Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

«Надо с усилием преклониться перед нашей заветной древностью»

Беседа с писателем Виктором Лихоносовым

    

Вот уже семь лет существует ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м – Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м – Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м – Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м – Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. В этом году новыми избранниками стали Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов.

О том, как создавался роман «Наш маленький Париж» и что вдохновляет писателя, о значимости России царской для нас сегодняшних, о святых местах Тамани-Тмутаракани – беседа с лауреатом Патриаршей премии-2017 Виктором Лихоносовым.

– Виктор Иванович, известно, что казаки Дона и Кубани весьма ревностно относятся к своему происхождению и, соответственно, к людям пришлым, переселившимся в их среду из других областей бескрайнего Отечества нашего. Вы родились в 1936 году в Кемеровской области, потом жили в Новосибирске и лишь с 20 лет, когда судьба занесла вас на историко-филологический факультет Краснодарского педагогического института, стали приживаться на Кубани. Интересно, когда, с каких пор вы стали чувствовать себя принадлежащим к этой удивительной земле? Ощущаете ли вы себя частью кубанского казачества? Считают ли вас своим кубанские казаки?

– Когда кто-нибудь выражал удивление, недоумение, а то и ревность: как это, мол, не казак Лихоносов написал столь прочувствованно роман о Екатеринодаре, – я спокойно разъяснял: «Кубань – это частица России, и, где бы я ни жил, мне всякий уголок чем-то близок». И добавлял с улыбкой: в своем Новосибирске я, может быть, придумал «Наш большой Харбин». Роман-то написан не о сугубо этнографической казачьей жизни, а, как сказано в моем предисловии, «о протекании века человеческого» на фоне тяжелой горестной истории. Но казаков, этих последних, изумительных, все события переживших пенсионеров, а также тех еще более удивительных, кондовых, уже покоившихся в архивных «делах», я полюбил с такой близостью, что до сих пор, спустя 35 лет после написания романа, не могу с ними расстаться, хожу по-прежнему в архив и «живу» с ними, поверьте, Александр Юрьевич: здороваюсь, восхищаюсь красивыми росписями офицеров, порой еще раз беру в фонде № 332 «дела» собственного Его Величества конвоя и с грустным волнением читаю в накладном листе дату моего первого прикосновения к листам и свою роспись. Мой герой Толстопят укрывается в судьбах и характерах всех исторических офицеров, которые улеглись в бумагах, персон порой очень несхожих с ним, но отдавших моему образу самые типичные черты. Поэтому я со всеми в архиве «здороваюсь» как с толстопятовской родней.

    

Трагический переворот всей жизни в 1917 году и позже горько сплел вековые корни в один вечный узел. Я тоже состарился и пережил новый переворот, такой коварный, как тот в 1917-м. Теперь и о себе можно писать так же, как о Попсуйшапке, Толстопяте, Шкуропатской, – я тоже уже нахожусь под заголовком последней части романа («Жизнь прошла»). Я пишу сейчас приставочку к «Нашему маленькому Парижу» – «Доска печали». Поздние времена, но сцен о современном постсоветском казачестве не будет. Тихий такой мелодичный возьму аккорд.

Когда был молодым, я растворялся «в Руси великой», сибирское затуманивалось впечатлениями от других углов и просторов, а к старости, да еще после смерти матушки в Пересыпи, я резко повернулся ко всему детскому, к нашему Кривощекову на берегу Оби, к родной улице. Я почти плачу. Екатеринодар, который описал в романе, мне ближе Краснодара, а Новосибирск еще ближе. Я очень горюю, об этом говорю впервые. Выручает меня лишь Тамань – Тмутаракань, где я сознательно похоронил матушку. Это сорок верст от Пересыпи. Я живу чувством, и оно всё определяет.

В казаках, о которых писал, я полюбил вековую породу, удаль, судьбу

В казаках, о которых я писал, я полюбил вековую породу, удаль, судьбу, но на Кубани я уже не ощущал и в обществе, и в быту казачьих ухваток и даже исторической памятливости в поведении, наоборот – мы, москали, защищали их особняки и храмы от партийных варваров, а они помалкивали; не шелохнулись даже тогда, когда в печати один марксист обозвал их знаменитого историка Ф.А. Щербину «фашистом»; а недавно с родового дома генерала В.Г. Науменко – атамана Кубанского казачьего войска в изгнании и спасителя казачьих и императорских регалий – в станице Петровской свергли мемориальную доску при абсолютном попустительстве всех слоев «возродившегося казачества». И опять высказал свой гнев в печати только москаль Лихоносов. Вот и всё.

