Православный календарьПравославный календарь
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.

Уроки истории

"Концентрация
Концентрация войск в 1452 г. перед решающей битвой. Зелёный цвет - территория Оттоманской Империи, фиолетовый - остатки Византийской Империи. Синими стрелками обозначены передвижения войск христиан, оранжевыми - передвижения и направления ударов турок. Схема из книги David Nicolle «Constantinople 1453: The end of Byzantium».
30 января на телеканале «Россия» состоялся показ документального фильма «Гибель империи. Византийский урок». В центре внимания автора фильма – настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) – падение могущественной некогда Византийской империи и его причины. Автор-ведущий подробно останавливается на каждой из них, вводя зрителя в контекст исторической эпохи. При этом о. Тихон сознательно оперирует терминами и понятиями современной нам действительности, можно сказать, современным русским языком излагая события далекого прошлого. Однако с помощью избранного повествовательного приема автор фильма достигает своей главной цели – сквозь призму минувших трагических дней духовно близкой нам культуры высветить проблемы дня нынешнего и грядущего. Необходимо отметить, что слово «Россия» по ходу повествования не произносится ни разу, и тем не менее фильм этот именно о нас.

Конечно, каждое историческое событие неповторимо и уникально по своей сути. История, в отличие от физики, наука о неповторяющихся явлениях. Но аналогии в историческом развитии поздней Византии и современной России очевидны, не замечать и игнорировать их просто невозможно. В этом плане опыт Византии имеет для нас колоссальное значение. Представляется весьма полезным соизмерять свои поступки и деяния с реакцией на типологически схожие события граждан духовно родственного нам государства, ставшего уже частью истории.

Вот лишь основные опасности, которым подверглась Византия и с которыми не сумела справиться.

Разрушение «вертикали» власти. Чехарда на императорском троне, частая смена властителей, которые не успевали еще погрузиться в бурный водоворот внешней и внутренней политики государства, как уже были свергнуты конкурентами, чей императорский век был столь же короток. Подобная картина, к слову, очень напоминает Римскую империю эпохи упадка, когда властители некогда могущественного государства сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой.

Национальный вопрос. На протяжении столетий в единой империи, цементировавшейся единой идеологией (Православие) не существовало жесткого деления по национальному признаку на сирийцев, армян, греков и т.д. (ср. русский народ, советский народ). В этом было существенное отличие многонациональной Византии от национальных западных государств, вечно пребывавших в состоянии конфликта друг с другом (Венецианская республика, Франция, немецкие государства – все они устроены по национальному принципу). Позднее ромеи, наследники великой Римской империи, носители православной веры разделились по национальному признаку.

Армейская реформа. Армию решили реформировать и сделать профессиональной, но в итоге уничтожили призывной принцип комплектования и не создали взамен новый.

Олигархия. Олигархи-оппозиционеры, сидящие за границей (в Европе) и преследующие свои цели, расходящиеся с целями народа Византии.

Неограниченное влияние Запада. В угоду принятому за образец западному образу жизни и мышления (в том числе экономического) были принесены геополитические, национальные интересы, принципы жизнеустроения. Так, зарубежные фирмы и торговые предприятия имели существенные льготы, экономическая политика византийцев проводилась в ущерб государству.

Вероотступничество. Главным фактором, предопределившим крушение Второго Рима, стало, безусловно, на взгляд автора фильма, религиозное отступничество, уния с Западом. Византийцы, по сути, отреклись от Бога, веры отцов, вековых духовных традиций, а спасти себя все равно не сумели (потому, видимо, и не сумели).

«Внутреннее» предательство. Если предыдущее обстоятельство предопределило духовную гибель византийской державы, то это поспособствовало ее физическому уничтожению (можно сказать, самоуничтожению). В общественно-политической жизни Византии сформировалась «прозападная» партия, членам которой были глубоко чужды интересы собственного народа. В решающую минуту византийской истории местные «олигархи» пожалели деньги на защиту родного Константинополя, и город был взят турками с помощью того оружия, которое отказались закупить обороняющиеся.

Фильм носит общественно-политический и культурно-просветительский характер. Сквозь призму поздневизантийской истории мы четче видим реалии развития своей собственной страны.

И действительно, разве не напоминает общественно-политическая ситуация в Византии накануне ее гибели наши 90-годы прошлого столетия (да, отчасти и начало нынешнего)? Западные консультанты-доброхоты, учившие наших «шоковых терапевтов». (Кстати, не лишне напомнить, что на родине против ряда из них были выдвинуты судебные обвинения в коррупции). Олигархи, управлявшие страной совсем недавно и по сей день пытающиеся оказывать влияние на происходящее в ней из европейских столиц. Трудности с реформированием армии, когда в головах ответственных за этот процесс и в обществе в целом нет четкого представления о том, какой она должна быть (по принципу комплектования, численности и т.д.). Иностранцы, привыкшие в 90-е годы по-хозяйски распоряжаться в России, имевшие всякого рода налоговые (и не только) льготы, нарушающие законы суверенного государства, склонные уголовные и экономические претензии в свой адрес расценивать как политические.

Показанный фильм (жанр его можно было бы обозначить как «фильм-предостережение») – повод всем нам задуматься, внимательно посмотреть по сторонам, а главное – заглянуть вглубь себя. Ведь в Византии эпохи смут и упадка видим мы, как в зеркальном отражении, самих себя с нашими бедами и нерешенными проблемами, слепой готовностью принять чужие, навязанные извне, правила политической игры, отказаться от многовековых духовных традиций и ценностей в угоду сегодняшнему дню. Действительно, может, стоит более критично воспринимать накопленный житейский опыт других народов и цивилизаций, изучать и уважать его, а не бездумно копировать (причем, зачастую не лучшее, а худшее из этого опыта)? Думается, такой взвешенный подход позволит нам более бережно относиться к собственным традициям и формировать национальные интересы.

Безусловно, кто-то увидел в показанном фильме идеологический подтекст, кто-то религиозно-морализаторский (что дало повод в очередной раз напомнить, что у нас светское государство, и Церковь, дескать, вмешивается не в свое дело). На самом же деле это весьма серьезный повод задуматься всем нам, гражданам нынешней России, над вечными вопросами: кто мы, к чему стремимся в этой жизни, какие цели перед собой ставим и какую цену готовы заплатить за их осуществление. Византия явила миру (и прежде всего нам) горький и трагический урок на все времена, и только от нас зависит, какие выводы мы из него сделаем.

М.В. Покачалов

кандидат культурологии, доцент кафедры истории и культурологии Московского энергетического института (МЭИ)

17 марта 2008 г.

Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×