Продолжая серию интервью с членами Патриаршего совета по культуре, мы беседуем с председателем Союза художников России Андреем Николаевичем Ковальчуком.
Справка: Андрей Николаевич Ковальчук – скульптор, народный художник Российской Федерации, академик и член Президиума Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, Премии Правительства РФ и Премии Москвы. Профессор, заведующий кафедрой «Академическая скульптура» Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Член Совета при Президенте России по культуре и искусству, председатель Комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации.
Андрей Николаевич Ковальчук, скульптор, народный художник Российской Федерации – Уважаемый Андрей Николаевич, расскажите о тех, кто помог вам стать скульптором, кто был вашим учителем и наставником.
– Передо мной не стояло выбора, кем стать. С раннего детства я наблюдал за тем, как работал мой отец – академик скульптуры Н.А. Ковальчук. Я видел, как он горел своим делом, как буквально «проживал» каждую свою работу. Для него не было ничего неважного, несущественного. Он и меня учил так смотреть на мир: вдумчиво, ответственно, без суеты. И сегодня, когда у меня так много времени уходит на общественную и педагогическую деятельность, я часто вспоминаю его уроки. Бесспорно, он был моим самым первым и самым главным учителем. И я очень горжусь тем, что работал под его началом. Мы вместе создали много работ.
Еще нельзя не упомянуть моего учителя – выдающегося скульптора Олега Константиновича Комова. На Страстном бульваре в Москве стоит памятник Сергею Рахманинову. Замысел этого памятника принадлежит Олегу Комову, он начал над ним работать, но не успел завершить. После его кончины мне довелось его закончить.
Памятник Сергею Рахманинову – Первой работой, принесшей вам известность, стал памятник жертвам Чернобыльской аварии, установленный на Митинском кладбище в Москве. Эта работа для меня лично особенно памятна. На кладбище похоронены обе мои бабушки, и путь к их могилам лежит мимо этого памятника. Убеждена, что все люди, видящие этот монумент, не могут пройти мимо, не вспомнив о трагических событиях на Чернобыльской станции.
– Над памятником мы работали с моим другом архитектором Виктором Корси, так что эта работа совместная. В подготовительный период я встречался с работниками станции, которые были там 26 апреля 1986 года и выжили, общался с близкими погибших спасателей. Эти встречи, весьма тяжелые эмоционально, помогли мне найти выверенное творческое решение. Мне очень пригодились уроки моего отца, учившего вживаться в образ и не бояться человеческой боли.
Мне очень пригодились уроки моего отца, учившего вживаться в образ и не бояться человеческой боли
В этой работе я попытался передать хрупкость, незащищенность человеческой природы перед стихией зла.
На конкурс было выставлено около 150 работ, многие из которых были очень достойными, но жюри выбрало наш проект.
– Мне кажется, вам удается добиться не только внешнего сходства с личностью изображаемого, но и раскрыть его внутренний мир. Будь то трагическая фигура мемориала жертвам Чернобыля, поэтическая восторженность А.С. Пушкина, мемориальная скульптура разведчика Г. Вартаняна, скульптурная композиция семьи Гумилевых или памятник Питириму Сорокину.
– Каждая из моих работ – это непростой творческий путь от замысла к воплощению. Процесс подготовки к созданию эскизных проектов занимает ничуть не меньше времени, чем сама работа. Чтобы получить достоверный образ, скульптор, на мой взгляд, должен погружаться в жизненную среду изображаемой личности, работать с архивными документами, изучать фотографии, если речь идет о нашем современнике. И чем глубже проработан материал эпохи, с которой связан герой, чем подробнее и точнее знание различных сторон его жизни, тем больше появляется вариантов композиционного решения, тем полнее, выразительнее и ярче в результате будет раскрыт образ. В скульптурном произведении изображаемый человек может быть похож на реального, а может быть и не совсем похож. Для меня главное – посредством формы как можно выразительнее и глубже передать характер.
Для меня главное – посредством формы как можно выразительнее и глубже передать характер
Момент портретной схожести часто бывает вторичным. Не второстепенным, но точно не самым главным. Скульптура – это не воссозданный живой человек, не его копия, это наше представление о нем. И с окончанием каждой из работ, будь то малая пластика или памятник, я ощущаю, что стал другим, стал в чем-то шире смотреть на мир.
В конце концов, задача любого мыслящего человека – всю свою жизнь продолжать учиться и узнавать новое. Это стремление я стараюсь передать и своим ученикам.
– Вы преподаете, постоянно контактируете с молодежью, знаете их запросы и профессиональные интересы. Насколько глубоко они воспринимают культурное наследие России? Связывают ли свое будущее с отечественными традициями?
– По своим эстетическим предпочтениям наша творческая молодежь очень разная. В Союз художников России вступают и участвуют в наших выставках в основном выпускники ведущих художественных вузов страны. Должен заметить, что в творчестве определенной части молодежи присутствует обращение к нашим цивилизационным истокам, к Православию. Так, например, на большинстве выставок Союза в разделах храмового искусства преобладают работы молодых авторов. Та же картина наблюдается в разделе классической живописи, где авторами полотен на религиозную тематику тоже является в основном молодежь.
В свое время Союз художников России отметил 1000-летие Крещения Руси масштабной всероссийской выставкой «Имени Твоему…». Это был наш первый опыт экспонирования на выставках иконописи и произведений на тему Православия в постсоветское время. Авторы стремились раскрыть тему торжества христианской веры, тему тысячелетия существования на Руси Православной Церкви, ее святости.
