Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
К 84-летию со дня рождения (23 ноября1935 г.) и пятилетию со дня кончины (5 июля 2014 г.) в Киево-Печерской лавре открывается выставка, в которой отображены вехи Предстоятельского служения Блаженнейшего Владимира (Сабодана), 121-го Митрополита Киевского, его многогранной и подвижнической деятельности на протяжении 22 лет. Материалы экспозиции представляют эпоху новейшей истории Украинской Православной Церкви двух десятилетий, строительства храмов, создания обителей, развития благотворительной деятельности Церкви, возрождения духовности и культуры.
Наша беседа – с организатором выставки игуменией Серафимой (Шевчик), настоятельницей Архангело-Михайловского женского монастыря г. Одессы, главой Синодального отдела по вопросам культуры УПЦ, заведующей историко-краеведческого музея «Православная Украина», автором жизнеописания приснопамятного Митрополита Владимира.
– Матушка Серафима, у руля нашей Украинской Православной Церкви Блаженнейший пребывал с 26 мая 1992 по 5 июля 2014 года. Вы с ним тесно общались все эти годы, несли ответственные послушания. Что вам хочется сказать сегодня об этом человеке, в день его 84-летия?
Святейший Патриарх Алексий II – Мне вспоминается рассказ, описанный известным старцем Псково-Печерского монастыря отцом Иоанном (Крестьянкиным), который удостоился знаменательного видения. Произошло оно перед избранием Патриарха Алексия ІІ (Ридегера). После кончины Патриарха Пимена (Извекова) ушла семидесятилетняя богоборческая эпоха, наступала эра совершенно новой церковной жизни в условиях плюрализма, религиозной свободы, но требовались огромные усилия, чтобы практически на руинах новому Патриарху воссоздавать и возрождать церковную жизнь в ее многогранности. И когда отец Иоанн (Крестьянкин) горячо молился в своей келлии об избрании нового Предстоятеля, он увидел святейшего Патриарха Тихона, священноисповедника, который держал в руках жезл и сказал при этом о. Иоанну: «На, возьми его, подержи». И когда старец взял этот жезл обеими руками, то, по его словам, чуть не рухнул от колоссальной, непомерной его тяжести. Видение исчезло…
Крест Предстоятельства невероятно тяжел, он действительно исполнен огромной тяжести и ответственности, и без помощи Божией, без обильных плодов Святого Духа, даруемых Господом при восхождении на Предстоятельскую кафедру, его не в состоянии понести ни один человек. Блаженнейший Митрополит Владимир возглавил нашу Церковь в очень трудное время, вскоре после распада Союза, когда на Украине царил колоссальный экономический и политический кризис, а в религиозной жизни страны произошел раскол, учиненный Филаретом. Блаженнейший первые годы был в опале у властей предержащих, новые политические силы поддерживали раскольников, даже Верховная Рада заявила о «незаконности» Харьковского Собора, что шло в разрез с Конституцией страны. К сожалению, эти нарушения время от времени повторялись, вплоть до последних лет, до ситуации, которую мы переживаем сегодня в связи с новым расколом…
22 года назад народ Божий был в растерянности, в связи с расколом Филарета начались негативные процессы во многих епархиях, особенно это коснулось Западной Украины.
И вот незабываемая встреча на Киевском вокзале! Как сейчас вижу эту картину. Море людей, пасхальные песнопения. Блаженнейший Владимир вступает на перрон, на родную землю, и говорит, что приехал на свою Родину, чтоб послужить Церкви и народу Божьему.
Я имела счастье трудиться рядом с ним и видеть, как он осуществлял свое Первосвятительское служение, и посвятила этому несколько книг. Это действительно был тяжелейший крест. И даже в том, что Митрополит наречен в монашестве в честь святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, также виден символ духовной победы. Он вступил на древнюю Киевскую кафедру после тяжелейшего 70-летнего безбожного периода, так что ему было поручено от Господа буквально на пепелищах поруганных святынь, закрытых храмов и монастырей возрождать духовную жизнь страны, народа. И нужно сказать – он совершил это послушание, как кормчий церковного корабля Украины, с честью.
– Какое качество Митрополита вы бы отметили в первую очередь?
– Любовь Христову, любовь к каждому человеку, невзирая на его ранг, статус, политические взгляды, национальность и социальное происхождение. Блаженнейший Владимир пас своих овец с огромной любовью – несмотря на постоянные трудности, его служение источало свет любви Христовой. И этот свет всех согревал. Люди, окружавшие его и помогавшие ему, часто допускали ошибки, различные промахи, но он всем все прощал, и, казалось – нет конца его смирению и терпению… Это действительно великий человек.
Его служение источало свет любви Христовой. И этот свет всех согревал
– Людей всегда поражала его простота, сердечная мягкость, но и абсолютная принципиальность в вопросах устроения Церкви, во взаимоотношениях с государством.
