Вера и вирус

Часть 2: Послание православным

Часть 1: Айсберг величиной в 120 нанометров

Минул месяц с момента объявления ВОЗ пандемии COVID-19. Достаточный срок, чтобы прошел шок и началась рефлексия. Кризис – это всегда проверка наших взглядов, и уже не первый день с экранов телевизоров и мониторов можно услышать и прочесть мнения о том, что «мир теперь никогда уже не будет прежним». Но – если взглянуть на ситуацию пандемии как на вызов, как на урок, как на шанс изменить что-то в себе самих, то – какими именно «прежними» нам, возможно, стоит перестать быть – нам всем как «человеческой цивилизации» и лично каждому из нас как православному христианину?

Пандемия и Литургия

В данный момент на внутрицерковное осмысление этих новых условий бытия Церкви пока что сильно влияет общественная дискуссия. Ракурс задают вопросы, широко освещаемые (а иногда и горячо обсуждаемые) в СМИ и интернете. Наверное, поэтому и осмысление нашей главной проблемы на сегодня – проблемы общественного богослужения в условиях пандемии – происходит пока что, с одной стороны, на уровне вопросов из области санитарии («что именно может стать носителем вируса, а что не может»), а с другой – на уровне персонального благочестия («не погрешаем ли своим мнением и своими страхами об опасности посещения храма» и т.д.).

Попробуем посмотреть на проблему на уровне литургического предания (как части всего Предания Церкви). Что могут подсказать нам богослужебные и иные церковные тексты, какой ракурс высветит для понимания этой проблемы сама литургическая традиция?

Какая бы ситуация ни складывалась в мире, пандемия или нет, Евхаристия остается Евхаристией. Без «богослужебного фундамента» (или, если хотите, «зерна») нет духовной жизни, и без соучастия в Тайной Вечери Христовой не может быть спасения для человека – об этом недвусмысленно говорил Сам Господь Иисус Христос (см.: Ин. 6: 47–58; Ин. 15: 4–5). Но вот как мы понимаем и воспринимаем само это «соучастие»?

Возможно, современному человеку, живущему под влиянием потребительского общества, значительно сложнее прочувствовать тот факт, что Причастие в Литургии – это не просто «получение» Благ («исцеление души и тела» или даже «десную часть спасаемых получити», т.е. получить участь спасаемых). Само слово «Литургия» (как, наверное, известно сегодня большинству воцерковленных христиан) означает «общее дело», т.е. «при-частник» – это в буквальном смысле участник некоего дела: не просто «адресат», а тот, кто активно следует за главным Действующим Лицом.

Но если мы не просто пассивные «получатели» (или даже «потребители благодати»), если мы некоторым образом тоже действующие лица, в чем же конкретно реализуется наша «причастность», наше участие в событии Литургии? Лучше всего об этом спросить апостола Павла, слова из посланий которого звучат в ключевые моменты Евхаристического канона.

Новый, христианский образ жизни в творениях апостола Павла оказывается на самом деле скорее «образом смерти» – смерти Христовой, умиранием для всего «ветхого». Это соучастие в жертве Христовой начинается уже в Крещении:

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4).

Но реализуется это всей жизнью христианина:

«Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли… чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Кол. 2: 11; Флп. 3: 10).

Можно вспомнить здесь и святоотеческие творения, показывающие жизнь христианина сквозь призму того самого «со-участия», «со-образования». В Слове на Пасху святителя Григория Богослова (45-м) мы слышим его призыв:

«Принесем в жертву Богу самих себя, лучше же будем ежедневно приносить и всякое движение. Все примем ради Слова… Если Он и “к злодеям причтен” за тебя и за твой грех, то будь ты ради Его исполнителем закона… Если снисходит в ад – нисходи с Ним и ты, познай и тамошние Христовы тайны… Если ты Симон Киринейский, то возьми крест и последуй… Если ты одна или другая из Марий или Саломия, или Иоанна – плачь рано… и если услышишь: “не прикасайся ко Мне”, стань вдали, почти Слово, но не оскорбляйся… Если, как Фома, не будешь вместе с собранными учениками, которым является Христос, – не будь неверен после того, как увидишь».

Такие призывы к духовному соучастию встречаются во многих святоотеческих поучениях в течение всего богослужебного года, но наше «следование за Христом» в Литургии, конечно, особое, поскольку не только духовно, но и телесно мы становимся сопричастны священнодейственно воспоминаемому Евангельскому событию.

В чем же на элементарном, повседневном уровне выражается это «со-образование со Христом», это «пре-ображение» человека? Апостол Павел конкретизирует это очень просто:

«Живите в любви, как и Христос возлюбил нас, предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф. 5: 2).

И Евхаристия как главное Таинство Церкви – Тела Христова – тоже есть преображающее нас соучастие в Христовой Жертве:

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами… ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными» (Кол. 1: 21–22).

Слова, приведенные в Первом послании к Коринфянам (см.: 1 Кор. 11: 26), вошли в евхаристические молитвы Литургии святителя Василия Великого как речения Самого Христа:

«Всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете эту Чашу, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете».

А в чине Литургии апостола Иакова, брата Господня, весь народ отвечал на эти слова:

«Смерть Твою, Господи, возвещаем и Воскресение Твое исповедуем».

Таким образом, Литургия – таинство по преимуществу Пасхальное, это постоянная, непрекращающаяся Пасха в Церкви. Ведь совершенно неслучайно на каждой – каждой! – Литургии из уст священника в алтаре звучат те молитвословия, которые всем народом мы поем именно в пасхальные дни: тропарь Великого пятка «Благообразный Иосиф…», припев Пасхального канона: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе!..».

Но, как видно из приведенных выше слов апостола, подлинное участие христианина в Жертве Христовой не может замыкаться в пределах храма, не может ограничиваться священнодействием – оно должно продолжаться и в нравственной плоскости, в нашем отношении к ближнему.

Со-участие христианина в Жертве Христовой продолжается и вне храма – его отношением к ближнему

И все это большинству воцерковленных христиан известно, все понятно и очевидно – настолько, что уже не воспринимается «замыленным глазом», пока вдруг не предстанет перед нами в совершенно неожиданном ракурсе, в виде шокирующего вопроса: а что делать, когда «жертвенная любовь к ближнему» мешает нам причаститься Жертве Христовой в таинстве Евхаристии? Когда заповеданное нам служение ближнему не позволяет нам привычным образом участвовать в богослужении? Когда «участие действенное» входит в ситуативное противоречие с «участием священнодейственным»? Что делать, например, когда нужно неотступно находиться у постели больного? Или, наоборот, когда в условиях пандемии необходимо не покидать дома, чтобы позаботиться таким образом о еще пока здоровых людях?

На практическом уровне для воцерковленного христианина здесь вроде бы проблем нет: все эти вопросы решаются на уровне духовника (если вопрос частный) или священноначалия (если вопрос общецерковный). Ведь, как и другие важные вопросы духовной жизни, этот вопрос не может решаться без благословения и послушания. Но в такой ситуации наш разум ищет ответа не только на практическом уровне, но и на уровне понимания, на уровне богословском. И искать его стоит у того же апостола Павла.

Пандемия и апостол Павел: «немощные» вокруг нас

Здесь самое время вернуться к вопросу, ставшему соблазном для некоторых прихожан Русской Православной Церкви: «Не выражает ли нашего недоверия к Богу весь этот инструктаж по дезинфекции священных предметов и сосудов?» И не ставим ли мы вторую заповедь (о любви к ближнему) впереди первой (о любви к Богу), когда до такой степени вдруг начинаем беспокоиться о жизни и здоровье множества неведомых нам лично соотечественников?

Итак, кто же прав с точки зрения апостола Павла? Те, кто, исходя из своего чувства святыни, из своего благоговения вменяют ни во что («в уметы», т.е. подметки, как выразился бы апостол) всякую санитарию в святом месте? Или же правы те, кто собирается соответствовать принятым в государстве нормам и выполнять все мероприятия, в т.ч. и экстренные?

В 8-й и 9-й главах Первого послания к Коринфянам первоверховный апостол дает парадоксальный ответ на этот вопрос: оказывается, для нашего спасения совершенно не важно, кто же прав здесь в богословском плане. Для наших душ важнее, кто прав в плане «практической любви к ближнему», в плане «икономии», т.е. в данном случае – кто привносит меньше соблазна в мнения о Церкви и о Христе среди людей, нетвердых в вере или пока от веры вообще еще далеких.

Апостол Павел формулирует четкий принцип: нельзя подавать пример, который может быть неправильно понят

Нет, конечно же, апостол Павел ничего не пишет о пандемии, конкретными примерами в этих главах служат иные явления. Но в итоге мы имеем в Первом послании к Коринфянам совершенно четко сформулированный принцип: даже если кто-то «не дорос» еще до богословски правильного понимания в своих воззрениях и мнениях о святыне, о Церкви, о силе благодати или о силе каких-либо запретов (апостол называет это «немощной совестью») – нельзя подавать ему пример, который может быть им неправильно понят:

«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1 Кор. 8: 9, 11–12).

