Чудо с гадаринскими бесноватыми. Художник: Брайтон Ривьер
В повествовании евангелиста Матфея об исцелении Христом бесноватых в стране Гергесинской есть один любопытный момент. Когда Господь подошел к бесноватым, чтобы исцелить их, «бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное» (Мф. 8: 31–32). Господь не только слушал бесов, но и услышал их: исполнил их просьбу! И это удивительно, ибо обычно словами Христа, обращенными к бесам, были: «Замолчи, и выйди из него». По мысли святых толкователей, это связано с той пользой, которую Господь видел в исполнении просьбы бесов. Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им этими злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божия».
Подобный случай, когда Господь ради благих целей «прислушался» к сатане, описан в книге Иова. В ней приводится целый диалог между Богом и диаволом о достоинстве праведного Иова:
«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов 2: 3–7).
Рассматривая этот загадочный отрывок, святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь попустил диаволу поразить Иова проказой для того, «чтобы еще более прославить раба Своего, отнять у диавола всякий предлог к бесстыдству и обратить на его же главу его поступки с праведником», ибо, когда Иов и в тяжелой болезни прославил Бога, диавол был посрамлен.
Таким образом, мы видим, что как в случае с праведным Иовом, так и в ситуации с гергесинскими бесноватыми Бог входит в общение с темными духами и даже прислушивается к их просьбам, преследуя Свои благие цели, которые диаволу на тот момент и неизвестны, и непонятны.
Но как же тогда действует в этом мире Господь, если, по слову Самого Христа, диавол – «князь мира сего», а значит, в этом мире ему дана великая власть? Ответ очевиден. Диаволу попущено действовать таким образом, что Господь использует эту власть всегда в Своих целях!
Диаволу попущено действовать в мире сем, но таким образом, что Господь использует это всегда в Своих целях!
И потому власть диавола в нашем мире – лишь орудие благого Бога! Вот как говорит об этом святитель Иоанн:
«Древний змий не имеет над нами никакой власти, если не попустит ему Бог по неизреченному Своему попечению о нас. И хотя может лишить человека жизни, если попустит Бог, зла не может сделать, а от Бога выпрашивает (позволение). Хотя он и пал, знает, что если Бог не попустит, сам он ничего не может сделать против кого-либо. А попущение нужно понимать так, что дается премудро, так как происходит от Бога».
Из этого следует интересный вывод. Такие события нашей жизни, которые приносят нам страдание, могут совершаться по действию диавола и быть в то же время попустительным действием Самого Бога. Только цели при этом у Бога и диавола разные. И кто достигнет своей цели, во многом зависит от самого человека, с которым все происходит, ибо, по слову апостола Павла, «любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8: 28).
За кем пойдет человек – за Богом или за диаволом, – зависит от самого человека
В качестве примера вспомним исцеление гергесинских бесноватых. Благодетельное действие Христа, когда Он исцеляет этих двух несчастных людей, должно было распространиться и на жителей этого места. Увидев чудо необычайного исцеления и внезапного и необъяснимого потопления свиней, они должны бы были проявить сильнейший интерес ко Христу и таким образом получили бы шанс обрести веру. Увы, жители испугались, озлобились и попросили Христа уйти, потеряв, быть может, свой единственный шанс… Впрочем, сами исцеленные обрели новую жизнь.
Преследуют свои цели Бог и диавол и через сферу взаимоотношений между людьми. И этот вопрос всегда был в фокусе внимания учителей Церкви. Обучая нас верному пониманию поступков ближнего, святые отцы всегда подчеркивают их посреднический характер. Вот как говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Люди – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает».
Человек, совершая что-либо, может действительно руководствоваться злым чувством и быть в этом случае орудием диавола. Но при этом и сам диавол является тоже лишь орудием в руках Промысла Божия, попускающего это нам для нашей пользы! И это важно понимать, чтобы в нас мало-помалу созревало христианское отношение к неприятелям и врагам.
Задумаемся: почему заповедь Христова о любви к врагам кажется абсурдной и несправедливой с позиций человеческой логики, а с точки зрения Истины – праведна? Думается, именно потому, что, поступая с нами несправедливо, а подчас и бесчеловечно, наш недруг все же вспомоществует, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения. А потому он есть, по сути, наш благодетель! Поэтому никакого существенного зла ближний нам причинить не может. Существенное зло приходит к нам иным путем.
Поступая с нами несправедливо, наш недруг помогает, пусть и несознательно, Богу в деле нашего спасения
Святитель Игнатий в другом месте пишет о том, что настоящее зло человеку приносят не скорбные жизненные обстоятельства, а те внутренние колебания, которые при этом могут посещать душу. Происходят эти колебания нередко тогда, когда мы, не понимая истинного значения поступков ближнего, начинаем вскипать гневными и осуждающими чувствами против него. Вот это для нас по-настоящему и опасно! Но если мы усвоим мысль о том, что наш недруг – это наш благодетель, то с помощью Божией можем избежать этой опасности. Если только усвоим…
При этом остережемся сами быть подобными «благодетелями» для других! Важно понимать: совершая грех по отношению к ближнему, мы сами становимся орудием в руках демонов, и, хотя Господь обратит наше дело на благо потерпевшему, нам от этого не будет никакой пользы. Став орудием диавола, мы лишь приблизим свою погибель.
И последнее. Достоинство всякого поступка определяется целью. При этом его внешняя оболочка, то есть внешний образ действия, как фантик от конфеты, может быть очень обманчив, и нередко таким «фантиком» обманывается даже сам действующий. Поступая, как он думает, правильно и справедливо, он, тем не менее, может совершить зло. Происходит это в том случае, когда цель в реальности определена не благим побуждением, а действием в человеке страстей. Тогда уже белое становится черным, а черное – белым. И сегодня можно встретить это на каждом шагу. Такое действие производит в людях диавол, пытаясь научить их своей «науке». А посему дай нам Боже, чтобы наши цели и действия всегда совпадали лишь с Его целями в этом мире.