В феврале 2008 г. в Калужской области прошел III Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча».
Но это, увы! давно стало историей. Время выдвинуло другие лозунги. Кардинально изменилась система ценностей; изменения претерпели и все виды искусства. Что ж?! XXI век…
Теперь нравственная распущенность, эротизация кино и телевидения считаются нормой. Но душа русского человека генетически запрограммирована на добро, любовь и порядочность. И долг людей искусства – помочь русской душе заглянуть в глубины свои и вспомнить о своем Божественном предназначении – вести к добру, справедливости и любви, о которой проповедовал Иисус Христос.
Сегодня на защиту души русской и русского могучего духа встало православное кино.
«Просвещай сущих во тьме…»
Монахиня София (Ищенко) |
«Кино и телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни и современной культуры, и перед православными кинематографистами стоит задача – показать цели, устремления, интересы и внутренний мир нашего современника. Православное кино – это искусство для тех, кого волнует будущее Отечества и судьба своих ближних, для тех, кто ищет свой духовный путь в обществе, где выше всего поставлено материальное богатство и мирской успех», – сказал в своем приветствии участникам кинофестиваля митрополит Калужский и Боровский Климент.
Фестиваль стал значительным событием в культурной жизни не только Калуги и таких городов области, как Обнинск, Малоярославец, Боровск, где шли кинопоказы, но и всей России. О том, как жил фестиваль день за днем, о тех, кто принимал в нем участие, и о фильмах, ставших победителями, было достаточно информации в прессе. Мне бы хотелось рассказать о пресс-конференции с калужскими журналистами, которую организовала президент кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко) при помощи информационно-издательского центра Калужской епархии и главного редактора журнала «Православный христианин» Вадима Наговицына.
Пресс-конференция состоялась 6 марта в Доме печати г. Калуги. Задавалось много вопросов, но особенно интересовало собравшихся журналистов, каковы же каноны православного кино, что определяет его эстетику. Ответы матушки Софии скорее походили на «размышления по поводу»:
– Православное кино – часть нашей культуры. Той культуры, которая после разгрома в конце XX века в наши дни начинает возрождаться. Об этом свидетельствуют возникшие в последние годы литературные журналы, еженедельники, радиостанции, правовые сайты, театральные фестивали и кинофорумы. Это движение привлекает к себе множество людей. Оно идет снизу, но уже услышано и поддержано Церковью и государством.
Нам, со своей стороны, хочется сделать Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» высокопрофессиональным и выявляющим художественные достоинства фильмов, тех фильмов, которые, особенно в последнее время, стали выделяться в новый вид искусства – православное кино. Многие по поводу этого определения говорят, что такого термина быть не может, что такое кино необходимо только в рамках Церкви… Но православное кино уже вышло за ограду Церкви и стремительно пробивает себе дорогу к сердцам и душам всех страждущих.
Если существует каноническая иконопись, которая выделяется в отдельный вид изобразительного искусства вообще, то и православное кино имеет право на существование, выделившись из искусства кинематографии в самостоятельное течение.
Ни для кого не секрет, что люди сейчас мало читают – больше смотрят телевизор, ходят в кинотеатры и «сидят» в интернете. Вот современные властители дум. И раз к этим средствам чаще всего люди обращаются, то православное кино может и должно использовать эти каналы в своей миссионерской и просветительской деятельности.
Только в 2007 году в Калужской области состоялись три конференции под названием «Кино глазами православного человека».
Каковы же должны быть принципы православного кино?
Во-первых, это христоцентричность. В фильме должны быть высвечены идеи христианства.
Необходимо через простые житейские истории возводить душу к Божественным вершинам. Да, человек может пасть, может совершить грех, но у него всегда есть возможность, осознав грех, остановить свое падение и начать путь к совершенствованию себя, своей души. И очень важно показать это, чтобы и предостеречь зрителя, не дать ему совершить грехопадение, и помочь осознать происходящее вокруг, чтобы начать совершенствоваться, сохраняя свою светлую душу.
Во-вторых, это христианская (православная) эстетика.
В христианском искусстве существуют определенные каноны. В иконописи, например, никогда не показывается тело святого – тот сосуд, в котором живет дух святой, не показываются и физические его проявления. Икона – окно в мир горний. Она показывает, как, живя на земле, человек достиг высот духовных.
Тело – дар Божий. Но восхвалять тело, ставить его выше духа нельзя. Все-таки оно третично по отношению к духу и душе. Само по себе тело не имеет сверхценности. Все проявления сексапильности – это проявления тайны продолжения рода. Оно сокровенно – не должно показываться широко. Эту тайну не смакуют, как делается сейчас в кино и по телевидению, где эротические фильмы в любое время дня и ночи могут смотреть люди всех возрастов и конфессий.
Что же касается канонов… На фестивале в день показывалось по 10–12 фильмов. По вечерам участники, организаторы фестиваля, члены жюри и журналисты обсуждали увиденное. Разгорелись страсти. Стало складываться впечатление, что одинаковых для всех канонов не существует. И когда приехали в Оптину пустынь (в рамках фестиваля), то спросили у священника его мнение об этих самых канонах. Он ответил, что в Новом Завете Господь дает около трехсот заповедей, – вот по ним и стройте свое православное кино.
Я начала перечитывать Новый Завет, и заповеди, о которых говорил священник в Оптиной пустыни, стали мне открываться. Одна из них – «Будьте благодарными дающим благо».