Как же быть? Апостол отвечает прямо:

«Для немощных быть как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9: 22).

Оказывается, даже если мы имеем богословски верное мнение и поведение наше с богословской точки зрения тоже правильное, но при этом своим поведением мы отвращаем людей от Христа (а такое возможно в разных ситуациях, как показывает апостол Павел), тогда вся наша богословская правота – лишь «пустозвонство» (1 Кор. 13: 1). Ведь получается, что в такой своей «богословской правоте» мы игнорируем окружающих нас «немощных», остаемся на деле безразличны к спасению этих людей.

И обнаруживается в свете Первого послания к Коринфянам, что сегодня для нашего собственного душевного спасения куда актуальнее богословских дискуссий о святыне и благочестии оказываются совсем другие вопросы. Например: сколько миллионов наших соотечественников соблазнятся о Церкви во дни пандемии, если мы будем праздновать пасхальные дни в «обычном режиме», если проигнорируем собственное самоограничение наших сограждан, все их усилия по борьбе с опасной инфекцией? «Ни во что вменим» их страхи, их чувства, пусть даже преувеличенные, неоправданные или несправедливые с нашей точки зрения (назовем это их «психологической немощью», «ментальной немощью» – об этом как раз и писал апостол Павел). Наконец, проигнорируем реальные немощи тех, кто относится к группе риска (а ведь только пожилых людей у нас – четверть населения страны!).

И вот в свете этих вопросов давайте еще раз уточним: не выражает ли, например, та самая «Инструкция о дезинфекции священных предметов» некое наше недоверие к Богу? Нет, не выражает, поскольку она вообще не выражает никаких наших идей: ни нашего мнения, ни нашей веры. Этот инструктаж (как и призыв временно не посещать храмы) выражает наше христианское отношение к окружающим нас людям, наше сочувствие к ним и их немощам, в полном соответствии с учением апостола Павла, изложенном в его Первом послании к Коринфянам. Сочувствие и к тем, кто вне храма, и к тем прихожанам, кто боится за свое здоровье. И не просто сочувствие, но и подлинную заботу о них, поскольку мы не можем – если только не впали в прелесть – считать, что лишь за нашу личную горячую веру «вокруг нас тысячи спасутся», т.е. не заразятся по нашей вине.

Действительно, каждый из нас может спросить себя: если и «по вере нашей будет нам», то вот заразившемуся от нас неверующему соседу по чьей будет вере – по нашей ли? Или же нам потом отвечать за него перед Богом? Ведь если «на все воля Божия», то апостол недвусмысленно нам эту волю открывает: она в том, чтобы мы позаботились об окружающих «немощных» (во всех смыслах этого слова). И стоит ли рассуждать о том, «так ли опасна инфекция» и «так ли велик риск» и оправданны ли столь суровые ограничительные меры – если Пастырь Добрый и ради спасения одного погибающего готов делать то же самое, что и ради спасения всех? И должны ли мы роптать на государство в случае каких-то санитарных требований к Церкви, если выполнение этих требований – это, по сути, не что иное, как реализация евангельского принципа «кесарево – кесарю»?

Однако не слишком ли много риторических вопросов, косвенных примеров, сложных рассуждений и длинных умозаключений в качестве аргументов в разговоре на такую важную тему? Нет ли прямого свидетельства в Священном Писании, подходящего к сложившейся ситуации? Ведь не от «мяса вовек» (1 Кор. 8: 13) может попросить воздержаться православных христиан светское государство, а от привычных для них, освященных традицией и уставом форм участия в предпасхальных и пасхальных богослужениях!

И нам приходится вернуться к тому самому, «почти кощунственному» вопросу: а может ли вообще исходить опасность от Причащения Святых Христовых Таин для физического здоровья человека? Но вернуться к этому вопросу уже не на уровне благочестивых рассуждений или санитарной проблематики, а на уровне литургического предания Православной Церкви.

Текст «Последования ко Святому Причащению» дает четкий и прямой ответ: да, однозначно – может:

«Ниже да немощен буду душею же и телом, от еже недостойне тем причащатися» («и да не сделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения»).

В более общем варианте эта мысль повторяется куда более часто:

  • «суд себе ям и пию…»,
  • «Ты – огонь, опаляющий недостойных, не опали меня…» и др.

В указанных текстах потенциальная «немощь души и телу» связывается с нашим «недостоинством», и обычно мы воспринимаем это слово в данном контексте как простой синоним греха. Однако стоит обратиться к первоисточнику приведенной выше цитаты, чтобы понять, о чем же изначально шла речь. И неудивительно, что первоисточником оказывается вновь Первое послание к Коринфянам:

«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27, 29–30).

В чем же заключалось недостоинство именно тех, коринфских христиан? Ответ лежит в контексте, и нужно прочитать всю 11-ю главу Первого послания к Коринфянам (точнее, 11: 20 – 11: 34), желательно со святоотеческими толкованиями[1], чтобы понять, что значило для жителей Коринфа «есть и пить Чашу Господню недостойно». Говоря коротко, это был эгоизм, пренебрежение и даже презрение одних по отношению к другим (в частности, богатых к бедным – во время агап, т.е. «вечерей любви», сопровождавших Евхаристию). То самое «игнорирование ближнего», о котором писалось выше.

«Недостойно есть и пить от Чаши Господней» – приступать к Чаше с банальным эгоизмом, игнорируя ближнего и его проблемы

«Недостойно есть и пить от Чаши Господней» – участвовать в священнодействии, никак не соучаствуя (и не желая соучаствовать) в Жертве Христовой на уровне наших поступков, на уровне отношений с другими людьми. Приступать к Чаше, проявляя при этом банальный эгоизм, игнорируя ближнего, его проблемы и само его существование. По сути: телом участвовать в Таинстве, душою при этом продолжая участвовать в «розни мира сего»… Но разве не в таком же лицемерии заключалась духовная суть поведения Иуды, когда он находился за одним столом со Христом?

В «Последовании ко Святому Причащению» есть много молитв о прощении и исправлении нашего «недостоинства». Но предшествует молитвам прямая инструкция по деятельному исправлению этого недостоинства (как понимается оно в 1 Кор. 11): требование «первее примирися тя опечалившим». В этой простой и лаконичной фразе мы видим, что отношение к ближнему было и остается важнейшим критерием «неосужденного» принятия Святых Таин. И вот, задумавшись в эти дни о наших «немощных» (в кавычках и без) собратьях, что мы скажем себе? Сможем ли мы считать себя примиренными с этими людьми, если сами «опечалим» их самым страшным образом – безразличием к их жизни?

Пандемия как «наказание»

В церковнославянском языке слово «наказание» означает «вразумление, назидание» (наказа́ти – обучить, вразумить[2]). Современное же значение в русском языке слово получило от некоторых суровых «видов мнемотехники», которые сопровождали усвоение информации в старину.

Чему же нас, православных христиан, может научить опыт празднования Светлого Христова Воскресения в период пандемии?

Для прояснения дальнейшей мысли позволю поделиться личным опытом, имевшим место много лет назад и не связанным ни с какими трагическими событиями типа пандемии. История вкратце такова: однажды, в день престольного праздника нашего прихода, по благословению архиерея нашему приходскому церковному хору нужно было принимать участие в ином, более масштабном общеепархиальном событии – освящении храма в соседнем монастыре. Много гостей, в том числе высокопоставленных, много сослужащих священников с разных приходов, неминуемые в этом случае накладки и несостыковки. В итоге личное торжество было омрачено, поскольку из-за упомянутого «отсутствия координации» часть готовившихся к Причастию осталась без Приобщения Святых Христовых Таин – в том числе и мы, певчие, в свой престольный праздник.

Суть же этого личного опыта в том, что с тех пор многочисленные слова из «Последования ко Святому Причащению» – слова о нашем «недостоинстве», нашей «недостаточности», нашей неготовности – как и столь же многочисленные просьбы «сподобить» – приобрели конкретное звучание, получили воплощение в ярком, лично пережитом и прочувствованном образе. В опытном знании, что действительно недостоин, потому что недостоинство мое – теперь не просто богословская абстракция, не риторическая фигура, а факт, который в любой, самый неожиданный момент может быть удостоверен. И то, что далеко не каждый раз лишаешься того, чего недостоин, – это именно милость, именно дар, именно «сподобил Господь», а не некое «право на Причастие» (а ведь именно так со временем начинаешь воспринимать Литургию, несмотря на многочисленные повторы в заученных наизусть молитвах).

