«Ненавидящих и обидящих нас прости»

Рассказ

– Пишем: «Наступила зима». Нас-ту-пи-ла…

В классе тепло, и Кате хочется спать. А диктант писать совсем не хочется. Она еще только в третьем классе. Пока закончишь эту школу… Хотя в следующем году уже будут разные учителя, а Татьяны Петровны – не будет. Стоит подождать: зима, весна – и всё.

– Колесников! Ты совсем идиот? – срывается на крик Татьяна Петровна. – Кто точку за тебя ставить в конце предложения будет? Как тебя с такими мозгами в школу приняли?!

Вот оно, началось. Первый урок, а уже. Ну почему оно так? Антон из «В» класса говорит, что их Марина Владимировна – очень добрая и совсем не кричит. У «Ашек» Анастасия Михайловна строгая, но грубых слов не говорит и тоже не кричит. А «Бэшкам» не повезло: их молодая Алла Вадимовна родила ребеночка, и некем было больше заменить, как только вот этой… Катя вздыхает и едва не пропускает, какое нужно сделать задание. Пот течет тонкой струйкой по спине: Катя боится ошибиться. Хотя именно Катя оказалась в привилегированном положении: ее мать когда-то училась с Татьяной Петровной в одном классе, они дружили и доверяли друг другу детские секреты, до сих пор они иногда звонят друг другу по телефону, и поэтому при всех учительница Катю не ругает. Но – может позвонить матери и нажаловаться, и тогда только держись…

Остальным хуже, гораздо хуже. Вот сидит Света. Света простудилась и иногда просится выйти. Ее мать, вдова, работает в администрации района. Не начальник, но все-таки работает. Как только за Светой в очередной раз закрывается дверь, Татьяна Петровна говорит классу:

– Мать – работник администрации, а ребенку вылечить почки не может!

Мальчишки из-за этого начали Свету дразнить. А сами и не догадывались: ну, выходит – и выходит…

Вот – Люда, тоненькая и беленькая. Все знают, что родители Люды наказывают девочку даже за четверки: дочь обязана быть отличницей! Физрук жалеет слабенькую Люду и ставит пятерки, хотя она и бегать толком не может, задыхается. А Татьяна Петровна и рада ее беде. Стоит Люде голову повернуть, та тут как тут: «Краснова, давай дневник, два за поведение!» И готовится к «представлению», как она это называет, вместе с большей частью класса: знают, что Люда будет рыдать и умолять не ставить ей двойку.

Вот – Дашка, толстая и задорная. Не подумаешь, что мать, которая работает маляром и всегда выглядит усталой, бьет ее ремнем за плохие отметки. В прошлый раз Дашка получила кол. И громко плакала. Так Татьяна Петровна выгнала из класса всех девчонок и Катю тоже – за то, что они посмели утешать Дашу. Ну надо же!

Особенно достается двум Катиным одноклассникам. Один мальчик, Гоша Минаев… вот как это сказать? У него не все в порядке с лицом. Настолько не все в порядке, что те, кто его не знают, взвизгивают, если видят фотографию класса. Гоша умный, но у него плохой почерк, и учительница никогда не ставит ему даже за отличные работы больше тройки. У младшего брата Гоши, Мишки, лицо такое же. «Зачем надо было второго рожать!» – узнав об этом, выпалила Татьяна Петровна как-то на перемене. Гоша стоял совсем рядом.

Однажды Гоша заболел, и Татьяна Петровна должна была зайти к ним домой по какому-то делу. Наутро на первом уроке вместо обычного «запишем число» и «классная работа» она вдруг сказала:

– Была я вчера у Минаевых. Меня Гошин брат Мишка встретил. И говорит: «Ты замерзла, небось? Я сейчас тебе чаю с малиной согрею!»

Класс недоуменно переглянулся: никто не понимал, к чему она клонит.

– Вы представляете, какой дурак? – ухмыльнулась учительница. – Учитель пришел, а он – «чаю налью», «замерзла»! Вообще не понимает, что чужой человек пришел!

