Православное присутствие в Индии пока что незначительно и почти незаметно, ограничено по причине исторически слабого миссионерского интереса Православной Церкви к далекой и малоизвестной для православного мира Индии. Вашему вниманию предлагается краткий обзор современного Православия в Индии и оценка миссионерского потенциала в этой стране.
В домовом храме в честь Святой Троицы, г. Успение Пресвятой Богородицы, Чандрапур 2019 г.
В I веке в Индии проповедовал апостол Фома, но уже в V веке индийские христиане стали несторианами. Начиная с XVI века, в Индию устремились католические миссионеры, немного позже – англиканские, а следом – великое множество протестантских проповедников. Все они активны по сей день. Первая же православная миссия Константинопольского Патриархата была открыта в начале XIX в. (!), то есть спустя 13 веков после того, как индийцы отпали от Православной Церкви в V веке.
В настоящее время только гражданам Индии можно открывать приходы и вести миссию
В настоящее время православное присутствие в Индии можно заметить в Западной Бенгалии, в округе Чандрапур (штат Махараштра), в Дели и в штатах Гоа и Андхра-Прадеш. Православные миссионеры хотели бы открывать новые приходы в каждом штате Индии, однако сделать это иностранным миссионерам при существующем индийском законодательстве почти невозможно. Это можно было сделать раньше, но время упущено. В настоящее время только гражданам Индии можно практически беспрепятственно открывать приходы и вести миссию.
Греческая миссия в Западной Бенгалии
В Западной Бенгалии с центром в Калькутте действует Греческая православная миссия. Открытая ещё в 1812-м году, она закрывалась в середине XIX века. Снова возродилась только в 1980-м году. Миссионер отец Афанасий (Антелес) проповедовал с Библией в руках по деревням. После смерти проповедника в 1990-м г. осталось 24 общины. По данным 2004 года, осталось 16 общин, в которых около 5000 верующих, 10 священников и два диакона. Известно, что среди них есть индийцы. После смерти о. Афанасия миссионерская активность снизилась. Об этом говорит и тот факт, что к иерею Клименту Нехамайиа, индийскому миссионеру Русской Церкви, нередко обращаются из Западной Бенгалии, в том числе из Калькутты, для принятия в Православную Церковь. С греческой миссией пока нет сотрудничества, в ближайшее время не предвидится ещё и по причине остановки евхаристического общения между Русской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом. Разделения внутри Церкви существенно ослабляют силу проповеди.
Церковь Преображения Господня. Калькутта
Приход РПЦ при посольстве России в Дели
В столице Индии Дели существует православный приход в честь Апостола Фомы. Домовая церковь расположена в одном из помещений российского посольства. Приход был открыт благодаря церковно-дипломатическим усилиям Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства России. Известно, что о строительстве храма на территории российского посольства было объявлено более 10 лет назад. Пока что строительство не начато и в ближайшее время не предвидится. В прошлом году пространство домового храма расширилось за счёт соседней комнаты, а в этом году на средства жертвователей монтируют иконостас.
Первым настоятелем, которому индийское правительство разрешило постоянно проживать при индийском приходе, стал протоиерей Димитрий Кулаков
Прихожанами храма в первую очередь являются российские соотечественники, оказавшиеся по различным причинам на территории Индии. В основном это работники посольства и постоянно или временно проживающие в Индии россияне. Первым настоятелем, которому индийское правительство разрешило постоянно проживать при индийском приходе, стал протоиерей Димитрий Кулаков. Главная задача настоятеля – окормлять работников посольства, русских туристов и верующих, обосновавшихся в Индии. Кроме того, настоятель храма в Дели совершает редкие поездки для окормления верующих в Мумбаи и Гоа, а также в Бангладеш и Непал.
Домовый храм в честь Ап. Фомы при посольстве России в Дели
Православная община в штате Гоа
В 2013-м году в штате Гоа появилась православная община. Она объединяет православных из разных стран, однако большинство верующих – из России. Это те, кто оказался в Индии по разным причинам и стремится к литургической жизни. Постоянного священника на Гоа нет, а богослужения проходят, когда Гоа посещает православный священник. В настоящее время община стала меньше, чем была в 2013-м г. Община хочет построить храм, но пока что сделать это не удаётся без разрешения индийской стороны. Известно, что окормлением этой общины занимается иерей Георгий Максимов.