Это именно милость, именно дар, именно «сподобил Господь», а не некое «право на Причастие»

Пандемия же в этом отношении может оказаться опытом более глубоким. Ведь инфекционная болезнь, да еще и в мировых масштабах – это как раз о том, что все мы оказываемся БЛИЖНИМИ ДРУГ ДРУГУ в самом буквальном смысле слова. Куда более ближними, чем казалось ранее, сквозь призму наших субкультур и прочих разделений. Совершенно неожиданным образом евангельское значение этого слова становится очевидным. И опыт «Литургии во время пандемии» позволяет задуматься о нашем «недостоинстве», нашей «недостаточности» в том самом смысле, что дан у апостола Павла, т.е. как о недостаточно христианском отношении к ближнему, о недостатке нашего внимания к нему.

И вот, нынешняя пандемия ставит перед нами, православными христианами, вопрос: а не забываем ли мы иногда в своем персональном благочестии о цели и смысле Литургии как нашего «ОБЩЕГО ДЕЛА»? Не воспринимаем ли мы зачастую Причащение как исключительно наше личное дело, в котором нам до других дела нет? Не выносим ли «за скобки» то измерение, в котором духовная жизнь должна соединять и примирять нас не только с Богом, но и друг с другом? И не только с единомышленниками, со «своими», но и с «чужими», поскольку для Христа нет чужих, Он пострадал за всех.

Хорошо чувствовали это великие миссионеры прошлого, которые не отделяли себя от тех, кто еще вне Церкви, молясь такими словами:

«Всем же нам, Кровию Твоею искупленным, ведущим и еще не ведущим Тя, даруй свет разума святаго Евангелия Твоего»[3].

Так можем ли мы искренне произносить слова пасхального песнопения «Радостию друг друга обымем!» (т.е. обнимем), если при этом в разгар пандемии будем декларативно игнорировать смертный страх нашего ближнего – соседа, соотечественника, просто прохожего: его страх за его собственную жизнь, за жизнь его родителей и детей?

Не будет ли такое – поистине безразличное – отношение к ближнему тем самым условием, после которого наша евхаристическая встреча с Богом может быть для нас уже не «во исцеление души и тела», а «в суд и во осуждение»?

В целом сегодня это вопрос риторический, поскольку на него давно дан ответ в Священном Писании:

«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).

И эти слова апостола в нынешних условиях ставят перед нами вопрос максимально жестко: готовы ли мы в Литургии любить Христа, пожертвовавшего Собою ради всех (в том числе и ради тех, кто не понимал и не принимал Его, насмехался над Ним и ненавидел Его), любить Христа, дающего нам пример конечного самоотречения, – или же мы все-таки больше любим «себя в Литургии», т.е. любим собственный благочестивый обычай, без которого себя уже не мыслим?

Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам:

«Я желал бы («молил бых ся» в церковнославянском тексте) сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (т.е. – лишь бы его соплеменники спаслись во Христе, ради их спасения) (Рим. 9: 3).

И конечно, такая его жертвенная любовь не отлучала его от Христа – ведь «ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина» (Рим. 8: 38–39) – иначе говоря, ни время, ни расстояние – не отлучают нас от Любви Божией. А отлучает – отсутствие любви: к Богу и ближнему.

Безусловно, нет ничего важнее участия в Литургии для православного христианина – если только это не исключительно «внешнее» участие. Но происходит ли должным образом наше соучастие в Тайной Вечери, если мы не со-образуемся «распинаемой любви» Сына Божия, Который в Своем послушании воле Отца и в заботе-«смотрении» о погибающих людях дошел до предела: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» Происходит ли должным образом наше соучастие в Тайной Вечери, если в период пандемии мы, церковные люди, можем позволить себе забыть об остальных наших соотечественниках, ради которых Христос тоже пострадал? Забыв о них, не редуцируем ли тем самым наше соучастие в Христовой Жертве до «потребления Святых Таин» (сопровождаемого молитвами, слова которых так и останутся для нас «византийской риторикой»)? Происходит ли то желаемое, подлинное единение с Богом, если условием нашего появления в храме становится не любовь и не примирение с ближними (в евангельском смысле слова, т.е. просто окружающими нас людьми), а напротив – игнорирование их существеннейших проблем, их «вопроса жизни и смерти»?

На самом деле, это отнюдь не вопрос ближайших месяцев, не вопрос на период пандемии. Это вопрос, актуальный для нас всегда, но вставший ребром именно сегодня. Еще десять лет назад в одном из выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Люди, объединяясь вокруг Престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши. Эта мистическая сила, соединяющая людей во единое тело, не может испаряться после того, как человек выходит из храма. Конечно, на мистическом уровне она и не испаряется, но возникает вопрос: а как это мистическое единство выражает себя в реальных категориях нашего бытия?»[4]

Тогда, десять лет назад, эти слова касались совершенно других проблем – проблем нашего общего, силами всех прихожан, участия во внебогослужебной деятельности Церкви: в деятельности, направленной в мир и к миру, в деятельном свидетельстве миру о Любви Христовой (и главной проблемой было именно наше слишком малое в этом участие). Сегодня – парадоксальным и трагическим образом – это свидетельство миру о жертвенной Божией Любви может касаться и самого нашего участия в богослужении – точнее, форм, времени и места нашего участия в богослужении.

И вот эти дни и, может быть, месяцы – это шанс осмыслить, как же соотносится наше участие в «общем деле», в Литургии с нашим отношением к ближним – в том числе и тем самым многочисленным ближним, которые могут быть нам по духу совершенно чужими и само существование которых мы нередко привыкаем, как минимум, игнорировать. Это очень важный вопрос и для нашей собственной духовной жизни (не обманываем ли мы себя, не прельщаемся ли относительно правильности своего духовного пути), и для жизни общецерковной (см. упомянутое выступление патриарха).

Но в другое, «мирное» время на этот вопрос достаточно легко закрыть глаза и жить как бы в двух параллельных вселенных: в одной из них совершается вечная Жертва «о всех и за вся», а в другой – эти самые «все» живут, совершенно не требуя (вроде бы) нашего участия и соучастия (и мы «переключаемся» между этими вселенными, заходя в храм и выходя из него, а «бегство от мира» воспринимаем не как уход от «мира греха», а как отмежевание от «мира людей»).

Сегодня пандемия безжалостно разрушает эту иллюзию (с психологической точки зрения, нужно признать, весьма удобную). Вселенная одна – та самая «вселенная людей», в которую пришел и за которую пострадал Сын Божий. И нельзя думать о Боге, не думая о других людях: это самообман. И мы все это вроде бы в теории знаем – но в реальности чувствуем ли? И вот это ощущение как некую «тактильную память» – живую память о том, что присутствие Церкви, «общее дело» Церкви не заканчивается за дверями храма или пределами церковной ограды, не прекращается с отпустом и колокольным звоном после богослужения (а значит, и от нас, как «сопричастных Христу», требуется что-то большее, чем просто присутствие в храме и участие в богослужении), – это стоит остро прочувствовать, запомнить «на собственной шкуре» и вынести из времени пандемии на все оставшееся время нашей жизни.

Возможно, именно в этом заключается одно из главных «наказаний» сегодняшнего «морового поветрия» для нас, православных христиан.

Нельзя думать о Боге, не думая о людях, – вот одно из главных «наказаний» – т.е. вразумлений – пандемии

И может быть, те православные христиане, кто, по благословению священноначалия, останутся праздновать Пасху Божию Спасительную «с немощными как немощные», за пределами церковной ограды, совершат этим куда больше того, что им случалось делать ранее, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22). Спасти не только от соблазна хулить Церковь за эгоизм, спасти не только от угрозы тяжелой, смертельной для многих инфекции, но и – обратить к ним наше, пусть и очень скромное, свидетельство о Христе, показав им, что мы, христиане, вслед за Христом готовы ставить их жизнь (и даже их чувства) выше своих собственных чувств. Если верить апостолу, такие христиане явятся полноценными соучастниками Пасхи Христовой.

Александр Потемкин

17 апреля 2020 г.

[1] Из «Толкования Первого послания апостола Павла коринфянам» свт. Феофана Затворника:

«Прежде всего надобно объяснить причину предлагаемого обличения… Верующие, из которых одни были богаты, а другие бедны, в установленные дни по обычаю учреждали общие столы и, по окончании собрания и причащения Таин, сходились все на общую трапезу, причем богатые приносили яства, а бедные и ничего не имеющие были приглашаемы ими; и, таким образом, вкушали пищу все вместе. Обычай прекрасный и благодетельный! Ибо он служил к поддержанию любви, утешению бедности, благоупотреблению богатства, внушению великого любомудрия, сохранению смиренномудрия» (святой Златоуст).