Несколько учеников загыгыкали. Кате очень хотелось спросить: «Так значит, быть добрым может только дурак? А что же вы нам книжки читаете про то, что надо быть добрыми?» Но она промолчала. Она помнила, как мать после очередного разговора с учительницей высказала ей: «Татьяна Петровна говорит: ты беззубая совсем. Что тебя надо учить вгрызаться в жизнь, а то будешь только меня позорить. И еще говорит, что ты разговариваешь с всякими… вроде Минаева и Смирновой. Ты что – совсем?»

Маша Смирнова была главной жертвой Татьяны Петровны. До новой учительницы, бывало, девочку и дразнили, и посмеивались над ней – главным образом потому, что слышали плохие слова о Маше от родителей. Но никто не обижал, не допускал жестоких шуток. Теперь же, когда Татьяна Петровна говорит о Маше при всем классе: «Умственно отсталая, и сестра твоя умственно отсталая! Зачем рожали…» – неужели хулиганы удержатся от гадостей?

Татьяна Петровна говорит о Маше при всем классе: «Умственно отсталая, и сестра твоя умственно отсталая! Зачем рожали…»

Опять «зачем рожали». Пунктик, что ли, у учительницы на этом? Мать говорила Кате, что Татьяна, родив свою красавицу Дину, не захотела больше детей. И что обязательно выдаст свою дочь за сына какого-нибудь начальника, чтобы и самой жить «побогаче некоторых» и даже купить шубу. «А ты у меня ни кожи, ни рожи – ну хоть учись, что ли…» – вздыхала после таких разговоров мать. И третьеклассница Катя вздыхала тоже.

Отец Смирновой – простой работник с завода, мать – медсестра. Что ж они, виноваты, что Маша родилась необычной? Она и впрямь как маленький ребенок. Говорит невпопад, читать никак толком не научится, учится на тройки. Бегать не умеет. Вот как можно бегать не уметь? Катя только и делает, что бегает. А Маша не умеет. И ходит медленно. И пишет плохо и неграмотно. И одета в совсем истертое форменное платье.

Но она хорошая, эта Маша. Она любит свою маленькую сестренку Ульянку (кто вообще сказал, что сестренка «отсталая»? она еще маленькая!). Любит рассказывать, как они дома вместе готовят, читают книги. Кате стыдно, что с тех пор, как ее отругали, она почти не подходит к Маше.

Кате вообще очень стыдно. Даже когда она не понимает, за что.

Скорее бы закончить третий класс.

***

Еще две остановки – и выходить. Надо заранее собрать сумки и пробраться к выходу.

Катя – отличница в институте. Каждый раз, когда она едет из центра города на родную окраину навестить мать, везет хоть небольшой, да подарок, купленный на «отличную» стипендию. Да, конечно, мать только усмехается и начинает в десятый раз рассказывать, что лучше бы дочь нашла себе жениха среди недавно появившихся многочисленных коммерсантов, как это сделала Дина. А какая у Дины была громкая свадьба! А какое было платье у Татьяны Петровны!

Нет, Катя пока не может купить матери такое платье.

Вот и дом. Катя открыла своими ключами: странно, мамы дома нет. Поставила сумки, огляделась. Что бы пока поделать?

Девушка улыбнулась, кивнула сама себе и вышла снова за дверь. Повернула в замке ключ. Она давно хотела сходить в церковь в их районе, да все как-то не было времени.

Катя не признавалась матери, что ходит в церковь. Начиналось все с редких посещений храма перед экзаменом за компанию с двумя подружками. Потом стала заходить сама, «для души». А потом… Регент говорит, что у Кати хороший голос и что надо заниматься пением.

Ранняя весна была еще мало похожа на весну. Но Кате с детства нравилось это ожидание: скоро окажется, что не зря терпели холод, вот и почки набухли на деревьях, вот по-весеннему начинают петь птицы, и совсем скоро солнце будет вставать все раньше и раньше.

