Отец Николае Тэнасе Отец Николае Тэнасе уже 10 лет был настоятелем в селе Валя Плопулуй коммуны Посешть уезда Прахова, где служит и сегодня, когда в декабре 1989 года в Румынии произошла революция[1]. Здесь, в Валя Плопулуй, в самую глухую пору коммунизма ему удалось поднять храм – на месте прежнего, разрушенного землетрясением 1977 года. В те времена непросто было получить разрешение на возведение культового здания. Не имея разрешения, строили по ночам. Свой вклад внесли все жители села. Так зародилась и укрепилась община, которая помогла священнику впоследствии, после революции, бороться за будущее тех, кто оказался на этой земле нежеланным, преданным, брошенным.
В январе 1990 года, в сильную метель, отец Николае Тэнасе всю ночь провел за рулём, проехав несколько сотен километров, чтобы забрать брошенного матерью младенца. Вернулся в село с картонной коробкой, в которой лежало укутанное дитя. Пристроил её в самый теплый угол церкви и начал совершать Божественную литургию – была суббота, день поминовения усопших. Стоило младенцу заплакать, мгновенно рядом оказывались прихожанки, которые брали его на руки, успокаивали, передавая дитя друг дружке. К завершению литургии малютка оказался на руках у Марии, одной из местных жительниц. Батюшка спросил, не хочет ли она взять на себя заботу о ребёнке. Впоследствии женщина говорила, что приняла тогда младенца как дар Божий. Мальчик, которого крестили с именем Лучиан, вырос вместе с остальными пятью детьми Марии и её мужа. Сегодня в Валя Плопулуй у Лучиана свой дом, где ждут появления уже третьего ребёнка, сам он на заработках в Италии – надо содержать семью.
Важнейшее дело для блага Румынии
Не имея разрешения, строили по ночам. Свой вклад внесли все жители села. Так зародилась община
26 декабря 1989 года, после бегства диктатора Чаушеску, в первом же указе нового руководства Румынии одна из статей исключила любые запреты на аборты со сроком беременности до трёх месяцев. Спешка была вызвана необходимостью прочертить очередную грань мифа о завоеванной свободе: дескать, коммунистический режим запрещал аборты, поэтому их разрешение явится свидетельством преодоления коммунизма. Но историческая реальность говорила о другом: в 1957-м году прерывание беременности было коммунистами вполне легализовано, и лишь в 1966-м году формально запрещено, что, однако, не стало препятствием для проведения миллионов абортов. Доказательством служат данные статистики, которые свидетельствуют: с 1966 по 1989 год только в государственных клиниках было сделано почти 7,5 миллионов абортов – примерно столько же, сколько в период между 1957-м и 1966-м годами. Запрет ввели не потому, что стали ценить жизнь детей и женщин, а из-за демографических и экономических причин. В 1965-м году, предшествующему запрету, было зарегистрировано 1,115 миллионов абортированных детей, и лишь 278 362 младенца были рождены; у Румынии оказался самый высокий показатель абортов на одну тысячу женщин, когда-либо зафиксированный в мире, – 252.
У Румынии оказался самый высокий показатель абортов на тысячу женщин, когда-либо зафиксированный в мире
Следствием указа, изданного в декабре 1989 года, стало то, что в первые 8 лет после революции в Румынии было сделано 5 миллионов абортов только в государственных клиниках. Это помимо множества других (официально не зарегистрированных) искусственных прерываний беременности, проведённых в неприспособленных помещениях лицами, которые могли быть медиками, а могли ими и не быть, о чём в специализированном журнале «Acta Universitatis ‟George Bacovia”. Juridica» (2/2014) пишет доктор Анкуца-Елена Франц из Ясского университета «Александру Иоан Куза».
Осознавая уже тогда, в январе 1990-го, трагичность ситуации, отец Николае Тэнасе вместе с христианским поэтом Иоаном Александру[2] основали по инициативе последнего движение «Спасаем жизни – Pro Vita Brâncoveanu». Решили, что именно святой благоверный господарь Константин Брынковяну[3] должен стать духовным покровителем нового движения: ведь у него самого была многочисленная семья, 11 детей. Священник Николае Тэнасе убеждён, что именно демографическая политика господаря-мученика и стала главной причиной, из-за которой его свергли с престола. Он убежден, что империям не по нраву демографический рост подконтрольных народов – точно так же, как фараону не нравилось умножение еврейского народа в Египте. «Брынковяну умножил наш народ как своим личным примером, так и снижением налогов, и облегчением условий существования для простых людей», – утверждает батюшка.