– В 1963 году в «Новом мире» появился рассказ «Брянские», сделавший вас сразу знаменитым. С той поры произведения, подписанные именем «Виктор Лихоносов», всюду встречались с интересом, редакторы не отказывались вас печатать. Во многих городах России одна за другой выходили ваши замечательные книги повестей, рассказов и очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и, конечно же, изумительная «Осень в Тамани». Их переводили на многие языки мира. С каким чувством вы вспоминаете те славные годы? Были ли вы дружны лично с Твардовским, который тогда возглавлял «Новый мир»? Кто вообще были ваши друзья по жизни и литературе? Кого вы считали своими учителями и почему?

– Первые рассказы скромный учитель средней школы под Анапой вдруг сразу же печатает в громком журнале «Новый мир», который редактирует сам Твардовский! Неожиданно, радостно и… страшно. А что дальше-то? Я же не готовился в писатели. Но самой большой удачей своей жизни я считаю быстрое знакомство и затем дружбу с Юрием Казаковым и Юрием Домбровским.

    

С Александром Трифоновичем Твардовским я встречался дважды. Ему мой первый рассказ «Брянские» нравился, о повести «На долгую память» (в журнальном варианте – «На улице Широкой») он написал целый абзац восхищения в своей «Рабочей тетради», читал в пять утра, «не мог оторваться». Я боюсь хвастаться такими отзывами. Я и нынче только в исключительных бюрократическо-хозяйственных случаях называю себя писателем, поверьте.

Счастье, повторяю, в том, что литература принесла мне дорогих друзей – и в лоне читательском, и в кругу писателей. Я мигом попал в родную русскую среду. Виктор Потанин, Василий Белов, Федор Абрамов, Олег Михайлов, Николай Рубцов, Виктор Астафьев, Евгений Носов, Василий Шукшин, Сергей Викулов, Валентин Распутин, Дмитрий Жуков, Вячеслав Шугаев, Геннадий Машкин и другие. «Казанского сироту» из-под Анапы особенно пригрели после появления повести «Люблю тебя светло» – о поездке в есенинскую деревню Константиново. Русская тоска по соединению, по родству и в жизни и в искусстве всплеснулась мгновенно. Много хороших домашних слов я тогда услышал.

А начались мои вздохи по русской литературе с «Тихого Дона», с коротенького воспоминания Бунина о Чехове и его эмигрантских золотых вещей, со статьи Щеглова о Есенине в газете «Правда» и затем стихов. Да и Паустовский хорошо влиял на мою молодую наивность. В годы перед написанием «Осени в Тамани» я вовсю зачитывался русскими летописями. Очень жалею, что не читал потом каждый день утром или перед сном хоть полстранички, не настраивал душу покоряться памяти о дальней нашей жизни, чувствовать почаще былое присутствие на земле великих князей, монахов, летописцев. Зато нынче я читаю к ночи смиренную «Книгу глаголемую».

    

– В возрасте после 40 лет вы сели писать свой многоплановый роман «Наш маленький Париж». К этому времени, как я полагаю, уже сложилось ваше мировоззрение как русского патриота, враждебного всему, что чуждо России, критически оценивающего события после 1917 года. Каков был круг вашего общения в эти годы – в конце 1970-х и начале 1980-х? Какие идеи витали и роились вокруг вас? С кем и с чем приходилось вести бесстрашную борьбу в обстановке нарастающей русофобии?