Священник Алексей Забелин и диакон Георгий Максимов за богослужением в православной общине на Гоа
Миссия РПЦЗ в штате Андхра-Прадеш
Недавно принесли плоды миссионерские усилия Русской Православной Церкви Заграницей в индийском штате Андхра-Прадеш. Известно, что священник РПЦЗ, иерей Афанасий Коне, настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Гавайях, а также отец Ефрем из Аляски посещали Индию в сентябре 2018 г. Затем продолжили катехизацию протестантов дистанционно. Уже в конце января 2019 г. они вновь приезжают для принятия группы верующих в Православную Церковь. Тогда в Церковь вошли 47 протестантских пастора, в числе которых доктор Уэсле, и некоторое количество верующих. Так получилось, что доктор Уэсле, старый знакомый иерея Афанасия, на момент Крещения являлся почтённым протестантским руководителем.
Протестанты стали православными и готовы других приводить к Церкви
Пасторы стали мирянами и продолжили работу как старосты общин. На первых порах успех этой православной миссии ошеломляющий. Протестанты стали православными и готовы других приводить к Церкви, даже при том, что у них нет богослужения на родном языке телугу, нет литературы, в то время как большинство верующих из деревень не знает английского или другого языка. Священники-миссионеры из РПЦЗ не могут постоянно проживать в Индии, на это требуется специальная виза, получить которую крайне сложно. Остаётся только надеяться, что миссионеры исправят недостатки организации и смогут обеспечить жизнеспособность миссии дистанционно.
Иерей Афанасий и о. Ефрем с верующими в штате Андхра-Прадеш
Индийская миссия РПЦ с центром в Чанрапуре
В самом сердце Индии, в штате Махараштра, служит священник Русской Православной Церкви Климент Нехамайиа. Он коренной индиец, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. Хорошо говорит по-русски.
История православной миссии начинается с бывшего англиканского епископа, доктора Поликарпа (Рохана) Нехамайиа, брата иерея Климента. В 2011-м году индийский англиканский епископ и миссионер принимает решение стать православным. Он пишет письма нескольким Поместным Православным Церквям. Из России в 2012-м г. приезжает в Чандрапур священник-миссионер Станислав Распутин и принимает Поликарпа и пять индийских общин в Православную Церковь (около 200 чел.). Поликарп тщательно подготовился к переходу в Православие. Приведем впечатления священника Георгия Максимова:
«Он (Поликарп – С.В.), будучи протестантом с рождения, более пяти лет назад стал ощущать неполноту протестантизма, начал изучать христианство и убедился в истинности Православия. Мало того – убедил в этом 250 других протестантов и все эти годы учил их православной вере, одновременно с этим пытаясь достучаться до представителей Православной Церкви с просьбой о принятии… Я удивляюсь, как люди, будучи вне Церкви, так хорошо могут все знать о нас... Это какое-то чудо. Мало того – знать, но искренне верить в это и ждать, когда их примут в Православие».
Поликарп с супругой Ириной и дочерью Ксенией. Крещение Господне 2019 г.
В 2013-м г. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), глава РПЦЗ, предложил рукоположить Поликарпа в священный сан. Поликарп прошел катехизическую подготовку в Бангкоке у архимандрита Олега (Черепанина), однако, рукоположение не состоялось. Русские священники-миссионеры приезжали еще в 2013-м и 2014-м гг., но постоянного священника в общине не было. Поликарп, не теряя времени, знакомил прихожан с православным богослужением, учил простых верующих православной вере, регулярно выезжая на приходы служить обедницу на родном языке маратхи.