Храм расположился в восстановленных и отремонтированных руинах от старого цеха. Зато на проекте, приклеенном к доске объявлений, нарисован не храм, а просто загляденье! Прямо-таки палата белокаменная. Дай Бог, дай Бог построить! Неужели ее поселок огласит звон колоколов? Катя «по-правильному» перекрестилась, поклонилась, зашла в храм подойти к иконам. Светло, тихо, все чисто убрано – как хорошо!

Катя направилась в маленький закуток, отведенный под церковную лавку. Работница лавки куда-то отошла, придется подождать…

– Катя? Катя Григорьева, это ты? – раздался голос.

Девушке пришлось всмотреться, чтобы узнать окликнувшую ее женщину, низенькую, круглолицую, в пуховом платке, из-под которого выбилась прядь седых волос.

– Вы – мама Маши Смирновой, да?

Катя улыбнулась. Нахлынули детские воспоминания. Тогда, после третьего класса, Смирновым дали квартиру на другом конце района, Маша пошла в другую школу, и Катя ее с тех пор видела совсем-совсем редко и мельком.

Женщина широко улыбнулась:

– Как я рада, Катенька, что ты в Церкви! Как я рада! Мама твоя-то как, наверное, рада, что ты Богу молишься!

– А как там Маша? – перевела разговор Катя.

– Машенька-то? Машенька у меня в столице. В институте.

Катя поняла, что стоит с открытым ртом. Вот вам и «умственно отсталая». Молодец Машка, всем нос утерла.

Маша в институте, в столице! Вот вам и «умственно отсталая». Молодец!

– Я скоро к ней поеду, – продолжала женщина. – По внучке соскучилась!

– По внучке?

– Да, Машенька замуж вышла. Парень такой хороший, уже отучился, работает, работа хорошая. Венчались. Прямо не верится, что теперь за это ни с работы не погонят, ни с учебы. Радость такая! Мы с мужем моим сами только недавно венчались… Вот и внучка у меня теперь, Ксеньюшка. Сватья моя собралась сама с ней сидеть, чтоб Маша доучилась и работать смогла. У Маши мечта – учительницей быть. Да, в наше время, говорят, глупо в школу идти: совсем не платят. Но Машка упертая! Да и как оно, вот сама рассуди, может быть глупо – детей учить? Наше поколение воспитывали так: учитель – одна из самых уважаемых профессий. А сейчас… ох что творится! Смутное, смутное время.

Катя только кивала головой, хотя ей очень хотелось захлопать в ладоши. Один – ноль в пользу Маши Смирновой! Где те хулиганы, которые гыгыкали над ней? С бутылкой сидят, ни поступить учиться, ни работу найти не могут. А она – все смогла.

– А я сегодня Гошу Минаева видела, – продолжала Смирнова-мать.

– Гошку! И как он?

– Улыбается во все лицо. Отцу на рынке помогает. Он ведь поступал куда-то да по здоровью учиться не смог. Говорит: уже лучше ему, лечат. Уже не жалеет ни о чем, рад, что деньги есть. В наше-то время…

– Молодец! – повторяла Катя. – Какой молодец!

– Мать его тоже сюда, в церковь, ходит. Молимся за наших детей, а они за нас. Ульянка тоже начала со мной ходить, хоть на праздники. Я сама виновата, что не воспитывала ее в Боге-то…

– Ой! – спохватилась Катя. – У меня, наверное, мама пришла! Я не буду никого ждать, побегу, вы уж простите!

***

Мать открыла ей дверь – и Катя отпрянула. Мать была в незнакомой темной кофте и старой юбке, а на голове – черный платок. Пальто она держала в руках, видно – только зашла. Даже не обнялись.

– Мама, что случилось?

– Татьяна умерла, – произнесла мать и покачала головой.

– Какая… Татьяна?

– Ну как будто ты не помнишь Татьяну Петровну! Ну ты совсем! – вспылила мать и наконец повесила пальто на вешалку.

– Так я же ничего не знаю, – пожала плечами Катя. – И что, она… болела?

