Русская Православная Церковь впервые отмечает Пасху в условиях режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса, когда в Москве и ряде других регионов храмы закрыты для прихожан. Как Церковь относится к эпидемии и несогласным с антивирусными мерами, какую позицию в складывающейся ситуации занимает лично Патриарх Кирилл, что делать, если нельзя пока освятить куличи в храме и посетить кладбища, много ли верующих могут причастить священники на дому, как не поддаться унынию, почувствовать радость праздника и поделиться ею с окружающими — в интервью РИА «Новости» рассказал член Рабочей группы при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.
— Владимир Романович, эпидемиологическая ситуация и меры по борьбе с коронавирусом пока лишь ужесточаются, но верующим свойственно надеяться на чудо. Смогут ли в дни празднования Пасхи особо нуждающиеся люди попасть в храмы?
— Главное чудо, о котором верующие думают в день Пасхи, — это чудо Воскресения Христа из мертвых. В сравнении с этим великим событием, которое возвело человечество от смерти к жизни, все временные затруднения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, кажутся чем-то совершенно малозначительным. Опыт переживания этого чуда христианская община пронесла через свою двухтысячелетнюю историю, без уныния и страха претерпевая в том числе гонения и преследования. Думаю, что нам следует почаще бросать взор в историю и сравнивать режим самоизоляции в Москве и, например, режим Соловецкого лагеря особого назначения.
Конечно, бывают случаи, когда потребность в принятии таинств в церкви является действительно безотлагательной. Именно поэтому Церковь возвышает свой голос в поддержку права верующих людей на посещение их в больницах (священнослужителями. — Прим. ред.). Кроме того, многие, если не все, священники готовы посетить тех, кто в этом действительно нуждается, для преподания таинств Церкви на дому.
— Как Патриарх Кирилл оценивает складывающуюся ситуацию и в каком настроении встречает Пасху-2020?
— Святейший Патриарх Кирилл происходит из семьи, которая пережила жесточайшие гонения против православной веры. Ему чужды кликушества, которые подчас распространяются в публичном пространстве. Предстоятель Русской Церкви совершенно трезво, спокойно и здраво оценивает складывающуюся ситуацию, молится о заболевших, поддерживает сомневающихся.
Святейший последовательно придерживается твердой позиции о необходимости совершения богослужений всеми священниками на приходах, пусть и с ограничениями, которые он рассматривает как средство защиты прихожан от болезни.
— Как понимать его слова о том, что коронавирус может быть «милостью Божией»?
— Верующему человеку присуща твердая убежденность в том, что все происходящее с нами действием благодати Божией и нашей волей можно обратить во благо. Очень многие люди в условиях испытаний, связанных с коронавирусом, оказались способны к делам милосердия: помощи ближним, заботе о больных родственниках. Мы возносим молитвы о сохранении и выздоровлении от этой болезни тех, кто нам дорог, поддерживаем заболевших. Многие люди действительно совершают такие поступки, которые были бы для них немыслимы в условиях комфорта и беспечности. Речь прежде всего о врачах, но и не только о них. В этом преображении многих людей Церковь видит милость Божию к человечеству и к каждому из нас. Ведь вирусы приходят и уходят, а то добро, которое мы оказались способны совершить, навсегда остается.
— Доходит ли до Вас информация о несогласии с антивирусными мерами, касающимися закрытия храмов для прихожан, со стороны части верующих, о подаче судебных исков или соответствующих намерениях? И что в связи с этим намерена предпринимать Церковь?
— Определенное непонимание среди верующих встречается, и не только в нашей стране, но и во многих странах Европы. Многие люди изначально относились несерьезно к карантину и считали такие меры необоснованными. Ситуация меняется по ходу того, как количество зараженных людей возрастает. Когда заболевают наши близкие. Мы относимся с любовью и терпением к тем нашим собратьям, которые проявляют несогласие с карантинными мерами. И мы не устанем убеждать их в том, что мы несем эти ограничения не из страха перед болезнью, ибо все мы смертные, а ради того, чтобы обезопасить тех, кто более уязвим. Среди них пожилые люди, а также наши приходские священники, которые постоянно контактируют с людьми и находятся в группе риска по заражению — некоторые из них, к сожалению, уже заразились. Думаю, что никто не хочет стать причиной страданий своего приходского священника, даже невольно заразив его инфекцией.
