Праздничное интервью с Предстоятелем о главном.
– Ваше Блаженство, какой главный духовный совет Вы бы дали нашим читателям в день Вашего тезоименитства с позиции Вашего духовного опыта?
– Научиться жить в своей душевной пустыне. У таких святых, как преподобный Онуфрий Великий, мы можем этому учиться.
Господь, научая нас молиться, сказал: «Ты же, егда молишися, вниди в клеть твою (то есть в душу, в сердце, внутрь себя)… и помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).
Человек должен делать свою душу пустыней, в которой ум человека – если не постоянно, то время от времени – должен жить, то есть входить туда и там творить молитву, размышлять и каяться в своих грехах.
Душевная пустыня – это не опустошение души. В пустыне души нет зверей гордыни, зверей зависти и распутства, зверей злобы человеконенавистничества, то есть страстей и пороков, которые являются духовными зверями в нашей душе и не позволяют нам войти туда и спокойно, в мире помолиться Богу.
Чтобы сделать свою душу такой благодатной пустыней, мы должны трудиться и бороться с собой, со своими немощами, грехами, пороками.
Человек, заставляя себя идти против греха, иногда побеждает грех, а иногда падает, но его попытки с Божией помощью обязательно увенчаются успехом. Грех побеждается усилием. Человек прилагает свои усилия, и Господь, видя его намерения, дает ему благодать и силу, которая помогает побеждать грех.
Потрудимся и мы, дорогие братья и сестры, чтобы быть победителями своих страстей и пороков. Пусть наша душа станет благодатной пустыней, куда мы будем заходить и совершать молитвы. Они так нужны для нашего спасения и для спасения всего мира. Тогда мы хоть немного будем похожими на преподобного Онуфрия, память которого Церковь сегодня совершает. Он сегодня на Небе вместе со всеми святыми предстоит перед Престолом Божиим и молится о нас.
– Ваше Блаженство, в чем основной подвиг преподобного Онуфрия Великого, Вашего Небесного покровителя?
– Преподобный Онуфрий отошел к Богу около семидесяти девяти лет от роду, но никто его не видел при жизни, кроме преподобного Пафнутия и еще одного старца, который научал его отшельнической жизни до ухода в пустыню. Однако память о нем сохраняется до сих пор в человеческих сердцах. В истории человеческой было много правителей, философов, мудрецов, постоянно находящихся на площади общественного служения, которые каждый день себя выставляли миру, заявляли о своем видении, мыслях, желаниях, но о них мир уже давным-давно забыл, а их портреты покрыты пылью и паутиной. А преподобных, живших в пустыне и любивших Бога, молившихся обо всех, мир помнит и будет помнить вечно, потому что «память праведного с похвалами».
Когда мы слушаем о таком житии, то часто себе задаем вопрос: «А чему мы можем научиться у такого святого?»
Конечно, пустынник не может быть для нас образцом для подражания в прямом смысле. Такие святые даются нам для того, чтобы мы удивлялись благодати Божией. Мы не сможем жить так, как преподобный Онуфрий Великий, но мы должны просить помощи святого, чтобы стяжать благодать Божию, которая укрепляет человека для его посильных подвигов.