Мать молчала.

– Давай так: я поставлю тебе чаю, а ты приходи, – и Катя помчалась на кухню.

Мать тихо вошла и села на старый табурет. И заговорила:

– Танькина Дина… Ты же помнишь, что она вышла замуж…

– За богатого. Чтобы и мама хорошо жила, и она, – заученно произнесла Катя. – Да где же сахарница-то… Ух, извини, я от твоей новости еще не отошла.

– Да как тут отойдешь, – всхлипнула мать. – Она все молчала-молчала о том, что на самом деле происходит. Фотографии показывала со свадьбы: фотографу платили. Вот только нет на фотографиях, как она на этой свадьбе одна-одинешенька в новом своем платье в углу сидит не ровня никому и собственная дочь к ней не подходит. И потом… что она от нее видела-то, от Дины? Однажды отдала ей Дина свою шубу. Вот и осталась она с этой шубой вместо дочери. Как-то пришла к ним – а зятек ей дверь открыл и прямым текстом сказал: не приходите больше, мама, у нас своя жизнь.

У Татьяны Петровны рак мозга… И в больницу к ней ни разу не зашла ни дочь ее любимая, ни зять богатый

С тех пор и начала Танька болеть. В больницу попала, а там и говорят: рак мозга, и поздно что-то делать. Ну, вот и… похоронили. Похороны, поминки, где-то там даже отпели, как сейчас делают, – это уж зять устроил. Вот только в больницу к ней ни разу не зашел никто. А ей стыдно было, и она даже мне не звонила, представляешь! Соврала, что ее дочка на курорт отправить хочет, мол – уехать могу, не скучай. Вот и отправилась. На курорт. Ох…

И мать разрыдалась.

***

Строгая женщина за прилавком читала какую-то книгу. Подняла глаза на Катю:

– Что ты хотела, девочка?

– Да вот записки написать к службе. Вы скажите, сколько с меня. Уж простите, что в храме и тороплю – мне еще до города добраться надо…

Катя достала из сумки два листочка. Она всегда носила с собой «заготовки» на случай, если удастся зайти в церковь. Сейчас она наскоро приписывала внизу имена и Гоши, и Маши, и их родных.

– Это о здравии. А об упокоении будешь писать?

Катя закивала.

– Сколько имен будет?

– Одно, – ответила Катя. – Только одно: новопреставленная Татиана. И свечи… Я зайду помолюсь, хорошо?

И Минаевы, и Смирновы, конечно же, молятся за Татьяну Петровну. Они давно ее простили

В полумраке храма горели лампадки. Катя зажгла свечу, поставила на канун. Еще утром она не поверила бы, скажи ей кто, что она станет молиться о той самой Татьяне. Которая мучила и Гошу, и Машу, и других, сама не зная зачем. Которая хотела, чтобы единственная дочь стала ее «источником дохода». Что сделало ее такой? Катя не знает, как жилось этой несчастной и озлобленной женщине. А может, она уже тогда была больна? Сейчас она уже не здесь, и никого не было рядом, когда она уходила в тот мир, о котором, наверное, ничего не знала. Слухи быстро расходятся по району, и Минаевы и Смирновы, конечно же, уже сейчас все узнали. И, конечно же, молятся за нее – в этом Катя не сомневалась. Они давно ее простили: иначе не может и быть. А что может быть выше такой молитвы – молитвы простивших?

– Господи, – прошептала Катя, – Господи, сотвори с ней по милости Своей.

