая, тюремная жизнь».
Еще острее о сути происходящего – у того же Пришвина:
«Коммунизм – это система полнейшего слияния человека с обезьяной, причем в угоду обезьяне объявляется, что человек происходит от нее, и вообще господствующей государственной философией объявляется материализм. Трагедия состоит в том, что человек сидит в одной тюрьме с обезьяной и разбить тюрьму – значит, освободить и обезьяну, которая непременно посадит потом в тюрьму человека и распнет его».
Ощущение неизбежной тюрьмы еще не раз промелькнет в дневниках обоих писателей.
Ощущение неизбежной тюрьмы – в дневниках и Пришвина, и Паустовского
Так же, как и впечатления от советских учреждений, которые запоминаются «дурацкой суетой и отупелым ничегонеделаньем». Паустовский беспощаден в их оценке:
«Хуже крепостных – “сволочь”, скоты, которых дерут плетью ежечасно. Больно дерут по лицу. И за дрожью от холода, от обиды, от смутной боли – жалкое сознание, что там где-то “хвост” – очередь и в этой очереди дают раз в три дня кислый ячменный хлеб, от которого пучит живот. Во имя этого терпят».
Пришвин:
«Советские рабы и неделя просвещения: выдавали тухлую капусту, и вдруг там увидали кусок хлеба (закваска) и бросились делить и тут же ели эту вонючую жвачку».
Пришвин менее склонен к осуждениям. Он пытается понять тех, кто рядом. Тем более что ничем его собственная жизнь от жизни народной не отличается: так же, как все, «брожу, качаюсь, как былинка на ветре». Но в отличие от многих Пришвин задается глубинными вопросами:
«И, не задумываясь, я дал бы пощечину тому, кто сказал бы мне, что “не единым хлебом жив человек”. Да, я понимаю, что можно жить и духом, если инициатива этого голодно-духовного предприятия исходила от меня: хочу – голодаю, а захочу – и наемся, но голод тем отличается от поста, что он приходит извне, не из души, а, как холод, от какого-нибудь излучения тепла земли в межпланетное пространство. И вот это какое-то излучение создает того левого разбойника, который все издевался над Христом и говорил Ему: “Если Ты Сын Божий, спаси Себя и нас”».
В дневниках Паустовского религиозный подтекст особенно ярко проявляется во время размышлений о прикармливании властью интеллигенции. По-сути, это был для писателя вопрос жизни и смерти. Если бы он принял предложение работать на новую власть, то многие бы проблемы ушли – он бы как минимум не голодал, но для Паустовского сотрудничество с данной властью – все тот же выбор Иуды:
«Началась новая эпоха – прикармливание интеллигенции, профессоров, художников, литераторов. ЧеКа им крикнуло: “пиль”, и они покорно пошли, поджав облезлый от голода хвост. Голгофа. Предсмертная пена на губах такого тонкого, сверкавшего, заворожившего все души искусства. Кто из них потом повесится, как Иуда, на высохшей осине? Кто однажды продал душу? Господи, да минует меня чаша сия».
Пришвин тоже в курсе прикармливания, шутит на эту тему: «Фольклор Луначарского – фольклор нормированный». И тоже, как и Паустовский, выводит для себя единственно верное правило:
«Держись подальше от власти: там грех и кровавая завеса».
Это правило оба сохранят для себя на всю жизнь. Оба будут держаться от власти на расстоянии, не возглавлять никакие писательские союзы, не участвовать в конференциях, не подписывать писем в поддержку властных решений, не ходить на поклоны в широкие и душные кабинеты. Они изберут для себя иной путь – воспевать красоту родной земли и красоту человека. Они будут самоотверженно защищать эту красоту от нападок власти: смелые выступления Паустовского против «убийства» Тарусы – уже история. Конечно, за это писателей власть невзлюбит – тому же Паустовскому помешают получить Нобелевскую премию.
Но вернемся в 1920 год. В то время, «когда правы все идиоты» (Паустовский). Без сомнения, терпеть голод, тупость, унижения можно было только под дулом револьвера. Достаточно воздух пропитать страхом, чтобы удержать свою власть. Этот диктаторский закон прекрасно работал в советское время.
