3 ноября 2019 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве управляющий Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем участникам богослужения с приветственным словом.
Ваше Святейшество!
Я сегодня здесь в сопровождении более сотни человек, в том числе 37 клириков, священников и диаконов, которые ответили на Ваше приглашение закрепить каноническое присоединение приходов русской традиции в Западной Европе к Московскому Патриархату.
Уже несколько недель, в России, как и во Франции и даже за их пределами, это деяние освещается на разных информационных каналах как историческое событие.
Происходящее событие — историческое, во-первых, поскольку исполняется то, на что приснопамятный митрополит Евлогий, как мы все знаем, надеялся, когда исторические обстоятельства вынудили его просить каноническое покровительство у Константинопольского Патриархата в 1931 году, полагая, что это положение будет временным. И, действительно, статус, тогда присвоенный Константинопольским Патриархатом, был временным.
Цитируем митрополита Евлогия: «Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся от Матери Русской Церкви… Мы не прекращаем с ней нашего единения. На ее будущий суд мы обязуемся в свое время представить все свои деяния за весь период нашего невольного внешнего разобщения. Мы продолжаем оставаться в общении веры, молитвы и любви с Московским Патриархатом… Итак, это не разрыв с Русской Церковью. Это лишь временный перерыв… вызванный известными обстоятельствам современной жизни». Эти слова, Ваше Святейшество, были моим руководством во все эти трудные месяцы испытания для нашей Архиепископии.
Когда он был еще архиепископом, митрополит Евлогий был назначен в апреле 1921 года временным управляющим русских церквей в Западной Европе Святейшим Патриархом Московским Тихоном (указ от 8 апреля 1920 г., № 423 и 424). Это было сделано с согласия святителя Вениамина, митрополита Петроградского, который имел тогда юрисдикцию над религиозными учреждениями Русской Православной Церкви в Западной Европе (письмо 21 июня 1921 года). В январе 1922 года владыка Евлогий был возведен в сан митрополита.
В 1924 году он создал «Управляющее объединение русских православных ассоциаций», то есть Архиепископию (Официальный журнал 28.02.1924, № 58, стр. 2080). Оно состояло из религиозных объединений православного происхождения или русской церковной традиции, учрежденных согласно закону, и объединяющихся вместе во исполнении требований французского законодательства (1905 г).
В течении неспокойного десятилетия 1921-1931, не всегда имея возможность предвидеть все исторические события, митрополит Евлогий вел себя одновременно как пастырь, верный Московскому Патриархату, и как миссионер на той земле, где он оказался в силу обстоятельств и по Божию Промыслу. Он поддержал созданное тогда Молодежное движение (РСХД), которому содействовала и святая мать Мария (Скобцова). В 1924 г. он основал Свято-Сергиевский богословский институт, став его первым ректором, а отец Сергий Булгаков был его деканом.
Благодаря этим инициативам, митрополит Евлогий заложил основание и создал миссионерскую динамику, позволившую выдающимся представителям первой эмиграции сохранить и умножить плоды литургических, духовных и богословских традиций, основанных на наследии исторического Московского Собора 1917-1918 годов, как подчеркнули Вы, Ваше Святейшество, в доброжелательном письме, которое Вы мне направили в самом начале нашего диалога в декабре 2018 года. Это было повторено от Вашего имени митрополитом Антонием Корсунским на нашей первой встрече в Париже.
Таким образом были заложены основы русской православной миссии в Западной Европе, в духе документа Священного Синода от 27 марта 2007 года «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», который напоминает, что Церковь возвещает Евангелие «дальним и близким» (Еф. 2:17), согласно слову Спасителя. В документе говорится, что «приходы Русской Православной Церкви вне ее канонических пределов изначально создавались с целью попечения об оказавшихся вдали от Родины соотечественниках, но многие из них стали духовным домом и для тех представителей коренных народов, которые обратились в Православие».
Эту миссию Архиепископия выполнила: основанная на русской традиции, она стала многоэтнической и многоязыковой общностью. Сегодня более половины ее клириков и верующих — западного происхождения, как я сам и до меня — приснопамятные архиепископы Георгий Вагнер (немец) и Гавриил де Вильдер (бельгиец). Эта особенность была подчеркнута в некоторых телевизионных передачах в России.
Происходящее событие — историческое, потому что Ваше попечение проявилось в тот момент, когда целостность и призвание Архиепископии были под угрозой уничтожения. Вы подарили нашей Архиепископии возможность выжить и продолжить осуществлять свое миссионерское призвание во Франции и в Западной Европе, в рамках совместного принятого решения, в качестве полноценной Архиепископии. Вы обеспечиваете сохранение нашего церковного удела таким, каким он сформировался, и таким, каким он существует со времени своего создания в литургическом, богословском и пастырском плане (а также в административном и в финансовом отношении). Вы сохраняете, таким образом, нашу самобытность, которой мы очень дорожим и которая нас подвигла обратиться к Вашему благожелательному отцовскому попечению.
Происходящее событие — историческое, потому что каноническое присоединение, которое Вы нам сегодня дарите, это больше, чем простая интеграция; это закрепление церковного примирения. Это больше, чем возвращение, это развитие миссии, о которой шла речь в упомянутом выше документе от 27 марта 2007 года. Верная этой миссии в унаследованной традиции, Архиепископия продолжит нести свое свидетельство, уважая местные христианские общины, наследницы других духовных и богословских традиций.
Несмотря на часто очень болезненные, а иногда жестокие потрясения предыдущего века, которые были причиной разделений в течение нескольких поколений и оставили еще не полностью зарубцевавшиеся раны, мы верим, что Господь может только радоваться явленному сегодня нами единству. Посему, мы уверены, что Он даст нам радость и глубокое желание быть верными свидетелями Воскресшего там, где мы находимся каждый день, и вместе трудиться в единении с полнотой Православия ради сохранения целостности Тела Христова, оставаясь верными последнему духовному завещанию митрополита Евлогия: «Духовная свобода — великая святыня Святой Церкви».