В Италии — национальный карантин. Страна, которая лидирует в Европе по числу зараженных коронавирусной инфекцией (заболели уже более 10 тысяч человек), закрыла въезд для туристов. Отменены занятия в школах и университетах, не работают магазины, за исключением продуктовых, жителей просят не выезжать из своих городов. Запрет на массовые мероприятия коснулся и религиозных церемоний. Как карантин отразился на церковной жизни, рассказывает сотрудник православного храма святителя Василия Великого в Болонье — Андреа Делла Лена Гуидиччиони.
Храм Святого Василия Великого в Болонье. Отец Серафим читает акафист Серафиму Саровскому
— Андреа, что происходит в Италии? В СМИ множество пугающей информации о том, что люди смели все продукты с полок супермаркетов, а в медучреждениях катастрофически не хватает оборудования и персонала.
— Началось все в конце февраля, когда появился первый больной. Зараза начала распространяться в северных регионах, таких как Ломбардия, а потом быстро перешла на всю Италию. Наш регион, Эмилия-Романья, сейчас на третьем месте по числу заболевших. Особенно их много в городах, близких к Ломбардии — это Пьяченца, Парма. Когда карантин ввели только по Ломбардии, у нас была еще какая-то свобода. С 10 марта уже по всей стране закрыли магазины, попросили выходить из дома только по необходимости. Конечно, волнительно, но надо относиться к этим мерам ответственно, ведь они должны помочь остановить распространение инфекции. Говорят, что в больницах уже остается мало мест для нуждающихся в интенсивной терапии.
Литургии по YouTube
— А вы сами выходите из дома? Посещаете храм?
— Я пономарь, чтец в болонском храме, и четверг — первый день, как я не приехал в церковь. Мне так велел батюшка: я живу в Имоле — от Болоньи полчаса езды на электричке — могут и оштрафовать, если сочтут причину поездки не срочной. А накануне, в среду, мы служили Литургию Преждеосвященных Даров в двух наших православных приходах — в Болонье и Равенне — на прямой трансляции в YouTube. Так как запрещены массовые мероприятия, настоятель — батюшка Серафим (Валериани) — решил провести службу за закрытыми дверями, без прихожан. Присутствовали только священник, алтарник и два певчих. И лишь в конце службы в храмы впустили причастников по три-четыре человека: они знали, во сколько закончится литургия, и приехали к этому времени.
Храм Святого Василия Великого в Болонье
Отец Серафим еще на прошлой неделе попросил, чтобы люди приходили на воскресную службу не все вместе, как обычно. У нас литургия была и в субботу: тех, кто исповедовался накануне, причастили рано утром в воскресенье. А тех, кто пришел на воскресную службу, причастили после. То есть не было огромной толпы, и у полиции не было повода закрывать церковь.
Сейчас отец Серафим и другие батюшки ходят в храм каждый день. Мы хотим и дальше вести прямые трансляции служб, но, если и священники будут вынуждены соблюдать самоизоляцию, вероятно, это тоже будет невозможно. Значит, будем молиться дома. А причащаться, видимо, после 3 апреля, когда обещают снять карантин…
Для нас важно соблюдать предписания, ведь мы уже 47 лет арендуем помещение для храма у правительства Болоньи.
Отпевать умерших — запрещено
— Если храмы закрыты, а службы отменили, как быть человеку, которому срочно надо, например, попросить благословение?
— Строго говоря, храмы работают. Человек может прийти туда для личной молитвы, подать записку. Но, конечно, сейчас такой режим, всем советуют не выходить из дома, поэтому вряд ли кто-то ради записок сейчас в церковь пойдет. Батюшка даже сказал: пришлите мне свои имена, я буду их поминать дома или в храме, но лучше соблюдайте карантин.
Кстати, указ правительства запрещает отпевание умерших: разрешается только краткое благословение у гроба. Еще не понятно, как мы сможем это соблюдать. Скорее всего, будем совершать обычный чин, как полагается, но в присутствии всего одного родственника.
— Наблюдаете ли вы из-за эпидемии какие-то признаки паники?
— Очень много фейков! В Интернете распространяется огромное количество шарлатанских теорий, методов лечения болезни, которые, конечно же, не работают. Странные видеозаписи на разных языках, мол, чеснок лечит коронавирус, или сообщения в стиле «читай эту сильную молитву 100 раз в 12 часов и все пройдет, но сначала поделись с друзьями…» Это даже не Средневековье — тогда в Бога верили — а какое-то язычество!
