Фото Владимира Дубровского Маленькие дети так недолго – маленькие. Этот чистый взгляд, лишенный всякой критичности, полный восторга и доверия… Мама может быть толстой, неумытой с утра, уставшей, без маникюра, но в глазах малыша она – ангел, идеал и… Как страшно, что чаще всего эту Божественную, без преувеличения, любовь мама просто не видит, не имеет душевных сил, чтобы оценить, прочувствовать, понять свое самое большое и такое мимолетное счастье.
Еще тяжелее сознавать, что самые уязвимые в этом отношении – отцы. Молодые папы редко восприимчивы к нежной и тоненькой, как солнечный луч, бестелесной детской любви. Потрепать равнодушно по голове, укрыться от ребенка за толщей забот, перевалить на плечи раздраженной и обиженной супруги – ничего не дать…
Что ждет маленькое сердце от сердец своих родителей?
От отца – безусловной любви к маме: в этом главная гарантия существования семейного мира. Материнская уверенность в верности отца своих детей – это рай для семьи, мужество сыновей, красота дочерей, их внутренняя защищенность, достоинство.
Мальчику очень нужна отцовская ласка
Пятилетний сын приходит ко мне вечером, перед сном, когда мы уже вроде бы простились на ночь, обнялись, – чтобы еще раз поцеловать и заглянуть в глаза. Но если рядом папа, который уже вернулся с работы, то сначала он побежит к отцу. Папа – самый теплый и добрый человек в семье, для сына он незаменим, главный. Малыш может улечься папе на грудь, и отец станет гладить ребенка по голове. Мальчику очень нужна отцовская ласка. И больше всего на свете жаль, если поступил плохо и придется папе рассказать, расстроить его.
Например, размахивал своим пластмассовым мечом и нечаянно попал по руке маленькой сестренке, которая стремительно вывернула из-за поворота. Сестренка – в слезы, старший брат – тоже. У него миролюбие и забота – в крови.
Фото Владимира Дубровского – Мама, давай не будем рассказывать папе?
– Конечно, не будем, ты же попросил прощения, успокоил сестру.
Но когда папа придет домой, сын со слезами раскаяния сам прибежит и, пока не расскажет, как все было, не может вести никаких других бесед. Папа не ругает. Можно произвести разбор ситуации, но, как правило, это дело мамы. Папа обнимет без слов и простит.
Я долго шла к пониманию этих простых вещей. Меня воспитали… мои дети. С рождением каждого нового ребенка мы оказывались в принципиально новых реалиях. Сначала у нас было человек пять младенцев и детей до 8 лет. А потом они стали резко взрослеть, и вдруг однажды я пришла из роддома в сообщество практически взрослых людей, умных, тонких. Отношение старших к малышам меняется по мере их собственного взросления. Например, сын воспринимал рождение младших в 10 и в 17 лет совершенно по-разному.
Отношение старших к малышам меняется по мере их собственного взросления
Мне довелось наблюдать зарождение настоящей братской любви среди детей, осознанной, взрослой. Когда сестренки готовы не только ссориться по мелочам, раздражаться и сердиться на малышей за порчу собственного имущества, но рады поддержать, помочь, копят на подарки друг другу. Старший брат стал рано зарабатывать, и ему очень нравится баловать сестер: прокатить их на арендованном велосипеде в городском парке, сводить в кино.
Конечно, взросление не проходит без проблем и острых углов – так оно и должно происходить, это норма! Но я стараюсь видеть лучшее, что есть в детях, и молиться… Чтобы Бог не помянул грехов их юности, благословил и помог им на всех путях их жизни. Осталось только научиться правильно и мудро вести себя: не делать лишних замечаний, не критиковать, доверять.