Как отличить самоедство от покаяния

Путаница в этом вопросе – проблема довольно-таки распространенная. Вот типичный вопрос современных прихожан:

«Как покаяние стяжать, где взять, как вымолить у Господа? У меня видения греховности сколько угодно и сожаление есть, уныние, а покаяния нет и всё. Нет перемены ума. И прошу столько лет, вроде бы и искренне. Кто бы сказал, почему так, что от меня зависит, что надо сделать, чтобы это изменить?»

Покаяние, в отличие от самоедства, очень практичное чувство, если можно так выразиться. Рассмотрим этот тезис на конкретной житейской ситуации.

К примеру, поссорился человек с сослуживцами. И не всякий человек, а тот, кто уже старается анализировать свое поведение в плоскости понятий добра и зла. И что-то менять в сторону добра.

Самоедство тут же навалит на него гору грустных мыслей: о его неправильном характере, о бывших прежде подобных ситуациях, о множестве попыток исправления… и главное – об их тщетности и безрезультатности.

Заканчивается всё, как правило, обычным унынием, когда человек, погрустив о своем несовершенстве, машет, образно выражаясь, рукой на спасение души, усаживается перед экраном и уходит в мир развлечений. Или выпивает. И тоже уходит в мир развлечений. Или в работу, или в домашние хлопоты, в хобби, в меланхолию – вариантов более чем достаточно.

Покаяние подскажет: надо попросить прощения, помочь «обидчику», проявить заботу о нем

Покаяние же первым делом подскажет образ действия.

– Что тебе делать? – переспрашивает оно человека. – А ты не риторически этот вопрос задаешь? Нет? Действительно хочешь что-то сделать? Ну так что может быть проще! Надо загладить последствия причиненных другим неприятностей. Попросить прощения, помочь в делах, взять на себя какую-то заботу о сослуживцах…

– Не выйдет, – заявляет самокопание. – Всё это будет неестественно, нелепо… они не поймут.

– Что значит «не выйдет» и «не поймут»? – говорит покаяние. – Ты обидел? Сделал больно? Теперь старайся хоть немного смягчить последствия.

– Я буду им кланяться, расшаркиваться, а они за моей спиной будут рассуждать, что я это делаю вынужденно, – язвит самоедство.

– Но ведь это, и правда, – кротко напоминает покаяние, – вынужденно. И неважно, что вкладывают в это слово они, – важно, чего хочешь ты. Ты ведь хочешь что-то исправить?

– Я хочу, – сникает самоедство, – хочу никого не обижать, хочу, чтобы всем было хорошо, хочу, чтобы со мною всем и всегда было тепло и радостно… Я очень хочу, но у меня не получается!

– Вон ты куда махнул, – удивляется покаяние, – «всем и всегда»! Всем даже Сам Господь Бог не может угодить. Однако этим конкретным людям в этом конкретном случае ты же можешь скрасить жизнь? Просто потому, что ты им теперь должен. И, между прочим, велика вероятность, что они всё же почувствуют твое доброе расположение – если оно в тебе зародится, конечно же.

– Но только не мои сослуживцы! – сразу взрывается самоедство. – Они такие… Такие! Высокомерные / распущенные / недалекие / пошлые... Обижают меня / оговаривают / высмеивают / игнорируют… Да они мне еще больше должны! Больше!!!

И вот он, момент истины: оказывается, не больно-то мы и хотели увидеть свою неправоту в этой ссоре. Чтобы у нас не было ссор – хотели, комфортного ощущения своей правильности – хотели, а увидеть свою неправоту – не хотели.

Мы хотим не осознания своей неправоты, но ощущения своей правильности

Так же точно случается и в семейных отношениях, зашедших в тупик: слышишь, как человек съедает и окаивает себя: всё-то у него неправильно, негодный он супруг, плохой семьянин, недостойный христианин… Но зато в каждой конкретной ссоре он прав! Или по факту – прав, и всё! Или потому, что вторая половина достала и вынудила на неправоту… а вообще-то он прав!

***

Обычно, когда человек только приходит к вере, ему дается опыт того, какое парадоксальное чувство облегчения способно дарить покаяние. Когда мы признаём, что чего-то недостойны, смиряемся – и на личном опыте узнаём, что «иго Господне благо и бремя Его легко».