А что стоит за словом «любовь»? Слово одно – а толкования разные. Я думаю, что наши фильмы должны быть о любви к ближнему.
А вот еще одна заповедь: «Не обманывай». Пообещал – исполни. И в этом тоже проявление любви. Помните, Господь сказал: «Если вы не полюбите Меня, вы Меня никогда не увидите»? И в этом смысл веры.
Вот такие фильмы нам нужны. И тут уже, как вы понимаете, речь идет о христианской этике – третьем принципе православного кино.
Помните художественный фильм «Остров»? Было много споров, так как никто тогда не знал, по каким критериям оценивать этот фильм. К кому он ведет – ко Христу или к старцу? А может быть, через старца ко Христу? Может быть. Но может быть, и нет.
Мы должны понимать друг друга, и поэтому так важно сейчас выработать эти критерии православного кино. Осмысление христианства – очень важное для всех нас дело.
Сейчас все чаще и чаще в газетах, на радио и телевидении выступают священники, режиссеры, артисты и отвечают на вопрос, как повлияло кино на их жизнь. Многие говорят о том, что, благодаря кино, они пришли к Богу. Ведь Господь совершает с нами всегда какие-то действия – мы называем это судьбой. Кино играет здесь большую роль.
Значит, мы должны делать альтернативное кино – в противовес тому, что идет сейчас по телевидению и на большом экране. С этой целью мы и организовали свой кинофестиваль. Все больше становится зрителей у двух кабельных каналов – «Союз» и «Спас». Сейчас идет речь о том, чтобы и на центральном телевидении было выделено определенное время для показа православных программ.
Наше кино будет уничтожать грех в сознании, значит, Добру легче будет прорасти.
Я к своему кинофестивалю отношусь как к складу боеприпасов.
Надо нам объединяться во имя будущего России. Понятия нравственности, исполнения воли Божией надо нести в массы. Для всех конфессий они едины. Поднимайте эту тему. Будите сердца!
Вернуться в рай
Саша Пушкарев, герой «Хрустального мальчика» |
Монахиня София (Ищенко) предложила обсудить этот фильм после просмотра. Мнения были различны, но все сошлись на том, что такое кино действительно необходимо. Светлый образ «хрустального» мальчика-инвалида, устремленного каждым мгновением своей жизни к Богу и пробуждению в душе истинно высоких нравственных качеств, завораживает и заставляет задуматься людей, здоровых в теле, но несовершенных духом, о высоком предназначении человека на земле и изменении своей жизни к лучшему, о повороте от греха к духовности.
Завершая пресс-конференцию, монахиня София и сама обратилась с вопросом к журналистам. Она попросила высказать предложения о том, как улучшить организацию Международного Сретенского православного кинофестиваля и что сделать для того, чтобы у людей вырос интерес и к этому фестивалю, и вообще к любым мероприятиям, направленным на повышение духовности и нравственности в нашем обществе.
Наиболее интересные из прозвучавших предложений следующие:
– возродить киноклубы, кинолектории, киножурналы с обсуждением показанных кинофильмов, в том числе и на православную тему;
– чаще показывать православное кино по телевидению, в школах, училищах, среди студентов и в крупных организациях;
– повысить уровень мероприятий на православную тему, серьезно подходить к организации подобных мероприятий с привлечением людей известных и авторитетных среди граждан России;
– повышать образование и уровень профессионализма тех, кто делает православное кино;
– создать Ассоциацию православных кинофестивалей и Фонд православных кинофестивалей, которые помогли бы заказывать к проведению очередного фестиваля фильмы на определенную тему по заранее написанным профессиональным сценариям;
– устроить итоговый обзорный гала-фестиваль нескольких подобных кинофестивалей с показом фильмов-победителей в разных номинациях;
– привлекать к проведению Сретенского православного кинофестиваля и иных подобных мероприятий серьезных спонсоров и других влиятельных лиц, увеличивающих шансы фестиваля на успех и поднимающих его статус;
– накануне фестиваля и в течение года организовать многоступенчатую рекламную кампанию этого мероприятия, чтобы удерживать у общественности и рядовых зрителей постоянный интерес к православному кино;
– привлечь к проведению Сретенского православного кинофестиваля различные творческие союзы и организации и воплощать в жизнь полученные таким путем свежие идеи на высоком профессиональном уровне.
Выслушав все предложения, матушка София сказала: «Где-то я слышала, что любой вид искусства – это память о пребывании в раю, которая заложена в каждом человеке на генетическом уровне. Поэтому благодатная задача деятелей культуры – помогать человеку вернуться в рай».
«Фильмы, наполненные православным содержанием, возвращают утерянные ценности, такие, как преданность семье, верность долгу, честность, бескорыстие, любовь к ближнему и Отечеству. Особенно это важно для воспитания молодого поколения, которому предстоит определить судьбу России в ближайшем будущем», – высказался по поводу III Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча» председатель Союза кинематографистов России Никита Сергеевич Михалков. И хочется верить, что с каждым годом наш фестиваль будет набирать свою силу, а польза от него разойдется по всей земле Русской.
«Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них», – сказал Господь. Пусть же благородные идеи форума помогают нам приходить в единение и с Богом, и с самим собой, что необходимо для преодоления трудностей и испытаний нашего времени.