Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, посетивший столицу Сербии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Сербского Иринея, дал интервью белградской газете «Вечерние новости».
— В выступлении на презентации сербского перевода Вашей книги в Белграде Вы упомянули про тяжкие искушения, через которые проходит Сербская Православная Церковь в Черногории. Каково Ваше духовное послание Святейшему Патриарху Иринею и всем верующим, которые проживают на территории Черногории?
— Прежде всего, я хотел бы от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от всей полноты Русской Православной Церкви выразить полную, всестороннюю и безоговорочную поддержку Сербской Православной Церкви в ее борьбе за свои святыни в Черногории. Происходящее там очень напоминает то, что происходило примерно год-два назад на Украине, где тогдашний президент Порошенко решил создать собственную «церковь». Он решил, что, если объединить православных верующих и раскольников, это и будет единая Украинская Церковь, независимая от Русской Церкви. Он инициировал принятие закона, согласно которому каноническая Украинская Православная Церковь должна была лишиться своего исторического наименования и переименоваться в «Российскую Православную Церковь в Украине».
Нынешние события в Черногории очень похожи на происходившее в Украине, прежде всего, тем, что светский руководитель решился рулить церковными делами. Более того, насколько мне известно, это человек, не принадлежащий к Церкви и даже некрещеный. При этом он не стесняется говорить о необходимости создать «церковь, которая объединит всех черногорцев», как будто такой Церкви не существует. Создателем Церкви является Господь Иисус Христос, и никакой президент Церковь создать не сможет. Мы глубоко убеждены в том, что президенты должны заниматься политикой, а церковные люди пусть занимаются церковными делами.
Принятый недавно в Черногории Закон о свободе вероисповеданий открывает очень широкое пространство для произвола светских чиновников. Я несколько раз публично выступал на эту тему, в том числе по российскому телевидению, и президент М. Джуканович направил посла Черногории для того, чтобы тот разъяснил мне происходящее с точки зрения черногорских властей. Господин посол принес мне текст этого закона в переводе на русский язык. Я увидел в этом тексте, что вся церковная собственность, построенная до 1918 года, согласно закону, должна перейти в руки государства, а некий компетентный государственный орган будет решать, кому передать эту собственность. Это, конечно же, прямое вмешательство государства в дела Церкви. Принятый закон открывает возможность изымать у Церкви храмы и передавать кому угодно — раскольникам, инославным христианам, и Церковь должна будет потом судиться с властями за свое достояние.
Конечно, народ этим очень возмущен. Тысячи, десятки тысяч людей выходят сегодня на улицы. Я хотел бы предупредить власти Черногории, что нельзя идти против собственного народа — он этого не простит.
— Сербская Православная Церковь обеспокоена и положением дел в Северной Македонии, там тоже существуют церковные проблемы. Патриарх Варфоломей пригласил на консультации представителей Сербской Церкви и представителей раскольнической структуры из Северной Македонии. Имея в виду то, что происходит в наше время в межправославных отношениях, существует ли угроза, что и на территории Северной Македонии произойдет нечто, напоминающее события на Украине?
— Константинопольский Патриарх возомнил, что ему принадлежит право вторгаться на каноническую территорию других Поместных Церквей и «решать» существующие там проблемы. Так он попытался «решить» проблему украинского раскола. Светские политики, на которых он положился, пообещали Константинопольскому Патриарху, что если он предоставит «автокефалию Украине» (не Украинской Церкви, а Украине как государству, как народу), то все епископы — и канонические, и раскольничьи — объединятся вокруг этой автокефалии. Его горе-эксперты ему внушали, что Москва удерживает Киев, а как только будет томос, то сразу епископы канонической Украинской Церкви побегут в эту «автокефальную церковь».
Ничего этого не произошло, и каноническая Украинская Православная Церковь осталась единой, сплоченной вокруг своего Предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия, который является единственным каноническим главой Православия на Украине, как об этом во всеуслышание и заявил Патриарх Варфоломей в 2016 году. И то, что он потом изменил свою позицию под влиянием политиков, с нашей точки зрения, является каноническим преступлением, за которое он ответит перед Богом.