Да и в самом деле: если ты прав, а в душе полная беспросветность, то где же выход? Его нет. Не зря же говорят, что ад – это место, где все правы. А когда видишь, в чем неправ, насколько неправ, как часто неправ, – всё встает на свои места, всё становится ясно. Выходов появляется – хоть отбавляй.

Проблема в том, что чаще всего мы пугающе скоро теряем первоначальные благодатные дары. Даром получив опыт, например, покаяния, мы быстро начинаем считать его чем-то своим, не боимся растерять, нарушаем правила хранения (чаще всего через осуждение) и, естественно, теряем. И в дальнейшем нам уже требуется сильно трудиться, чтобы вернуть хотя бы крохи прежнего богатства.

***

Ну, хорошо: человек осознал, что «блудно иждих житие» (седален из службы Недели блудного сына), устыдился и желает вернуть потерянное. В какую сторону ему двигаться?

Есть святоотеческие понятия смиренномудрия и любомудрия. Они означают поведение человека, который еще не стяжал добродетелей смирения и любви, но сознательно старается поступать так, как они предписывают. То же самое требуется и при стяжании покаяния: надо понуждать себя на поведение, сообразное кающемуся человеку.

Для начала важно стараться понять, в чем же именно заключается наша вина за происшедшее. Если этого не происходит, то за нашим примирительным: «Ну прости-прости… я во всем виноват», – собеседник справедливо замечает, что мы не признаём никакой вины, а просто считаем его психом, с которым лучше не спорить. И обижается еще больше.

Увидеть, в чем заключается наша вина за происшедшее, – и быть готовыми потерпеть за нее, желать потерпеть за нее

Поэтому в любом конфликте надо стараться возвести ум к Богу с переживанием за случившееся. Не вариться в своих эмоциях, не кипеть и не булькать обидою, а сразу припасть к Богу с просьбой-переживанием: «Господи, что я тут сделал не так? Или что во мне вообще не так? Почему на меня такая реакция?» На этом этапе и выяснится, хотим ли мы на самом деле увидеть свою часть неправоты в сложившейся ситуации.

И нет ничего удивительного, что нам ее видеть не хочется – она ведь ко многому обязывает. За видением своей неправоты к кающемуся человеку приходит осознание того, что он должен быть готов потерпеть за нее. А при глубоком покаянии приходит не только готовность, но и желание потерпеть. Вспомним, в чем выразилось покаяние разбойника на кресте? Во вполне конкретном действии: он счел, что мучительная казнь ему поделом. Блудный сын счел, что недостоин называться сыном. Закхей раздал свое имущество…

Мы же говорим на исповеди: «грешен» – но тут же, еще и из храма не выйдя, устраиваем разборки. Сами говорим, что грешники, сами признаём, что не имеем покаяния… но внимания и признания себе требуем так, как будто мы лучше всех. Не только неприятности не готовы потерпеть, но прямо устраиваем жестокую борьбу за «приятности». Очень странное поведение: ни логики в нем, ни здравого смысла.

И бывает, что только когда состояние нераскаянности приводит нас к вратам ада, только тогда мы и взываем к Богу с искренним желанием увидеть свою неправоту. А бывает, что и тогда не взываем.

***

Самоедство ставит недосягаемые – здесь и сейчас – цели, а потом мучает нас печалью. Заметим это: нам все равно предлагается скорбь, вот только никакого доброго плода эта скорбь не приносит.

Покаяние же продуктивно, оно учит действию, которое приносит добрые плоды. В этом конкретном случае оно скажет нам, за что попросить прощения, предупредительно посоветует тон, которым это надо сделать. А потом еще оставит на памяти хорошую, глубокую зарубку: помни, что ты человек, не сдержанный в словах и эмоциях, помни, как часто ты бывал неправ, как часто обижал…

И в другой ситуации, имея перед глазами эту зарубку, ты не только с равными не поссоришься, но и младшему простишь недобрую выходку и злое слово.

«Нет человека праведного на земле, – сказал царь Соломон, – который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя. Ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл. 7: 20–22).