Юлия Кулакова

5 июня 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Песец-недопесок и правильный подход к детям Песец-недопесок и правильный подход к детям
Рассказы учительницы Раисы Нестеровой. Часть 2
Песец-недопесок и правильный подход к детям Песец-недопесок и правильный подход к детям
Рассказы учительницы Раисы Нестеровой. Часть 2
Наталья Прокофьева
Опыт своего непростого детства научил учительницу из поселка Луговой, что в Коми, видеть в каждом ребенке личность, понимать чужую боль и откликаться на нее помощью.
О бестолковых О бестолковых
Людмила Селенская
О бестолковых О бестолковых
Людмила Селенская
Есть ли что-нибудь положительное в бестолковости? Как ни странно, да. Познав на своей шкуре всю ее прелесть, не спешу с выводами о тупости, неспособности и необучаемости других.
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен
Анна Сапрыкина
Добро пожаловать, или Родителям вход в школу запрещен Добро пожаловать,
или Родителям вход в школу запрещен

Анна Сапрыкина
Можно ли сделать так, чтобы самые важные в жизни ребенка люди — родители и учителя — объединились ради ребенка против того зла, которым угрожает нашим детям мир? Да. Это возможно в самых обычных школах.
Комментарии
Нина11 сентября 2020, 23:44
Ух ты, как хорошо написано. Автор, у вас литературный писательский талант. Пишите ещё, кажется, писательство-это ваша судьба.
Наталья11 июня 2020, 11:47
Сама видела таких учительниц. Две таких было. Одну все просто панически боялись. Вторая, почти как в рассказе, люто невзлюбила меня, гуманитария за бестолковость в её предмете математике. Когда мне родители наняли репетитора из этой же школы и оценки мои пошли в гору, та удивилась. На что я ей радостно выпалила, про репетитора. Так эта... нажаловалась на репетитора и запретила ей со мной заниматься. И я снова скатилась на 2 и 3. Сейчас имею высшее гуманитарное образование, свободно говорю на 2-х языках, обожаю свою работу. Эту учительницу, теперь покойную, вспоминаю... пусть Бог ей будет судья.
Ирина11 июня 2020, 00:14
Наталье: совершенно правдоподобная история, подобная была с моим сыном в начальной школе. Учитель не взлюбила его, а он молчал и нам ничего не говорил. И все остальные дети тоже молчали и их родители тоже боялись испортить с ней отношения...Кончилось печально для его здоровья, все болезни на нервной почве, а нервы она ему потрепала изрядно, дай Бог ей здоровья. К сожалению причину мы поняли поздно, только через 1,5 года перевели его в другой класс, где он из троечника стал....почти отличником (только 2 четверки были, второй ученик в классе по успеваемости стал)!!!! Так что от учителя многое зависит.
Фотина 9 июня 2020, 21:44
А у меня была очень хорошая учитель истории Тамара Максимилиановна и на продленке тоже была очень хорошая, только, к сожалению, имени её не помню.... Я им очень благодарна и всем другим своим учителям. Они, правда, отдавали нам себя. И таких учителей было много. Спасибо им всем!(80-е)
Светлана 8 июня 2020, 23:49
Антоний 8 июня 2020, 11:00 "Очернение наиболее светлых, важных, значимых профессий - классический прием пропаганды" Это просто художественный рассказ. А вам и тут пропаганда мерещится. Согласна с Инной, от иных поборников казенного патриотизма хочется бежать куда глаза глядят. Настоящий патротизм он другой совсем...
Светлана 8 июня 2020, 23:43
Антоний 8 июня 2020, 10:40 "из пучины 90-х с их разгулом бандитизма, голодомором". Вы что-то напутали. Голодомор был в 30-е годы в СССР. Под этим названием вошёл в историю тот страшный голод, когда доходило до каннибализма. 90-е тут ни при чём.
Светланс 8 июня 2020, 23:35
Наталья 8 июня 2020, 01:22 "Что сказать... Не бывает таких учителей, придумано это все." К сожалению бывают. Испытано на личном опыте.
Антоний 8 июня 2020, 11:00
