Москва, 6 февраля 2020 г.
5 февраля 2020 года в Московском архитектурном институте (МАРХИ) состоялась Межвузовская молодежная конференция «Архитектура и живопись храмов», сообщает Патриархия.ru.
Форум провели ректор МАРХИ Д.О. Швидковский, историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ, и протоиерей Андрей Юревич, начальник архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель рабочей группы по современному храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, член Союза архитекторов России.
В конференции приняли участие настоятели храмов, архитекторы, преподаватели и студенты МАРХИ, студенты Государственного университета землеустройства, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Белгородского государственного технического университета им. В.Г. Шухова.
В своих выступлениях студенты и магистранты размышляли об истории архитектуры, рассказывали о новых проектах по строительству и восстановлению храмов и монастырей, принципах модернизации в проектировании и строительстве, об истории и архитектуре передвижных храмов (походных, плавучих, воинских), о связи церковной архитектуры с социальной и просветительской деятельностью православных приходов.
Участники конференции отметили важную роль Церкви в решении многих социальных вопросов современного общества: проблем инвалидов, малообеспеченных, одиноких, бездомных людей, в том числе брошенных детей. Церковный архитектор на своем уровне также призван решать эти вопросы, устраивая необходимые помещения в храме и храмовом комплексе, заботясь о благолепии храмовых строений и об их функциональности, организуя «комфортную жизненную среду». Протоиерей Андрей Юревич привел в пример Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих, где авторами проекта до мелочей продумана каждая деталь для комфортного пребывания и просвещения обитателей этого центра. По словам о. Андрея, архитектура — это всегда больше, чем только строительство, это и богословие, и социология. Архитектор обязан быть всесторонне образованным человеком, уверен священник.
Обращаясь к участникам конференции, протоиерей Андрей Юревич приветствовал собравшихся и рассказал об основных составляющих творческого процесса по созданию архитектурного проекта храма:
«Наша конференция организована в рамках XV направления Рождественских чтений "Традиции православного храмостроительства". Подтема нашей встречи — "Традиция и современность в архитектуре православного храма".
Передаю всем участникам благословение председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия.
В своем слове хочу сказать о трех вещах.
Первое. О традиции. Краткое определение этому понятию звучит так: традицией называют совокупность представлений, обрядов, навыков и т.п., которые передаются из поколения в поколение. И в двухтысячелетней христианской культуре существует богатейшая традиция храмового зодчества. Это и богословие христианского храма, и возникающие из этого богословия объемно-пространственные композиции, это и различные типы храмов, связанные с национально-архитектурными школами и развитием строительной техники, сложившиеся стили, архитектурные приемы и многое другое. Это все наша огромная архитектурная традиция. И молодым специалистам ее необходимо изучать и использовать в своей работе.
Вспоминаю свою творческую деятельность: мой путь в храмовом зодчестве начался в 1989 году с Конкурса проектов храма-памятника Тысячелетию Крещения Руси. После этого я в течение лет 15 или 20 развивался в этой теме, старался "осваивать" традицию.
Это очень важно. Обращаюсь ко всем магистрантам кафедры "Храмовое зодчество", ко всем, кто будет сегодня выступать, овладевайте традицией, изучайте памятники, путешествуйте, "насматривайте"! Очень полезно копировать чертежи, набивать руку. Обязательно рисуйте! Сегодня с развитием новых технологий совершенно утеряна культура архитектурной графики. Идея должна быть обязательно прорисована рукой, потом уже 3D-модель.
Второе. Традиция должна быть обязательно живой. А жизнь — это движение, это развитие. Все в мире движется, все меняется. Меняется архитектура. И архитектура православного храма должна со временем также меняться и развиваться. Как дерево корнями уходит в питающую его землю, а кроной стремится ввысь, так и церковная архитектура корнями уходит в питающую землю-традицию, а современный строительный процесс уже ведется в современной реальности. И в этом как раз и проявляется преемство традиции.
Поэтому останавливаться только на изучении истории архитектуры нельзя. Это, скорее, путь реставрации. А люди, которые строят новые храмы, обязательно должны смотреть вперед. Должно "состояться" творчество, присутствовать поиск новых идей и форм. И здесь важна третья составляющая, о которой я хочу сказать.
Это состояние души того, кто подвизается на ниве благоустроения храмов. Речь идет о вере архитектора в Бога, о его отношениях с Богом. В Библии, которая для нас, христиан, есть Начало начал, в книге "Исход" рассказывается о том, как Бог повелевает людям соорудить скинию — первый походный храм — после того как народ израильский вышел из плена египетского. При этом Бог подробно объясняет Моисею, как следует устроить скинию, и Сам выбирает тех, кто будет ее благоукрашать — Веселеила и Аголиава: "И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ве́дением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу [для святилища] резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани" (Исх. 35:35).
Мы видим, как люди, живущие в вере, поставлены Самим Богом на ответственное служение храмостроителя. Так что для архитектора важны не только профессиональные качества, но и личные отношения с Богом. Без этого в архитектуре храма нельзя сделать что-то стоящее.
Дорогие друзья, я очень рад, что в этом году у нас уже третья молодежная конференция. Мы также ожидаем третьего выпуска специалистов с кафедры "Храмовое зодчество". Мы ждем от вас, дорогие магистранты, глубокой творческой разработки образа современного православного храма. Мы уже видим новые великолепные, интересные идеи! Мы вас очень поддерживаем и ожидаем от вас новых свершений. Вы молодой творческий авангард, от которого мы, люди старшего поколения, питаемся динамикой, жизнью, молодым задором.
Я благодарю вас за все ваши труды. Благодарю Дмитрия Олеговича, всех преподавателей кафедры. Благодарю и за то, что по итогам конференции всегда выпускаются сборники докладов, которые ложатся в основу дальнейшей работы. Храни всех Господь».
В свою очередь ректор МАРХИ Д.О. Швидковский обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором, в частности, сказал: «Я очень благодарен всем, кто пришел и кто участвует в нашей конференции. Хочется отметить, что не все, кто учится на нашей кафедре "Храмовое зодчество", понимают, насколько перспективна область храмостроительства. Выпускники первых лет нашей кафедры уже сегодня делают замечательные проекты. Министр культуры РФ Ольга Борисовна Любимова в своей речи, в частности, отметила, что выполнение указа Президента РФ по созданию комфортной жизненной среды невозможно без отсыла к прошлому, к традиции, к религии, что комфортная среда должна быть духовной. И привела в пример проект магистрантов нашей кафедры Алексея Капустина и других. Это для нас было очень приятно!»
Дмитрий Олегович предложил Алексею Капустину, возглавляющему Центр церковной классической и традиционной архитектуры при МАРХИ, представить новые проекты. Архитектор рассказал об удачном проекте реконструкции исторического центра Нижнего Новгорода.
Далее прозвучали доклады молодых специалистов; также на конференцию были представлены доклады в письменном виде.