Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Приближается День Святой Троицы, и накануне этого праздника церковь призывает нас к молитве за умерших. Троицкая родительская суббота — особая. Она называется Вселенской, потому что в этот день совершается поминовение всех от века усопших православных христиан.
Но когда мы говорим о молитве за усопших, то люди неверующие порой ставят нам это в укор. В частности, по их мнению, вера православных в то, что молитвы об усопших могут изменить их участь, наивна. «Неужели вы думаете, задаются они вопросом, что ваши слова, молитвы, панихиды могут что-то изменить в посмертной судьбе тех, кто уже ушел от нас? Вы думаете, — говорят они, — что если вы помолились, то тому, кто в мире ином, стало от этого лучше?»
Да, мы верим в это и надеемся, что наши молитвы облегчают участь наших усопших сродников. Мы не можем говорить об этих реалиях совершенно определенно, потому что не знаем в точности, как совершается процесс пребывания души человека в ином мире, но мы знаем, что жизнь со смертью человека не прекращается. И тот мир, где находятся души умерших, познаваем нами настолько, насколько Сам Господь дал эти знания. Мы знаем, что там есть место, которое мы называем рай, место пребывания с Богом, и ад — место вечного мучения. Назвать это знание практическим мы не можем, но мы верим Слову Божию, и знаем, где бы душа умершего ни находилась, Бог в силе по нашей молитве изменить ее участь. Но где находится душа того или иного сродника, знать не можем. Бывает, человек прожил внешне праведную жизнь, никому не причинил зла, не сказал плохого слова, но мы не знаем его внутренний мир, может быть, у него в душе были какие-то изъяны, незалеченные покаянием, которые в итоге и сказались на его судьбе.
Каждый человек знает, что его внешнее поведение, т. е. как он выглядит в глазах других, может сильно отличаться от внутренней жизни его души, от того, чем она наполнена. Достоевский как-то говорил о себе: с виду все прилично выглядит, но выверни мою душу наружу, такой смрад поднимется. Один человек нам кажется отпетым грешником, о другом думаем, что он прожил явно святую жизнь и попал в рай. Но человек, давая оценку другому, очень легко может ошибаться как в одну, так и в другую сторону, т. к., по словам апостола Павла, никто не знает, «что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» (1 Кор. 2:11).
Внутренние процессы другого человека сокрыты от нас, мы видим только то, что человек хочет нам показать, даже маленький ребенок имеет свои секреты от родителей. Человек может совершать много разных добрых дел, но делает их ради своих личных интересов: тщеславия, для того, чтобы оставить какой-то о себе след, или чтобы его поместили на доску почета и так далее.
Всегда важна мотивация в совершении того или иного поступка: ради чего он совершается? К примеру, пожилой человек стоит на перекрестке, и вдруг молодой человек подбегает и забирает у него сумку. Какую мы дадим оценку этому поступку? Если молодой человек хочет помочь пенсионеру перейти дорогу, а в мои школьные годы нас учили помогать старшим, то мы его похвалим. А если он желает овладеть сумкой ради наживы? Действия одни и те же, но мотивация разная. И утвердительно сказать, где находится душа человека после смерти, мы не можем, потому что есть поступки, о которых мы не знаем, чем они были мотивированы.
Поэтому Церковь призывает молиться, поминать наших усопших сродников. В течение года есть несколько суббот, когда Церковь совершает особое поминовение усопших. Есть и дни для поминовения новопреставленных родственников и близких людей: третий, девятый, сороковой после кончины. В эти дни совершается частный суд, когда душа приходит к Богу и определяется ее участь. Молитва близких и родных в эти дни очень нужна для того, чтобы изменить его состояние.
Кому-то, может быть, все же непонятно: как слова молитвы могут принести пользу усопшему? Произнес человек о ком-то: «Господи помилуй!» Что изменилось в этот момент для усопшего? Человек верующий знает, что молитва изменяет наше состояние. Когда благоразумный разбойник, обращаясь ко Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое», то услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39). Значит, это не просто были слова со стороны разбойника. Это было выражение состояния его души, ее желания быть с Богом, просьба о прощении и помощи. И эта мольба была услышана.
А что стоило другому разбойнику так же сказать? Но он, возможно, в своем сердце помышлял: «Как слова мольбы могут что-то изменить?» Вместо этого он требовал от Христа чуда, хотел получить неких внешних изменений, избавления от страданий. А так не бывает. Надо трудиться. Главный наш труд ради усопших — это наша молитва о них. Если благоразумный разбойник, будучи на кресте, успел изменить свою вечность в положительную сторону обращением к Господу, то и кто-то из наших близких, может быть, за минуту до смерти тоже успел обратиться к Богу, и наша молитва поможет ему, как свидетельство его добрых дел.
Кроме молитв, чем еще мы можем облегчить их участь? Добрыми делами. Церковь напоминает, что мы должны их делать постоянно. И ради спасения своей души, и ради наших усопших, которые сами уже ничего для себя сделать не могут.
Впереди всех нас ждет Страшный суд, где все дела всех людей будут взвешены. Сейчас мы еще имеем возможность подкрепить наших родных и близких, перешедших в мир иной, нашими молитвами и добрыми делами. Подготовить их к Страшному суду, когда будет окончательно решаться участь каждого человека. Мы живы, и мы можем действовать в этом мире, творить, молиться, помогать людям, радоваться каждому дню и благодарить Господа за то, что нам даны такие необыкновенные возможности. Надо только воспользоваться этими Божиими дарами.