— Посещение кладбищ на Пасху уже давно не рекомендуется Церковью, а в этом году в Москве, например, и вовсе запрещено властями из-за коронавируса. Но скоро Радоница (в этом году — 28 апреля) с первым после Пасхи общецерковным поминовением усопших. Будет ли возможно прийти на могилы к близким, что Вы об этом думаете?
— Я полагаю, что ограничения на посещения кладбищ связаны с минимизацией рисков, которые неизбежны в случае большого скопления людей. Вполне вероятно, что в будущем ограничения, связанные с посещением кладбищ небольшими группами людей, потеряют смысл.
Любовь к покойным и забота об их загробной участи — прежде всего в нашей молитве за них. Некоторые полагают, что, посетив кладбище раз в год, можно об усопших не вспоминать до следующего раза. Но ни посещение кладбищ, ни содержание могил в порядке, ни также заказ поминовения в храмах, которое можно заказать дистанционно, не могут заменить нашу личную искреннюю молитву о покойном.
— Будут ли священники больше посещать своих прихожан в пасхальные дни, на Светлой неделе и вообще на протяжении режима самоизоляции, введенного в стране до 30 апреля?
— Мне известны многие священники, которые готовы посетить всех своих прихожан в течение Светлой недели. Некоторые из них считают своим пастырским долгом приобщить своих чад к причастию в эти светлые дни. Конечно, это делается с соблюдением всех требований безопасности.
— Как сохранить праздничное настроение, несмотря на изоляцию и другие ограничения, которые люди зачастую воспринимают как несправедливость, влекущую потери в церковной жизни, работе, спортивной форме, здоровье и других важных сферах? Как не впасть в уныние или панику?
— Ощущение праздника естественно для тех, кто готовился к приятию праздника Пасхи на протяжении дней Великого поста. Мы верим, что эту радость не омрачат никакие трудности, и видим этому свидетельства в жизни. Но радость Пасхи Церковь всегда разделяла и с непостящимися. Поэтому мы призваны к тому, чтобы научить принимать пасхальную радость всех окружающих нас людей. Дни Светлой седмицы — хорошее время, чтобы больше общаться со своими знакомыми, друзьями, коллегами, родственниками. Несомненно, это поможет сохранить жизнерадостный настрой. Благо, современные технологии оставляют для этого массу возможностей.
— Освящают куличи, а также яйца и пасхи все в этом году дома? И как Вы на это смотрите?
— Большинство людей в этом году будут проводить этот день дома. Церковь предлагает им чин домашнего благословения пасхальных снедей. Но в России есть регионы, где нет таких ограничений и люди могут приходить освящать куличи и пасхи в храмах, как обычно. Но я неоднократно говорил и повторю, что смысл праздника Пасхи не ограничивается обретением освященного кулича и яиц. Может быть, ограничения помогут нам это лучше осознать.
— Сколько, по Вашим прогнозам, могут продлиться эпидемия и режим самоизоляции с закрытыми храмами в России, когда это все закончится?
— Я думаю, что прогнозы такого рода если кто и может давать, то только специалисты в области вирусологии и инфекционных заболеваний, а не Церковь.
Сколько бы ни продолжалась эпидемия, мы должны помнить о том, что самоизоляция — это не тюремное заключение, не повод для уныния. Мы должны постараться защитить себя и своих близких от этого опасного состояния именно делами любви, добрым словом, в конце концов. Ведь наш ритм жизни часто исключает даже такую мелочь, как простое внимание к тем, кто рядом с нами. Может быть, коронавирус поможет нам увидеть свои несовершенства и исправить их.