«Расстрел совершается над каждым из нас 24 часа в сутки, непрерывно»
Из дневника Паустовского:
«Расстрел, “размен”, “ставка Духонина” совершается над каждым из нас 24 часа в сутки, непрерывно. А смерть – это только “последняя” стенка, цементная стена гаража и грохот автомобильного мотора (их заводят, чтобы не было слышно выстрелов), после которого останутся только клочья воспаленных мозгов и лужица крови… Такого глухого чугунного времени еще не знала Россия… Ухмыляющейся зев великого хама».
И вот еще:
«Не может быть, чтобы они не знали, что в ЧеКа перед расстрелом смертникам, раздетым донага, пускают в спину струю ледяной воды из шланга и потом стреляют – чтобы меньше было крови. Все же жизнь прогрессирует. Из недр ЧеКа исходит этот прогресс, ибо техника убийства та разработана в недосягаемом совершенстве» (из дневника Паустовского).
Можно возразить, что такое происходило только в Одессе, а внутри России все было мягче. Но в дневниках Пришвина все тот же парализующий страх настигнутой охотниками жертвы.
«Вот оно, откровенное насилие! – пишет Пришвин 3 июня. – Это движение руки в карман – не за револьвером ли? Эта примерка к плечу винтовки скучающего часового – не хочет ли он убить кого-нибудь, не целится ли он в живое?.. Эта невозможность укрыться от его взгляда никакими законами, декретами, мандатами… В коммуне живем мы, как дичь на болоте, в постоянном трепете, что пресветлый охотник выпустит на нас псов из своих исполкомов».
А вот зарисовка о «вторжении чекиста» в собственность. Пришвин намеренно передает всю атмосферу в деталях:
«…вторжение чекиста, в чем ужас его: он входит в вашу квартиру внезапно, застает вас врасплох со всем вашим тайным бытием и рассматривает вас как элемент общественности, и ведет себя так же, как в общественных местах, не снимает шапки, плюет семечки. С великим трудом мы вчера достали воды, жена ваша сама решилась наконец в холодной комнате вымыть больными руками полы; и вот вмиг все заплевано и захожено следящими валенками; между тем он вошел к вам на основании декрета и мандата о национализации музыкальных инструментов: ему нужно достать рояль…»
Безусловно, в подобных реалиях трудно удержаться от резких взглядов. И таковые в дневнике Пришвина, безусловно, есть. Один из них я сейчас приведу. Пришвин, запись от 18 ноября:
«Для нас загадочны Октябрьские дни, и мы им не судьи пока, но завеса в настоящем упала: коммунизм – это названье государственного быта воров и разбойников».
Правда, писатель и здесь пытается оставаться объективным судьей истории. Помимо своего мнения он фиксирует и разговоры на улицах:
«Большинством населения все-таки большевизм понимается не как организованное преступление, а как неудача, существует представление о настоящем большевике, разговаривают, напр., так:
– Он настоящий большевик?
– Нет, так, примазался.
– А вы видели настоящего?
– Нет, не видел.
– Да есть ли настоящий-то?
– Ну, Ленин все-таки настоящий.
– Э, да разве можно с нашим народом да в коммунизм! и т. д.
Словом, в основе-то считается делом хорошим, но невыносимым, и только бы поскорее это хорошее дело исчезло. И всякий знает, что из этого ничего не выйдет».
В таких условиях писателям остается только цепляться за воспоминания (они тогда спасали многих) и вглядываться в пространства (созерцать): искать в той самой красоте родной земли – Бога, старую Россию, надежду на то, что у народа получится вернуться к своим началам. И в этих началах будет другая жизнь, где люди научатся ценить даже тишину.
Остается только искать в красоте родной земли Бога, старую Россию, надежду
Искать тишину отдельные русские художники будут весь XX век. Самый откровенный пример – фильмы Тарковского.
