Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Церковь и суды: защита прав верующих от гонений юридическими инструментами

События последних лет показали необходимость новых форм борьбы с вызовами, с которыми столкнулась Церковь. Кризис в межцерковных отношениях, запущенный Константинопольским Патриархатом, привел к ряду конфликтов между властями и Поместными Церквями. Ситуация в Черногории и на Украине требует поиска новых форматов защиты прав верующих. И, как показала практика, одним из таких форматов должна стать юридическая сфера. Именно в сфере права, в залах судов можно отстаивать интересы верующих, и делать это эффективно.

Именно в сфере права, в залах судов можно отстаивать интересы верующих, и делать это эффективно

Действия Константинопольского Патриарха Варфоломея требуют адекватного ответа со стороны РПЦ и других Церквей, несогласных с Фанаром. Очевидно, что действия Константинопольского Патриархата толкают Церкви к отпадению от Христа и новой унии с католиками. При этом в своих действиях фанариоты опираются на поддержку лояльных США властей и условного «гражданского общества», работающего в сфере общественно-политических отношений. Этот аспект детально разобрал известный публицист Александр Вознесенский.

Но и в тех странах, где отношения Церкви с государством близки к синергии, часто возникает необходимость в активности прихожан в юридических вопросах. Причем это возможно как при решении внешнецерковных вопросов, так и внутренних проблем. В православной среде не принято использовать юридические инструменты – ведь мы полагаемся на Господа, пусть как Он управит, так и будет. Однако современность диктует свои правила прихожанам, да и священникам необходимо уметь пользоваться юридическим инструментарием.

В Черногории приходы Сербской Православной Церкви столкнулись с беспрецедентным давлением со стороны властей. В середине мая черногорский президент Мило Джуканович заявил, что будет добиваться создания автокефальной этнической «церкви». Это было сказано после массовых акций протеста против задержания архиереев СПЦ. В конце 2019 года власти приняли закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», согласно которому власти имеют право отбирать церковное имущество, то есть храмы и монастыри СПЦ, коих в Черногории около 600.

«Сербской Православной Церкви придется вернуть то, что было изъято и украдено у Черногории, и она станет Церковью этнических сербов в Черногории. Но тогда мы создадим церковь этнических черногорцев и постараемся, чтобы такая церковь получила автокефалию и признание», – заявил президент Черногории.

Аналогичным образом развивается ситуация на Украине: давление со стороны властей и «гражданского общества», ориентированного на Запад, принятие законов о свободе, предполагающих как раз ограничение свобод православных. Процесс изъятия церковного имущества УПЦ в пользу ставленников Фанара – раскольников из «ПЦУ» – идет уже несколько лет.

Процесс изъятия церковного имущества УПЦ в пользу ставленников Фанара – раскольников из «ПЦУ» – идет уже несколько лет

Оппоненты Церкви работают на Украине – и в юридической сфере, и в медийной. В юридической принимаются законы, которые затем становятся основанием для судебных решений о смене юрисдикции имущества приходов. Затем уже включаются медийные инструменты и «гражданская активность» сторонников раскольников ПЦУ.

К сожалению, вопрос активности православных актуален и в России.

В качестве примера возьмём историю, которая произошла на Кубани на фоне эпидемии коронавируса. C 11 апреля, по требованию Роспотребнадзора, был ограничен доступ прихожан в храмы Екатеринодарской и Кубанской митрополии. В конце мая, когда ситуация с заболеваемостью COVID-19 в России улучшилась, митрополит Исидор обратился к властям с просьбой разрешить открытие храмов для прихожан с 8 июня.

«На сегодняшний день ни на одном заседании оперативного штаба данный вопрос не поднимался, что кажется странным. Мы не можем требовать особого отношения к себе. Наоборот, делаем все возможное для сохранения здоровья прихожан, для оказания помощи нуждающимся. Поэтому мы недоумеваем, как обращение митрополита Исидора от лица всех кубанских архиереев, духовенства и верующих может так долго оставаться без внимания?» – рассказал РИА Новости ответственный за взаимодействие со СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии священник Вячеслав Клименко.

Подобное равнодушие со стороны региональных властей вызывает раздражение среди кубанских верующих. По словам иерея Вячеслава Клименко,

«люди мне в соцсетях задают сотни вопросов типа: ‟Батюшка, если они даже на обращения таких высокопоставленных лиц не реагируют, можем ли мы вообще надеяться, что они услышат простой народ?” Это не вопросы политики, абсолютно. На мой взгляд, это вопросы человеческого воспитания, уважения, элементарного уровня культуры».

Позже в своем комментарии Аналитическому центру Св. Василия Великого представитель епархии сказал, что решение об открытии храмов блокирует главный санврач Краснодарского края Мария Потемкина.

Требует ли такая ситуация юридической оценки? Очевидно, да: митрополия может требовать от администрация Краснодарского края хотя бы объяснения такого к себе отношения.