Дорогая Ирина! Очернение наиболее светлых, важных, значимых профессий - классический прием пропаганды, направленной на формирование у населения отрицательного мнения в отношении медицины, правоохранителей, образования, духовенства, и, - как следствие, - Родины в целом. Если из тысяч и тысяч врачей, из тысяч и тысяч полицейских, из тысяч и тысяч священников, несущих свое служение на благо Отечества и Народа, один оказался негодяем - именно его будут полоскать в прозападных СМИ, выставлять напоказ: смотрите, они все такие! Героев не покажут... Поэтому чрезвычайно важно снимать кино, телесюжеты, писать статьи о Добросовестном Человеке - Рабочем, Инженере, Учителе, Враче, Священнике, Ученом!
Антоний 8 июня 2020, 10:40
И последнее: в уважаемом сторонниками западных ценностей английском языке, конечно, нет разделения на "ты" и "вы". Да и сам язык всё упрощается. Shall уже вряд ли услышишь... Впрочем, какое мне дело до языка Запада? Общаться с коллегами, с иностранными студентами, публиковать научные статьи - да. Но любить его и перенимать - увольте! Совершенно прав Владимир Владимирович: "Русский язык — это фундаментальная ценность нашей страны, государствообразующий фактор, безусловно, и язык межнационального общения". Золотые, святые слова Патриота, вытянувшего страну из пучины 90-х с их разгулом бандитизма, голодомором, чеченской войной, развалом армии, медицины, промышленности, науки, образования!
Антоний 8 июня 2020, 10:27
Насчет спрятаться от патриотизма... Сейчас среди молодежи очень явно наблюдается рост Патриотизма. Ежегодно я провожу опросы студентов, и сейчас почти не осталось сторонников западных ценностей. Техническая интеллигенция понимает, сколь важно быть не просто полезным, но полезным Родине! Хотят работать на благо отечества, а не сбежать на Запад! С такой молодежью у нас есть Будущее! А знаете, как порой бывают приятны случайные встречи со своими давними студентами? Вдруг взрослый уже джентльмен протягивает на улице мороженое или останавливает во время прогулки на велосипеде женщина, гуляющая с ребенком и обращается по имени-отчеству! Помнят и благодарят! И за знания, и за Патриотизм!
Антоний 8 июня 2020, 10:21
Отвечу критикам. Во-первых, о возрасте ребенка - ни слова. Для трехлетнего, пожалуй, нормально, называть взрослого на "ты". Но вряд ли трехлетний сможет налить чаю. А для десятилетнего... Я лично для себя такого представить не мог в мои 10 лет. В моей семье это было бы воспринято как грубейшее хамство. И точка. Патриот России - для меня - Человек с Большой буквы, ибо Родиной живет, Родиной дышит, для Родины трудится и за Родину жизнь отдаст.
Наталья 8 июня 2020, 01:22
Что сказать... Не бывает таких учителей, придумано это все. Или утрировано сильно. Я работаю в образовании уж 30 лет как в этом году и могу совершенно точно сказать, что то, что написано, просто невозможно. Такой человек не мог бы долго оставаться педагогом безнаказанно. Есть школьная администрация, есть родители, которые не все чего там боятся, а потому ребенка своего на растерзание не бросят ... И печально, что, как обычно: если про учителя, то он дурак. Мой духовник, кстати, при таких моих словах смеется всякий раз: "...добавь еще, что как ни фильм или сюжет по ТВ о священнике, так он тоже дурак".
Ирина 7 июня 2020, 22:23
Мне не понравилось, что отрицательный персонаж - учитель. Не потому, что таких учителей не бывает - бывают, да. Растиражированы жёлтой (и не очень) прессой типажи: злобный учитель, циничный врач, взяточник-милиционер (теперь - полицейский) и поп на мерседесе. Может быть, как-то по-другому будем воспитывать своих детей? Не на отталкивающих примерах тех, кому надо сеять разумное, доброе, вечное?
Natalie 7 июня 2020, 06:37