Из дневников Паустовского:
«И такая тишина стояла кругом, что, кажется, можно было зажечь под этим низким небом елку и ее золотые огни не погасли бы и горели недвижно и ярко, как на алтаре. Молитвенная, церковная красота, не создавшая еще своих художников, своих поэтов. Святки, Рождество и Пасха – самые душистые праздники в жизни».
В этом фрагменте слышны мотивы Шмелева, Зайцева, Бунина. Все они в это время тоже тоскуют по прежней России как по земному раю, рефлектируют, но шмелевские нежные «душистые» воспоминания о елке, праздниках, снежной России выльются на бумагу немного позже…
Под занавес нашего беглого анализа будет верным привести записи Пришвина и Паустовского о том, каким они видели в 1920 году будущее России. И тот, и другой об этом размышляют практически одновременно. Вот только Паустовский заглядывает в ближайшее будущее, а Пришвин – гораздо дальше.
Будущее по Паустовскому:
«Третья революция, которая близка, будет самой кровавой. Будут убивать на улицах, как зверей. Ибо давление ненависти и тяжесть терпения перейдут предел и разразятся внезапным и ошеломляющим взрывом.
Жалость… будет достаточным поводом для смерти. Жизнь народа не терпит пустоты, а теперь эта бесплодная пустота (скоптическая в отношении духа, творчества) наступила».
Будущее по Пришвину:
«Через сколько-то лет. Россия опять стала Россия; с какой гордостью русский скажет тогда, что в порыве своем доходил до конца, до ощущения всеми элементов бытия хлеба и воли <зачеркнуто: и познал начало бытия в хлебе и воле>…»
В этом же будущем по-разному сложится судьба дневников писателей. Пришвинские десятилетия пролежат в металлических ящиках в земле, иначе было никак: «За каждую строчку моего дневника десять лет расстрела». После смерти писателя в 1954 году его вдова Валерия Дмитриевна двадцать лет расшифровывала эти записи – почти за полвека их накопилось на много томов. И только после падения СССР эти тома стали выходить в свет. Не сразу. Последний, 18-й, издан два года назад.
А с дневниками Паустовского все еще драматичнее. Долгое время они считались утраченными. И всплыли (по-другому не скажешь) лишь в конце XX века: в центре Москвы их продавали местные бомжи. Они не знали, что это дневники Паустовского, просто – «записи старые», а значит – ценные, к тому же среди бумажек много открыток Крыма – на опохмелку должно хватить. Каким-то чудом в том же сквере тогда оказался один из поклонников писателя. Он и выкупил архив. Неизвестный Паустовский обошелся ему в 500 рублей.
Для нашего поколения эти записи неоценимы.
Родина, Отечество и государство это не одно и то же. Понятно, что эти понятия пересекаются между собой в какой-то материальной точке, но это не слова синонимы...Так, вот несмотря на все разговоры фашисты посягнули именно на Родину. И народ это понял. И Церковь это поняла также
Эта "материальная точка" - земля, на которой живёт народ. Государство - такой же продукт народа, как и его культура. Доказательство - страдания народа при каждой попытке изменения государственного строя. И народ это понял - заявления "ухожу в бой, прошу считать меня коммунистом" и лозунг "За Родину, за Сталина" тому подтверждение. Как и письмо иерархов РПЦ Сталину от 5 сентября 1943 г.
"Вообще-то во время Великой Отечественной войны Русская Православная церковь собирала пожертвования для Красной Армии, за эти деньги делались танки и самолёты, которые защищали то самое атеистическое государство"......
В годы Великой Отечественной войны, Русская Православная церковь прежде всего была со своим народом, со своей паствой. Ибо, другой у нее не было и не будет. И если для того, чтобы помочь своему народу нужно было говорить с государством, говорили с государством. Но помогала она прежде всего своему народу.
Эти комментарии, в поддержку атеистического государства, правда православные пишут? Церкви взрывали, над верой глумились, верующих гноили в концлагерях, священников вешали на царских вратах и расстреливали на полигонах. Но для некоторых всё это мелочи, на которые можно закрыть глаза.