Ситуации в Черногории и на Украине показывают, что массовые акции православной общественности срабатывают не всегда – это страны с высокой протестной активностью, и, чтобы власти обратили внимание на верующих, должно произойти действительно нечто экстраординарное. Зато юридические баталии в судах дают хороший результат по защите прав верующих. Особенно в этом плане интересен украинский опыт.

Юридические баталии в судах дают хороший результат по защите прав верующих

В селе Ковпита Черниговской области прихожанам Свято-Покровского храма удалось отстоять собственный храм и не допустить его передачи «инициативной группе ПЦУ». В местном суде было оспорено решение местного сельского совета о передаче имущества раскольникам.

«После решения суда сторонники ‟ПЦУ” решили подать апелляцию, но Ковпитский сельсовет отказался дальше принимать в этом участие. Апелляцию они проиграли. Решение Хозяйственного суда оставили в силе. Тогда они подали кассационную жалобу, которую суд тоже не удовлетворил», – рассказал секретарь Черниговской епархии УПЦ протоиерей Игорь Пидан.

Апелляционный суд в Донецкой области отказал раскольникам из «УПЦ Киевского патриархата» в праве собственности на Сретенский храм в селе Константиновка, захваченный ими еще в 2015-м году. После начала гражданской войны на Донбассе члены приходского совета, один из которых спонсировал строительство храма, изменили принадлежность храма на «УПЦ КП». Сейчас, после получения решения суда, еще предстоит фактический возврат храма в собственность, однако сделать это уже гораздо легче.

В Винницкой области епархия УПЦ подала множество судебных исков на переводы храмов в «ПЦУ». Кроме этого, фигурантом стал начальник управления по делам религии Винницкой облгосадминистрации Игорь Салецкий, который оказывал поддержку раскольникам. В результате сторонники раскольников уже говорят о «винницком прецеденте», который может заблокировать незаконную поддержку чиновников по захвату храмов УПЦ.

«Ситуация становится прецедентом для удерживания от активных действий со стороны других начальников таких управлений облгосадминистраций. Ведь за отсутствие действий нет никаких наказаний, а вот активные действия могут вызвать протест, огонь на них», – говорит украинская сторонница «ПЦУ» Вита Титаренко. Это очень интересная оценка с другой стороны.

Отдельного внимания заслуживает борьба со СМИ, разжигающими межрелигиозную вражду. В начале мая 2020 года наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел подал иск в суд на украинский «5 канал», который принадлежит экс-президенту Украины Петру Порошенко.

«Митрополит Павел обратился с иском в Печерский суд Киева к ‟5 каналу” в связи с распространением лживой информации о якобы призывах владыки приходить верующим в храм в период обострения коронавируса на Украине. Митрополит Павел требует от Пятого канала немедленно опровергнуть ложь и принести извинения верующим», – приводит РИА Новости слова адвоката митрополита Елены Исаевской.

Именно журналисты легализуют в глазах властей захваты храмов, нападения на священников

И это особенно перспективно для реалий УПЦ, ведь разжигание ненависти к верующим антицерковными СМИ наносит огромный ущерб. Именно журналисты легализуют в глазах властей захваты храмов, нападения на священников. Именно после сюжетов антицерковных «5 канала», «1+1», «Эспресо» на Украине происходят поджоги храмов. В апреле за две недели их произошло четыре.

Как показывает практика, даже при враждебном настрое властей в судах, оперируя юридическими инструментами, можно отстаивать интересы Церкви и ее прихожан. Наиболее перспективным и эффективным способом защиты прав верующих является комплексный подход: сбор подписей, массовые акции и юридическая борьба в судах. Привлекая церковную общественность и лояльных юристов, можно эффективно защищать Церковь в тех странах, где она испытывает давление со стороны властей и посягательства на храмы и монастыри.

Александр Коваль

10 июня 2020 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 204 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пленник турок и США будет определять курс Церкви? Пленник турок и США будет определять курс Церкви?
Панайотис Катрамадос
Пленник турок и США будет определять курс Церкви? Пленник турок и США будет определять курс Церкви?
Панайотис Катрамадос
Сегодня ясно, что Фанар завел всех в тупик, ибо теперь тот, кто будет контролировать одного – патриарха Фанара, сможет через него руководить всей Церковью!
«Первый без равных» «Первый без равных»
Протоиерей Владислав Цыпин
«Первый без равных» «Первый без равных»
Протоиерей Владислав Цыпин
Главы Поместных Церквей равны по своим полномочиям, и место в диптихе относится к чести, а не к власти.
Собор в Иордании: надежды и перспективы Собор в Иордании: надежды и перспективы
Протоиерей Вадим Леонов
Собор в Иордании: надежды и перспективы Собор в Иордании: надежды и перспективы
Протоиерей Вадим Леонов
Иорданский Собор может должен стать естественным центром консолидации православных разных стран, для которых Церковь – не рудиментарный орган развалившейся Византийской империи, а живое Тело Христово.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×