Торжок, 22 июля 2019 г.
21 июля 2019 года, в ходе визита в Торжок, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с достопримечательностями города.
Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Тверской области И.М. Руденя и глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Савва, сообщает Патриархия.ru.
Святейший Патриарх посетил Старо-Вознесенскую (Тихвинскую) церковь — уникальный памятник русского деревянного зодчества, построенный в XVII веке без единого гвоздя. Храм стоит на окраине Торжка, на высоком правом берегу реки Тверцы.
Святейшего Владыку встречали настоятель церкви игумен Корнилий (Малинин) и прихожане. Обращаясь к ним, Предстоятель призвал беречь этот уникальный памятник, а также отметил благолепие и особую духовную атмосферу храма.
Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил собор в честь Архангела Михаила, где Предстоятеля Русской Церкви приветствовали настоятель храма, благочинный Торжокского округа протоиерей Николай Алексеев и прихожане. Настоятель преподнес Его Святейшеству копию старинной плащаницы, вышитую торжокскими золотошвеями.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в соборе:
«Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Савва! Досточтимый отец Николай! Дорогие отцы, братья и сестры!
Отец Николай, сердечно благодарю тебя за добрые слова. Вспоминаю, как мы вместе трудились в Смоленской епархии в трудные годы. Ты очень ревностно помогал мне, в том числе и в управлении Вяземским благочинием. Храню добрую память о нашей с тобой совместной судьбе. И радуюсь тому, что на родной для тебя земле ты возгнездился уверенно и с большим успехом осуществляешь свое служение.
Рад посетить этот замечательный храм и слышать твои слова. Пусть Господь тебя укрепляет физически и духовно. Тебе еще предстоят долгие годы служения. Ты человек ревностный, целеустремленный. В самые трудные годы ты делал то, что многие пастыри боялись делать или не могли делать. Поэтому, вспоминая твои годы в Вязьме и нынешнее твое служение здесь, благодарю тебя и призываю благословение Божие на тебя, на твоих родных, близких и, конечно, на твою паству».
В дар храму Святейший Владыка передал список Казанской иконы Божией Матери.
Далее Предстоятель Русской Церкви побывал в Спасо-Преображенском соборе — подворье Нило-Столобенской пустыни. Святейшего Патриарха приветствовал настоятель иеромонах Герман (Дымченко).
В завершение визита Святейший Владыка посетил 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Министерства обороны РФ. Предстоятеля Русской Церкви приветствовали начальник центра полковник А.Ф. Попов, преподаватели и личный состав.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к военнослужащим со словом.
«Наши Вооруженные силы обеспечивают подлинный суверенитет нашего Отечества. Я много раз говорил, что воинский подвиг не может быть описан в материальных категориях. Если человек ступает на путь защиты Отечества, который всегда сопряжен с риском для здоровья и жизни, значит есть какая-то другая, более важная мотивация. И этой мотивацией является готовность защищать Родину, защищать своих жен, детей, свою землю, свой народ. Вы на передовой линии этой защиты, и я хотел бы пожелать помощи Божией всем вам, чтобы Господь сохранил ваши жизни, ваше здоровье, чтобы мирно и спокойно протекала жизнь ваших родных и близких», — сказал, в частности, Святейший Владыка.
«Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери. Перед этой иконой молился наш народ в самые трудные годины испытаний, в том числе во время Великой Отечественной войны. Хотел бы каждому из вас в память о нашей сегодняшней встрече передать иконочку Божией Матери Казанской с благословением Патриарха, чтобы Дева Мария, Царица Небесная, хранила вас на непростых путях вашей жизни», — заключил Предстоятель Русской Церкви.
После посещения центра боевого применения и переучивания летного состава Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву.
* * *
Старо-Вознесенская церковь была известна своим внутренним убранством. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы: местного письма — Вознесения Господня и Тихвинской Божией Матери, древние — святых Жен-мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Вверху иконостаса был большой крест с распятым Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. В трапезной также были установлены старинные иконы в иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка свешивалось большое паникадило, изображавшее голубя с распростертыми крыльями. На крыльях держались подсвечники, в которых в дни больших праздников ставились свечи. Храм был закрыт в 1929 году. В советское время все убранство храма было утрачено, Сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Богослужения в храме возобновились в 2006 году.
* * *
Благовещенская церковь, более известная под названием Архангельской, расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое, величественный по архитектуре храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называемой Благовещенскою или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Божия Михаила.
Главным ориентиром для всех гостей города служат лазоревые купола Благовещенского храма, который в народе по одному из приделов называют Михайловским, а иногда, по старой памяти, и просто «действующим». Это был последний закрывшийся в 1930-е годы храм Торжка и первый открывшийся в городе сразу после войны. Поэтому именно здесь обрела временное пристанище после закрытия Борисоглебского монастыря серебряная 16-килограммовая рака с мощами преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских. В 1936 году, когда и в Благовещенском храме перестала звучать молитва, святыня была утрачена. В этом же храме короткое время пребывали и тоже были утрачены мощи праведной мученицы, убитой в начале XV века, Иулиании Новоторжской (Вяземской), которые были перенесены из закрытого богоборческой властью Спасо−Преображенского собора.
Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения — 6 апреля 1946 года. Но сам храм был открыт раньше, сохранился снимок крестного хода в Ефремов день, 24 июня 1945 года, выходящего из Михаило-Архангельской церкви, торжокского фотографа П.Ф. Добрынина. До 1995 года Михаило-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.
* * *
Безусловной доминантой Торжка является величественный архитектурный ансамбль Спасо−Преображенского собора и Входоиерусалимской церкви, которые украшают набережную.
Первое упоминание о Преображенском храме относится к 1163 году. В нынешнем виде он был воссоздан архитектором К. Росси в 1822 году. Находившиеся здесь (1406-1930 гг.) мощи св. Иулиании Новоторжской утеряны. С 2018 г. храм является подворьем Нило-Столобенской пустыни. В соборе ведется реставрация.
Известно, что в феврале 1238 года деревянный храм Спаса сожгли татаро-монголы. Первый каменный собор в центре новоторжской крепости был построен в 1364 году на средства новгородских и новоторжских купцов.
В 1406 году в часовне под правым престолом в каменной гробнице были погребены останки благоверной княгини Иулиании, жены вяземского князя Симеона Мстиславовича, правившего в Торжке вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Иулиания была убита князем Юрием, посягнувшим на ее верность мужу.
Доныне сохранившееся здание собора было построено в 1812-1822 годах по проекту архитектора К.И. Росси, считается одним из лучших храмов города.
В соборе было три престола; главный — в честь Преображения Господня, правый — во имя святой благоверной княгини Новоторжской (Вяземской) Иулиании, левый — в честь Пресвятой Богородице ради ее чудотворной иконы Одигитрии — Выдропусской (или Муромской).
Храм Входа Господня в Иерусалим построен в 1840 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства купцов Уваровых, являлся теплым храмом при холодном Спасо-Преображенском соборе.
Два года назад Спасо−Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь были переданы Тверской епархии. Был подготовлен проект реставрации, заказчиком которой выступило Министерство культуры России.
Первые исследования и раскопки показали, что работы по восстановлению Преображенского храма позволят сделать много открытий искусствоведам и археологам.