Почему одному человеку Бог дает больше талантов, возможностей в жизни, а другому меньше? В чем заключается главная задача христианина? Как влияет правильное исповедание веры на молитву и нашу земную жизнь? Почему невозможно спасения без исполнения заповедей Божьих? На эти и другие вопросы «Церковной православной газете» отвечает Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью Предстоятеля накануне Дня Ангела Блаженнейшего владыки.
— Ваше Блаженство, Бог любит всех одинаково, почему же одному человеку Он дает больше талантов, возможностей в жизни, а другому меньше?
— Да, конечно, Бог любит всех и у Бога нет лицеприятия. Это означает, что в Своем отношении к человеку Он не смотрит на красоту лица человека, на его одежды, социальное положение… Но Богу приятнее те, кто любит Его, т. е. те, кто исполняет Его заповеди. Он Сам сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21).
В отношении же возможностей и талантов – нет человека, который бы не имел талантов, способностей. У каждого человека свои способности, каждый человек в этом отношении уникален. Задача жизни – не закопать свои таланты, а развить их и употребить во Славу Божию на пользу людей.
Талант можно сравнить с зерном, которое Господь посеял в каждом человеке, а человек уже должен взрастить его, чтобы получить духовные плоды. С помощью талантов мы должны учиться молиться, прощать, терпеть, любить, благодарить Бога, славословить Бога и каяться перед Богом – таланты даются нам для того, чтобы через них мы взращивали в себе христианские добродетели, которые ведут человека к вечному спасению на Небе. А в отношении того, почему Господь не дает каждому человеку одинаковое количество талантов, скажу такие слова: это дело Божие, а не человеческое. Мы должны с благодарностью принять от Бога те таланты, которых нас Господь удостоит, и постараться молитвенно умножить их.
— В чем состоит главная задача христианина в отношении к Богу?
— Христианин должен постоянно себя духовно совершенствовать. Если искусный врач или художник постоянно себя совершенствует, чтобы отточить свое мастерство, улучшить свое искусство, то и христианин должен над собой непрерывно работать для того, чтобы улучшить свой образ, данный ему Богом.
—Что является самым важным в духовной работе христианина?
— Самое важное в жизни христианина – это молитва. Молитва имеет огромную силу — она приближает человека к Богу, разрушает стену, которую мы сами возводим между собой и Богом, дает человеку чувствовать Истину и возможность понимать волю Божию. А понимая волю Божию, человек правильно ее творит и этим уподобляется Богу.
В то же время не всякая молитва приближает человека к Богу, а только та, которая основывается на правильной вере и на правильном знании о Боге.
— Без правильной веры не может быть правильной молитвы? Как правильная вера может помочь в молитве Богу?
— Правильная вера – основа всей духовной жизни человека. Если человек имеет правильную веру, то от этой веры рождается правильная надежда — человек надеется не на себя и богатство, а на Бога. От правильной веры рождается и правильная любовь — не коммерческая, а жертвенная любовь. И на правильной вере творится правильная молитва — смиренная молитва, молитва покаяния, она и приближает человека к Богу.
—Бог совершен, и Он не нуждается ни в каких дополнительных наших услугах. Почему Господь Иисус Христос предупреждает нас: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21)?
— Заповеди, которые Господь наш Иисус Христос дал нам, нужны самому человеку, а не Богу. Призывая нас соблюдать заповеди, Бог возвещает нам Свою Божественную волю. Господь предупреждает нас, что для того, чтобы быть участниками и жителями тех прекрасных чертогов, которые Господь уготовал для любящих Его, нужно жить по заповедям Его. Эти заповеди Господь дал нам для нашего блага, они нам нужны. Если человек обманывает, крадет, совершает другие грехи, то тем самым повреждает себя, ранит свою душу, наносит себе вред. Бог не хочет, чтобы грешник погиб, поэтому дает нам заповеди как лекарства, с помощью которых мы можем сохранить себя от греховных падений и исцелиться от греховных язв, чтобы здесь на земле и в вечности быть с Богом.
Господь хочет, чтобы человек был причастником Его благ, Его блаженства. Человек создан для блаженной жизни, для того, чтобы жить в мире, радости, счастье, он не создан для мучений. Но, к сожалению, мы это теряем, когда совершаем то, что вредно для нашей природы. Божественный закон напоминает о том, каким должен быть человек, как он должен поступать, что он должен делать, живя на этой земле.
— Некоторые люди говорят, что заповеди Божии настолько возвышены и сложны для исполнения (возлюби врага своего, подставь левую щеку…), что очень немногие могут исполнить их и спастись в вечности. И что из любви к человеку следовало бы их как-то облегчить, приспособить для нашего мира…
— Неправильно так думать. «Невозможное человеку – возможно Богу» (Лк.18:27). Бог спасает человека, если человек этого хочет, если человек все свои усилия направляет к тому, чтобы исполнить заповеди Божии. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Но тот труд, который несет человек для своего же спасения, не соответствует тому величию, которым украсит Бог тех, кто сподобится быть спасенными в Царствии Небесном.
Господь наш Иисус Христос сказал, что «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Каждому, кто хочет спастись, Он протягивает Свою всесильную руку и ведет ко спасению. Господь в Своей Церкви оставил нам всю полноту Благодати для нашего спасения. И когда человек духовно трудится, очищает свое сердце и таким образом становится способным принять Благодать Божию, то все заповеди Божии становятся для него желанными, радостными и не тяжелыми, потому что Благодать Божия утешает сердце человека и дает силу исполнять их.
Если сегодня человек не соответствует тем требованиям и правилам, о которых Евангелие напоминает нам, но признает эти заповеди, он сохраняет шанс быть спасенным. Он может в последний момент, как разбойник на кресте, сказать: «Прости!» — и Бог простит. Однако для этого нужно познать Господа. Разбойник не был индифферентным, ему не было все равно, кто как думает о Боге. Он сказал: «Ты Господь, Ты страдаешь невинно, а я по заслугам страдаю» (см. Лк.23:42) — это правильное понимание Бога сделало разбойника способным быть спасенным в последние часы.
— Вы говорите о важности для спасения признавать Заповеди Божии, содержащееся в Евангелии и хранящиеся в Православной Церкви. Что для этого нужно делать?
— Для этого нужно хранить чистоту святой Православной веры, которая содержит неповрежденными Заповеди Божии, не отступать от Православной веры никуда, ни влево, ни вправо. Сегодня нас стараются сбить с толку, вмешиваются в дела Церкви, указывают, куда мы должны идти, что мы должны делать. То, что мы должны делать, давно прописано в священных законах, а толкователями этих законов мы имеем святых Отцов. Именно они правильно толкуют священные законы, а не люди, далекие от Церкви, которые по своей духовной неопытности будто бы хотят сделать добро, но это добро оказывается злом.
Святой Иоанн Креститель, готовя людей к приходу Спасителя, призывал «сделать прямыми пути свои» (см. Мк. 1: 3). К Богу нет кривой дороги. Поэтому мы должны хранить чистоту святой веры, чтобы нам не потеряться в этой жизни и сподобится в вечности быть с Богом.