Спасение человека предполагает долгий труд
Отец Николае Тэнасе По понедельникам, средам и пятницам священник и поэт молились у гробницы Брынковяну в Новой Свято-Георгиевской церкви, расположенной у нулевого километра Бухареста, а в остальное время посещали больницы и убеждали женщин не делать аборты. Не уставали уговаривать даже тех женщин, которые уже внесли плату за аборт. «Так, однажды нам удалось спасти 13 детей в течение дня», – вспоминает отец Николае.
Жизнь – самое главное, что требуется спасать. Но даже такое деяние не является совершенным, если не озаботиться, чтобы спасённый маленький человечек рос здоровым, защищённым, чтоб он воспитывался должным образом. Стала очевидной необходимость в долгосрочной поддержке, и в первую очередь – в предоставлении убежища матерям с детьми, спасёнными от аборта.
И наступил момент, когда священнику пришлось вновь воззвать к чувству солидарности своей немногочисленной приходской общины, сложившейся ещё в пору коммунизма. «Прошли два дня и одна ночь, пока в селе удалось расселить первых 13 детей, у нас же здесь тогда был один лишь храм, никаких социальных домов», – рассказывает он. Затем, в течение недолгого времени, были расселены по семьям ещё 10. Лишний рот за столом добрым людям не казался бременем, дети получали традиционное воспитание в домашнем кругу, вместе со сверстниками. Односельчане живо откликались на призыв батюшки.
Стала очевидной необходимость в долгосрочной поддержке, в предоставлении убежища матерям с детьми
В помощь общине стали прибывать волонтёры, сначала из-за границы, где культура добровольчества была более развитой, затем и из Румынии. «Первыми волонтёрами была супружеская пара, Дитер и Кристин Полхеймы, швейцарцы, посвятившие в 1993-м году нашим детям первый год своей семейной жизни», – вспоминает отец Николае.
В 1994-м в различных семьях Валя Плопулуй проживало 86 социально незащищённых лиц, в основном детей. Тогда же начали возводить дома для приютов – число нуждающихся росло, а священник никому не отказывал в помощи. В 1997-м году в селе были готовы первые социальные дома. Они, конечно, не вполне соответствовали официальным стандартам, но батюшка уже мог предоставить нуждающимся крышу над головой. «Комнаты должны были иметь в высоту 2,4 метра, определённую степень освещённости, полы – уложены плиткой и пр., но мы торопились заселить детей, которые обитали на заброшенном канале[4]. Нельзя было оставлять их там, пока здесь достроим всё по учебнику», — добавляет он.
Сегодня священник с удовлетворением констатирует, что после 2007 года появилась правовая база для того, чтобы, согласно статье 67 Устава организации и функционирования Румынской Православной Церкви, приходы могли свободно вести социальную филантропическую деятельность. Это позволило учредить в Валя Плопулуй приходской социальный центр «Pro Vita», где в настоящее время проживают дети, одинокие женщины либо без жилья, либо ставшие жертвами домашнего насилия, старики – всего свыше 400 человек. Если же вести учёт с 1990 года, то до настоящего времени местный приход приютил, обеспечил питанием и одеждой, утешил и наставил духовно более 3500 душ.
С 1990 года до настоящего времени приход приютил, обеспечил питанием и одеждой, утешил более 3500 душ
Потребности велики. Только на питание ежедневно уходит не менее 1000 буханок хлеба. Для детишек в периоды каникул организуются бесплатные лагеря. Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил из личных средств оплатил 6 каникулярных сезонов в лагерях на побережье Черного Моря почти для сотни детей из Валя Плопулуй, испытывающих недостаток витамина D.
Осуществляется не только поддержка, но и профориентация детей. В зависимости от склонности к практической или творческой деятельности, их обучают росписи по стеклу, столярному делу и резьбе по дереву, строительству деревянных домов, пошиву одежды, им прививаются различные хозяйственные навыки (уход за домашними животными, работа в поле, выпекание хлеба). Финансовые ресурсы поступают от продажи изготовленных ими поделок, но главным образом деньги дают несколько постоянных спонсоров, либо суммы складываются в результате различных кампаний по сбору средств. Помогает футболист Джордже Огэрару[5] и его жена Андрея, у которых пятеро детей. Будучи приверженцами полноценной семьи, они периодически подключаются к кампаниям в пользу данной социальной обители.
