В этом году исполняется 10
лет со дня кончины Георгия Васильевича
Свиридова (1915–1998). 16 апреля в
19.00 в Большом зале Московской
консерватории, как сообщил руководитель
хора Государственной Третьяковской галереи
заслуженный артист России Алексей Пузаков,
прозвучит последнее произведение Георгия
Васильевича – цикл «Песнопения и
молитвы. (Для хора без сопровождения)»
в исполнении хора Государственной
Третьяковской галереи и мужского хора
московского Сретенского монастыря. Это будет
первое исполнение полной редакции
«Песнопений и молитв». Оно будет
сопровождаться видеопроекцией фресок Дионисия
из Ферапонтова монастыря, снятых
фотохудожником Юрием Холдиным (†
2007). Концерт получил название «Страна
Воскресения».
Цикл «Песнопения и молитвы», написанный в 1991–1997 годах, занимает особое место в творчестве композитора. Музыка этого цикла, подобно Писанию и молитвам, к словам которых она обращается, бесконечна по духу, говорит обо всем самом важном, касающемся человека и мира.
«Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях… Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное – находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы… Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа», – эти слова Свиридова могут служить ключом к пониманию цикла «Песнопения и молитвы». Цикл поражает богатством своих образов и настроений. Вереница библейских персонажей встает перед нами. Тут и вечно проклятый Иуда, и самый юный и любимый ученик Христа Иоанн, тут и кающийся блудный сын, и Всемилостивая Богородица.
«Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, “Песнопения и молитвы” отражают особую и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь», – так сказал о цикле Г.В. Свиридова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В дореволюционной России на Великий пост проходили благотворительные концерты духовной музыки. Они так и назывались – Великопостные. Исполнение «Песнопений и молитв» Георгия Свиридова состоится в Вербную среду перед Страстной неделей.
«Страна Воскресения» – проект, представляющий в теснейшем взаимодействии наследие двух современных мастеров, творивших в разных сферах искусства, но необычайно близких в своих художественных устремлениях, – композитора Г.В. Свиридова и фотомастера Юрия Холдина. Вместе с тем это оригинальная попытка донести до сегодняшней аудитории опыт восприятия «храмового действа как синтеза искусств», выраженного в единстве слова, его музыкального звучания и пластического воплощения.
Проект назван словами Г.В. Свиридова о России, написанными им на полях книги И.А. Ильина. «Песнопения и молитвы» – плод осмысления сложного, подчас трагического пути жизни русского народа на протяжения последнего столетия.
В обоих произведениях сквозь призму общих, в силу единства веры, исторических переживаний раскрывается духовная мощь классического наследия. Традиция, которой следуют композитор и светописец, преломленная творческой индивидуальностью каждого из них, оживает, дышит, пульсирует, становясь бесспорным достоянием и высочайшим достижением отечественной культуры последнего времени.
И у Свиридова, и у Холдина следование по стопам великих предшественников «в их недостижимую высоту» – в едином сплаве с той вдохновенной самобытной новизной, в которой можно увидеть неостановимое движение православного русского духа.
«…Музыку я пишу из глубины души, – говорил Г.В. Свиридов. – Смысл текста должен совпадать с тем, что я стремлюсь высказать как композитор». Такое понимание своих художественных задач необыкновенно перекликается с принципом «осмысленного показа», который исповедовал в своем творчестве Юрий Холдин. Его дар приобщения зрителя к тайне дионисиевых образов называют сегодня «богословской светописью», явлением уникальным и неповторимым: подлинная красота и светоносная сила святых образов раскрывается современной аудитории благодаря искусству фотомастера, которое он считал не менее ответственным служением, чем для Дионисия было писание фресок.
Композиционное и ассоциативно-богословское развитее видеоряда «Страны Воскресения», исключающее внешнюю кинематографическую динамику, продиктовано близостью внутреннего строя фрески и ее фотографического исполнения. Элемент иллюстративности у Дионисия преодолен созерцательной приобщенностью к обратной, евангельской перспективе. Поэтому только при условии созерцательного погружения в мир образов, лаконичных по композиционному решению и емких по внутренней наполненности, раскрывается сила их воздействия. Единым звучанием фресок с музыкально-поэтическим строем молитв и песнопений обусловлена тончайшая пластика дионисиевской линии, утонченность цветовых соотношений, особая высветленность всей палитры фресковой росписи. Светописное раскрытие образов усиливается мягкостью и энергичностью рисунка, чистотой и прозрачностью звучания «Песнопений и молитв». Труд Г.В. Свиридова, пропитанный духом русского Православия, содействует нашей тесной молитвенной связи с теми, чьи образы запечатлел Дионисий и подлинную светоносную силу которых донес до нас художник светописи Юрий Холдин.
В преодолении трагизма жизни мира, «лежащего во тьме», в стремлении обрести таинственную гармонию в сознании исключительно высокого предназначения человека – «света мира» – глубочайшее родство музыкальных и художественных, органичных в стремлении к слиянию образов «Страны Воскресения».
Билеты на концерт можно приобрести в кассах № 3 и № 4 Московской консерватории,
а также по тел.: 258 00 00 и на сайте: parter.ru