Православный календарьПравославный календарь
Не сотвори себе врага
Игумен Нектарий (Морозов) о ненависти и ее преодолении
Та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Святые мощи аввы Сергия и чудеса от них
Священник Валерий Духанин
Едва началась гроза, они увидели, как в комнату зашел благообразный светлый старец. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет».
Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина
Ольга Ижогина
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых. Все – мои духовные дети», – говорил отец Василий в годы революции.
Семь нот спасения России
Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова
Он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни.
Небесный Новоильинск
Ольга Шигина
Я чувствовала себя там словно дерево, крепко вросшее в землю корням. Я была полна жизни и силы.
«Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
Чудотворные репродукции икон:
как Церковь относится к техническим копиям священных изображений

Владимир Немыченков
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям.

Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод

Фото: РИА Новости / Максим Блинов Фото: РИА Новости / Максим Блинов     

О преобразованиях в системе духовного образования, о количестве и специфике высших учебных заведений Русской Православной Церкви в интервью РИА «Новости» рассказал ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

— Владыка Иларион, недавнее решение Синода, не исключающее слияния Московской духовной академии и Сретенской семинарии, вызвало неоднозначную реакцию. Чем оно продиктовано и что вы об этом думаете?

— Идея переноса Московской духовной академии в Москву давно витала в воздухе. Она обсуждалась еще при Святейшем Патриархе Алексии.

Проблема, как она обозначена нынешним ректором академии владыкой Амвросием, заключается в том, что ученым из Москвы трудно приезжать для чтения лекций в Сергиев Посад. Знаю это по себе. Будучи на протяжении многих лет профессором Московской духовной академии, я в силу большой загруженности основными послушаниями практически не имею возможности ее посещать, встречаться со студентами.

Если бы магистратура академии переехала в Москву, это существенно облегчило бы жизнь мне и многим другим профессорам.

— Но возможно ли решить эту задачу, полностью сохранив в нынешнем виде Сретенскую семинарию и создав для магистратуры МДА новую базу? Ведь в православном Рунете звучат опасения поглощения Сретенской семинарии МДА.

— Пока создана только комиссия, в задачи которой входит исследование данного вопроса. Выводы комиссии не предрешены. А окончательное решение будет приниматься Священным синодом.

— А не боитесь, что со временем Московская духовная академия поглотит возглавляемую вами Общецерковную аспирантуру?

— Не боюсь. Хотел бы напомнить, что Общецерковная аспирантура является детищем Святейшего Патриарха Кирилла. Он был инициатором ее создания, он является председателем ее Наблюдательного совета.

Когда я получил известие о назначении ректором, мой первый вопрос был: при каком учебном заведении создается аспирантура? Ведь аспирантуры всегда бывают при учебных заведениях. Святейший ответил очень твердо и однозначно: Общецерковная аспирантура не создается при каком-либо учебном заведении — она должна быть самостоятельным учебным заведением, обеспечивающим высшее звено в системе богословского образования в Русской Церкви. Наименование «Общецерковная» указывает на то, что она не относится к какому-либо иному учебному заведению, а открыта для выпускников всех учебных заведений Русской Церкви.

Наличие Общецерковной аспирантуры при этом не означает и никогда не означало, что в других учебных заведениях не могут открываться аспирантуры. Своя аспирантура есть и у Московской духовной академии, и у Санкт-Петербургской духовной академии, и у Свято-Тихоновского университета. Не сомневаюсь, что будут открываться новые аспирантуры. При этом значение нашего учебного заведения именно в качестве общецерковного научно-образовательного центра не будет умаляться.

— И все-таки возникает вопрос: зачем в одном городе столько церковных учебных заведений? Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, Общецерковная аспирантура и докторантура, Московская духовная академия, Сретенская, Николо-Угрешская, Николо-Перервинская и Коломенская семинарии…

— Многообразие учебных заведений соответствует величию нашей Церкви и многообразию тех задач, которые перед нами стоят. Было бы странно, если бы в Москве с ее многомиллионным православным населением было только одно высшее учебное заведение Русской Церкви.

Посмотрите, сколько в Риме Папских университетов и институтов: Григорианский, Августинианум, Библикум, Восточный институт и многие-многие другие. И никому не приходит в голову поглощать один университет другим, совмещать один с другим. Ведь у каждого из них своя специфика. И когда мы посылаем студента на обучение в Рим, мы всегда учитываем специфику научных интересов студента и научную специализацию конкретного Папского института. Соответственно, для изучения библеистики мы направляем студентов в Библикум, а для изучения патристики — в Августинианум.

Каждое из перечисленных вами учебных заведений Русской Церкви имеет свою специфику, свое лицо, выполняет свои задачи. У каждого свой штат преподавателей, своя база, свои студенты.

— В чем специфика Общецерковной аспирантуры?

— Общецерковная аспирантура и докторантура — это не только учебное заведение, но еще и научный центр. Многие профессора аспирантуры — выдающиеся ученые, ведущие специалисты в своих областях, авторы монографий, вносящие существенный вклад в развитие конкретных направлений богословской науки.

Мы создали свое издательство, специализирующееся на издании научной и учебной литературы. Несмотря на короткий срок своего существования, оно уже вошло в четверку лучших православных издательств России.

На базе аспирантуры действует Общецерковный докторский диссертационный совет, а также первый в истории России диссертационный совет по теологии, чьи степени признаются государством. В обоих диссоветах защиты проходят на самом высоком научном уровне, что подтверждают входящие в их состав светские специалисты.

Ведется огромная работа по написанию и изданию учебников для бакалавриата духовных школ. Эта работа осуществляется под непосредственным наблюдением и руководством Святейшего Патриарха, который лично прочитывает каждый новый подготовленный к печати учебник. Кроме того, каждый учебник проходит рецензирование в ведущих духовных учебных заведениях Русской Церкви. Наша задача — полностью обновить весь корпус учебной литературы для бакалавриата духовных школ. Над ее выполнением трудится более сотни специалистов.

— А собственно для учащихся каковы главные особенности?

— Своеобразие Общецерковной аспирантуры и докторантуры обусловлено еще и тем, что она предлагает уникальные учебные программы, отсутствующие в других учебных заведениях.

В частности, у нас существует магистерское направление «Внешние церковные связи». Готовит специалистов в области межрелигиозного диалога, межправославных и межхристианских отношений.

Аспирантское направление «Актуальные проблемы богословия» знакомит наших учащихся с последними достижениями теологической науки, наиболее острыми проблемами современного богословия.

— Что нового может предложить сегодня Общецерковная аспирантура?

— С сентября мы открываем новое направление «Христианские источники», предполагающее междисциплинарный подход к изучению Библии, святоотеческого наследия, литургических памятников. Ведь обычно эти три направления практически не пересекаются: библеисты занимаются только Священным Писанием, патрологи — только святоотеческой литературой, литургисты — только историей богослужения. Мы предлагаем комплексный взгляд на источники, дающий возможность студентам осваивать одновременно несколько областей теологической науки.

У нас есть уникальные программы, осуществляемые совместно с ведущими российскими вузами. В частности, совместно с Высшей школой экономики мы разработали программы «Философия религии», «Церковь, общество, государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Студенты, окончившие эти программы, получают дипломы обоих учебных заведений — Высшей школы экономики и Общецерковной аспирантуры.

Рейтинг: 6.8 Голосов: 99 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×