Митрополит Тимофей (Иерусалимский православный Патриархат) – Экзарх Гроба Господня на Кипре. Беседа с ним посвящена «Братской встрече Предстоятелей» в Аммане и реакции на нее Патриарха Варфоломея.
– Некоторое время назад, 25–27 февраля 2020 года, в Королевстве Иордании, в городе Амман, проходила встреча глав и представителей некоторых Православных Церквей. Почему Блаженнейший Патриарх Феофил III проявил инициативу для этой встречи?
– «Братская встреча в Аммане» (именно так её назвал Иерусалимский Патриарх Феофил III) уже является важным историческим фактом современности. Идея этой братской встречи истекала из попечения Блаженнейшего Патриарха Феофила о вопросах сохранения единства между Церквями, которое подвергается опасности в связи с проблемами и разногласиями, возникшими среди Поместных Православных Церквей в последнее время. Эти разногласия опасны для единства Православия, потому что они касаются общения Православных Церквей. Поэтому Патриарх Феофил от имени Иерусалимской Церкви послал приглашения всем Автокефальным Церквям для того, чтобы в атмосфере братской встречи обсудить, как можно выйти из этой ситуации.
Решать вопросы разногласий можно путем диалога
Встреча в Аммане не была предназначена для изучения глубины стоящих проблем, а для того, чтобы начать диалог между Церквями. И этим будет сохранено единство Православия. Мы же имеем диалог со всеми другими вероисповеданиями, иными религиями, и когда возникает серьёзный вопрос в отношении православной среды, то естественно, что решать вопросы разногласий можно путем диалога. А чтобы начать диалог, кому-то надо было проявить инициативу. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III проявил такую инициативу, в надежде, что все братья-Предстоятели Автокефальных Церквей откликнутся на его призыв – именно потому, что территория Иерусалима связывает всех христиан, как «Матерь всех Церквей».
– Мы видели информацию в СМИ о вашей поездке в Стамбул и встрече с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Это было как-то связано со встречей в Аммане?
– Я имел честь быть одним из членов делегации Иерусалимской Церкви, по поручению Патриарха Феофила III, и посетил 15 февраля Константинополь, чтобы информировать Всесвятейшего Вселенского Патриарха Варфоломея о цели созыва этой братской встречи в Аммане и лично вручить официальное письмо от Патриарха Феофила, а также передать его глубокую озабоченность необходимостью поддерживать Священные каноны Православной Церкви. Мы объяснили, что цель братской встречи не мотивируется желанием изменить статус Вселенского Патриарха, а просто начать диалог на нейтральной территории. Всесвятейший Патриарх Варфоломей принимал нас с большой любовью и уважением, но он ответил, что эта инициатива Иерусалимского Патриарха Феофила должна была быть согласована с Константинопольской Патриархией заранее. В присутствии членов Синода Константинопольской Церкви мы также обменялись мнениями по многим вопросам, касающимся взаимоотношений двух наших Церквей и обстоятельств, которые диктуют необходимость сотрудничества во всем мире, и особенно на Ближнем Востоке.
– Как часто глава Иерусалимской Православной Церкви ранее приглашал представителей иных самостоятельно управляемых Церквей на подобные встречи?
– Патриархи Иерусалима за почти уже 2 тысячи лет христианства периодически созывали Соборы и встречи по различным вопросам, волнующим Церковь Христову. Понадобится много времени для перечисления всех важнейших встреч и Соборов за эти столетия. Наиболее известные из них, после Апостольского Собора 51 года от Р.Х., – это Собор 1443 года, в котором принимали участие Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархи, а также много иных архиереев, представлявших все основное мировое Православие того времени. В том числе и Митрополит Константинопольской Церкви Арсений Кесарийский, который в большой степени явился инициатором этого Иерусалимского Собора 1443 года. Собор обсудил и осудил унию Ферраро-Флорентийского собора. Можно назвать также достаточно важным Собор 1672 года в Вифлееме, который утвердил «Исповедание веры».
Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис) – В каких местах проходили подобные встречи и как долго они длились?