Наверное, весь секрет этого делания в том, что, совершаемое с самопонуждением, оно оставляет зарубки не только в памяти, но и на сердце. Труды по стяжанию покаяния сокрушают сердце – а сердце сокрушенное Бог не уничижит.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
инокиня Наталья -- Наталье21 февраля 2021, 19:15
Из Поучений аввы Дорофея, глава "Об оскорбляющих нас": "Другой радуется, получая оскорбления, и думает, что он должен был претерпеть оскорбления, потому что сам он подал повод к тому, – сей разумно искореняет страсть (гордости). Ибо принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать все находящее на нас за наше собственное - есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и сожалеет о смущении оскорбившего его. Бог да введет нас в таковое устроение."
Наталья 6 февраля 2021, 23:38
Конечно, мы не безгрешны. И Господь попускает неприятные ситуации с другими людьми для вразумления, исправления, очищения и т.д. Но в конкретной ситуации может и не быть нашей вины. Зачем ее искусственно там искать? Ведь правда есть люди манипуляторы, затевающие ссору на пустом месте, просто душевно больные люди. Ситуацию попускает Господь по грехам, да. Для чего, понять важно. Хоть и трудно.
инокиня Наталья -- Сержу25 января 2021, 20:40
Речь не идет о том, чтобы исправиться перед какими-то людьми. Речь о том, чтобы увидеть свою часть вины за какой-либо конфликт.
Серж13 октября 2020, 00:31
Взаимоотношения в коллективе тонкая вещь. Если виновен, то да, надо каяться и исправляться, но бывает реально приписывают человеку тот грех, которого он не совершал. И это отвлекает от реальных грехов, все силы вкладывает на борьбу с ветряными мельницами, а его реальные грехи в виде слонов спокойно пасутся и упитываются. Мне кажется нужно прежде голову включать, а если так рассуждать, то получается на исповеди нужно просто говорить - виноват во всем! Нужно же отсеивать мух от котлет. Много людей и не все православные, и некоторые специально навязывают чувство вины для манипуляции и перед такими исправиться просто невозможно, всегда будешь виноват.
инокиня Наталья -- Елене19 мая 2020, 22:30
Ну да... случился у нас конфликт с сослуживцем (по крайней мере в статье речь именно о конфликте), а мы сразу говорим: этот сослуживец - агрессор! Ведь мы безгрешны... поэтому конфликт у нас может быть только с агрессором. Если у нас с человеком конфликт, значит он сознательно - холодно и рационально на нас нападает - нашей вины тут быть в принципе не может! Беда...
Елена16 мая 2020, 16:48
Насилие является осознанным, полностью контролируемым поведением. Нападая, агрессор прежде всего совершенно холодно, рационально оценивает ситуацию с точки зрения того, насколько удастся напасть безнаказанно. И это, по-моему, обесценивает, подрывает под корень все подобные рассуждения. Если кто-то желает не нападать - он может просто не нападать, и всё. Тут не требуются никакие дополнительные духовные усилия. Если на кого-то напали - нет ничего правильного и доброго в том, чтобы просить у агрессора прощения. Так и Сам Господь наш не делал.
Татьяна29 марта 2020, 12:51
Мир всем!С Неделей Иоанна Лествичника поздравляю.Благодарю за статью.Хочется добавить несколько мыслей,исходя из собственного опыта подготовки к исповеди.Для меня момент покаяния наступает,когда я с Божией помощью вспоминаю свои грехи,заново их переживаю,но глядя на них, как бы со стороны,и только после того,как понимаю,ощущаю,что это сделала я,мне становится ужасно стыдно.Я к исповеди обязательно пишу памятку,и на исповедь иду,как на расстрел.Если нет этого ощущения предстоящего "суда" и "приговора",то покаяния не произошло,исповедь не состоялась;не наступает облегчения.Подхожу к Причастию без радости,почти равнодушно.Думаю,это связано с лицемерием и маловерием.Простите за многословие.
Александр28 марта 2020, 00:12
Слава Господу и Спасителю Иисусу Христу!!!
Александр28 марта 2020, 00:11
Спасибо за статью!
Елена26 марта 2020, 12:23