– Будучи Первоиерархом Церкви, он оставался совершенно простым и доступным человеком, он и одевался, и разговаривал со всеми очень просто, не было в нем никакой напыщенности. Будучи в Покровском монастыре, я какое-то время несла послушание в митрополии у бывшего Митрополита Филарета. Когда Филарет приезжал из дальних странствий, мы стелили красную дорожку, когда уезжал, мы стелили серую дорожку.
С первого же приезда в митрополию, в лавру, когда мы попытались также стелить дорожку у входа, Блаженнейший Владимир запретил это делать. Не было в нем никакой показушности, ничего неестественного. При подготовке книги о нем я очень много узнала о его детских и юношеских годах. Родился он в отдаленном от больших городов селе, родители, как и миллионы крестьян в советское время, трудились в колхозе и свято чтили Бога, детей растили в законе Божьем. И маленький Виктор (мирское имя владыки) от чрева матери, с молоком матери воспринял Божественный дар смирения. Мама его, Феодосия, была удивительным человеком, сызмальства приучала детей к молитве и труду. С детства полюбил народные песни, всегда тянулся к знаниям.
Защита магистерской диссертации архиепископа Владимира (Сабодана)
– Блаженнейший имел высокие научные богословские звания, был почетным академиком многих мировых высших духовных школ. При жизни был выпущен 8-томник его трудов. Как ему удавалось соединять богословскую и пастырскую деятельность?
– Когда он учился в Ленинграде, до глубокой ночи засиживался в знаменитых ленинградских библиотеках. Он имел энциклопедические знания по многим отраслям науки. За свою жизнь собрал большую библиотеку, в которой много книг по культуре, архитектуре, искусству. Следил за новинками художественной литературы. Будучи ректором Московской духовной академии и семинарии, прививал своим студентам любовь к Божественным познаниям и призывал их к самообразованию, всестороннему развитию. В нем органично сочетались высокая духовность и светская просвещенность. Поэтому и будущих пастырей он хотел видеть людьми высококультурными, образованными, умеющими общаться и поддерживать разговор с прихожанами на разные темы. Просил своих студентов, чтобы они находили время для посещения оперы и для чтения художественной литературы.
В нем органично сочетались высокая духовность и светская просвещенность
Он любил мир, любил простых людей. Я видела, как он общался с политиками, никого и никогда не осуждая. Причем часто это были люди, чужие ему по духу, а иногда откровенно ненавидящие его. И что самое удивительное, впоследствии оппоненты становились его духовными чадами. Прошло пять лет после преставления Блаженнейшего, но те, кто знал его, и друзья, и враги, вспоминают о нем с благоговением.
– Матушка, практически эти 22 года стали духовным ренессансом православной жизни в стране: сегодня на Украине действует более 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, десятки духовных школ, училищ, семинарий. Ведь все это происходило с участием Блаженнейшего. Можно ли сказать, что он был человеком номер один на Украине? Менялись правительства, менялись партии, а Блаженнейший снискал необыкновенный авторитет, так что его почитали даже недоброжелатели.
– Вы очень правильно отметили, что Митрополит Владимир заслужил бесспорный авторитет и среди людей, причастных к Церкви, и среди абсолютно светских лиц. Он был и останется авторитетом номер один в новейшей истории Церкви на Украине. Никто в его огород не бросит камень, никто не сможет сказать о нем ни одного худого слова…
1992 год, Божественная литургия на руинах Успенского собора – «Великой церкви» Киево-Печерской лавры, разрушенной в 1941-м г.
Мне вспоминаются первые богослужения на руинах Успенского собора. Начинается литургия, и народ Божий стекается со всего Киева и заполняет площадь перед собором. Воссозданный Успенский собор – это символ новой возрожденной Церкви, и он воссоздавался по молитвам и благословению Митрополита Владимира.
– Матушка, но и сегодня Церковь на Украине проходит колоссальные испытания…
– Силы, которые сегодня пытаются унизить, оболгать, расколоть Церковь и разделить православных в Украине – это сатанинские силы!.. Против Церкви борется древний ее враг – диавол. Эти темные силы думают, что они преуспевают, творя новый раскол, утверждая некий «томос» и тому подобное… Но силы эти могут лишь частично поколебать Церковь, как корабль во время бури, но разрушить ее невозможно, т.к. стоит она на прочном и надежном фундаменте, по слову Христа: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И не будет преувеличением сказать, что каждый камушек в возрождении Украинской Православной Церкви закладывал и Блаженнейший Митрополит Владимир, с молитвой, как строитель Христов. Это особенно видно сейчас по приходам Западной Украины. В 1990-х годах более 2000 приходов Львовщины, Ивано-Франковщины и Тернопольщины были вырваны из тела Церкви, и многие думали, что эти регионы снова могут быть ввергнуты в пучину противостояния, и все может повториться. Но фундамент, заложенный Митрополитом, стоит и будет стоять в веках.