Размышления об уврачевании румынской семьи
На вопрос, как примирилась его собственная семья со столь масштабной благотворительной работой, священник ответил искренне: «Я пренебрег первой ради того, чтобы благоприятствовать второй». Велика заслуга матушки, которая несла свой крест рядом с ним. Сам священник, у которого шестеро детей, из них один приёмный, и 20 внуков, считает, что спасение нации может прийти только от женщин, которые и творят жизнь: «Все империи пали, когда не оставалось матерей. Здесь ключ к будущему любого народа». Но на мужчинах лежит огромная ответственность по защите матерей. По оценке отца Николае, 80% абортов случаются на фоне пороков мужчин, «которые творят пустоту в душе женщины»
По оценке отца Николае, 80% абортов случаются на фоне пороков мужчин, «которые творят пустоту в душе женщины»
«Существует расхожее выражение: ‟Мы хотим ребёнка, но не готовы принять его сейчас”», – цитирует батюшка тех, кто оправдывает таким образом своё право на аборт.
«Но они забывают, что ребёнок есть сотворчество троих: отца, матери и Бога. Отец дает сперматозоид, мать предоставляет яйцеклетку, а Бог вкладывает душу. Один сперматозоид из примерно четырех миллионов оплодотворяет единственную яйцеклетку, выделяемую организмом женщины, – нет большего чуда. Наблюдая этот процесс в микроскопе, испытываешь дрожь от подобного величия!» – говорит он о чуде человеческого зарождения.
Осознание чуда жизни и принятие семьи как жертвы суть самые важные вещи
Ребёнок обладает живой душой с самого первого мгновения, когда родилась лишь одна клетка, – родилась от того, что дали родители, и вследствие дара Божия. Так, осознание чуда жизни и принятие семьи как жертвы суть самые важные вещи, которые и обязывают нас рожать детей.
Совершаешь усилие – получаешь силу
Речь у отца Николае Тэнасе короткая, резкая и прямая, как булава. Она может показаться тяжеловесной и грубой, но он, словно мечом, отсекает чистую воду правды и любви к ближнему от грязи, отравляющей родник. Бывает, спросишь его совета, а ответ может оказаться беспощадным по отношению к тебе. Но выслушай с терпением, получишь пользу и вразумление, особенно когда он рассказывает реальные истории. Вот одна из них.
«Жил да был один священник, который ни разу не был в отпуске, – начинает свой рассказ батюшка. – И когда, наконец, оказался он в отпуске, позвала его к себе настоятельница одного монастыря, чтобы помог он ей уговорить некую девицу отказаться от аборта. И пробыл там священник этот 19 дней. По ночам вел беседы с девицей, а днём, когда она уходила на работу, священник отдыхал. И все то доброе, что удавалось священнику заронить в душу девицы ночью, ее тетка, научаемая злым духом, днём всякий раз уничтожала. Из обители и священник, и девица эта уехали в один день, одним поездом. Она сошла на станции городка, где тетка записала её в клинику на аборт, а опечаленный священник поехал дальше. И печаль его оказалась столь сильна, что 9 лет после этого не посещал он тот самый монастырь. Но как-то раз, в морозную ночь, ему все же пришлось остановиться на ночлег в этой обители. Заночевал, наутро отправился совершать богослужение. Настоятельница спросила, почему его так долго не было. ‟Потому что был я опечален из-за того, что не сумел убедить ту девицу…” – ‟Неправда, батюшка. Идите сюда, взгляните!” – позвала настоятельница. И надо же, как раз в тот день в монастыре, будто случайно, оказалась та самая девица – теперь уже мама со своей девятилетней дочкой. ‟Что произошло? Ты же сошла тогда с поезда с другим решением?” – спросил священник. Женщина и рассказала ему, как сначала взобралась на стол для аборта, как ей сделали местную анестезию. Но когда пришёл врач, она внезапно соскочила со стола, силясь уйти. Ассистентка влепила ей пару пощечин, чтобы привести в чувство, уложила на место. Но она вновь соскочила, стала кричать, в итоге врач отказался от вмешательства. Женщина ушла из клиники, еще находясь под наркозом, держась за стены. И сохранила ребёнка».
Произошло одно из чудес, творимых Богом, – чудо, дающее радость нашей неустанной миссии, которую мы призваны выполнять во всякое время. Даже когда уже не остаётся ни малейшей надежды, но человек совершает усилие воли – и Бог идёт навстречу. Господи, подай нам волю делать добро, и да будет она желанием Твоим!