Спаси Господи,матушка Наталья!!! Очень рада,что прочла эту статью,крайне для меня полезную.
Катерина 26 марта 2020, 10:59
Александр25 марта 2020, 12:12 - спасибо за раскладку и цитаты. Насчет Таинства исповеди из собственного опыта скажу - это удивительное оружие против врага рода человеческого. Разумеется, если правильно (как и любое оружие) его применять. А технологию применения, мне кажется, Вы и описали.
инокиня Наталья -- Наталье26 марта 2020, 09:59
Не надо противопоставлять раскаяние и покаяние. Просто слово "каятися" в славянском языке может означать и покаяние (в его Библейском смысле) и обычное сожаление - Бог знает чем продиктованное, нередко и вполне эгоистичными соображениями. Несколько значений одного и того же слова - явление более чем обычное. Например, слово sorry в английском может означать и признание вины, сожаление о нем - раскаяние, а может означать сочувствие... В современном русском языке раскаяние означает покаяние.
Валентин-8326 марта 2020, 03:47
Спасибо. Не потерять бы приобретенное... Захлестывает море житейское ощущение того когда ученики плыли и был шторм и Господь спал. А Он просто испытывает нашу веру, Слава Ему и ныне и сейчас и во веки веков!!! Наталья, то что мы и такие как мы обеспокоены своим малодушием и маловерием и хотим избавиться от этого не взирая ни на что, думаю уже не плохо. Всегда молюсь чтоб Господь сам говорил за меня в случаи серьёзных испытаний. Да мать Наталья (автор), не дай Господи нам успокоиться и самообмануться в своей праведности, и такое тщеславие тоже бывает... Прям ипсоведь какая-то, будет ли покаяние!? Верю-будет, если осуждать никого не буду... Ой, понесло меня. Мать Наталья-низкий поклон!!!
Александр26 марта 2020, 00:37
Плоды истинного покаяния: 1) Человек перестаёт совершать свой грех, по слову Спасителя ...иди и впредь не греши (Ин. 8.11). 2) Творит плоды достойные покаяния (Мф. 3.8). Когда в противоположность греху покаявшийся начинает совершать добродетели: вместо блуда блюдёт чистоту, вместо сребролюбия - нищелюбие, вместо чревоугодия - постится, от гордости - смиряется и так далее...Не печалюсь, дитя мое, о прошедшем, а радуюсь о будущем. Ибо меньший благословляется большим и грех, малый или великий, от истинного покаяния исчезает (Преподобный Иосиф Исихаст).
Наталья25 марта 2020, 21:14
Матушка Наталья, спасибо за ответ, я поняла вашу мысль. Ведь тоже подумала, что порой мы путаем грех и психологическую проблему. Потому и задала вам этот вопрос. Хотя, думаю, у меня все же дело именно в малодушии и недоверии Господу. Стыдно, измучалась, а жду, наверное, как и вы, того самого жареного петуха. И боюсь одновременно. Ужас, одним словом. Про Иуду тоже понятно. Я читала,что раскаяние и покаяние не совсем одно и то же. Второе - та самая перемена ума, достичь которой очень непросто. И, пожалуй, невозможно без Божией помощи, без Его вмешательства. Молюсь об этом, но понимаю, что неискренне.Где взять настоящие желание и решимость отказаться от греха?Только у Бога.Об этом и прошу Его.
инокиня Наталья -- Наталье25 марта 2020, 20:37
То, что у Иуды не было настоящего раскаяния, говорят многие святые отцы - да. Шкурные сожаления были, а раскаяния не было. Но в данном случае можно еще и просто Толковую Библию Лопухина посмотреть - там часто разбираются вопросы перевода и словоупотребления. Вопрос Ваш надо направлять духовному лицу, которое Вас хорошо знает. Ведь люди слишком разные - как же давать один совет на всех? Один человек (я, например))) не справляется с малодушием и греховностью, потому что ждет жареного петуха... а другому, возможно, надо антидепрессанты попить.
МАрия25 марта 2020, 18:38
Cпасибо, сестра Наталья, за очень полезную разъяснительную статью! Очень не хватает именно практических, если можно так сказать, советов в организации духовной жизни. Духовники мало у кого есть, а исповедующие священники не разъясняют, как работать над искоренением грехов: говорят только что терпеть надо, смиряться, каяться и пр. А КАК это делать, с чего начать , чем продолжить.... Пожалуйста, пищите ещё подобного рода "инструкции"! Может быть, как бороться с отдельными грехами...