Антонию: А кто вам дал право обзывать доброго ребёнка хамом? Вы не смогли понять этого ребёнка, как жаль. А ведь это так просто. Во-первых, он маленький и, наверное, не привык обращаться на «вы», т.к. к маме обращается на «ты». Во- вторых, мы ведь даже к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым обращаемся на «ты». Мы, значит, что, все хамы? Объясните мне, пожалуйста, почему обращение в молитвах на «ты»? В-третьих, в уважаемом почти всеми англ. языке такого разделения вообще нет. Там “you”- это и “вы», а также и «ты». И ничего, живут. А так как многие россияне любят английские слова больше русских, может надо и это перенять? Меньше хамов будет.:) английский больше русского
Кира 7 июня 2020, 02:15
Во фразе ребёнка:«Ты замерзла, небось? Я сейчас тебе чаю с малиной согрею!» нет ничего хамского, она сказана с самыми добрыми намерениями, видимо, в семье такой простой стиль общения. Рассказ очень поучительный. Издевавшаяся над детьми "училка" получила свое, а ученики, которых она травила, выросли достойными людьми и состоялись в жизни.
Инна 6 июня 2020, 22:54
Антоний 6 июня 2020, 13:49 "хамское поведение ребенка ("Ты замерзла, небось?")." Антоний, вы о чём вообще? Вообще-то многие малыши в простоте своей говорят взрослым "ты". При чём тут хамство? Наоборот, ребёнок злую тётю чаем с вареньем напоил. И уж совсем непонятно, при чём тут опять "либералы"??? Эта хамка-учительница большая либералка была? Скорее наоборот. Зато "Патриот России" вы с большой буквы пишете. Вот от таких вот воспитателей казённого патриотизма иногда и хочется детям спрятаться, как от этой Татьяны Петровны.
Антоний 6 июня 2020, 13:49
Грустно всё это: хамское поведение учителя ("Умственно отсталая, и сестра твоя умственно отсталая! Зачем рожали"), хамское поведение ребенка ("Ты замерзла, небось?"), и профанация образования, превращающая учителя в изможденного писаку отчетов, а школьника - в натасканного на ЕГЭ бота-"квалифицированного потребителя" с клиповым мышлением... Вот с чем бороться нужно! Не бездуховного прозападного либерального потребителя растить, а квалифицированного, вежливого Патриота России! Помоги нам, Боже, преуспеть в этом!
лариса 5 июня 2020, 16:06
пожалуйста, напишите номер сбербанк счет . перечислю через сбербанк онлайн.
Лилия Калинина 5 июня 2020, 14:52
Спаси,Господи,наших детей и внуков от таких учителей.Доброта всегда согревает и помогает жить в наше непростое время.Там,где есть вера-есть и надежда,нужно только научиться терпению.Главное--не унывать,никому не завидовать.Все,что небом нам послано- принимать,как должное,пока горит свеча.
Александр 5 июня 2020, 13:14
Огромная благодарность автору, читается свободно, не напряженно, будто проживаешь какой то отрезок времени, размышляя о Заповедях, данных Иисусом Христом в Своей Нагорной Проповеди, уча людей основам праведной, счастливой жизни. Только искренне верующий человек, в сердце которого живет Спаситель, понимает, что ранит раненый, обижает обиженный, а таких людей надо жалеть молясь о них. "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного..." (Мф. 5:43-45).
Андрей 5 июня 2020, 12:43
Полагаю, что на самом деле главная мораль сего рассказа проста и стара как мир: "Безнаказанность рождает беззаконие". Не надо позволять разным личностям, хотя бы даже с педагогическим дипломом, терзать своих детей. Последствия детских морально-психологических травм бывают очень и очень тяжёлыми, особенно потому что проявляются только спустя многие годы. А место для подлинного подвига найдётся всегда, даже без участия таких вот "учителей".
Елена 5 июня 2020, 12:40
Да! Очень хороший рассказ!! Спасибо!
Марина 5 июня 2020, 11:24
Даже читать жутко было. Ужас, что бедные дети натерпелись. Это в начальной-то школе. Простить можно все, и нужно обязательно. И понять тоже можно. Но детей очень жалко. Огромный респект родителям Маши и Гоши. Вырастили детей не озлобившимися на такую "учительницу".
Олег 5 июня 2020, 06:25
Очень хороший рассказ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×