Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Уроки истории

"Концентрация
Концентрация войск в 1452 г. перед решающей битвой. Зелёный цвет - территория Оттоманской Империи, фиолетовый - остатки Византийской Империи. Синими стрелками обозначены передвижения войск христиан, оранжевыми - передвижения и направления ударов турок. Схема из книги David Nicolle «Constantinople 1453: The end of Byzantium».
30 января на телеканале «Россия» состоялся показ документального фильма «Гибель империи. Византийский урок». В центре внимания автора фильма – настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) – падение могущественной некогда Византийской империи и его причины. Автор-ведущий подробно останавливается на каждой из них, вводя зрителя в контекст исторической эпохи. При этом о. Тихон сознательно оперирует терминами и понятиями современной нам действительности, можно сказать, современным русским языком излагая события далекого прошлого. Однако с помощью избранного повествовательного приема автор фильма достигает своей главной цели – сквозь призму минувших трагических дней духовно близкой нам культуры высветить проблемы дня нынешнего и грядущего. Необходимо отметить, что слово «Россия» по ходу повествования не произносится ни разу, и тем не менее фильм этот именно о нас.

Конечно, каждое историческое событие неповторимо и уникально по своей сути. История, в отличие от физики, наука о неповторяющихся явлениях. Но аналогии в историческом развитии поздней Византии и современной России очевидны, не замечать и игнорировать их просто невозможно. В этом плане опыт Византии имеет для нас колоссальное значение. Представляется весьма полезным соизмерять свои поступки и деяния с реакцией на типологически схожие события граждан духовно родственного нам государства, ставшего уже частью истории.

Вот лишь основные опасности, которым подверглась Византия и с которыми не сумела справиться.

Разрушение «вертикали» власти. Чехарда на императорском троне, частая смена властителей, которые не успевали еще погрузиться в бурный водоворот внешней и внутренней политики государства, как уже были свергнуты конкурентами, чей императорский век был столь же короток. Подобная картина, к слову, очень напоминает Римскую империю эпохи упадка, когда властители некогда могущественного государства сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой.

Национальный вопрос. На протяжении столетий в единой империи, цементировавшейся единой идеологией (Православие) не существовало жесткого деления по национальному признаку на сирийцев, армян, греков и т.д. (ср. русский народ, советский народ). В этом было существенное отличие многонациональной Византии от национальных западных государств, вечно пребывавших в состоянии конфликта друг с другом (Венецианская республика, Франция, немецкие государства – все они устроены по национальному принципу). Позднее ромеи, наследники великой Римской империи, носители православной веры разделились по национальному признаку.

Армейская реформа. Армию решили реформировать и сделать профессиональной, но в итоге уничтожили призывной принцип комплектования и не создали взамен новый.

Олигархия. Олигархи-оппозиционеры, сидящие за границей (в Европе) и преследующие свои цели, расходящиеся с целями народа Византии.

Неограниченное влияние Запада. В угоду принятому за образец западному образу жизни и мышления (в том числе экономического) были принесены геополитические, национальные интересы, принципы жизнеустроения. Так, зарубежные фирмы и торговые предприятия имели существенные льготы, экономическая политика византийцев проводилась в ущерб государству.

Вероотступничество. Главным фактором, предопределившим крушение Второго Рима, стало, безусловно, на взгляд автора фильма, религиозное отступничество, уния с Западом. Византийцы, по сути, отреклись от Бога, веры отцов, вековых духовных традиций, а спасти себя все равно не сумели (потому, видимо, и не сумели).

«Внутреннее» предательство. Если предыдущее обстоятельство предопределило духовную гибель византийской державы, то это поспособствовало ее физическому уничтожению (можно сказать, самоуничтожению). В общественно-политической жизни Византии сформировалась «прозападная» партия, членам которой были глубоко чужды интересы собственного народа. В решающую минуту византийской истории местные «олигархи» пожалели деньги на защиту родного Константинополя, и город был взят турками с помощью того оружия, которое отказались закупить обороняющиеся.

Фильм носит общественно-политический и культурно-просветительский характер. Сквозь призму поздневизантийской истории мы четче видим реалии развития своей собственной страны.

И действительно, разве не напоминает общественно-политическая ситуация в Византии накануне ее гибели наши 90-годы прошлого столетия (да, отчасти и начало нынешнего)? Западные консультанты-доброхоты, учившие наших «шоковых терапевтов». (Кстати, не лишне напомнить, что на родине против ряда из них были выдвинуты судебные обвинения в коррупции). Олигархи, управлявшие страной совсем недавно и по сей день пытающиеся оказывать влияние на происходящее в ней из европейских столиц. Трудности с реформированием армии, когда в головах ответственных за этот процесс и в обществе в целом нет четкого представления о том, какой она должна быть (по принципу комплектования, численности и т.д.). Иностранцы, привыкшие в 90-е годы по-хозяйски распоряжаться в России, имевшие всякого рода налоговые (и не только) льготы, нарушающие законы суверенного государства, склонные уголовные и экономические претензии в свой адрес расценивать как политические.

Показанный фильм (жанр его можно было бы обозначить как «фильм-предостережение») – повод всем нам задуматься, внимательно посмотреть по сторонам, а главное – заглянуть вглубь себя. Ведь в Византии эпохи смут и упадка видим мы, как в зеркальном отражении, самих себя с нашими бедами и нерешенными проблемами, слепой готовностью принять чужие, навязанные извне, правила политической игры, отказаться от многовековых духовных традиций и ценностей в угоду сегодняшнему дню. Действительно, может, стоит более критично воспринимать накопленный житейский опыт других народов и цивилизаций, изучать и уважать его, а не бездумно копировать (причем, зачастую не лучшее, а худшее из этого опыта)? Думается, такой взвешенный подход позволит нам более бережно относиться к собственным традициям и формировать национальные интересы.

Безусловно, кто-то увидел в показанном фильме идеологический подтекст, кто-то религиозно-морализаторский (что дало повод в очередной раз напомнить, что у нас светское государство, и Церковь, дескать, вмешивается не в свое дело). На самом же деле это весьма серьезный повод задуматься всем нам, гражданам нынешней России, над вечными вопросами: кто мы, к чему стремимся в этой жизни, какие цели перед собой ставим и какую цену готовы заплатить за их осуществление. Византия явила миру (и прежде всего нам) горький и трагический урок на все времена, и только от нас зависит, какие выводы мы из него сделаем.

М.В. Покачалов

кандидат культурологии, доцент кафедры истории и культурологии Московского энергетического института (МЭИ)

17 марта 2008 г.

Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×