Вообще-то во время Великой Отечественной войны Русская Православная церковь собирала пожертвования для Красной Армии, за эти деньги делались танки и самолёты, которые защищали то самое атеистическое государство. Если у нашей Церкви хватило мудрости перешагнуть через ужас и кровь, то нам - простым прихожанам - тем паче не стОит раздувать огонь вражды.
Алекс, а где поддержка атеистического государства? Назовите мне кто тот злодей, что поддерживает убийства священников? .........
Но возникают вопросы. Мы читаем об этом времени очень много воспоминаний самих священников, переживших 20-е и 30-е годы. Многие из них были расстреляны. Но никто из них не говорит о "чугунном и глухом времени". Отцу Иоанну Крестьянкину пальцы ломали, а он говорит Господь был там близко. А эти же даже не сидели, а у них видите ли время "чугунное".
А простите меня до революции кто Церковь парафинил? Да определенная часть русской интеллигенции и позорила попов. Так, кто до этого времени страну довел?
"И вообще это проблема большевиков, а не их заслуга, что CCCР стал пугалом всего мира и большинство европейских стран не рвались в колхоз и соответственно с нами дружить"......
Ну да, поэтому они рванули в райхколхоз к Гитлеру. И воевали на его стороне с русскими.
Вообще-то СССР, равно как и Российская империя, равно как и современная Российская Федерация, это форма существования исторической России. Ибо, во всех трех политических устройствах был задействован один и тот же Русский народ. Так, что это были "проблемы" не большевиков, а русского народа. И он решил эту "проблему" ценой в 25 млн. жизней своих сынов и дочерей.
А когда против нас воевала вся Европа, что-то не припомню? В ВОВ?
Я освежу вашу память. Германия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария, Италия, Испания, Франция, Бельгия, Голландия, Финляндия, Норвегия, Чехословакия, Дания. Нейтральны Швейцария и Швеция. Союзники Англия и США.
Первая мировая война. Против России воевала Германия, Австрия, Турция. Наши "союзники" Франция, Англия и США.
Простое сравнение показывает, что совокупная мощь нашего противника во Великой Отечественной войне была больше, чем в первой мировой войне. Кстати, на стороне фашистов воевали поляки, эстонцы, латыши и литовцы.
(из дневника К.Паустовского 1916-начала 1917 гг. (до февраля 1917). «Повесть о жизни», т.1.М.:Современный писатель, 1993. С.5596,598-599,603.
Вячеслав, скажите это новомученикам и исповедникам."
Опять эмоциональные призывы, ну попробуем на Вашем языке. Хорошо, спрошу. А вы спросите у запоротых крестьян, у расстрелянных рабочих, у миллионов погибших в бессмысленной войне за чужие интересы. Спросите у крестьянских детей, которые умерли от голода, болезней, в то время как баре собравшие оброк через управляющего спускали денежки в Баден-Бадене.
Вячеслав, это тупиковый путь одно преступление оправдывать другим. Типа, как они с нами, так и мы с ними. Это логика сатаны, ибо эта цепочка будет виться до бесконечности. На деле, виноват и тот и этот, а отвечать будет тот кто останется стоять на ногах."
Если на тебя идёт хорошо вооруженная организованная армия,по пути убиваая твоих сторонников, то если ты не ответишь ей тем же то будешь уничтожен. А большевики тоже люди, они не хотели быть повешенными, расстрелянными. Да и народ уж извините поддержал большевиков, а не золотопогонников. Это было гражданская война начатая не большевиками. Вот и вам и логика.
В любом государстве, во всякое время происходили случаи подавления незаконных восстаний. Ставить это в вину государству глупо, так как государство, которое так не делает обречено на смерть. Тут главное чтобы власть законная была, а царская была именно такой, освящённая Церковью и веками существования. Вы ещё царю в вину смерть Стеньки Разина зачтите )
Нужно просто читать эту публицистику со скидкой на текущий момент. Сколько советских писателей были ярыми сталинистами, а потом в одночасье поменяли раскраску на противоположную и начали выдавать нагора антисталинскую "всюправду" . Про нашу любимую современность даже говорить не хочется - все эти "типичные советские человеки" , перековавшиеся в капиталистов - пена.