Киево-Печерская лавра с возрожденным Успенским собором сегодня
– Матушка Серафима, известно, что политические настроения верующих Западной Украины отличаются от настроений востока, юга страны… Тем не менее Церковь все эти десятилетия сохраняла и сохраняет единство…
– Митрополит Владимир обладал удивительным тактом и умением уравновешивать различные мнения, покрывал все это любовью, и одновременно своей святительской мудростью подавал пример умения отличать политические временные настроения от правды Божией. Он учил следовать заповеди Христа – «отдавать кесарю кесарево, Божие Богови» (Мф. 22, 21).
Блаженнейший понимал, что все процессы в Церкви должны развиваться по Божественным законам, а не по законам политики, законам мира сего. И Блаженнейший Митрополит Онуфрий ныне также продолжает эту линию, не допуская, чтобы политический фактор внедрялся в жизнь Церкви.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) Митрополит Владимир всегда ограждал Церковь от политического давления. А это давление происходило на протяжении всех лет его Предстоятельства, и этому давлению приходилось противостоять.
Так вот, некоторые чада Блаженнейшего Владимира не устояли перед этим давлением, уже после его смерти, и пошли на поводу политических течений. И, как результат, – они оказались в сетях раскола. Слава Богу, таких людей немного, единицы. Но, как видим, они не смогли и не могут заставить огромный церковный корабль плыть в другом направлении.
И сегодня, когда некоторые территории оказались вне политического единства, Церковь сохраняет это единство: Блаженнейшего Митрополита Онуфрия поминают на службах как своего Предстоятеля и в ДНР, и в ЛНР, и в Крыму. О чем это говорит? Это говорит о том, что Церковь живет по своим законам, верующие, имея этнические различия, сохраняют евангельскую любовь и остаются едины. Церковь, по слову наших пастырей, Митрополитов Владимира и Онуфрия, – единственная институция, которая хранит Украину в духовном единстве.
– Сейчас очень много волнений в православной пастве из-за признания некоторыми Церквами раскольников «ПЦУ»…
– Приведу вам один пример. Митрополит Владимир в свое время подарил музею «Православная Украина», который был создан в 2002-м году, очень много раритетов из своей коллекции – это и книги древние, и рукописи, и произведения искусства. И среди них – Евангелие Ивана Федорова 1581 года. Очень много редких книг передал в дар национальной библиотеке им. Вернадского, Печерскому историко-культурному заповеднику, Институту литературы имени Тараса Шевченко, Киевским духовным школам, многим региональным музеям. Я лично этим занималась и привозила эти книги в дар в музеи различных епархий.
И на этих выставках экспонировались подарки Предстоятелей Поместных православных Церквей. И сейчас хранится в музее драгоценный серебряный Крест, подаренный Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Когда в 1997-м году Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Владимир принимали в Одессе, в Патриаршей резиденции, Патриарха Константинопольского Варфоломея, тот заявлял, что на Украине он признает лишь каноническую Украинскую Православную Церковь и осуждает раскол Филарета, как самозваное и безблагодатное сборище. Это факт, и он зафиксирован историей. Так же было и в 2008-м году, когда Варфоломей приезжал в Киев по случаю 1020-летнего юбилея Крещения Руси, он в который раз сослужил с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром в Софии Киевской. И когда Президент Украины Виктор Ющенко предлагал, чтобы Филарет хотя бы в качестве гостя присутствовал на этих мероприятиях, Варфоломей категорически отказался, сказав, что по канонам Церкви это невозможно.
А теперь творятся совершенно невообразимые вещи: этот человек на белое говорит черное, поддержав раскольников и объявив их «законными». Все это ни в какие рамки не вмещается!..
И вот эти подарки, сделанные нашей Церкви, в виде крестов, панагий, икон – как раз служат в данном случае доказательствами, материальными свидетельствами нынешних канонических преступлений, они обличают и самого Варфоломея, и его последователей.
– Спасибо, матушка, за интересную беседу. Хотелось бы, чтобы вы сказали несколько слов о взаимоотношениях Митрополитов Владимира и Онуфрия. Ведь не секрет, что светлой памяти Митрополит Владимир видел в Митрополите Онуфрии своего преемника.
Блаженнейший Митрополит Онуфрий на монастырском кладбище Киево-Печерской лавры (территория Дальних пещер) у могилы Митрополита Владимира
– Когда-то в одной из зарубежных стран мы представляли Пересопницкое Евангелие, и возглавлял нашу делегацию митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, нынешний Предстоятель нашей Церкви. И как-то вечером в гостиничном номере члены делегации неформально общались, пили чай, говорили о разном. И речь зашла о Блаженнейшем Митрополите Владимире, о трудах, которые он понес. И тогда митрополит Онуфрий сказал, что понести такой крест Предстоятельства в нынешних условиях под силу лишь святому человеку. И вот, спустя пять лет после кончины Митрополита Владимира, я снова вижу эту сцену, когда владыка Онуфрий говорит: «Митрополит Владимир – святой жизни человек». И я всем сердцем согласна с этой оценкой.