В чем состоял беспорядок? – В том, что, когда надлежало всем вместе вкушать вечерю любви, они разделялись на купы, или семьями, или приятствами, а бедных оставляли самим себе, тогда как и цель учреждения сей вечери была, чтобы и бедные в сии дни общего причащения Святых Таин имели утешение от достаточных… [Апостол] употребляет выражение, которое могло сильнее потрясти их душу, именно: «распри» (распадения на части, как одежду раздирают на клочки)…

Отчего так произошло? – Привыкли, присмотрелись – и стали на все и в церкви смотреть, как на всякое другое житейское дело и вести его, не попереча своему нраву. И выступило наперед: это мое, а ты себе сам приготовь… Каждый, из виновных конечно, спешит поскорее съесть, что принес, не желая делиться с другими. «Наружный вид собрания говорит, показывает одно, ибо происходит как бы из любви и братолюбия; вы собираетесь в одном месте и все вместе – а трапеза не соответствует собранию» (святой Златоуст).

«…Должно было, чтобы и общие трапезы действительно были общими и уподоблялись Владычней вечери, которая всем одинаково предлагается… Не самое ли неуместное дело внутри храма Божия, в присутствии Владыки, Который предложил нам общую трапезу, вам роскошествовать, а нуждающимся алкать и быть в стыде по причине бедности?» (Феодорит).

«Господь твой предал Себя Самого за тебя, а ты не хочешь и хлеба уделить брату?.. И не сказал: оставляете голодными неимущих, но с большею укоризною: «срамляете», выражая, что он не столько заботится о пище, сколько об оскорблении, причиняемом бедным. Вот и пятая вина в том, что они не только презирают алчущих, но и посрамляют их» (святой Златоуст).

Святой Златоуст так излагает: «Если ты приступаешь (к Тайнам Тела и Крови) для благодарения (таинство сие иначе называется Евхаристия – благодарение), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата своего… Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получил; воздавай же и с своей стороны и не отделяйся от ближнего. И подлинно, не недостойно ли приступает [к Чаше] тот, кто презирает алчущего, и кроме того, что презирает, еще посрамляет его? Приобщившись такой трапезы, тебе следовало бы сделаться смиреннее всех и уподобиться Ангелам, а ты сделался жестокосердее всех; ты вкусил Крови Господней и не признаешь своего брата; достоин ли ты прощения?.. Вы собираетесь для того, чтобы показать любовь друг к другу, получить пользу и принести пользу; если же бывает противное, то лучше вам насыщаться дома».

[2] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы.

[3] Молитва алтайских миссионеров, известная сегодня как «Молитва миссионера».