Если Патриарх Варфоломей будет вторгаться во взаимоотношения между Сербской Православной Церковью и Православной Церковью Северной Македонии, то можно опасаться, что это вмешательство приведет к подобным же последствиям.
— Русская и Сербская Православные Церкви проходят через похожие искушения. Что касается Сербской Церкви, проблемы появляются на территории Черногории, Северной Македонии, Косова и Метохии, Республики Сербской. Русская Православная Церковь является великой, сильной, с огромным количеством архипастырей и пастырей. Что бы Вы могли сказать сербским пастырям, священникам?
— Я хотел бы напомнить о том, что создателем Церкви является Господь Иисус Христос, а ее хранитель — церковный народ. И то, что мы видим сейчас в Черногории, когда десятки тысяч людей выходят на улицы, подтверждает, что народ является хранителем Церкви. Народ Церковь в обиду не даст, а те представители государственной власти, которые идут против своего народа и против Церкви, добром не кончат.
К православным верующим Сербской Православной Церкви, которые проживают в разных странах, я хотел бы на основе нашего опыта обратить призыв не бояться светских властей — они не могут уничтожить Церковь. Они могут повредить Церкви, попытаться ее подорвать, как это делали на протяжении 70 лет в Советском Союзе безбожные власти. Но даже после всех гонений Церковь выстояла, укрепилась, и сегодня она является мощной духовно-нравственной силой, которая духовно скрепляет народы на всем каноническом пространстве Святой Руси, то есть не только в России, но и в Украине, и в Белоруссии, Молдавии, в республиках Прибалтики, в Средней Азии и в нашей огромной многомиллионной диаспоре — всех их скрепляет единая Русская Православная Церковь, которая существует поверх политических границ.
— Как Вы думаете, возможно ли, чтобы древнее устройство Церкви вернулось в состояние мира, взаимопонимания и братской любви? Прежде всего, я имею в виду Константинопольский Патриархат, Русскую Православную Церковь и все остальные Поместные Церкви, которые оказались вовлечены в эту ситуацию.
— Константинопольский Патриарх сейчас не заинтересован в межправославном обсуждении проблем, которые он создал своими антиканоническими действиями. Поэтому, заявляя, что только он может созывать межправославные совещания, Патриарх Варфоломей на самом деле их не созывает.
С инициативой провести межправославное совещание недавно выступил Патриарх Иерусалимский Феофил: он пригласил в Иорданию всех глав общепризнанных Поместных Православных Церквей. На это Константинопольский Патриарх ответил очень резким письмом, в котором он, во-первых, обвинил Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви в использовании английского языка в переписке, а во-вторых, в том, что тот якобы присваивает себе права, принадлежащие только Константинопольскому Патриарху. Я хорошо помню, как в 2000 году покойный ныне Патриарх Иерусалимский Диодор приглашал всех глав Православных Церквей в Святую Землю на празднование 2000-летия Рождества Христова. Почему-то тогда это ни у кого не вызывало протестов, и все участвовали, включая Константинопольского Патриарха, который и возглавил торжества. А сейчас мы все должны поверить в то, что только у Константинопольского Патриарха есть право и прерогатива созывать межправославные встречи.
Иерусалимский Патриарх ответил на обвинения очень спокойно, отметив, что речь идет не о каком-то формальном собрании Предстоятелей, а о братской встрече в любви и что каждый Патриарх может пригласить к себе других глав Церквей для подобной встречи и откровенной братской беседы.
В тех условиях, когда Константинопольский Патриарх в качестве общеправославного центра притяжения самоустранился, конечно, Поместные Православные Церкви будут искать какие-то другие возможности для диалога и обсуждения существующих проблем.
— Благодарю Вас за уделенное время и эту беседу. А что бы Вы сказали верующим Сербской Православной Церкви?
— Сохраняйте верность Христу, сохраняйте верность своей Церкви и ничего не бойтесь.