Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Сербский перевод книги митрополита Волоколамского Илариона представлен в Белграде

Белград, 19 февраля 2020 г.

    

17 февраля 2020 года в крипте собора святителя Саввы в Белграде состоялась презентация сербского перевода книги митрополита Волоколамского Илариона «Во что верят православные христиане», сообщает Патриархия.ru. Перевод был выполнен настоятелем Подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископом Моравичским Антонием и увидел свет в декабре 2019 года.

На презентации выступил епископ Бачский Ириней, отметивший, в частности, что со страниц своей книги автор «беседует с читателем на языке, понятном для современного образованного молодого человека», и это делает представленное произведение «шагом вперед в сравнении с прежними опытами составления катехизисов». Иерарх выразил благодарность митрополиту Илариону за его вдохновенный труд, в котором дано концентрированное, доступное, понятное и богословски аутентичное изложение истин Православия.

Профессор православного богословского факультета Белградского университета иерей Зоран Деврня ознакомил собравшихся с содержанием книги, особо остановившись на миссионерском и катехизическом ее значении, а также отметив важность выхода в свет сербского перевода этого труда.

На мероприятии присутствовали иерархи Сербской Православной Церкви епископы Зворничко-Тузланский Фотий, Крушевацкий Давид, Ремезьянский Стефан и Мохачский Исихий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям А.Ю. Хошев, иподиакон Вячеслав Ли, представители духовенства Сербской Православной Церкви, а также научного и культурного сообщества Сербии, преподаватели и студенты Белградского университета, педагоги и представители общественности, интересующиеся вопросами богословия и катехизации.

Обращаясь к собравшимся, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Ваши Преосвященства, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Прежде всего я хотел бы выразить сердечную радость в связи с тем, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Сербского Иринея имею возможность сегодня вновь посетить дорогую для меня сербскую землю.

Перед началом этой презентации я имел возможность очень подробно осмотреть ход работ, которые ведутся в верхнем храме, где трудятся наши замечательные российские мастера-мозаичисты. Поднявшись на строительном лифте, я осмотрел купол, подкупольное пространство, паруса храма. Неоднократно мне доводилось участвовать в различных строительных, реставрационных и живописных работах, и я старался никогда не упустить возможность, пока стоят еще строительные леса, подняться на самый верх. Потому что когда строительные леса будут сняты, вы только снизу сможете увидеть то, что находится наверху, и не заметите тщательности, с которой работают мозаичисты, выкладывая каждый камешек так, чтобы он соответствовал другим по цвету и размеру.

Вспоминаю, как мы начинали этот проект, как сложно было найти мастеров, которые воплотили бы в жизнь столь грандиозное начинание, как непросто было поначалу находить на это средства. Честно говоря, тогда я думал, что реализация этого проекта продлится лет тридцать, но сейчас увидел мозаичные работы, которые в значительной степени уже близки к завершению. Меня очень порадовало, что мы в скором времени увидим этот великолепный собор благоустроенным и благоукрашенным не только снаружи, но и изнутри. Это будет не только выдающийся памятник христианского зодчества, но и выдающийся памятник христианского изобразительно искусства. Построенный во славу Божию, он каждым камешком своего внутреннего убранства будет прославлять Бога.

Я рад тому, что и Русская Православная Церковь, и Российское государство вносят свой вклад в благоукрашение величественного собора святителя Саввы. Счастлив, что мне выпала честь участвовать в этом проекте.

Сегодня Сербская Православная Церковь проходит через период тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю в соседней стране — Черногории. В каком-то смысле сегодня там повторяется история, которая годом раньше происходила на Украине, где тогдашний президент решил создать «новую церковь». Он вообразил, что Церковь можно создать собственными руками и что создание на Украине "новой церкви", независимой от Русской Православной Церкви, поможет ему в предвыборной борьбе. Этот человек потерпел сокрушительное поражение на выборах, однако успел своими действиями нанести много вреда Церкви.

Сегодня нечто похожее происходит в Черногории, где власти приняли дискриминационный закон, при помощи которого в перспективе можно будет изымать храмы из ведения канонической Церкви и передавать их кому угодно. Власти пошли против своего народа, и народ вышел на улицы. В городах и селах Черногории мы видим тысячи, десятки тысяч людей, которые выходят поддержать свою Церковь.

Я хотел бы заверить всех вас, что в этой благородной и священной борьбе Русская Православная Церковь всегда будет рядом с Сербской Православной Церковью.

Желаю всем нам, чтобы как можно скорее прошла тяжелая полоса искушений, которая охватила Православные Церкви в разных странах. Сначала эти искушения начались на каноническом пространстве Русской Церкви, а теперь перекинулись на каноническое пространство Сербской Церкви. Мирские властители пытаются управлять церковной жизнью и создавать Церковь по своему усмотрению. Но Церковь создана Самим Господом Богом, а хранителем ее является церковный народ. Именно этот народ сегодня вышел на улицы.