[4] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл после перенесенного заболевания вернулся к обычному режиму работы Святейший Патриарх Кирилл после перенесенного заболевания вернулся к обычному режиму работы Святейший Патриарх Кирилл после перенесенного заболевания вернулся к обычному режиму работы Святейший Патриарх Кирилл после перенесенного заболевания вернулся к обычному режиму работы
«После выздоровления и получения отрицательных результатов тестирования на ковид Святейший Патриарх Кирилл вернулся к обычному режиму работы», — сообщил 11 октября 2022 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда.
Заболевание Святейшего Патриарха Кирилла протекает в легкой форме, Предстоятель благодарит верующих за молитвы Заболевание Святейшего Патриарха Кирилла протекает в легкой форме, Предстоятель благодарит верующих за молитвы Заболевание Святейшего Патриарха Кирилла протекает в легкой форме, Предстоятель благодарит верующих за молитвы Заболевание Святейшего Патриарха Кирилла протекает в легкой форме, Предстоятель благодарит верующих за молитвы
В связи с сохраняющимся положительным тестом на коронавирус Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не сможет совершить запланированные на 8 и 9 октября визиты в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Донской ставропигиальный монастырь
Запланированные на ближайшие дни встречи и поездки Святейшего Патриарха Кирилла отменены в связи с заболеванием ковидом Запланированные на ближайшие дни встречи и поездки Святейшего Патриарха Кирилла отменены в связи с заболеванием ковидом Запланированные на ближайшие дни встречи и поездки Святейшего Патриарха Кирилла отменены в связи с заболеванием ковидом Запланированные на ближайшие дни встречи и поездки Святейшего Патриарха Кирилла отменены в связи с заболеванием ковидом
На ближайшие дни все запланированные встречи и поездки Святейшего Патриарха Кирилла отменяются в связи с заболеванием ковидом, протекающим с выраженными симптомами
В ПСТГУ прошла конференция о духовной и психологической поддержке больных в период пандемии В ПСТГУ прошла конференция о духовной и психологической поддержке больных в период пандемии В ПСТГУ прошла конференция о духовной и психологической поддержке больных в период пандемии В ПСТГУ прошла конференция о духовной и психологической поддержке больных в период пандемии
27 мая в рамках XXX Международных образовательных чтений в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла научно-практическая конференция о духовной и психологической поддержке больных в период пандемии COVID-19.
Минздрав рекомендовал медицинским учреждениям возобновить работу закрытых в пандемию больничных храмов Минздрав рекомендовал медицинским учреждениям возобновить работу закрытых в пандемию больничных храмов Минздрав рекомендовал медицинским учреждениям возобновить работу закрытых в пандемию больничных храмов Минздрав рекомендовал медицинским учреждениям возобновить работу закрытых в пандемию больничных храмов
Министерство здравоохранения Российской Федерации направило во все субъекты РФ письмо с просьбой возобновить работу больничных храмов, часовен, молитвенных комнат, закрытых на период пандемии.
На заседании совместной Комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения РФ обсудили вопросы допуска священников в стационары На заседании совместной Комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения РФ обсудили вопросы допуска священников в стационары На заседании совместной Комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения РФ обсудили вопросы допуска священников в стационары На заседании совместной Комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения РФ обсудили вопросы допуска священников в стационары
1 марта 2022 года в онлайн-формате состоялось заседание совместной Комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения России.
Священники со всей страны прошли онлайн-курсы по больничному служению. Информационная сводка от 17 февраля 2022 года Священники со всей страны прошли онлайн-курсы по больничному служению. Информационная сводка от 17 февраля 2022 года Священники со всей страны прошли онлайн-курсы по больничному служению. Информационная сводка от 17 февраля 2022 года Священники со всей страны прошли онлайн-курсы по больничному служению. Информационная сводка от 17 февраля 2022 года
350 священников из 180 епархий России приняли участие в онлайн-курсах для больничных священников, организованных Синодальным отделом по благотворительности.
В Санкт-Петербурге обсудили влияние эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов В Санкт-Петербурге обсудили влияние эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов В Санкт-Петербурге обсудили влияние эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов В Санкт-Петербурге обсудили влияние эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов
9 февраля 2022 года в Голубом зале Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге прошла Международная научная конференция «Влияние современной эпидемической ситуации на динамику религиозных процессов».
«Наши добровольцы в «Наши добровольцы в "красной зоне" переступают через себя»
Епископ Верейский Пантелеимон
«Наши добровольцы в «Наши добровольцы в "красной зоне" переступают через себя»
Епископ Верейский Пантелеимон
Руководитель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон, организовавший в разгар пандемии в Москве волонтерские дежурства в ковидных госпиталях, рассказал спецкору «Ъ» Ольге Алленовой, как и почему власти разрешили добровольцам посещать московские больницы, что делать, если региональные чиновники не пускают волонтеров в медицинские и социальные учреждения, и зачем в России институт больничных священников.
Комментарии
Павел30 апреля 2020, 13:25
"Витиеватые глаголы на тему циркулярных писем, а также всего, что понадобиться впредь. Примечательно, что тот же автор с тем же апломбом писал о чувствах верующих и приводил в пример свт. Луку (Войно-Ясенецкого), который "фактически отказался от своего призвания, т.е. от помощи больным людям, когда речь зашла о непозволительном отношении к святыням. ... он отказался выходить на рабочее место после того, как очередная ревизионная комиссия приказала снять икону в операционной его больницы. Отказался — пока икону не вернут на место. Никакие уговоры не действовали (хотя такой «саботаж» в эпоху красного террора грозил катастрофой)." https://pravoslavie.ru/92174.html https://kiprian-sh.livejournal
Денис27 апреля 2020, 12:43
Андрей, изрядную часть ОРВИ у людей издавна вызывают четыре разновидности коронавирусов. Однако - это древние виды вирусов, что приспособились паразитировать на нас без нашего убийства за редким исключением. Для сравнения COVID-19, как явствует из её названия, распространилась среди людей только в прошлом году.
Андрей27 апреля 2020, 10:46
О вирусах типа COVID было известно задолго до Уханя. Например, ещё в 2018 году любители кошек говорили о новой заразе, что якобы не опасна для человека. А ведь известные ныне признаки лёгкой формы поражения homo sapiens этим моровым поветрием часто игнорировались и прежде. Ужели врачи да МЧС не могли предпринять контр мер превентивно? Изучить статистику, собрать образцы, исследовать, оценить сроки и масштабы, сделать доклад в понятных властителям единицах, подготовить методики, инструменты, экипировку, оборудование вплоть до мобильных госпиталей быстрого развёртывания-ликвидации? Просто слишком уж многие люди сделали ошибку в личном выборе между дорогами профессионала и успешного менеджера.
Денис27 апреля 2020, 09:40
Диакон Максим, случалось мне оступаться, ударяться в том числе и в храме. Это потому, что я такой грешный по сравнению с вами или по причине действенности законов природы и в стенах церковных?
Денис27 апреля 2020, 09:17
Михаил Захаров, даже Сын Божий постился только 40 дней. Для сравнения святая Мария Египетская не причащалась более сорока лет! Так корректно ли сравнивать нужду в регулярном посещении булочной с нуждой в регулярном посещении храма?
Денис27 апреля 2020, 09:13
Владимир, я инвалид с детства, воцерковленный ещё в конце нулевых... Я поныне инвалид второй группы. Так следует ли равнодушно относиться к своему здоровью и здоровью ближних в расчёте на чудо? В расчёте вместо надежды?!
Андрей26 апреля 2020, 11:43
Митрий Батавин 25 апреля 2020, 16:37, некомпетентность лиц ответственных за здравоохранение и связанные с ним области естественно вызывает законное возмущение, но оно опасно перерастанием в народные волнения. Видите же небось сколько разных проныр уже "ловит рыбу в мутной воде" ни чуть не смущаясь нормами морали, а то и просто здравого смысла. Меньше 100 лет тому назад подобным же образом начиналась великая русская и всемирная трагедия. Кстати, наши извечные друзья с севера, востока, юга, а особенно запада спят и видят новую междоусобицу на Руси. Там где начинается церковь армия отдыхает, но ведь и на земной войне одно дело идти в штыковую простым бойцом и совсем другое вести в атаку роту.
Митрий Батавин25 апреля 2020, 16:37
Первая толковая статья,на мой взгляд,которая отвечает на многие важные вопросы церковной жизни!!! НО... У меня -когнитивный диссонанс!30 лет ,которые я в Церкви,мне говорили,что никакая зараза через Причастие передаваться не может,что Кровью Христовой и Её благодатью и сама чаша и лжица защищены от любой заразы.Батюшки призывали, незадумываясь и небоясь заражения, причащаться ,невзирая даже на то,что перед тобой мог причаститься больной туберкулёзом... А в качестве довода приводили тот факт,что никогда ни один священник или диакон,потребляя оставшиеся Дары после литургии из общей чаши,ни разу ни чем не заразились!... А теперь утверждется обратное.Возникает вопрос:когда меня обманывали?
Олесь25 апреля 2020, 15:42
Посыл статьи понятен, но я что-то не уловил: где грань между тем, чтобы не соблазнять "немощных совестью" и тем, чтобы превратиться в марионетку их страстей? Кого-то, допустим, соблазняет и лишает покоя сам факт того, что я христианин, что в храм хожу, что по утрам и вечерам молюсь. Кого-то оскорбляет то, что я не содомит или что аборты называю прямо - убийством. И что же, мне идти на поводу духа мира сего, лишь бы их сожжённые совести не потревожить?
Елена25 апреля 2020, 15:41