Человек есть человек. Ему хочется кушать. Желательно три раза в день. Вот и вся подноготная.
"И основное направление удара был не РИ."
С историей знаком и припоминаю, что в 1915 году основной целью Германии была Россия, на которую был направлен удар большинства немецких дивизий. И вы представляете, что в условиях тотального снарядного и винтовочного голода русские солдаты не попадали в котлы на сотни тысяч военнослужащих, не сдавались миллионами в плен, не бежали до предгорий Кавказа, а чётко и организованно оборонялись и остановили немецкий натиск. Не под Царицыным, кстати. А ещё была Турция и Австро-Венгрия.
А насчёт того, что Сталин не имел нормальных союзников в ВОВ - это сугубо его проблема, которая стоила русскому народу десятков миллионов жертв.
"Александр, в первую мировую войну против нас не воевала вся Европа. "
А когда против нас воевала вся Европа, что-то не припомню? В ВОВ? А Англия, которая была союзником СССР - это не Европа уже? А САСШ, которая стоила всей остальной Европы вместе взятой, не была разве нашим союзником в ВОВ?
И вообще это проблема большевиков, а не их заслуга, что CCCР стал пугалом всего мира и большинство европейских стран не рвались в колхоз и соответственно с нами дружить.
Да, и Германия в обоих войнах изначально воевала на два фронта, если вы не знали.
Я который раз удивляюсь как может сочетаться вера во Христа с верой в коммунизм.
Я каждый день стараюсь читаться в церковном календаре жития новомучеников и исповедников, в годину гонений за веру пострадавших.
Некоторые без слез невозможно читать.
Пожалуйста, читайте их жизнеописания, и, возможно, в голове хоть что то прояснится.
Каждый (!) день- день памяти нескольких новомучеников. В жизнеописаниях очень хорошо описывается быт и настроение той эпохи. Приводятся документы, письма.
Это все Чейн доступно- читай, человек, и помни! Такое не должно повториться!
Возьмем. В 1946-1947 гг. в России, Украине и Молдавии был голод, а большевики, "вставшие на ноги", увеличивали в это время налоговую нагрузку на село и экспорт зерновых. У нас помнят этот голод: не такой страшный, как в 1932-1933, но и смертность была немалая, и случаи каннибализма.
Никогда еще так широко не использовался БЕСПЛАТНЫЙ РАБСКИЙ труд, как во времена гулагов.
При царизме за труд платили, при коммунизме заключенные работали бесплатно, за пайку хлеба, за возможность жить. Отсюда и громадье сооружений - траты были только на материалы, рабсила обходилась государству даром. Да плюс разграбление накопленного веками, тех же церковных богатств. Отсюда и шикарное метро, и дворцы, и все сооружения сталинских времен, поражающие воображение. Они застыли на века памятниками эпохи самого страшного бесправия
Мирослав - "перераспределение благ" в деревне вашего прадеда - это, как я понимаю, отобрали чужое и перераспределили? У моего прадеда, кстати, сеялку отобрали. Она не вашему прадеду досталась? Хорошая вещь.
"Социальные лифты" на крови - нет уж, увольте.
Так вот вопрос - на кой вам самолёты и станции, если ваши граждане мрут как мухи от голода и массово истребляются самим государством и внешним врагом?
Ответ на вопрос. Самолёты и станции нужны чтобы государство и народ сохранили свою независимость от врага, а так же для того чтобы обеспечивать себя продукцией сельского хозяйства и промышленных предприятий . Вам известно, что в СССР А вот то что народ мрёт как мухи и массово истребляется своим государством, это ложь, тысячи раз повторённая, и почти утвердившаяся в головах сограждан, но так и не ставшая правдой. Уважаемый Александр, если вы углубитесь в изучение экономики, истории вопросов у вас таких станет меньше.
Петр (20.06.19, 03:48): "Точнее и не скажешь!"
Интересно, кого это цитирует Иулиания? Биолога, философа, историка?
Так вот, в Первую Мировую Армия РИ, имея относительную техническую отсталость, не драпала до Волги и не давала врагу грохнуть 30 миллионов своих граждан. И Брестский мир не подписывала...."