С начала 1990-х годов выставки религиозного искусства стали регулярными. Они проходили под разными названиями: «Воскресение», «Преображение» и т.д. Одновременно в составе всероссийских экспозиций мы начали регулярно формировать иконописные разделы; православные живописные полотна и скульптура появились и в других разделах наших проектов. В большинстве своем это все же работы молодых и тех, кто вступил в большое искусство в постсоветское время.
Тема Православия тесно переплетена с темой Родины, темой патриотизма и истории нашей страны. На многих наших выставках неизменно представлены работы, посвященные Великой Отечественной войне. Среди авторов таких произведений немало молодежи. Особенно хочется отметить, что подобные работы способствуют сохранению и развитию русской художественной школы, нашего классического искусства.
В честь 75-летия Великой Победы над фашизмом Союз художников России будет проводить свои крупные, ставшие традиционными выставки, посвященные этой дате. Так, например, наши коллеги Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов развернут масштабный проект во Владивостоке. Крупная всероссийская выставка будет организована совместно с администрацией Белгородской области. Она будет проводиться нами совместно с белгородскими художниками, работниками музея, административными структурами и т.д. Кроме того, нельзя не учитывать многочисленные областные, краевые, республиканские выставки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые откроют многие наши региональные отделения. Большинство из них будут содержать и разделы православного искусства.
Не так давно на телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма «Познавая цвет войны», приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Фильм посвящен одаренным детям-художникам, чье становление пришлось на годы войны и эвакуации. Автором идеи выступила молодая художница Александра Костюлина. Считаю, что этот фильм, работа над которым велась в течение трех лет, стал важным событием не только для Союза художников России, но и для широкой аудитории.
– Что нам ждать от творческой молодежи? Бесконечного совершенства в поисках новых форм или переосмысления классики?
– Изобразительное искусство, театр и другие виды творческой деятельности человека на протяжении веков развиваются в двух ипостасях – классической, традиционной и экспериментальной, нацеленной на открытие нового языка, новых форм. Обе эти линии не могут существовать друг без друга и испытывают большое взаимовлияние.
Обе эти линии – традиционное искусство и эксперимент, нацеленный на открытие новых форм, – не могут существовать друг без друга
На определенном этапе некие приемы и находки экспериментаторов обогащают классическое искусство. Вспомним, к примеру, импрессионистов, чье творчество не сразу было принято обществом. Но спустя десятилетия их достижения обогатили классическую академическую живопись своими пленэрными находками и открытиями. Элементы кинетического искусства давно освоены средовым дизайном и т.д. В то же время авторы, отвергающие классику в современном мире, все же опираются на ее эстетическую цельность. Так было во все века на всех этапах развития искусства. То же самое происходит и в наши дни.
– Каким вам видится решение задачи сохранения памятников истории и культуры?
– Вы затронули очень важный вопрос, который волнует многих в современном обществе, в том числе и меня. Наша страна очень большая, на ее территории существует множество памятников исторического и культурного значения. Все они требуют регулярного ухода и охраны. Их надо реставрировать, поддерживать в удовлетворительном состоянии, оберегать от вандалов. Привести все их в порядок и достойно содержать очень сложно, поскольку эта масштабная работа требует немалых финансовых затрат. Я считаю правильным решение проводить эту работу в форме государственного и частного партнерства. На мой взгляд, этот путь нужно использовать активнее.
– Какой ответ можно противопоставить наступлению антикультуры?
– Это явление полностью искоренить невозможно, поскольку оно существует на протяжении всей истории человечества. В определенной степени антикультуру можно преодолеть сообща, противопоставив ей только настоящее искусство. Это непростая, а самое главное – постоянная работа всего общества в тесном взаимодействии друг с другом. И, конечно, особая ответственность лежит на самих деятелях культуры и искусства, в том числе на профессиональных сообществах.
Иоанн Креститель.Скульптор: А.Н. Ковальчук – Работа скульптора с молодежью, помимо сугубо образовательной функции – передачи знаний и опыта, – имеет и духовную составляющую. Своих студентов вы не только учите творческой профессии, но и воспитываете в них личное отношение к первообразу.
– Я действительно много общаюсь с молодежью. Преимущественно с теми, кто вступает в Союз художников России и участвует в наших многочисленных выставках. В основном это хорошо подготовленные выпускники ведущих художественных вузов страны, которые умеют профессионально относиться ко всем этапам работы от изучения исторического материала и биографий до создания пластического образа. Обращение к православной теме всегда накладывает на автора особую ответственность, и, как правило, молодые художники, выбирающие в своем творчестве путь, связанный с созданием православного образа, с библейскими, евангельскими сюжетами, это люди верующие. Они очень вдумчиво относятся к избранным темам.
– В своих работах вы периодически обращаетесь к христианским образам. Способны ли наши современники «услышать» Евангелие, воплощенное в художественных образах?
– Считаю, что религиозные мотивы в искусстве будут всегда востребованы. Христианское искусство несет в мир свидетельство о вечных евангельских ценностях, таких как жертвенность, честность, благородство и мужество.
Христианское искусство будет всегда востребовано: оно несет в мир свидетельство о вечных евангельских ценностях
Например, в октябре прошлого года в выставочном зале при бенедиктинском монастыре Санкт-Оттилиен в Германии я представлял свою скульптуру «Иоанн Креститель». Она экспонировалась в составе коллективной выставки «Открытая книга. Религиозные сюжеты в современном русском искусстве», организованной Патриаршим Советом по культуре, в состав которого я вхожу, и Министерством культуры РФ в рамках международного фестиваля «Русские сезоны». Проводилась она по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Такие выставки, посвященные истории Русской Православной Церкви и русскому христианскому искусству, проводятся Патриаршим Советом в странах Европы регулярно. Безусловно, интерес к русскому религиозному искусству, в том числе и современному, достаточно высок.