Миру не понять нашего упования. Если каждый на своей работе будет творить то, что ему кажется верным, напортачить недолго. Нас Патриарх и Президент призвали сидеть дома-слушаться надо. А мы все ковыряемся и выискиваем особо правых. Это чтобы оправдать свою неправду и самость.
Евгений 25 апреля 2020, 14:55
Очень понравилось, как накануне Пасхи сказал о происходящем В.Р.Легойда: "Пока любые попытки проанализировать то, что происходит, мне кажутся поверхностными. Чтобы мы поняли, что это такое, должно пройти время..." Вот тогда можно будет и статьи писать..
Катерина 21 апреля 2020, 23:12
Благодарна Господу за Его Милосердие к той стране, в которой я живу, и её народу. Вирус в этой стране стремительно и необъяснимо убывает вопреки всем расчетам земной мудрости. Правящие уже назвали дату, когда откроются все церкви для общественных служб. Скоро, очень скоро. Господь наказал, Господь и помиловал. Слава Богу за всё!
Андрей21 апреля 2020, 19:24
Двенадцати миллионный Ухань был готов к биологической атаке ибо её ждали от тамошней научно-промышленной базы. Однако, источник заражения мог быть не в Китае, а начало эпидемии много раньше декабря 2019 года. COVID-19 потому и распространился по всему миру, что работает подобно мине замедленного действия ведь болезнь часто не сопровождается явными симптомами. Теперь новые очаги заражения могут возникать в любом месте, вне зависимости от карантинных мер. После 2 мировой войны расцвела культура мегаполисов и это страшная, классическая ошибка правительств. Нынешним властителям уже ничего не успеть. Православным остаётся молитва, но по силам ли мирянам хотя бы даже очень слабое подобие затвора?
Пётр21 апреля 2020, 16:29
*21 апреля 2020, 14:06 "Да простит Бог еп. Лонгина." Уважаемый пользователь, скрывающий своё имя под ником *, кто Вы такой, чтобы обличать архипастыря Христова? Кто уполномочил Вас молить Бога о его "прощении"??? Кем Вы себя возомнили? Вы всерьёз думаете что такими комментариями вы укрепляете авторитет епископа Иллариона, и патриарха? Увы, всё с точностью до наоборот. Все разумные люди и так прекрасно понимают всю сложность положения Патриарха в данной ситуации.И никому в голову не придёт его осуждать. НО... с такими "помощниками" как Вы, патриархии и врагов не нужно. Читаю ваши комментарии, и вновь радуюсь что мы не католики с догматом о непогрешимости папы. Слава Богу!
*21 апреля 2020, 14:06
Пётр20 апреля 2020, 23:48. Ув. Петр, прочитайте, пожалуйста, спокойно мой комментарий от 19 апреля: Владыка Иларион в одном видео наглядно демонстрирует (можно прочитать) ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ (ЦЕРКОВНЫЕ КНИГИ) О КАРАНТИННЫХ МЕРАХ В ХРАМЕ во время эпидемий, а не говорит о закрытии храмов. Не хочу играть в глухой телефон. Да простит Бог еп. Лонгина. Кое-какие храмы закрыли в связи с заражением коронавирусом священников и прихожан, это мудрое решение.Только не спешите гордо, на горячую голову уходить в раскол. Все мы Христовы, не Иларионовы и не Лонгины. Надеюсь, Евангелие вы читали.И Священный Синод -это все-таки орган управления РПЦ, а не местная власть. До свидания. Христос Воскрес!
Катерина 21 апреля 2020, 13:54
Пётр20 апреля 2020, 23:48 -- от души с Вами соглашусь. Кстати, сайт Саратовской епархии и статьи епископа Лонгина мне всегда очень нравились. Рада, что не ошиблась ни в нем, ни в метрополите Нектарии Керкирийском.
*21 апреля 2020, 10:43
Пётр20 апреля. Христос Воскресе! Можно, конечно! Но речь идет о возможности заражения в ХРАМЕ, что многие отрицают, вопреки доводам Библии, св. Отцов и реальности. Не будем пребывать в литургическо - магическом сне. На посещение магазинов и метро наложены строгие сан.- гигиенические предписания. Но если молиться мы можем дома, в тайной комнате (что до истерии не хотим), то необходимые для жизни товары не в состоянии получать из воздуха. И летать по воздуху пока не можем. Если вы не согласны, составьте обращение к властям о закрытии магазинов и метро и соберите подписи. Ваша воля и ваша свобода. 2 X 2=4, и мира нет.Только при чем здесь Бог- Высшая Премудрость и установленное Им священство?
Андрей21 апреля 2020, 10:29
В многоэтажных домах нет гарантии от проникновения пыли ибо перепад высот это естественный ток воздуха. Где ни будь герметизированы зоны прохождения антенных, телефонных, компьютерных сетевых, электрических, тепловых, газовых, водных, стоковых коммуникаций через стены и перекрытия? Больше того, различные шахты, камеры и тоннели, а так же чердаки и подполья это среда обитания мелкой живности, начиная от муравьёв и заканчивая летучими мышами да птицами. Положим, что в подъездах проводится уборка с хлоркой, но как обеззараживать прочее коммунальное хозяйство? Все дворники, слесари, техники и уборщицы никогда не смогут исправить давние ошибки на уровне центрального комитета или совета министров.
Пётр20 апреля 2020, 23:48
*19 апреля 2020 "Прямая линия митрополита Илариона...". А вот другой, не менее авторитетный митрополит нашей Церкви, епископ Саратовский Лонгин, сравнивает закрытие храмов для верующих с безумием и богоборчеством. В своём послании он говорит: "Я не имею права никого призывать к гражданскому неповиновению, но повторюсь, что храмы мы закрывать не будем. Для всех нас, православных христиан, происходящее должно стать уроком, показав истинное отношение власти к Церкви и своему народу". И мне лично его позиция ближе. И слава Богу что мы не католики, и нет у нас догмата о непогрешимости папы. И митрополиты, и патриархи, это люди. И все могут ошибаться и проявлять слабость пред лицом властей.
Катерина 20 апреля 2020, 23:45
НН20 апреля 2020, 12:48 -- рассказанная Вами история о священниках говорит о том, что умение грамотно действовать в особой обстановке тоже дар. Ну вот что б им, батюшкам, догадаться поделиться? Одна команда служит одну неделю. Потом другая. Нас к примеру шеф поделил на непересекающиеся друг с другом команды. И если заболеет одна, то другой не надо сидеть в карантине и самоизоляции. Меняемся, чтобы распределить психологическое напряжение, которое в первое время было страшным по вине масс-медиа (есть все-таки в них что-то сатанинское, есть...). Живописные фотографии гробов в Италии, затем их сменили не менее живописные статьи о трупах в США, забивших до отказа NY...
Пётр20 апреля 2020, 20:45
*19 апреля 2020, 02:32 "в храме можно заразиться страшным вирусом". А в магазине, или в метро нельзя заразиться "страшным вирусом"?
НН20 апреля 2020, 12:48
Христос Воскресе! Д.Максим:/где угодно можно заразиться в трапезной,в лавке,перед дверьми храма на порожках, но только не в Храме/-А Вы посмотрите,что произошло в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (Москва). Все 6 священников храма больны. Прихожанам не важно где они заразились(хотя точно известно,что как мин один из них в храме,от приехавшего из-за границы прихожанина).Важно то,что службы не было вообще,и на Страстной,и на Пасху...Сейчас тяжелее всех Патриарху. И священникам тяжелее, чем прихожанам! Раньше в ночь на Пасху не причащались, это веяние последних прим 30лет. Верные причащались или в Четверг,или в Субботу.В этой пандемии много чего интересного...На всё воля Божия!
Андрей20 апреля 2020, 11:24
Анна Семьянская 19 апреля 2020, 15:17, подвиги редко совершаются иначе как необходимое следствие чьих либо глупостей и ещё реже нивелируют результаты чрезвычайного происшествия. Больше того, промашку начальствующего не исправят ни подчинённый, ни равный, но только больший. То есть с повышением уровня власти уменьшается право на ошибку и возрастает ответственность, а время принятия решения неуклонно сокращается по мере роста мощности источников энергии, коэффициента полезного действия машин, а наипаче скорости прохождения информации. Потому своевременный и адекватный анализ возможных последствий развития общества в том или ином направлении важнее чем почести героям и от друзей, и от врагов.
Катерина 20 апреля 2020, 10:43
Елена19 апреля 2020, 22:08 -- обсуждается невозможность верующего христианина присоединиться к совершению в Божьем Доме к Бескровной Жертве на общественном молитве. Если большинству верующих действительно безразлично, молятся ли они в Божьем Доме или у себя в квартире, прекрасно обходясь без храмов и Таинств в них, то зачем им вообще храмы и Таинства? Тем не менее обсуждение показывает, что многим не всё-равно, что храм для них не сводится к свечкам и освещению мяса и куличей, поэтому обсуждение столь горячее, а не теплохладное. И это хорошо. Это значит, что ради именно этих, которым не всё-равно, из Чаши или облатками будут нас причащать, рано или поздно откроются монастыри и церкви.
Елена19 апреля 2020, 22:08
Благодарю автора. Посмотрела комментарии и загрустила. Эмоций много, а любви мало. «Личное мнение» становиться современным идолом человечества. За него бьються насмерть. Кому нужен такой мир? Сами приближаем конец его...
*19 апреля 2020, 18:31
Диакон Максим 19 апреля 2020, 13:45. Непонятны ваши голословные утверждения и амбициозное мнение. Повторяю: речь идет не о Святых Христовых Тайнах, а о храме как о здании в период угрозы пандемии. Советую обратиться к авторитетнейшим источникам: 1) Видео "Прямая линия митрополита Илариона 2 апреля 2020г". Владыка наглядно демонстрирует источники церк. Предания о карантинных мерах в храме. 2) Прот. Олег Стеняев- широко известный, признанный специалист в области Священного Писания."Библия- первая книга о карантине". Он утверждает, что говорящий о божественной защите и отвергающий карантин подвержен тонкой разновидности монофизитской ереси.Ну, если вы выше их-простите.
Анна Семьянская 19 апреля 2020, 15:17
Я бы ещё добавила, а врачах медсестрах, всех людях которые работают в больницах. Они очень тяжело работают сейчас, с риском для жизни. И также о власти это не какие-то роботы или не люди. Это такие же люди как и мы с вами и у них сейчас не простое время они отвечают за нас перед Богом, за наши жизни их тоже нужно жалеть думать о них помогать им и ставить себя на их место.
Диакон Максим19 апреля 2020, 13:45
Уважаемый *, Христос Воскресе! Не хочу ни чьи слова ставить под сомнения! Многие священнослужителя болеют и это факт, только все дело в месте заражения, где угодно можно заразиться в трапезной, в лавке, перед дверьми храма на порожках, но только не в Храме! И это тоже при желании можно подтвердить текстами Священных Писания и Придания!
Андрей19 апреля 2020, 11:26