Опять вижу сильное незнание истории... Одни эмоции. Сколько можно?
В 1 мировую войну основной фронт для Германии был не восточный. Почитайте к примеру про Ютландское сражение и сравните мощность немецкого флота и нашего и радуйтесь, что он бился против англичан. И основное направление удара был не РИ. Считайте нам повезло. Идём дальше. Во Вторую Мировую мы не драпали, а сражались с Германией и её союзниками 1 на 1. Второй фронт был открыт только в 1944 году.
Александр, в первую мировую войну против нас не воевала вся Европа. А вот во время Великой Отечественной войны против нас воевала практически вся Европа. И мы долгое время воевали с фашистами практически один на один. Соотношение ресурсов было просто не сопоставимым. А во время первой мировой войны, Германия и ее союзники изначально воевали на два фронта.
Всё - очень просто.
Народ - накануне революций - утратил веру, захотел "изменений" и изменения эти получил!"
Получить то получил. Один крестьянский сын стал профессором. А другой дворянский сын стал никем. Обидно дворянскому сыну что он никто, а не ваше высокоблагородие и стал он сказки писать, про кровавого Ленина и большевиков, про то как хорошо все жили пока крестьянский сын неграмотный был. Как чисто жил он и совсем не болел и бар своих любил . Про то какая Вера у всех была (правда на исповедь и причастие по расписанию ходили). Писал он писал, и за басни свои деньжата получал, но не советские деревянные а настоящие фунты, марки, доллары.
"Да и с некачественным высшим образованием самолёты и электростанции не делают...сколько было построено гидроэлекстростанций до революции и сколько после..?"
Дело не в количестве электростанций и не в образовании, а в том как государство, пользуясь имеющимися у него ресурсами, может обеспечить защиту своих граждан от внешних врагов. Так вот, в Первую Мировую Армия РИ, имея относительную техническую отсталость, не драпала до Волги и не давала врагу грохнуть 30 миллионов своих граждан. И Брестский мир не подписывала. Так вот вопрос - на кой вам самолёты и станции, если ваши граждане мрут как мухи от голода и массово истребляются самим государством и внешним врагом?
Да, большевики просто ввели "Красный террор", уничтожая без суда и следствия непричастных к преступлениям мужчин, женщин и детей."
В ответ на что был введен красный террор? Не на действия ли отпущенных под честное слово Красновых? Ну а без суда следствия непричастных, этим отличались и Колчак всякие и Анненковы, и Дутовцы в общем Белые Воины. И даже, представьте себе Царские войска: пример есть-читайте карательную экспедицию семеновского полка. Да и историю немножко почитайте, как и кем подавлялись крестьянские бунты. Много ли через суд проходило бунтовщиков? Всё больше без судов всяких с крестьянами расправлялись.
Иулиания, коммунистов уже слава Богу, как 30-ть лет нет, а "обезъяны" отчего-то есть. Вот совсем недавно прыгали: "кто не скачет, тот за храм". И откуда они взялись? Ума ни приложу. Наверное с Марса прилетели или мы их такими воспитали?
" А о качестве высшего образования можно судить по перечню разрешенных революцией наук и по проценту оставшихся в вузах дореволюционных преподавателей."
См. статистику. сколько новых заведений было открыто после революции. Да и с некачественным высшим образованием самолёты и электростанции не делают... А вот вам вопрос: сколько было построено гидроэлекстростанций до революции и сколько после, в период 17-40 годов?
Наверно все-таки страна и ее культура восстанавливалась не благодаря, а вопреки происшедшему.
Да ну! "В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал: «Владимир Ильич прочитал в книге С. П. Бартенева, что одно крыло собора, находящегося близ Ивана Великого, заложено кирпичом во времена Николая I и превращено в сарай для фуража. Владимир Ильич с негодованием сказал:— Ведь вот была эпоха — настоящая аракчеевщина... Все обращали в сараи и казармы: им совершенно была безразлична история нашей страны. Надо сейчас же, немедленно это крыло открыть. Смотрите, какое оно интересное, судя по чертежу, который здесь приложен. » Это пример, надо будет могу привести.
