Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя в Москве

Вечером 2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

    

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы вступили на поприще Великого поста, воздержания от пищи, от всего того, что может отвлекать наше внимание от самого главного — от заботы о своей собственной душе. Мы вступили на поприще, которое должны использовать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. В первую очередь, изменить свое внутреннее духовное состояние, свои мысли и чувства, предстать пред Господом со смирением и покаянием, дабы в ответ на наше покаянное прошение Господь даровал нам прощение грехов.

Пост сопутствует религиозной жизни человечества на протяжении всей истории. Люди чувствовали необходимость налагать на себя ограничения в пище, в питии именно для того, чтобы иметь возможность духовно сконцентрироваться и обратиться к Всевышнему, дабы Господь, видя стремление людей, их готовность ограничить себя и пожертвовать чем-то, ответил на их молитвы и помог получить просимое.

Пример поста дает нам Сам Господь Иисус Христос. Перед выходом на общественную проповедь, то есть перед выходом в мир Он на сорок дней уединился в пустыне и не вкушал пищи. Это был самый-самый строгий пост. Зачем же это нужно было Господу? Конечно же, по Божеству Своему Он не нуждался ни в каком посте, но по человечеству несомненно нуждался в такой духовной закалке, в возможности сконцентрировать Свои мысли, укрепить Свои чувства, закалить Свою человеческую волю. И уж если Господь, подготавливая Себя к общественному служению, принимал на Себя строгую дисциплину поста, то кольми паче мы, грешные люди, нуждаемся в том, чтобы время от времени налагать на себя ограничения, связанные с приемом пищи и с тем, к чему мы привыкли в своей каждодневной жизни, — с развлечениями, пренебрежением молитвой, что к сожалению, часто бывает в жизни и тех людей, которые считают себя православными. Вот почему мы можем и должны использовать те возможности, которые открываются в течение поста, чтобы подвергнуть себя собственному строгому суду, увидеть, что мы делаем правильно, а что неправильно, или, может, вообще не делаем из того, что нужно для спасения нашей души.

Хорошо известно, что люди накладывали на себя пост и тогда, когда сталкивались с трудностями, с испытаниями и рисками. Очень часто пост налагался воинами перед тяжелыми сражениями. Минин и Пожарский со своими дружинами, подойдя к Москве, не решились сразу штурмовать город, но все наложили на себя строгий пост и в течение трех дней постились и просили Господа споспешествовать им в этом опасном, но столь необходимом для Отечества военном предприятии. И мы знаем, что Господь приклонил Свою милость, и ополченцы под руководством Минина и Пожарского освободили наш Первопрестольный град, а затем воинство наше освободило и все Отечество от страшной напасти, которая могла круто изменить всю нашу историю. Не было бы России от моря и до моря, на всем этом огромном евразийском пространстве было бы нечто иное, если бы не героическая борьба здесь, под Москвой, наших ополченцев, которые возложив на себя строгий пост, с глубокой верой и убежденностью в правоте своего дела вступили в битву с сильным противником и победили.

Традиция накладывать на себя пост перед испытаниями запечатлена и на страницах Ветхого Завета, и сам Спаситель явил нам постный подвиг. Мы знаем, что как ясно говорится в посте в Новом Завете, и необходимо отогнать от себя всякие искушения и лукавые мысли, будто «не в посте дело», «самое главное — ближних не обижать и добрые дела делать», как утверждают многие люди. Те, кто так говорит и не постится, наверняка и добрых дел не делают, и людей не перестают осуждать. Если человек, не желая вступать на постное поприще, ищет какие-то аргументы и находит отговорки, чтобы не поститься, — значит, все это от лукавого. Если Сам Господь сорок дней постился в пустыне, то, естественно, и мы, Его последователи, без всяких сомнений, без всяких «но» должны принимать на себя эти важные аскетические обязательства. В первую очередь для того, чтобы самим стать сильнее, а не слабее, чтобы самим стать более здоровыми, а не больными, чтобы милость Божия изливалась на нас в ответ на эту маленькую жертву, которую мы приносим Господу.

Пост — это неотъемлемая часть религиозной жизни человека. Часто бывает, что мы, вступив на это поприще, в какой-то момент его оставляем, находя некие причины и объяснения. Нередко бывает, что мы, постясь и ограничивая самих себя в пище, не справляемся с очень злыми и опасными помыслами, в первую очередь с чувством некоего превосходства по отношению к тем, кто не постится. Так развивается скрытая, но реальная гордыня, когда постящийся ощущает свое превосходство над другими, и этот взгляд сверху вниз на непостящегося разрушает все то доброе и правильное, что формируется через пост в нашем сознании и в нашем сердце. Пост — это великая сила, способная менять человека к лучшему, но ни в коем случае, ни при каких условиях он не может стать поводом для превозношения и гордыни.

Вот если именно так и никак не иначе мы будем проходить поприще Великого поста, то, несомненно, Господь приклонит к нам свою милость, даст здравие душевное и телесное, а самое главное, очистит нашу душу от скверны, ее разрушающей, и дарует возможность достойно приуготовить себя к встрече Его светлого и спасительного Воскресения. Аминь.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×