Решение о самоизоляции принято на основе данных математического моделирования развития ситуации с COVID-19, а что это за метод? Это мозаика из формализованных до системы уравнений гипотез. Определяем критические параметры и смотрим, как система реагирует на варьирование. Однако все вместе и каждая в отдельности гипотезы не гарантированы от ошибок постановки задачи, единиц измерения, способов решения, исходных данных, граничных условий и других. Математическая модель это композиция отражений внутреннего мира каждого из заказчиков и подрядчиков. Отсюда требования по унификации, выверке, корректировке, дублированию и прочим, а главное – своевременности и адекватности.
Галина И.-Д19 апреля 2020, 11:14
Ув. Д.,вы забываете, что мы "не под законом, но под благодатью призвавшего нас Христа" (Рим.), которую Он дает СМИРЕННЫМ, и которую силен отнять по грехам нашим. Мир сошел с ума. Так "не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь посылает нам то, что мы заслужили" (прп. Нил Синайский). Всему свое время. "Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!" (Иов 1,21). Что сказать? "Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотой правосудия. Он никого не угнетает. Да трепещут перед Ним все мудрые сердцем" (Иов 37,23). Наш ум не есть мудрость. И да войдем в покой Божий, смирившись перед Ним и никого ни в чем не обвиняя. Христос Воскресе!
Д19 апреля 2020, 06:43
Вдогонку к аргументам, что магазины и метро переполнены и власти не парятся насчёт "рассадника инфекции", подумайте и о следующем: многие верующие приезжают в храм и едут из храма на личном автомобиле. Они рискуют случайно задавить пешехода, или устроить аварию с летальным исходом. Почему нет рекомендации воздержаться от пользования автомобилем при посещении храма, чтобы "случайно не стать виновником смерти другого человека"? Дальше, священники после причастия всех людей потребляют все оставшиеся Святые Дары. Причащаются люди с сифилисом, герпесом, гепатитом, гриппом, туберкулёзом, даже СПИДом (медсправки перед причастием на требуют). А священники массово почему-то не вымирают. Что скажете?
*19 апреля 2020, 02:32
Диакон Максим 18 апреля 2020, 17:50. "Прости, что забываем как Ты заботишься о нас и никогда не допустишь заболеть в Храме..."// Понятна ваша горячность и ваша патетичность. Тем не менее, уже 1000 раз все объяснено и пояснено, что в храме можно заразиться страшным вирусом не от Святых Таинств, а от несоблюдения простых сан.-гигиенических норм. Посмотрите, к примеру, видео А.И. Осипова "Не предаем ли мы Христа?" Там он говорит о закрытии Киево- Печерской лавры, потому что в ней заражены вирусом более 90 чел. Неужто монахи знаменитейшей лавры глупее вас и меньше верят Богу? Узнайте, на советах каких рус.святых основано обращение Патриарха Кирилла, Свящ. Синода об ограничении посещений храмов.
Катерина 18 апреля 2020, 21:55
православная18 апреля 2020, 16:36 -- друг не познается ли в беде?.. у всех нас есть своя греховная часть, что делать, вот у Вашей знакомой такая. Они может и сама не рада, а сделать ничего пока с собой не может. Здоровья Вам и С ПРАЗДНИКОМ!
Иоанна_18 апреля 2020, 20:44
Согласна с Виктором. Слишком длинно. Истина ведь проста, и тот, кто говорит истину, не нуждается в таком количестве слов. В многословии нуждается тот, кто оправдывается.
Диакон Максим 18 апреля 2020, 17:50
Господи помилуй нас грешных!Прости, что манипулируем Священным Писанием и подстраиваем Священные Слова под выгодную нам ситуацию!Прости нас, что забываем Твою Силу и Могущество, и опираясь на плод нашего падшего сознания думаем оградиться от вируса не ходя в Твой Святой Храм.Прости, что забываем как Ты заботишься о нас и никогда не допустишь заболеть в Храме и тем более заразить ближних!Знаю, что могу заболеть, где угодно и заразить кого угодно, В магазине, транспорте, поликлинике, от родных и близких, но не в Храме и не от Святых Твоих Таинств! Веруюем, Господи, помоги нашему неверию... И помилуй нас малодушных и боязливых, и дай нам сил и мудрости пережить все эти испытания!
Виктор18 апреля 2020, 17:25
На мой взгляд слишком умно и запутанно автор пишет о возникшей сейчас проблеме. По-моему, если вы больны инфекционным заболеванием, то из любви и заботы о ближнем необходимо, как сейчас говорят самоизолироваться. Но как быть тем кто не болен, но может быть носителем инфекции? Потенциально это может быть любой человек. В мире инфекций множество. Сегодня поводом для самоизоляции выступает истерия вокруг короновируса. И вот уже в православных храмах литургия служится без участия прихожан.Это полумеры и двойные стандарты. Священники и причт разве не подвержены тем же болезням? А завтра появится другой повод. Самоизоляцию можно сделать надолго. То что не смогли сделать коммунисты сделал вирус.
Александр18 апреля 2020, 17:03
И.В. Продолжение... Где вы видите закрытую Церковь? Митрополит Волоколамский Иларион: "В нынешних чрезвычайных условиях не прийти в храм значит проявить послушание. Сейчас решение не прийти в храм будет не просто обусловлено уважительной причиной, но станет выполнением того, к чему призвал Патриарх. Поэтому мы надеемся на то, что большинство наших прихожан будут оставаться дома и станут смотреть прямую трансляцию богослужений, а причаститься они смогут, либо придя в храм в индивидуальном порядке и договорившись со священником, либо там, где это возможно, придя в храм в ограниченном количестве, либо после того, как строгие карантинные меры будут отменены".
православная18 апреля 2020, 16:36
Наталии Ростовой и Катерине. Спасибо за отзывы. Все ваши советы выполню. Я успокоилась, читала дома службы Великой пятницы и Великой субботы. Да, я сильно расстроилась,т.к. понимаю ситуацию, очень ценю наше высокое священноначалие и уважаю власти.Не могу равнодушно принять от своих же поношения на них. Это в Страстную Седмицу! Духовник на мой вопрос промолчал, ничего не ответил, и я обратилась к этому сайту. Эта женщина была близка мне много лет, но когда у меня в семье случилась большая беда, она меня напрочь забыла. И вот опять обвинила, что я предаю Христа. Когда тебе больно, важно чтобы кто-то поддержал и утешил. До этого я болела больше месяца и не хочу опять болеть. Простите.Всем добра
Александр18 апреля 2020, 16:08
И.В., напишите что для вас Церковь, как вы понимаете? Если доводы Священного Писания для вас - лукавство, приведу вам слова: "...Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют её (Мф. 16, 18) до самого Страшного Суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудно. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда - гибель." (Преподобный Варсонофий Оптинский, Духовный азбуковник - Архангельский глас при конце мира - Церковь). Простите что обидел вас, но мне жаль что вы не в послушании у Церкви.
И.В.18 апреля 2020, 12:17
Александр17 апреля 2020, 19:07 "На мой взгляд позиция очень "человекоориентированная". Это то и странно... Может от Церкви ожидали позиции Бого-ориентированной? А человекоориентированных институтов в нашем обществе и так хватает. Вся современная цивилизация человекоориентированная...
И.В.18 апреля 2020, 12:08
Александр18 апреля 2020, 02:00 "Лично для меня Церковь никогда не закрывалась..." Т.е. вы лично можете в день Воскресения Христова приступить к Святому Причастию? Не лукавьте, я думаю вы прекрасно поняли о чём речь...
Александр18 апреля 2020, 11:51
Если бы позиция священноначалия была диаметрально противоположной, то наверное те же самые авторы статей писали бы другое и приводили бы противоположные доводы. Создали прецедент с отлучением большинства прихожан от храмов. И потом, спустя какое-то время, на это будут ссылаться другие "авторы", мол ничего страшного, вон в 2020 году тоже не пускали людей в храмы.
Галина И.18 апреля 2020, 11:28
Юлия.Сочувствую вам. Но вот вопрос:а в обычные дни ранее вы всегда посещали храм? Всегда спешили на службу, делали добро ближним, заботились о них, служили Господу не только душою вашею и словами, но и на деле, по факту? Как учит нас Писание. Тогда и спасемся. А так много красивого словоблудия.Если нет любви у нас, все остальное- ничто. Мы привыкли быть потребителями: дай да подай нам, как в аптеке и в магазине. Не дают- все, конец. Прот. Андрей Кураев как-то сказал, что для многих церковь -как пункт переливания крови. А отец Павел Островский на ТК "Спас" на днях заметил:"То никого не загонишь в храм, то (не дословно) возмущаются сейчас". «Да молчит всякая плоть человеча…». Бог не оставит.
Даниил18 апреля 2020, 11:14
Чем-то рвущиеся ныне в храмы, особенно в Москве, сродни находящимся под епитимьёй (в некотором смысле вся земная Церковь сейчас под ней), но приступающие к Чаше. Это дерзновение? Скорее, дерзость... С непредсказуемыми последствиями.
Андрей18 апреля 2020, 10:58
К числу вразумительных поводов не ходить в церковь на ряду со стихийным бедствием, голодом и мором ещё можно отнести войну. Не локальный конфликт где-то на безопасном расстоянии, но когда актуально "За Родину!" и "Всё для фронта, всё для победы!", а благоприятным для соборной молитвы временем обладают лишь старые, немощные да малые. Ныне моровое поветрие, возможно, логично следующий за ним голод. Однако, обратите внимание, США и Китай дружно отрицают возможность искусственного появления COVID-19, а Израиль уже заявил о претензиях к поднебесной на большие миллиарды. Будет ли единственным этот иск к сопредельной нам великой державе с ядерным оружием? Понимаете, куда как дело может повернуться?
Юрий18 апреля 2020, 10:05
Вроде все правильно, но тоска тяжкая..
Анна G. 18 апреля 2020, 07:56
А мне хватило любви в словах автора. Убедительно. Не вижу никакой категоричности. Согласна с автором: я причастилась в Великий четверг, а сегодня в Великую субботу болею. Валяюсь без сил. Это для меня обычное дело - после поста и длинных утомительных служб. Но и было у меня ощущение особого недостоинства перед Причастием, вины особой - ведь нарушаем же! Проявляем непослушание …Прости нас, Господи. Ах, как же тут быть. Расколом пахнет, самое страшное. Убрать бы эмоции, успокоиться. Гнев добра не творит. И ещё: в нашем храме, если соблюдать разметку, всего 18 человек уместится - нельзя решить этой проблемы в маленьком храме. Всем добра и спасения души. Христос воскресе!
Александр18 апреля 2020, 02:00