– Роман о Екатеринодаре я закончил в 47 лет. На меня повлияло всё живое, а уж потом я орошался в архиве. Попсуйшапка – вот виновник моего замысла! В жизни у него фамилия Чернецкий. Он умер на 102-м году в один день с Шолоховым. В простом народе есть свои великие фигуры. Василий Афанасьевич словно получил послушание: не только назубок помнить то, что все забыли или прокляли, но всей своей натурой, всем своим видом это показывать. В чистеньком полотняном костюмчике, в такой же фуражке а ля приказчик, интонацией речи, движением рук, даже тем, как берет чайную ложечку или мажет масло на хлеб, а самое главное – понятиями о доброте, чести и совести, соблюдением семейных традиций, сознанием роли государей в строительстве России, удивительным трудовым нравом и многими другими устаревшими тонкостями очаровал он мою интуицию и кое-какие знания об истории так, что душа моя воскликнула: вот такими были люди! вот такой была Россия! И с 1971 года по 1983 я ездил по станицам и расспрашивал последних «рэпаных» казаков и наслаждался встречами с Василием Афанасьевичем Чернецким-Попсуйшапкой. А писал всего пять лет.

Еще я защищал памятники старины. В партийных органах меня считали «не нашим, не советским», в Париж не пускали. Так я и не повидал улицу Жака Оффенбаха и авеню де Шале, где жили в изгнании Иван Бунин и Борис Зайцев. Ездили компаниями после переворота как раз те, кто вчера еще кланялся ленинским идеям. Я молился в кафедральном храме святой Екатерины и всякий раз помнил, кого белые отпевали под куполом в страшную гражданскую войну. Тогда открытой русофобии не замечалось. Было трусливое равнодушие и незнание настоящей будничной жизни на Кубани и во всей царской России. Мне, сибиряку, было горько оттого, что ни одной казачьей родовитой офицерской фамилии в станицах и городах края не уцелело. Толстопяты, Шкуропатские, Бабычи, Порохня, Перепеловские, Вишневецкие, Камянские и множество других вывелись навсегда.

– Роман вышел уже на заре так называемой перестройки. Как был воспринят он читателями и критикой? Как к нему отнеслись кубанцы? Не обижались ли на вас за то, что вы назвали их любимый Екатеринодар – Краснодар «маленьким Парижем»?

А ведь до какой ужасной степени была забыта царская Россия! То просто забыта, то забыта нарочно

– Мне не очень повезло. Сергей Викулов роман в журнал «Наш современник» не взял. Сказался его советский патриотизм. Мы теперь в рассуждениях не учитываем, до какой ужасной степени была забыта царская Россия. То просто забыта, то забыта нарочно, а то и потому, что воспоминания о ней казались ненужными. «Наш современник» был журналом русским, но не православным. И взял роман робкий журнал «Дон». Да и сократили-то вполовину. Ведь массы наши тогда слепо ждали свободы и разоблачений. Это, к сожалению, так. И тут на помощь пришел роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Читали все! Кому интересна царская Россия с ее казачеством, когда вычищают кишки товарищу Сталину?

– Тем не менее в 1988 году вам за роман «Наш маленький Париж» была присуждена Государственная премия…

– Как-то всё очень быстро случилось. Роман вышел, состоялось обсуждение в Союзе писателей России. Василий Белов, Олег Михайлов, Михаил Рощин, Владимир Личутин, Валерий Ганичев, Сергей Лыкошин хвалили и выдвигали на Государственную премию. Но старательнее всех отличился поэт Юрий Кузнецов, обычно строго-вредный, на похвалу скупой. Он сказал твердо: «Будь моя воля, я дал бы Лихоносову полного Георгиевского кавалера». Государя на престоле не было, поэтому я получил Государственную премию. Я понимал: в провинции, где на меня косились, такая премия спасительна.

    

– С тех пор вы получили немало наград. Были удостоены и престижной премии «Ясная поляна», и Большой литературной премии Союза писателей России. А чем для вас стало присуждение Патриаршей премии?

– Это такая благодать! Я так выразился дома: наверно, сам преподобный Никон, поставивший в Тмутаракани «церковь Пресвятыя Богородицы», послал с небес свое пожелание в Патриаршую комиссию удостоить меня, давнишнего паломника в Тмутаракань, автора поклонной повести «Осень в Тамани», такой светлой православной награды. И недаром я напевно, чуть ли не по-монашески кротко, не раз читал себе в нынешнюю весну строчки в «Книге глаголемой»: «Из любви к безмолвию оставил Киевскую пещеру и стал подвизаться при море Азовском близ Тмутаракани». И не помогли ли мне князья святые Борис и Глеб? Я частенько всходил на невысокую гору под станицей Ахтанизовской, там в казачью старину была часовня Бориса и Глеба, по ней и гора так зовется по сей день. Гора видна с нашего огорода в Пересыпи, где матушка жила, где я писал роман и нынче там же обретаюсь в теплую пору. Я пишу воспоминания, и будет глава о том, как тихо, долго умирала моя матушка, а я в полночь, при звеняще ясной луне над Ахтанизовским лиманом и над горой, шел через станицу и дальше к этой горе помолиться.

