Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

О «правильном устройстве народного образования»

107 лет назад, 25 марта (7 апреля по нов. ст.) 1901 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, император и самодержец Всероссийский Николай II подписал очень важный документ, намечающий путь, по которому должно было идти усовершенствование российского образования. Приведем этот документ полностью[1].

Высочайший рескрипт,
данный на имя члена государственного совета, генерал-адъютанта,
генерала от инфантерии Ванновского

Петр Семенович! Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени. Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению.

Высоко ценя вашу государственную опытность и просвещенный ум, Я избрал вас в сотрудники Себе в деле обновления и устроительства русской школы и, призывая вас на особо важную ныне должность министра народного просвещения, твердо уверен, что вы строго и неуклонно будете идти к намеченной Мною цели и в дело воспитания русского юношества внесете умудренный опытом разум и сердечное о нем попечение.

Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем.

На подлинном собственно Его Императорского Величества рукою написано:

Искренне уважающий Вас

Николай

Царское село

25 марта 1901 года

***

Высочайший рескрипт адресован новому министру народного просвещения, назначенному государем вместо убитого террористами Н.П. Боголепова. В этом кратком документе содержится суть концепции образования, которая, по мнению царя, должна быть положена в основу начинающейся реформы. В этом предельно сжатом и емком документе всего несколько тезисов.

Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем». Государь говорит о существенных недостатках того «учебного строя», который сложился ко времени его правления. И призывает приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Трудиться над этим вопросом царь будет сам, возлагая на себя полноту ответственности («Да благословит Господь Наши труды»; в тексте употреблена именно заглавная буква, относящая местоимение к императору). На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».

Как и во многих других случаях, воля государя далеко не полностью была исполнена сменявшими друг друга министрами и «исполнителями на местах» – чиновниками и представителями «педагогического сообщества». Тем не менее именно в ту эпоху во многом был создан образовательный потенциал, которым пользуется Россия до сих пор. В рамках проведения реформы во время царствования Николая II возникало все больше новых учебных заведений, все больше образовательных проектов, в которых школа строилась на действительно новых началах, и прежде всего на активном участии семьи в образовательном процессе.

Однако завершить «коренной пересмотр и исправление» школы оказалось невозможно – наступил 1917 год. Произошла революция. Политика Николая II сменилась противоположной.

Для революции семья стала таким же врагом, как Церковь и царство. В своей статье «Разрушение семьи в советском государстве» И.А. Ильин говорит, что «все усилия коммунистов направлены на разрушение и упразднение буржуазной семьи, искоренение связанных с ней обычаев, а также обычного буржуазного права»[2]. Вот слова Бухарина: «Когда родители говорят “моя дочь, мой сын”, то это указывает… и на право родителей на воспитание собственных детей. С социалистической точки зрения, это право никак не обосновано… следует отвергнуть и беспощадно высмеять претензии родителей…»[3].

После многочисленных экспериментов советская идеология построила собственную систему образования. Дети не были полностью отняты у родителей, однако право на их воспитание было отдано исключительно обществу. А сам учебный строй советской школы во многом повторял тот, что был характерен для российских гимназий рубежа веков – тот самый, на «существенные недостатки» и необходимость «коренного пересмотра» которого указывал царь.

Государь призывал родителей участвовать в деле образования – советская школа отрезала семью от образования. Государь указывал на обязанность родителей «пещись о детях» – советская школа «беспощадно высмеяла» это право.

Сейчас, 107 лет спустя, мы читаем обращение государя, наказ последнего русского царя. Государство, в котором мы живем, в лице своего президента признает сферу образования «системообразующей». Наше государство также признает, что существующая система образования нуждается в пересмотре.

Какой путь мы выберем сегодня, в 2008 году? Мы можем сохранить советскую систему образования, ее учебный строй, признать его лучшим и лишь корректировать его, согласуясь с потребностями времени. А можем «приступить к коренному его пересмотру». Мы можем отдать образование наших детей в руки государства, не допуская семью к участию в этом процессе. А можем услышать призыв государя: «Да помогут нам в них («в Наших трудах») родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем».

Анна Сапрыкина

4 апреля 2008 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] Текст взят из «Журнала Министерства народного просвещения» за май 1901 года.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10-ти т. М., 1998. Т. 7. С. 89.

[3] Там же. С. 104–105.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×