Москва, 26 декабря 2019 г.
В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 26 декабря 2019 года, собравшиеся имели суждение об обсуждении в Межсоборном присутствии вопросов, связанных с практикой совершения молебных пений в богослужении Русской Православной Церкви (журнал №164), сообщает Патриархия.ru.
Тема «Значение молебного пения, разновидности и насущность упорядочения его последований сегодня» включена в повестку дня комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству решением президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года, подтвержденным решением президиума от 17 июля 2017 года. Во исполнение этого поручения комиссия под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка подготовила предложения Священному Синоду.
В пояснительной записке комиссии, в частности, отмечено следующее: «За общим названием "молебен" в современной русской церковной практике стоит ряд чинов, посвященных различным поводам. Большинство из этих чинов не привязано к определенным дням церковного календаря или времени суток. По сути, в традиции Русской Православной Церкви молебен понимается как наиболее универсальное богослужение, применимое как в торжественных и общественно значимых, так и в частных случаях, и обладающее наиболее гибким среди традиционных церковных служб последованием. Это является достоинством молебна, поскольку он создает как в частном, так и в общецерковном богослужении пространство, открытое к включению в него молитв на самые разнообразные нужды. Однако это же ведет и к нежелательным последствиям: чины совершения различных молебнов нередко искажаются или смешиваются между собой; практически забыты некоторые древние традиции совершения молебна; наконец, молебен может наделяться значением, не соответствующим его месту в богослужении и подменять собой службы суточного круга».
Также комиссия отметила, что в древнерусской традиции, засвидетельствованной в монастырской практике ещё XVII века, предусмотрено регулярное совершение молебна в соединении с каноном (так называемый молебный канон), причем текст канона мог меняться в зависимости от дня недели.
Члены Синода постановили:
1. Отметив, что молебен, как любой другой элемент богослужебной традиции, заслуживает бережного отношения, однако не должен, при этом, подменять собой уставное богослужение и, особенно, Божественную литургию:
а) полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпуста и целования верными креста.
б) в тех приходах, где принято совершение после Божественной литургии так называемых общих молебнов, по возможности отправлять таковые в приделах. При этом молебен по частному поводу — например, о болящих, о путешествующих — предпочтительнее совершать в качестве самостоятельной требы, хотя он может соединяться и с совершением «общего молебна»;
в) в случаях пастырской целесообразности возможно возвращение чинам молитвы о тех или иных категориях верующих их первоначального места в составе Божественной литургии. При этом особые прошения ектений соответствующих молебнов присоединяются к ектениям Литургии, по малом входе добавляются соответствующие тропари, Апостол и Евангелие читаются после рядовых, а молитва возносится на проскомидии либо читается после возгласа сугубой ектении или прибавляется к заамвонной молитве;
г) признать правомерным предложение отдела о богослужении, проповедничестве и храме Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.: «Служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенным в Часослове последованием общего молебна. Соединение молебных канонов более чем четырем святым не допускается»;
д) священнослужителям, а также приходским и монастырским работникам напоминать людям, обращающимся с просьбой о поминовении на молебнах, о значении литургийного поминовения, которое не исключает поминовения на молебне, но не может быть заменено таковым, а также напоминать о желательности личного участия в богослужениях, за которыми будут совершаться поминовения.
2. Признать полезным восстановление традиции пения молебных канонов, как в дополнение к уставному богослужению, так и, в исключительных случаях, когда длительное совершение уставных богослужений затруднительно, особенно в сельской местности и при совмещении священником служения на нескольких приходах, — взамен утрени и вечерни. При этом благочинным надлежит наблюдать за тем, чтобы такая замена была оправдана и не проистекала из злоупотребления указанной практикой.
3. Поручить комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства изучить, какие из существовавших в синодальную эпоху молебных чинов все еще актуальны, и подготовить список последований, которыми желательно было бы дополнить существующие богослужебные книги.
4. Поручить Синодальной богослужебной комиссии по получении упомянутого списка подготовить проекты новых молебных последований.