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Равенне. Слева направо: Юлия — работник свечного ящика, протоиерей Иоанн Батринак, епископ Богородский Амвросий (Мунтяну) — викарий митрополита Антония для молдавских приходов в Италии, иеромонах Серафим (Валериани) — настоятель храма свт. Василия Великого в Болонье и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Равенне, Андреа Делла Лена Гуидиччиони
— У вас сплоченный приход? Вы как-то общаетесь за пределами церкви, обмениваетесь новостями?
— Нельзя сказать, что все друг друга знают, но большинство —да. У нас есть группа в Facebook, чат в WhatsApp, потому что не все живут в Болонье, многие из пригородов приезжают. Мы обмениваемся новостями, батюшка активно общается с паствой через соцсети. Заходят к нам и новые люди, но есть семьи, которые ходят в храм годами. Для диаспоры наш храм очень много значит.
Про православных итальянцев
— Немного об истории вашего прихода: в храме святителя Василия Великого служил первый православный священник-итальянец — отец Марк Давитти.
— Да, все так. В 1970-е годы в Болонье была большая община студентов из Греции, где тогда была диктатура, и многие молодые люди уезжали в Италию учиться. Им нужен был свой храм, но в Болонье был только униатский. Открыть православный получилось только у иеромонаха Евлогия (Хесслера) — основателя православного храма в Милане. Церковь Василия Великого, в которой мы сейчас служим, —это маленький монастырский храм с 600-летней историей. Он посвящен святой Анне: ее мощи в XV веке подарил английский король католическому епископу Болоньи, и они хранились там вплоть до Наполеона. Наполеон закрыл все монастыри и храмы, и после него церковь так и не открылась, осталась пустой. В конце XIX века монастырь превратили в школу, и только в 1973 году в церкви стали снова проходить службы — уже православные.
А через год после открытия настоятелем храма стал отец Марк (Давитти), —я думаю, первый православный священник-итальянец. Он служил в этом храме 38 лет. И поскольку это был единственный православный храм во всем регионе, он был открыт для представителей всех православных церквей. Отец Марк знал около 12 языков: мог служить на церковнославянском, греческом, румынском, говорил на сербском, английском, французском. Любой турист, который подходил к нему, мог услышать молитву на своем языке — хоть на грузинском, хоть на иврите.
Кстати, мощи праведной Анны сейчас находятся в Католическом кафедральном соборе Святого Петра — нам разрешают служить там акафист на праздник в честь святой.
— Нынешний настоятель, отец Серафим, тоже итальянец и тоже знает русский язык, так?
— Да, он продолжил эту традицию. Он тоже итальянец, местный, знает русский. Сейчас у нас, могу сказать, 40% прихожан из Украины, 40% —из Молдавии, а остальные — итальянцы, грузины и россияне — я имею в виду, русские из России.
— А вы сами как стали православным итальянцем и выучили русский?
— Я вообще наполовину москвич, наполовину –итальянец. Моя мама русская, и меня крестил отец Александр Мень в России — мне еще года не было. Но родился я в Италии. Вообще, это чудесно, что моих родителей после свадьбы легко отпустили из Советского Союза.
Я занимаюсь переводами богослужебных текстов и пишу церковную музыку на итальянском языке. А последние четыре года я работаю в храме, помогаю отцу Серафиму.
Храм Святого Василия Великого в Болонье
— Вам довольно долго предстоит просидеть в самоизоляции — почти три недели. Как вы это ощущаете? Не падаете духом?
— Христианин не должен падать духом! Бывали гонения настоящие, а это… для христианина даже стыдно унывать в таких условиях. У нас же есть стены и крыша, продуктовые магазины и аптеки остаются открытыми. Конечно, очень странная ситуация, даже любопытно в ней оказаться. Но что ж… будем молиться дома. Я поступлю, как скажут, как батюшка благословит. Если нужна будет помощь, я пойду в храм. Если будет возможно, отслужим литургию в ближайшее воскресенье. Но, конечно, нам сейчас не нужны героические вылазки. Нам надо уповать на Бога, чтобы все это как можно скорее прошло.