И.В., странное рассуждение: "Бывало в истории что безбожники закрывали храмы, но такого добровольного "самозакрытия" в истории Церкви не было никогда". Не знаю как вы, но я под Церковью понимаю не здание, а ни что иное, как общество людей православно верующих, управляемое священноначалием (пастырями) (Деян. 20.28) и окормляемое святыми таинствами. Церковь есть общество спасаемых. Лично для меня Церковь никогда не закрывалась, и ни будет закрыта до Второго пришествия Спасителя. То, что создал Господь: ...приобрел Себе Кровью Своею (Деян. 20.28), закрыть человекам невозможно!
Катерина 18 апреля 2020, 01:31
православная17 апреля 2020, 07:05 -- да Вы не берите так уж близко к сердцу сказанное/услышанное. Неужели мнение этой женщины о Вас является для Вас столь значительным, что Вы уделили ему такое количество времени и эмоций в Вашем сердце? Не слишком ли много чести?.. Возможно, понять то, в чем Вам каяться и о чем просить прощения, поможет рассказ под названием "Три пощечины святому", посвященный свт. Тихону Задонскому. Легко найти в Интернете. Прочтите, и возможно Вы увидите себя как бы со стороны и все станет на свои места. И Ваше сердце обретет спокойствие.
Тимофей17 апреля 2020, 22:44
"Сочувствие и к тем, кто вне храма, и к тем прихожанам, кто боится за свое здоровье. И не просто сочувствие, ... мы не можем – если только не впали в прелесть – считать, что лишь за нашу личную горячую веру «вокруг нас тысячи спасутся», т.е. не заразятся по нашей вине." Ваша логика предполагает, что мы болеем, заразны, но все равно идем в Храм. Это не так. И разве те, кто боятся за свое здоровье не остались уже дома? Здоровому человеку сесть в машину и поехать в магазин - можно, а в храм нет. Не горячая вера, а духовная немощь сподвигает нас к Причастию. Какая там прелесть. Может быть, великие пустынники и могли раз в год причащаться и сохранять чистоту, но не мы в большом городе.
Степанов В.17 апреля 2020, 22:31
Странно это конечно - в магазины, где постоянный водоворот людей, ходить можно, а в храм зайти нельзя. Метро с колоссальным пассажиропотоком работает как ни в чём не бывало. А вот храмы закрыли. И как раз на страстную седмицу и на светлый день Воскресения Христова. И всё это на фоне всеобщей цифровой идентификации, с присвоением номеров даже для выхода из дома. Заставляет задуматься...
Наталия Ростова - Православной17 апреля 2020, 22:10
Милая женщина, не знаю, как Ваше имя... " В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь. Другой - листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое..." В тяжёлых жизненных ситуациях, выживет не тот, кто выносливее физически, а тот кто не встанет не четвереньки ( перед бесом ). Вы мудрая женщина и дай, Бог, Вам здоровья...Вы знаете, как Вам поступить....
Екатерина17 апреля 2020, 21:53
Спасибо Вам, Александр! Пусть пишут недовольные, пусть они возмущаются, но может быть Вы не расстроитесь от их слов, ведь благодаря Вашей статье я поняла одну свою очень часто задвигаемую в угол ошибку в отношении рассуждения о примирении с опечалившим. Не буду вдаваться в подробности, они для исповеди. А для Вас - благодарение! Вы просветили душу, помогли заметить то, что годами не замечалось не смотря на стремление к исправлению, внимательное отношение к Таинствам! Иногда мы не замечаем неправильный кусочек мозаики, когда в целом все сложено, а маленький кусочек мозаики остался повернут не той стороной - но именно он для меня оказался очень важен. Спасибо, уважаемый автор!
Юлия 17 апреля 2020, 21:25
Вот в магазин могу сходить, не запрещается! В аптеку! А в храм, куда всей душой желаю попасть, не могу по предписанию властей, по угрозам обложить храмы штрафами! Это большое горе, уверена для многих! Не выразить НИКАКИМИ словами, что творится в моей душе!
Сергей Лактейкин17 апреля 2020, 20:59
Спасибо за вразумление!
Ярославна17 апреля 2020, 19:17
Вот я заметила по себе, что позитивной стороной карантина является и то, что через закрытие храмов и обсуждений, с этим связанных, много людей впервые поняли , что главным моментом воскресной службы, именно причящение, а не просто присутствие. Очень много людей в заблуждении.В храмах ,которые я посещаю,очень часто бывает,что причащают только детей и ни одного взрослого.Люди не понимают вообще, про что это, Литургия. Отчасти в этом виновны священнослужители.Они должны после службы обратить внимание на этот момент,объяснить прихожанам зачем они тут.И поэтому,ради одного заблудшего,познавшего истину,верные могут обрадоваться случившемуся.Когда это закончится,масса людей придет осознано в храмы.
Дьякон Андрей17 апреля 2020, 19:10
Одни будут искушаться тем, что мы не соблюдаем санитарные нормы. Другие будут искушаться тем, что мы не доверяем своему Богу и вводим строгие карантинные меры. Что же теперь делать, разорваться?)
Александр17 апреля 2020, 19:07
На мой взгляд позиция очень "человекоориентированная" и, надеюсь, что правильная. Каждый сможет сам прочитать молитву дома, может даже полностью отстоять Богослужение, смотря его онлайн или в записи. Всем спасения и добра в этом мире!
Александр17 апреля 2020, 18:01
Дорогой автор, в магазинах и метро народу эдак в тысячи раз больше, чем в храмах, однако закрывать не собираются. Как же- кушать и ездить то надо! Попробуйте обратиться ко властям с братским увещеванием о закрытии сих рассадников заразы, подкрепив цитатами Священного Писания. P.s. да, это ирония грустная такая.
И.В.17 апреля 2020, 16:22
Литургия - это брачный пир, на который Христос приглашает всех. Он предлагает нам Тело и Кровь свою, принося Себя в жертву за нас. А мы? А мы сидим по домам: "спасибо Господи, не надо, не сейчас...". Помните притчу о званых на пир? Господь устраивает пир, созывает к Себе людей, а на пир никто не приходит... Бывало в истории что безбожники закрывали храмы, но такого добровольного "самозакрытия" в истории Церкви не было никогда...
Дмитрий17 апреля 2020, 15:32
Спорный конечно это вопрос...."Спасти не только от соблазна хулить Церковь за эгоизм, спасти не только от угрозы тяжелой, смертельной для многих инфекции...." и без этого хулили и будут хулить....Пример пскоской епрахии на Вербное Воскресение (прихожане стояли на размеченной территори 1.5 м друг от друга и т.д. то есть можно же всё организовать ....чтоб было безопасно). А заразиться можно и в магазине в очереди...
Михаил Захаров17 апреля 2020, 12:26
Отцы, братья и сестры! Я - за строгое соблюдение санитарных и медицинских мер, но никто не закрывает ПОЛНОСТЬЮ общественный транспорт, продуктовые магазины (в т.ч. гипермаркеты), медицинские учреждения - это насущно необходимо людям. В этих ПОМЕЩЕНИЯХ (салонах, вагонах) - в них люди пребывают достаточно долго - стараются лишь обеспечить санитарные условия. Пребывание (хотя бы) ВО ДВОРЕ храма, С СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ УСЛОВИЙ, во время Пасхальной Божественной Литургии - НЕ МЕНЕЕ духовно насущно необходимо православным христианам. Поэтому полностью согласен с теми архиереями, которые подобно нашему митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору, благословляют описанное участие в Литургии!
Валентина17 апреля 2020, 12:14
Никто ещё не подписывал с Богом контракт, о том когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни. <прп. Паисий Святогорец> А мы забываем, что жизнь и смерть дает Бог.
Андрей17 апреля 2020, 12:03
В контексте пандемии стоило бы осознавать, что когда всё необходимое для жизни везут с другого берега океана да продают через 3...4 перевалочных базы и почему-то нет альтернативы, то избежать заражения вирусом невозможно практически никому, включая первых лиц государств. Вопрос в том, кто и как перенесёт заболевание, посему и принимаемые меры должны быть своевременными и адекватными. Загнать огромные массы народа на ограниченные площадки городов, понаставить вокруг вредных производств да навалить свалок да ещё и говорить о необходимости принесения жертвы ради чьего либо спокойствия - это не совсем правильно. Просто называйте вещи своими именами.
Нина 17 апреля 2020, 11:30
Простите! Мне не хватает сердца и любви в ваших слова! Конечно вы провели большую работу, чтобы грамотно осветить проблему, и , возможно, говорите о наболевшем. Но уж как-то очень односторонне. Вы бы подумали о том, какой может быть реакция тех людей, которые только в начале пути воцерковления. Ведь можно ту же информацию и с любовью ко всем "сторонам" преподать. А так только обличение. Пусть даже и обоснованное. Ваша любовь к ближнему, пусть даже заблуждающемуся, где?! Пастырей добрых и так на нас всех заблудших не хватает, а тут теперь попробуй переварить вашу "категоричную кашу". Я понимаю, что уровень восприятия разный.Извини еще раз!!Информация нужная, но может над подачей подумать
р.Б.Сергий17 апреля 2020, 11:27
Очень жизнеутверждающая и оптимистичная статья,раскрывающая взгляд на проблему,с такой точки зрения,о которой,я лично,по крайней мере,не мог дойти своим разумением.Слава Богу за все!
Сергей Пономарёв17 апреля 2020, 10:58
Спаси Господи Александра! Грамотно и толково всё объяснил.
Сергей17 апреля 2020, 09:43
Спаси Господи Александра!Грамотно всё растолковал.
Владимир17 апреля 2020, 09:39
Евхаристия дает не чувство, но единство с Богом. Которое проявляется в духовной жизни, а не просто является формальностью. Для христианина лучше умереть с Богом в мире, чем остаться без Бога: "да не на мнозе удаляяйся от общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду". Поверьте, для многих это не просто слова, а реальный опыт жизни. Почему-то мы легко перенимаем логику неверующих, что ходя в храм человек подвергает себя большему риску, чем не ходя. Хотя все православные слышали, а очень многие и знают примеры чудесного исцеления после Причастия и молитв. Конечно, Господь может попустить и после Причастия заболеть, как пишет Апостол о недостойно причащающихся. Но случается и обратное.
православная17 апреля 2020, 07:05
Спасибо автору за стремление во всем разобраться. "требование «первее примирися тя опечалившим». В этой..фразе мы видим, что отношение к ближнему было и остается важнейшим критерием «неосужденного» принятия Святых Таин". Мне около 70 лет, иммунитет очень слабый, и я в соответствии с рекомендациями священноначалия и властей нек. время не ходила на службы, молилась дома. В городе у нас есть заболевшие. Вчера была в храме с повязкой, в числе еще 2х чел. с повязками. Одна сестра гневно сказала мне, что "сверху придумывают всякое", и посоветовала не отрекаться от Христа. Я была потрясена этим осуждением и обвинением, сказала, что это фарисейство. Мне с ней примиряться, просить прощения? За что?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×