– Братские встречи по обмену мнениями обычно продолжаются 2–4 дня и могут проходить в любом месте канонической территории приглашающей стороны. Например, город Амман и королевство Иордания – это территориально-церковная юрисдикция нашего Иерусалимского Патриархата. Состоявшаяся 25–27 февраля встреча собрала глав и официальных представителей некоторых Православных Церквей. Она была достаточно конструктивной и показала потребность в подобных неформальных общениях.
– Есть ли какие-либо правила или традиции в Православии проведения подобных встреч?
– Церковная история знает немало подобных встреч, как в Аммане, где происходил обмен мнениями и информацией об актуальных событиях современности. Например, в апреле 2019 года подобная встреча Предстоятелей состоялась на Кипре, по инициативе главы Кипрской Церкви. Каких-либо особенных правил для подобных встреч не установлено, но традиция предписывает присутствие на них Предстоятелей самостоятельных Церквей или официально уполномоченных на это архиереев. При этом необходимо помнить, что, начиная с 1961 года, право координации созыва Всеправославных Соборов, а также больших общих встреч и совещаний принадлежит Патриарху Константинополя.
– Существует особенное и благословенное определение Иерусалимского православного Патриархата как «Матери всех христианских Церквей». Когда и как появился этот титул?
В сознании христиан всегда было представление о том, что именно Иерусалим был родиной Святых Евангелий
– Титул официально зафиксирован в решениях II Вселенского Собора, который состоялся в 381-м году в Константинополе. Но мы знаем, что еще в Новом Завете, говорится об этом. Например, в Евангелии от Луки сказано: «от имени Его надлежит призвать все народы, начиная с Иерусалима» (Лк. 24, 47). А апостол Павел в послании к Римлянам прямо говорит о необходимости особого отношения к христианам Иерусалима (ср. Рим. 15, 25–26). В сознании христиан всегда было представление о том, что именно Иерусалим изначально был родиной Святых Евангелий. Во время воскресных служб уже с VIII века во всех Православных Церквях поется тропарь святого Иоанна Дамаскина: «Радуйся Сион, Матерь всех Церквей Божьего жилища». Это выражает чаяния Церквей всего христианского мира.
– А почему мы и в наше время употребляем титул «Матерь всех Церквей»?
– Этот титул повторяется всегда, когда приветствуют Иерусалимского Патриарха. Это не означает, что Иерусалимская Церковь претендует на особые права или первенство в Православии, но это подтверждает сам факт, что здесь родилась христианская вера, здесь место земной жизни Иисуса Христа, и отсюда апостолы были посланы по всему миру нести Благую весть. Однако это не надо путать с ситуацией, когда некоторые называют Константинопольскую Церковь своей Матерью. Например, Румынская, Болгарская, Чешская, Польская, Албанская, Сербская и Русская, так как они вышли из лона Константинопольской Церкви и между ними есть некоторая связь. Но для всех Церквей вообще «Матерью-Церковью» является Иерусалим, место, где произошло главное чудо – Воскресение Христово! Здесь Сам Спаситель учредил первую Церковь в день Пятидесятницы!
– Высокочтимый владыко, на каких принципах основывается последовательность перечисления Православных Церквей в настоящее время? Почему именно таков диптих Церквей в XXI веке?
– Диптихи, которые существуют сегодня, были зафиксированы решениями IV Вселенского Собора, который состоялся в 451-м году в Халкидоне – пригороде Константинополя. Это был период первых десятилетий существования Византийской империи.
Последовательность поминания Предстоятелей Церквей была установлена следующая: Римская и равная ей Константинопольская кафедры, затем – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. В последующие столетия в этот список поминаемых Предстоятелей добавлялись Церкви в порядке времени получения автокефалии. Исключение составляет Кипрская Архиепископия, которая, хотя и получила автокефалию в 431-м году (V век), но исторически имеет сегодня десятое место в общеправославном диптихе. Но в любом случае диптих Церквей – это лишь порядок чести, а не первенство.