Пожертвования от читателей, откликнувшихся на призыв поучаствовать в помощи косовским сербам, переданы приходу Преображенского храма в с. Пасьяне, а также нескольким семьям, живущим в анклавах в Косовском Поморавье и в центральной части сербского края. Вот некоторые отклики из сербской колыбели – духовной и физической.
Горан Величкович – Благодарим наших братьев из России, – говорит Горан Величкович. Горан и его супруга Александра знакомы читателям портала «Православие.ру»: их история[1] взволновала многих. – Знаете, помогать можно по-разному: можно сухо и официально выдать какую-то сумму и уйти, исчезнуть из вида с самодовольным осознанием выполненного долга. А можно делать так, как это делаете вы: с любовью. С любовью да еще и просьбами молиться и пожеланиями нам, сербам в Косово, радости и спасения! Когда мы узнали, что жертвовали буквально со всей России – от Владивостока до Мурманска и Калининграда, – даже из Казахстана, мы взглянули на карту и обомлели: у вас страна не просто большая – она великая. Но тут дело не только в размерах, конечно. Мы просто видим, что настоящая братская любовь в состоянии преодолевать любые границы – вот где величие.
Должен сказать, что какое-то время мы с семьей всерьез размышляли над переездом из Косово и Метохии в другую часть Сербии. Поверьте, положение не из легких. Не буду вдаваться в подробности, но не всегда здесь всё гладко и спокойно. Но не в последнюю очередь именно помощь от русских братьев поправила наши планы: мы останемся на своей земле. Сейчас мы должны перебраться из Косова Поля, городка недалеко от Приштины, полностью заселенного албанцами, в Грачаницу – село, где находится знаменитый и любимый многими монастырь. Это сербский анклав, и там мы строим дом. Ваша помощь очень пригодилась, братья. Я и не знал, что у нас так много братьев – слава Богу. Мы не одни.
Ваша помощь очень пригодилась, братья. Слава Богу, мы не одни
Отец Далибор Коич, настоятель Преображенского храма в селе Пасьяне, Косовское Поморавье, стоит у входа в церковь после Литургии и размышляет:
– Какая сейчас жизнь у нас в Косово и Метохии? Без лишних слов – тяжелая. Тяжелая для православных сербов. Вместе с тем Косовское Поморавье, села, находящиеся в нем, можно назвать оазисом, где сербы чувствуют себя всё-таки спокойнее и увереннее, чем, например, на юге, в Метохии: там, если так пойдут дела и дальше, скоро православных жителей вообще не останется, только насельники монастырей.
Какая самая большая радость для нас здесь? Знаете, совсем недавно мы обрели мощи святой мученицы Босильки Пасьянской, она жила в нашем селе в XIX веке и пострадала за Христа от албанцев: мученица отказалась принять ислам и выйти замуж за похитившего ее врага веры Христовой и сербского народа. Мощи святой находятся в нашем храме, и ее верность Господу до смерти служит нам не только добрым примером, но и большим утешением в эти тяжелые времена, времена тяжелых испытаний. Многие обращаются к святой мученице с молитвами. Так что горе у нас соседствует с радостью – такая у нас жизнь.
Преображенский храм в Пасьяне, Косово и Метохия
Недавно мы обрели мощи святой мученицы Босильки Пасьянской: она пострадала за Христа от албанцев
С какими трудностями мы, косовские сербы, сталкиваемся на своей земле? Думаю, самая большая – это невозможность устроиться на работу в Косово и Метохии. Молодые не видят, не имеют никакой перспективы после окончания школы, получения профессии начать работать у себя на родине – вот и приходится им уезжать, часто просто куда глаза глядят.
Каковы боль и радость для священника здесь? Как священник, который живет со своими прихожанами, скажу, что главная для меня радость, как и для всех нас, христиан, – это молитва, Святая Литургия. Ты счастлив, когда видишь, что, пусть и в тяжелых обстоятельствах, но люди возвращаются к вере, к Богу, когда твои соседи приходят в храм не потому, что «так сложилось», «так надо», а от души, искренне. Когда видишь сотни людей, которые приходят к Чаше Господней с верой и любовью, – вот это очень большая радость. Или еще когда, например, в храме проходит крещение, когда видим младенцев, принимаем их в Церковь Христову и венчаем их «славою и честию».
А боль – это вид пустых, заброшенных домов с заколоченными окнами, потухшими очагами. Увы, таких много. И я вполне могу себе представить, что на их месте появятся другие дома, но уже с совершенно другими хозяевами, которые к нашей вере не имеют отношения, а сербы для них – досадная помеха.
Нас поразила просьба братьев из России молиться о них – о тех, кто оказал и продолжает оказывать нам посильную помощь. Будьте, пожалуйста, уверены, дорогие братья и сестры, что на каждой нашей Литургии я, грешный и ничтожный пред Господом священник, и все наши прихожане молимся за вас. Пусть Господь смотрит на нас всемилостивым оком, подаст нам прощение грехов и спасет всех нас по Своей великой милости. Бог да благословит вас. Надеюсь, увидимся!