«Ведь раньше во время эпидемий все в храм шли!»

Епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр

Источник: Фома.Ru

    

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр до принятия сана закончил биологический факультет МГУ, работал в НИИ природно-очаговых инфекций города Омска и защитил диссертацию по специальности «Вирусология». «Фома» попросил его ответить на возмущенные комментарии людей, которые не понимают, зачем нужны серьезные меры безопасности во время коронавируса.

«Раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы!»

Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.

Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.

Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.

Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.

Житийная икона праведного Федора Ушакова Житийная икона праведного Федора Ушакова Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.

Это лишь некоторые примеры, о которых нам известно. Желающие могут обратиться также к «Настольной книге для священно-церковно-служителей», изданной впервые в конце 19 века. Впрочем, в «Фоме» уже была подобная публикация.

В «Книге» внимательный читатель обнаружит особые меры предосторожности и для пастырей, и для паствы в связи с эпидемиями. Нынешние события заставят внимательнее изучать историю православия именно в связи с этой темой, вызвавшей у части людей вопросы. Это еще одно реальное свидетельство. Думаю, что нынешние события заставят особо потрудиться историков Церкви, чтобы люди без сомнений слушались голоса священноначалия и проявляли разумное послушание власти.

Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.

А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.

У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.

«Опасность преувеличена — у нас же и так постоянно эпидемии ОРВИ! И ничего, живы без всяких особых мер!»

Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.

От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.

Посмотрите, что творится в Испании, Италии, Великобритании и США. В Китае число заболевших удалось снизить только путем жесточайшего карантина. А в Италии врачи плачут и говорят: «Я должен решать — кому жить, а кому нет».

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.

Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0 Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0     

Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.

Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.

Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.

«Бояться заразиться в храме, где все священно — это же маловерие!»

По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.

По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.

О значении веры всегда напоминал своим ученикам Христос. Возьмем евангельский отрывок, где отец просил Господа вылечить его сына от падучей болезни. «Если хоть сколько-то можешь веровать, то все возможно верующему» — ответил Христос просящему. И тогда отец сказал: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И этого смиренного «маловерия» оказалось достаточно, чтобы Господь оказал ему милосердие. И вспомним другое место из Евангелия, когда сам апостол Петр обещал даже перед лицом смерти не оставлять Учителя. Можем ли мы сомневаться в вере будущего первоверховного апостола, на которой Христос как на камне основал свою Церковь? Конечно нет. Но, видимо, к великой вере Петра в тот момент прикоснулось некое самомнение, гордость, искушающие Господа. И благодать Божия отступила, и тогда страх вошел в его сердце апостола. И только после его горьких слез благодать вернулась.

Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе     

Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.

Кому же мы уподобимся, если не будем обращать внимание на реальную угрозу заражения опасной, особенно для пожилых прихожан инфекцией? Кто из нас скажет, что у него большая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверенным в том, что Господь помилует нас от болезни — большая дерзость и искушение Господа. «Не искушай Господа Бога твоего» — эти слова остаются для нас главными в текущей ситуации.

Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.

Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.

Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.

А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.

Эта пандемия должна действовать отрезвляюще и напомнить нам, как мы далеко ушли от Бога. В Великий пост мы оказались в ситуации, когда все увеселительные учреждения закрыты, когда мы избавлены от значительной части будничной суеты и отвлекающих привычек. Для многих эта ситуация вынужденная и непривычная, но любой может обратить ее себе во благо. Мне здесь видится промысл Божий для тех, кто должен находиться в режиме самоизоляции. Нам не надо искать, чем заняться дома — надо брать и со смирением молиться. А вот допускать в сердце страх действительно не надо. Все что мы делаем, мы делаем ради Христа, наших ближних. Следуя за Христом, мы просим Его о милости и верим, что Господь везде и всюду рядом. Недаром сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр

Источник: Фома.Ru

13 апреля 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии» Стартовал межъепархиальный фотопроект «Церковь в период пандемии»
Стартовал совместный проект Ростовской, Якутской, Ярославской и Шахтинской епархий — виртуальная фотовыставка «Церковь в период пандемии».
При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии При поддержке Синодального отдела по благотворительности открыт социальный портал в помощь пострадавшим от пандемии
На сайте открыты три сбора средств: на продукты питания для нуждающихся, на организацию помощи и на средства индивидуальной защиты для сестер милосердия, священников и церковных волонтеров
Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19 Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19
Алексей Заров
Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19 Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19
Алексей Заров
Эпидемия коронавирусной инфекции в Москве идет на убыль, однако специалисты говорят, что осенью возможна вторая волна. О том, готовы ли к ней медики, какие тесты на COVID самые точные, а также пускают ли в церковной больнице священников к пациентам с «моровым поветрием», рассказал РИА «Новости» главврач Центральной клинической больницы святителя Алексия Алексей Заров.
Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года Количество запросов о помощи в церковные проекты не уменьшается. Информационная сводка от 20 июля 2020 года
Сократилось количество пожертвований на продукты для нуждающихся. Сбор средств организован Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и идет на сайте Милосердие.ru.
В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер
19 июля 2020 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось богослужение — первое после ослабленния карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавируса.
Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса
Протоиерей Серафим Ган
Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса Карантин и беспорядки. Православие в Америке на фоне кризиса
Протоиерей Серафим Ган
Комментарий управляющего делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерея Серафима Гана.
Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы главным уроком пандемии стало обновление веры
18 июля 2020 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида Архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор посетил церемонию памяти жертв коронавирусной инфекции в Королевском дворце Мадрида
16 июля 2020 года на площади перед Оружейной палатой Королевского дворца в Мадриде состоялась траурная церемония в память о погибших в результате эпидемии коронавирусной инфекции.
Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников Соловецкий монастырь готов принять паломников
15 июля 2020 года власти Архангельской области в целях возобновления туризма и паломничества приняли решение о снятии ряда ограничений на территории Соловецкого архипелага.
Комментарии
Александр26 апреля 2020, 22:18
Давайте подумаем о наших близких, соблюдем предписанные властью ограничительные меры, сохраним жизнь свою и быть может других, нас никто никогда не отделит от Церкви без нашей воли. Господь сказал не убей, мы печемся об абортах, а здесь допускаем легкомыслие?
София25 апреля 2020, 18:47
Не согласна со священнослужителем как и с самой позицией церкви относительно кардинальных запретительных мер на посещение храмов. Церковь без паствы при наличии лишь только священнослужителей - это не Церковь Христова.Мы, дорогие братья и сестры, все мы с вами и есть Церковь, о которой заповедовал Христос. А батюшки служащие в храме без Церкви, ну это так, собрание собоюизбранных людей. Нас разобщают со всех возможных фронтов - образование, Церковь, конституционных прав. Нас лишили нашей свободы, которую мы задекларировали в конституции, лишили соборности, единения, отняли традиционные школы, святые традиционные праздники, памяти героических побед наших дедов, дерзнули и на самое святое -
Татиана15 апреля 2020, 15:36
Уважаемый Владыко, Ваши слова утешительны и разумны, но все-таки есть смущение- ведь все события о которых Вы говорите не были связаны с закрытием храмов и запрещением богослужений на Пасху Христову и именно на Страстной неделе. Конечно, на все воля Божия, без нее ничего не свершается, смущает и то, что мы пошли на поводу властей, поверив им , а не Богу, а власти закрыли Храмы.....
Кирилл15 апреля 2020, 12:38
Не дай Бог нам увидеть плоды развития этой "несерьезной инфекции", которые мы можем заслужить своим халатным отношением к проблеме! И не дай Бог нам увидеть настоящее "цифровое рабство", когда нельзя купить еду без каких-нибудь вживленных чипов! Уважаемые конспирологи и паникеры, давайте лучше молиться о здравии, слушать отцов Церкви и тщательнее мыть руки!)))
Р. Б. ВАСИЛИСА14 апреля 2020, 15:50
Поддерживаю Р. Б Дмитрия и Полину!
Лариса_Мск14 апреля 2020, 12:21
Всё правильно! Всему свое время - "Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Надо использовать во благо то, что попускается. Храмы закрыты, но службы идут - духовенство молиться. Причём молиться безо всяких отвлечений на людскую суету. Думаю, что в Страстную неделю священству всегда было ну очень трудно - и молится, и с людьми постоянно заниматься, которые непрекращающимся потоком осаждают. А здесь им хоть продых - помолиться со всем вниманием и всей силой души время есть. А мирянам неплохо бы помнить, что Христос то никуда не делся, он здесь - рядом с каждым человеком (а не только 2 часа в храме). Ну так и молится дома, и стараться быть рядом с ним неотлучно,и помнить о нём всегда.
Наталья14 апреля 2020, 12:11
Поддерживаю Р.Б. Полину и Дмитрия
Дмитрий14 апреля 2020, 00:54
Уважаемый владыко! Вы описываете в примерах РЕАЛЬНЫЕ эпидемии, и конечно были адекватные им и меры. Но сейчас благословлять построение этого электронного концлагеря, в которыйт нас всех с таким напором загоняют под фейковыми предлогами - это ли не соблазн(((.Вот простите, но нет веры в то, что это меры благие. То что это бич Божий -это да, но не как не благо. Ответьте, пожалуйста, почему в РБ нет этой истерики... И живут, не странно ли???
Р.Б.Полина13 апреля 2020, 23:55
Не понятно только: в Грузии и Болгарии вера сильнее или вирус слабее?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×