О Курской Коренной иконе Божией Матери можно написать книгу не в один том — напряженную, драматичную, насыщенную потрясениями, трагическими событиями. История России отразилась в истории этого образа, как в капле родниковой воды.
В 1285 году орда хана Ногая разорила и сожгла Курск, едва отстроившийся после первого (1238 год) разорения монголами. Через десять лет некий житель соседнего городка Рыльска, «муж благочестивый», охотившийся на берегу реки Тускари, в окрестностях разоренного и быстро зараставшего лесом Курска увидел небольшую икону, лежавшую ликом книзу в корнях дерева (отсюда наименование — Коренная). Охотник поднял образ с земли, и на этом месте тотчас забил источник. «Увидя это, — рассказывает «Повесть о явлении чюдотворныя иконы Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска», — оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».
Повесть рассказывает, что рыльский князь Василий Шемяка, узнав о явлении иконы, велел перенести ее в Рыльск и поместил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной именно для нее; но образ чудесным образом вернулся на место своего обретения, в лесную часовню. В 1383 году напавшие на часовню татары разрубили образ пополам, а служившего при чудотворной священника Боголюба увели в рабство. Счастливо выкупленный из рабства священник вернулся на место своего служения, нашел половинки иконы, сложил их, и они срослись прямо у него в руках. На месте шва выступила влага — «аки роса», такую деталь доносит до нас древняя повесть.
* * *
Знамение — это один из самых ранних образов (способов изображения) — Пресвятой Девы Марии. Она изображена молящейся, воздевшей руки к Отцу — в таинственный миг зачатия Сына от Духа. Это исполнение пророческих слов Исаии Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Икона выносит нас за пределы линейного времени — в Вечность, соединяющую прошлое, настоящее и будущее: предвозвещенный пророком Спас Эммануил еще не родился, но Он уже присутствует на иконе, традиционно изображенный как Мальчик, Подросток Христос. Вот почему в 1597 году, когда по велению благочестивого царя Феодора Иоанновича прославленный многочисленными чудесами Курский образ доставили в Москву, он был дополнен изображением Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом и ветхозаветных пророков со свитками и словами пророчеств о Пречистой Деве из дома Давидова. А в 1615 году по великому прошению курян чудотворная икона вернулась из столицы на родную ей курскую землю и надолго водворилась в Знаменском соборе. В 1767 году по материнской молитве перед этим образом был исцелен тяжелобольной девятилетний мальчик Прохор — преподобный Серафим Саровский.
Разумеется, с иконы делалось много списков, они расходились по России и много раз сопровождали в походах русское воинство.
* * *
В ночь с 7 на 8 марта 1898 года монахи Курского Знаменского монастыря были разбужены мощнейшим взрывом. Выбежав из келейного корпуса, они сразу поняли: что-то случилось в «большом храме» — Знаменском соборе, там, где вот уже почти триста лет пребывает великая святыня — Курская Коренная икона Божией Матери.
«Едва только мы переступили церковный порог, — вспоминал один из насельников обители, — как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть скольконибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших…».
Вековые стены треснули, бронзовый подсвечник на 150 свечей согнулся, как истаявшая от жара свечка, чугунная решетка, ограждавшая подход к иконе, отброшена на середину храма, навес над иконой пробит осколками каменных ступеней, по которым верующие поднимались к Ней…
Но чудотворный образ невредим.
Утром 8 марта в соборе и вокруг него стоял едва ли не весь Курск. С той поры 8 марта по старому стилю — 21 марта по новому — одно из празднований в честь Курской Коренной иконы Божией Матери.
Полиция обнаружила на месте происшествия белый металлический ящик с обрывками проводов и обломками часового механизма. Раскрыть преступление удалось не сразу — лишь через три года. Бомбистами оказались доморощенные курские юнцы, наглотавшиеся революционных идей. Их возраст на момент ареста — от 20 до 22. На момент взрыва двое учились в местном реальном училище, один был студентом института путей сообщения. Самодельную бомбу они подложили под киот с иконой во время всенощного бдения «под видом поклонения святыне». Ниц пали, наверное… Зачем же они такое сотворили, эти мальчики?.. Они хотели взорвать старый мир.
«Во внимание к их легкомыслию, а равно несовершеннолетнему возрасту Уфимцева и молодости остальных во время совершения преступления» к бомбистам отнеслись предельно гуманно. Есть сведения, что по крайней мере один из них, уже будучи в эмиграции, раскаялся в содеянном и приходил поклониться святыне, тоже покинувшей Отечество.
* * *
В октябре 1919 года белая Добровольческая армия оставила Курск. Вместе с добровольцами уходила и икона — в сопровождении тринадцати насельников Знаменского монастыря. После многих перипетий святыня оказалась в древнем сербском Нише, где ее торжественно встретил епископ Досифей со всем духовенством и множеством народа. Потом она еще раз посетила Русскую землю — осенью 1920 года, по великой просьбе генерала Врангеля, надеявшегося удержать Крым. Вместе с остатками армии Врангеля на дредноуте «Генерал Алексеев» икона покинула страну, народу которой была явлена шесть веков назад, — и стала святыней Русского Зарубежья.
С 1924 года Курская Коренная пребывала в русской Троицкой церкви Белграда. Ни эта церковь, ни те дома, куда приносили икону, не пострадали от жестоких бомбардировок Белграда во время Второй мировой войны. Победа Советского Союза над гитлеровской Германией для многих русских эмигрантов обернулась угрозой оказаться в руках советских карательных органов: начался массовый переезд русских из Европы в Америку. Синод Русской Православной Церкви Заграницей опасался, что святыня будет отнята и принудительно вывезена в Россию. В итоге Курская Коренная оказалась в США. С 1957 года святыня пребывает в Знаменском соборе Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью¬Йорке и много путешествует по миру, посещая русские православные приходы за рубежом. Любовь к этому образу объединяет, поддерживает и вдохновляет соотечественников, как это было всегда.
В мае 2007 года была, наконец, уврачевана кровоточащая рана: восстановлено каноническое общение между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. А в сентябре 2009 года Курская Коренная в сопровождении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые посетила родной Курск, это было великое событие. «Верим, что Русь никогда более не отвернет своего лика от Господа и Спасителя, от Пречистой Его Матери, — сказал тогда в Курске Святейший Патриарх, — но мы будем молитвой, верой горячей, надеждой приклонять милость Божию к Отечеству нашему, дабы, сочетая молитву и труд, веру и практические действия, мы могли устроять жизнь Отечества нашего во благо; дабы народ в вере, в чистоте сердца мог бы, перед Богом предстоя, добрые дела совершать во славу Отечества нашего».
С той поры чудотворный образ посещает и Курск, и другие русские города регулярно. Но в Саратов прибудет впервые. Даже не верится, что мы сможем приложиться к ней — столько видевшей, столько пережившей, столько раз чудом уцелевшей… К подлинной древней иконе, которой Сама Пречистая благословила Русь.