Предлагаю не скатываться в разговоре к переходу на личности. А попытаться понять что произошло, что было, как нам к этому относиться и как быть дальше. Мы же здесь за этим, не так ли?
Про ваше сообщение замечу, что писал Бунин о простом народе: "Москву украшают. Непередаваемое впечатление - какой цинизм, какое <...> издевательство над этим скотом - русским народом! Это этот-то народ, дикарь, свинья грязная, кровавая, ленивая, презираемая ныне всем миром" Так сказать показательно, кто-то чистенький, а кто-то грязненький, и как этот грязненький что-то посмел сделать(!)
Ну и про бабушку, рекомендую прочесть о карательной экспедиции семеновского полка. Давайте и про это помнить.
Уважаемый Денис! Подвинем в сторону эмоции, христиане должны быть по крайней мере рассудительными. Посмотрим состав тех "убийц, воров, лжецов", интересные люди там нам встретятся, к примеру почитайте как встретили революцию и свержение Николая 2 члены священного синода.
Идем дальше. Вы считаете что люди открывающие институты,делающие общедоступную медицину (Не якобы, см. статистику образованности населения до и после революции, или, к примеру,статистику младенческой смертности ) не заслуживают ни оправдания, ни снисхождения?
"К слову, большевики не совершали теракты, не надо тут всех в кучу".
Да, большевики просто ввели "Красный террор", уничтожая без суда и следствия непричастных к преступлениям мужчин, женщин и детей.
"Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."
В дальнейшем он вспоминал: «Я был лучше обеспечен в дореволюционное время, работая простым слесарем. Когда я вел партработу в Москве, то и половины того не имел, хотя занимал довольно высокое место в общественно-политической сфере. Другие люди были обеспечены еще хуже, чем я."
Народ - накануне революций - утратил веру, захотел "изменений" и изменения эти получил!
Ошибочно считать, что в ходе гражданской войны голодали, уничтожались и репрессировались лишь "эксплуататорские классы".
Война катком прокатилась и по крестьянам, и по интеллигенции, и по рабочим.
И после гражданской войны уровень жизни и был значительно ниже, чем до революции.
И не только - после войны.
Приведу высказывание Н.С. Хрущева:
Потрясающее определение. Точное.
А Вам не страшно? Хотя бы потому, что тогда, в 1920-м, дети рождались. А теперь - нет. И даже не в России дело - проблема-то общечеловеческая. И не надуманная. Настоящая. Глупо прятать голову в песок. Глупо проклинать прошлое. Какое бы оно не было - оно НАШЕ. Надо остановиться, надо одуматься, надо исправляться. Паустовский ведь уехал. А потом вернулся. Он писал любя, страдая, но любя. У него все - от сердца.
Игумену Всеволоду: "Благодаря, возможно, тому, что удалось удержать крайнее безумство "пассионариев" революции". А кто удержит нынешних?
И мы не можем себе представить ту духоту, грязь и ужас, которые были в начале большевистских времён.
И основное тут в том, что советская власть отвергла Бога и делала ставку на самую сволочь, которая всегда была и есть в достатке в любой деревне, городе, селе. Дайте сейчас власть «экспроприировать» алкашам у подъезда, выпустите из тюрем убийц и насильников - и будет тоже самое.
Да, после полной разрухи и голода 18-19 годов начали что-то открывать и строить. Но это сомнительное достижение, как похвалить человека сжегшего большей красивый дом, что он на его месте из головешек построил сарай.
Помню, поразило в свое время, как круто изменилась оценка "Окаянных дней" Бунина у - скажем в целом - народа: "да он же барин, кровопийца, вот ему революция и не понравилась!"
И уже здесь в комментариях на похожую тему советского прошлого, одна женщина написала: "ну, раскулачили, убили мою бабушку. Да ведь это когда было-то!"
Я уже приводил цифры сколько институтов было открыто в 18-20х годах. То есть одни открывали институты,больницы, а другие писали как плохо жить.