Я не буду долго говорить о представляемой сегодня книге "Во что верят православные христиане", потому что профессор Зоран Деврня очень подробно изложил ее содержание, за что я ему очень благодарен. А мой дорогой собрат владыка Ириней рассказал о том, для какой категории читателей книга может оказаться полезной.

Сердечно благодарю епископа Моравичского Антония, представителя Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате, который инициировал издание этого труда на сербском языке и сам его перевел.

Книга "Во что верят православные христиане" написана не для специалистов в области богословия, а для широкого круга читателей. Я написал довольно много трудов большого объема, которые предназначены именно для богословов, но всякий раз, когда берусь за написание книги, я, прежде всего, стараюсь ответить на какие-то вопросы для самого себя и никогда не излагаю на бумаге мысли, в которых сам до конца не разобрался. И даже о самых сложных вопросах богословия я стараюсь говорить максимально просто.

В представленной сегодня книге я касаюсь основополагающих догматических истин, на которых зиждется православное богословие. Когда современному человеку говоришь о догматах, тому нередко кажется, что этим словом обозначается что-то сухое, застывшее, далекое от него. Я стараюсь показать в своей книге, что догматы есть то, на чем основана Церковь. Подобно тому, как храм святого Саввы стоит на гигантском фундаменте, который глубоко врыт в землю, точно так же Церковь основана на догматах. Они могут быть не очень заметны, но если это догматическое основание утрачивается, то все здание может рухнуть.

Человеку, который не разбирается в догматах, очень трудно понять, зачем существует Церковь и чем она живет. Все наше богослужение — Божественная литургия, утреня, вечерня или другие службы – наполнено догматическими истинами, и если не знать и не любить их, очень трудно узнать и полюбить православное богослужение.

Сами же догматы, как я доказываю в своей книге, — это не некие изобретения богословов, они не рождались в головах профессоров, которые сидели за письменными столами с ручками, карандашами или компьютерами в руках. Догматы есть то, что изначально заложено в самое основание и сердцевину Церкви. И задача богословов в каждую эпоху заключалась в том, чтобы эти догматы сформулировать, объяснить и донести до людей на доступном и понятном для них языке.

Очень часто догматические истины формулировались отцами Церкви в ответ на возникавшие ереси. Например, в IV и V веках много спорили о том, как в Иисусе Христе соединяются Божественная и человеческая природы. И один из богословов, которого звали Аполлинарий, в IV веке выдвинул следующую теорию: у Иисуса Христа было человеческое тело, но Его душа и ум были Божественные. Казалось бы, что плохого в таком объяснении? Но острый богословский ум святителя Григория Богослова распознал в этом опасное заблуждение. Он сказал: как же так, если у Иисуса Христа не было человеческой души и человеческого ума, то как же произошло спасение человека? И святитель Григорий сформулировал принцип, который лег в основу православной христологии и всего православного учения о спасении: что не воспринято, то не исцелено. Если Христос принял от нас, людей, только человеческое тело, а душа, дух и ум у Него были Божественные, то это значит, что только тело человеческое Он спас. Нет, говорил Григорий Богослов, Господь Иисус Христос воспринял все человеческое естество — и тело, и ум, и душу. Почему это имеет важность для нас? Потому что Он воспринял наше человеческое тело, наш ум и нашу душу, то есть догмат имеет прямое отношение к нашей собственной судьбе в вечности, к нашему спасению.

Это только один пример, но их можно привести много. Современному человеку не всегда легко все это объяснить, поскольку он живет в совершенно других понятиях и мыслит в других категориях. Поэтому задача богослова в наше время заключается в том, чтобы пытаться догматические истины, сформулированные в древности, донести до современного человека. И донести так, чтобы человек не только понял, но проникся и полюбил их.

Глубоко убежден в том, что православное богословие должно быть не только правильным, но и вдохновенным. Через эту книгу я хотел бы передать читателям хотя бы частицу того вдохновения, которое я испытывал, не только когда ее писал, но и когда соприкасался с догматическим учением Православной Церкви через творения Святых Отцов. Надеюсь на то, что не только в России, но в Сербии эта книга найдет своего читателя.

Хотел бы всем вам пожелать помощи Божией в ваших трудах и в вашем служении. Пусть Господь хранит Сербию, сербский народ и Сербскую Православную Церковь, и знайте, что Россия и Русская Церковь всегда с вами».

    

По завершении презентации в приходском доме храма святого Саввы состоялся торжественный ужин, на котором присутствовали Святейший Патриарх Сербский Ириней, руководитель Администрации президента Сербии Н. Селакович и руководитель «Россотрудничества» Э.В. Митрофанова.

19 февраля 2020 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×