    

Есть догадки, что преподобный Никон мог основать монастырь как раз в этих окрестностях. Отчего это в «Книге глаголемой» пишется: «при море Азовском близ Тмутаракани»? Тмутаракань, она же Тамань, – у Черного моря и на Керченском проливе. Божией милостью даны мне эти места. Получая награду, я чуток наклонился к Патриарху и сказал: «Приезжайте, Ваше Святейшество, в Тамань-Тмутаракань».

– Каждый по-своему проходит путь к вере, к Богу, к Спасителю. Каков был ваш путь?

– Бабушка моя Анастасия Степановна, по отцу Гайвороньская, была очень верующей, строгий пост блюла от и до. Она хохлушка, граф Бутурлин привез моих предков при царице Елизавете Петровне из Украины в Воронежскую губернию. Я по рождению чистейший хохол, но кто скажет, читая мои книги, что я не русский?! Но на левом берегу Оби в Новосибирске, где я рос, церкви не было. К религии пришел благодаря любви к русской старине. Читал, впитывал, покорялся вере праотцев.

– Кого из нынешних деятелей Церкви вы особенно уважаете, с кем знакомы лично? Есть ли у вас духовник?

– Духовника не обрел. Грешен, нету у меня строгого покровителя. У меня есть Евангелие, которое я заполучил у монахов в Греции, под Афинами. В 1995 году в станице Новомышастовской Святейший Патриарх Алексий II начертал на заглавном листе свое имя. Я держу Евангелие в особом уголку с почтением.

    

– Ушли из нашей жизни Носов, Белов, Астафьев, Распутин, давно нет Шукшина. Кто, по-вашему, остался сейчас в русской литературе?

– Владимир Личутин, Виктор Потанин из Кургана, Владимир Крупин, Юрий Лощиц, Станислав Куняев, Михаил Чванов.

– Когда-то мы с вами вместе подписали знаменитое «Письмо 74-х». Если бы его повторить сейчас, какие главные постулаты должны в нем быть? Как вы видите ближайшее будущее нашей страны? Есть ли оно вообще, Виктор Иванович?

– Чтобы одолеть враждебные цели разрушения вековых достояний Руси-России, надо, Александр Юрьевич, с усилием преклониться перед нашей заветной древностью. Все основы, все соки и главные устои там. Русские потеряли свои предания. Но наша Церковь стерегла их душою и подвигами во все периоды невзгод. Мы народ терпеливый и неожиданный. Везде и во всем хочется ждать — крымских народных вдохновений.

С Виктором Лихоносовым
беседовал Александр Сегень

4 августа 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 359 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
С думой о единстве славянских народов С думой о единстве славянских народов
Беседа с писателем Юрием Михайловичем Лощицем
С думой о единстве славянских народов С думой о единстве славянских народов
Беседа с писателем Юрием Михайловичем Лощицем
Лауреат Патриаршей премии по литературе о своих украинских и белорусских предках, метле Господа и корнях украинской смуты, значении русской литературы и красоте мовы.
«Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО) «Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО) «Читать нужно с карандашом в руке»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Первые мысли, которые появляются при чтении текста, непременно фиксируйте – они бывают самыми интересными.
Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Председатель Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО.
Комментарии
тамара 5 августа 2017, 01:30
Виктор Иванович,многая и благая Вам лета.Хочется обязательно прочитать Ваши книги..Божией Вам помощи и дальше в Вашей жизни.
игорь 4 августа 2017, 21:43
Спасибо Виктор Иванович! Вот так надо любить РОССИЮ! Свою землю-свой народ-свою Православную Веру! Когда разговор заходит О РОССИИ - все дрязги в сторону! Храни Господь Вас,Виктор Иванович! Здравия Вам!
Виктор 4 августа 2017, 18:39
В своей оценке современного казачества автор совершенно прав.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×