В 2014-м г. Климент, брат Поликарпа, оправляется учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. У Климента была трудная акклиматизация, врачи его едва не отправили назад в Индию. Зимой 2016 г. в Санкт-Петербург приезжала на Венчание Екатерина, жена Климента. Таинство совершил бывший ректор СПбДА архиепископ Амвросий. В 2018-м году, на праздник Пятидесятницы, ректор академии рукоположил студента из Индии в священный сан. Священник Климент уже летом 2018 г. отправился в Индию, где занимался православной миссией. Правда, просветительская работа никогда не останавливалась: за время обучения в академии и после миссионер перевел на язык маратхи обедницу, часы, литургию святого Иоанна Златоуста, тропари и кондаки воскресные и двунадесятых праздников, таинство Исповеди и таинство Крещения, а также Великое освящение воды. Тексты уже используются, также они нуждаются в издании.
Литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 2019 г.
Иерей Климент выезжает в миссионерские поездки практически по всей Индии. Его приглашают различные протестантские общины, желающие стать православными. Большое количество верующих готовится войти в Православную Церковь. Для инославных стать православным – значит восполнить свою веру во Христа и принять полноту даров Святого Духа. С большой осторожностью миссия идет и среди нехристиан, в условиях настороженного отношения к христианам индуистского большинства.
Индийцам не хватает элементарных церковных атрибутов для полноценной религиозной жизни
В настоящее время иерей Климент Нехамайиа занимается миссией благодаря общественной поддержке православных России. Поддержка миссии организована в группе «Дело апостола Фомы» социальной сети «Вконтакте» (аналогичная в «Фейсбуке»), где регулярно публикуются новости о жизни индийской миссии. Есть также страница в Инстаграмме –Orthodoxindia. Индийцам не хватает элементарных церковных атрибутов для полноценной религиозной жизни – храма и церковного кладбища, а также машины для посещения священником общин.
Мальчик идет сам на литургию. Рождество 2019 г. Православную миссию в Индии сопровождают Божьи знамения. Об одном из них рассказывает иерей Климент:
«Мальчик 12 лет переболел полиомиелитом. Папа принес его в храм на руках – мальчик не мог ходить. Родители попросили молитвы. Мы стали молиться. Исцеление не было дано сразу, нет. Но со временем мальчику стало гораздо лучше. Сейчас он ходит сам, без всякой помощи. И сам мальчик, и его папа с мамой приняли Крещение. Люди сначала думают, что Господь – один из множества богов, потом – что Он самый главный Бог, и лишь в конце они понимают, что Он единственный. Это долгий процесс».
На примере истории православной миссии в Японии, Китае, Корее и Африканском континенте можно сказать, что православная миссия проникает в сердце народа и укореняется в нем тогда, когда миссией начинают заниматься коренные жители, наставленные в Церкви и просвещенные Духом Святым. Миссия на родном языке, со знанием культуры – непременное и важное условие проповеди.
Миссия на родном языке, со знанием культуры – непременное и важное условие проповеди
Сегодня самые благоприятные условия для знакомства индийцев с православной верой складываются в сердце Индии – православной общине Чандрапура штата Махараштра. Этому способствует и тот факт, что гражданам Индии не требуется дополнительного разрешения на миссию (миссионерской визы), как для заграничных миссионеров. Иногда миссионеры думают, что в Дели есть православный приход, «значит, все в порядке, кто хочет, тот и присоединится к Церкви». К сожалению, деятельность настоятеля Делийского прихода протекает под надзором индийской власти, которая, как известно, не приветствует распространение христианства в Индии, поэтому настоятель сильно ограничен в своих возможностях.
Благотворительная трапеза после литургии на пожертвования из России
В заключение хочется привести слова русского миссионера архимандрита Андроника (Елпидинского), ожидания которого, будем надеяться, уже исполняются:
«Как уже замечено другими, христианство не завоевало себе до сих пор надлежащего места в Индии. Католики земными средствами увеличивают свою церковь и земными же средствами удерживают у себя людей. До сих пор не приходилось слышать, чтобы где-либо возникало добровольное массовое движение в христианство, и верится, что ещё не было в Индии настоящих миссионеров – не со своими земными средствами, а со всемогущим Божиим благословением и помощью. Верится, что это сможет сделать только Святое Православие, если только Индия достойна его» («Восемнадцать лет в Индии», с 63–64).