Елена25 марта 2020, 17:09
Наконец-то стало понятно, как хоть попытаться приблизиться к покаянию... Спасибо за четкие и конкретные примеры, мне очень помогло прямо сегодня.. Спаси Господи!
Наталья25 марта 2020, 15:11
Матушка, спасибо за ответ об Иуде. Он взят из толкований святых? Очень прошу, если возможно, ответить на вторую часть моего вопроса: как быть, если ты четко осознаешь свою неправоту (речь ведь не только об оскорблениях), но по малодушию не хочешь исправлять свой грех? Ты осознаешь и свою неправоту в отношении греха, и свое малодушие, испытываешь стыд за них, называешь на исповеди. Но по тому же малодушию греха не исправляешь. Что это? И что делать в данном случае? Спасибо.
Вета25 марта 2020, 14:36
Хорошо написано! Без словесного мусора и уравновешенно.
инокиня Наталья -- Наталье -- Валентину8325 марта 2020, 12:34
Наталье: Слово "раскаяться" в этом стихе означает не покаяние в Библейском смысле, а сожаление, которое продиктовано вполне себе эгоистичными соображениями. В частности тем, что Иуда как раз-таки не желал потерпеть за свой грех, в первую очередь - предстоящего ему бесславия. Валентину: правильно, каждый тут цепляется за какой-то "метод", который был нам открыт Богом в минуту духовного просветления. Кто-то отдаёт имущество, кто-то терпит скорби, кто-то кланяется в ноги обидчикам, строго говоря себе "ты недостоин лучшего!" Наше дело - внимательно наблюдать, чтоб не пропустить момента, когда Господь откроет еще какие-то методы)) А то возможно самоуспокоение старыми методами - до самодовольства.
Александр25 марта 2020, 12:12
Порой люди смешивают покаяние с исповедью, а это ошибочно. Четыре его ступени указаны Господом в притче о блудном сыне (Лк. 15.11-32): 1) Сознание своих грехов, припоминая и познавая степень их тяжести (Пс. 50.5). 2) Сокрушение, или печаль о совершённых грехах (2 Кор. 7.10). 3) Решимость избежать греха, бороться с ним (враг, мучитель, держащий в плену) (Пс. 136). 4) Исповедь. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1.9). Не сводите покаяние к исповеди, а её к тому, что духовник выспрашивает у вас грехи. Говори ты, чтобы тебе оправдать себя (Ис. 43.26) и не вспомнит Господь Бог грехов твоих (Ис. 43.25).
Татьяна25 марта 2020, 08:05
Спасибо, Наталья.
Ольга25 марта 2020, 07:40
Благодарю автора и сайт Православие.ру за очень полезную статью! и особенно полезно во время поста, когда реально, наверно больше занимаешься самокопанием, самоедством, чем покаянием. Открылись глаза на некоторые моменты. Вечно оцеживаю комара.
Валентин-8325 марта 2020, 02:41
Спасибо автору статьи сей! Себя тут увидел, и почувствовал бесплодной смоковницей. У меня лично воли не хватает сделать как блудный сын-"встать и пойти". Поражаюсь Господню долготерпению, а ведь таких как я не один и всех нас Он ждёт, ждёт нашего движения к Нему. Инокиня Наталья, напишите о борьбе с духовной ленью ещё. Кстати с этим недугом помогает бороться милостыня, это мой личный духовный опыт, безотказно работает если от чистого сердца и в тайне.
Наталья25 марта 2020, 01:52
Спасибо, отличная статья. У меня возникло несколько вопросов. Чем покаяние отличается от раскаяния? В Евангелии Иуда раскаивается в предательстве Христа. То есть, видимо, испытывает угрызения совести. И совершает поступок: идёт к фарисеям, заявляет о своем предательстве и швыряет им обратно плату за него. Чем был этот его поступок? И как быть, если ты четко осознаешь свою неправоту (речь ведь не только об оскорблениях), но по малодушию не хочешь исправлять свой грех? Ты осознаешь и свою неправоту в отношении греха, и свое малодушие, испытываешь стыд за них, называешь на исповеди. Но по тому же малодушию греха не исправляешь. Что это? И что делать в данном случае? Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×