Эта статья посвящена двум святым женам Ирландии, чье почитание на «Изумрудном острове» продолжается с древнейших времен. Обе они почитаются современными православными христианами, а их изображения можно увидеть на иконе Собора всех святых Британии и Ирландии в русском кафедральном соборе Успения Божией Матери в Лондоне и в других храмах.
Преподобная Аттракта, игумения Килларахтская
(Память 11/24 августа)
Ранние годы и основание первых обителей
Витраж прп. Аттракты в католической церкви св. Патрика прихода Гертин, гр. Слайго (фото любезно предоставлено: Fr. Joseph, the Gurteen parish, Sligo) Самым надежным источником о жизни преподобной Аттракты (Attracta, Athracht, Aracht, Atty) являются древние ирландские устные предания. Более поздние повествования, составленные цистерцианским монахом Лаврентием из Бойла (XII в.) и другими, содержат лишь крупицы истины. Среди тех, кто подробно писал об этой святой, был францисканский монах и историк Джон Колган (ок. 1592 – 1658), создавший фундаментальный труд «Деяния ирландских святых» («Acta Sanctorum Hiberniae»).
Святая мать Аттракта была прославленной ирландской пустынницей и основательницей монашеских общин. Она родилась в V веке в знатной семье и была современницей святого Патрика, апостола Ирландии, который, по преданию, совершил над нею монашеский постриг. Родиной угодницы было нынешнее графство Слайго (Sligo) в провинции Коннахт (Connacht), расположенное на западе Республики Ирландия. С детства она мечтала посвятить свою жизнь служению Богу. Аттракта горячо молилась, щедро раздавала милостыню и строго постилась, умерщвляя свою плоть.
Сам святой Патрик выстроил для преподобной Аттракты обитель в Килларахте и назначил ее игуменией
Узнав, что родители противятся ее желанию вести монашескую жизнь и хотят выдать замуж (девушка была очень красивой, и молодые люди сватались к ней), святая покинула отчий дом, взяв с собой двух спутниц. Сначала Аттракта перешла в южный Коннахт, а затем стала вести жизнь пустынницы в Килларахте (Killaraght; «церковь Аттракты») на юго-востоке района Слайго, на озере Лох-Гара, а затем – в Друме (Drum) графства Роскоммон, который позднее переименован в Драмконнелл, потому что там трудился ее брат – епископ Конел. В этих местах подвижница основала монашеские общины, которые позднее выросли в прославленные женские монастыри. По преданию, сам святитель Патрик выстроил для преподобной Аттракты обитель в Килларахте и назначил ее игуменией.
Недавно восстановленные руины монастыря Друм, гр. Роскоммон
Известно, что во время монашеского пострига на грудь святого Патрика с неба упало монашеское покрывало. Святитель подарил его Аттракте и велел носить как особое благословение Божие до конца своих дней. Чувствуя себя недостойной, преподобная Аттракта неохотно, после долгих уговоров, согласилась на это.
Странноприимный дом и чудеса преподобной Аттракты
Витраж с изображением прп. Аттракты в католической церкви прихода Килларахт, гр. Слайго (фото любезно предоставлено: Fr. Joseph, the Gurteen parish, Sligo) Святая основала ряд других обителей и церквей на территории нынешних ирландских графств Слайго и Голуэй на западном побережье провинции Коннахт. Возможно, она некоторое время служила игуменией всех учрежденных ею общин. Примечательно, что Аттракта выбирала для строительства монастырей перекрестки («где встречаются семь дорог»), где проходили путешественники и странники, которым оказывалось гостеприимство. Во всех обителях преподобной Аттракты особое внимание уделялось заботе о больных и странноприимству. Было много свидетельств чудесных исцелений, совершенных в этих монастырях по молитвам преподобной Аттракты. Имело место много случаев исцеления расслабленных, а один раз пламенной молитвой святая настоятельница вернула к жизни утопленника. Однажды крестным знамением и прикосновением своего игуменского посоха святая уничтожила «страшное чудовище», которое воровало скот у крестьян района Лугна и пугало население.
Преподобная прославилась основанием при монастыре Килларахт учреждения, сочетавшего функции странноприимного дома и больницы для путников и паломников, где никому не отказывали в гостеприимстве и лечении. Этот знаменитый дом просуществовал более 1000 лет – до 1539 года!
Странноприимный дом-больница, основанная преподобной Аттрактой, просуществовала более 1000 лет – до 1539 года!
Возможно, преподобная Аттракта управляла обителью Килларахт до конца своих дней. Жители Килларахта и всей области горячо любили и глубоко ценили святую за ее богоугодную жизнь и рассудительность, обращались к ней за советом и молитвенной помощью как при жизни, так и после ее перехода в вечность. Ирландцы почитали и восхищались преподобной Аттрактой за ее твердый и одновременно прекрасный характер; все без исключения были очарованы ее милосердием и любезностью, приветливым, добрым и кротким нравом. Для нуждающихся и одиноких она была самой ласковой и сострадательной матерью и другом, всегда готовой облегчить боль, выслушать в скорби и направить на путь вечного блаженства.
Кончина и посмертное почитание
Преподобная Аттракта преставилась ко Господу во второй половине V или в VI веке. Она наставляла своих духовных чад, учеников и преемников никогда не оставлять добродетели страннолюбия, чтобы и самим обрести милость у Владыки Христа в день Страшного суда. Ее женский монастырь в Килларахте, возможно, просуществовал до Реформации. Известно, что после смерти святой здесь возвели новую церковь во имя Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой Аттракты. Многие годы это место считалось очень святым и центром гостеприимства. Сохранилось свидетельство о том, что в XV веке в церкви Килларахта почитались две святыни: связанный с чудом святителя Патрика крест и чашка преподобной Аттракты. Церковь принадлежала епархии Ахонри, которую святая взяла под свое покровительство. Имя преподобной Аттракты встречается во многих ранних ирландских мартирологах и календарях.
Икона прп. Аттракты в иконостасе православного храма свв. Петра и Павла в Дублине (фото любезно предоставил прот. Михаил Насонов)
Общенациональное почитание святой было настолько велико, что ряд топонимов «Изумрудного острова» носят ее имя: Килларахт, Тоберарахт («источник Аттракты»), Клохан-Арахт («каменное сооружение Аттракты») и т.д.
В 1864 году папа Пий IX провозгласил официальное католическое почитание преподобной Аттракты по всей Ирландии. Икона этой угодницы, наряду с иконами многих других местных святых, находится в иконостасе русского православного прихода святых Петра и Павла Сурожской епархии в Дублине.
Святую Аттракту часто изображают с оленем. Это объясняется тем, что, по преданию, однажды по молитвам преподобной Аттракты во время строительства замка одному ирландскому королю вышедшие олени заменили уставших лошадей и помогли строителям вывезти срубленные деревья из леса.
На протяжении веков многих девочек, особенно в западной части Ирландии, крестили с именем «Аттракта» в честь этой ранней святой, прославившейся гостеприимством, милосердием к нищим, путешественникам и бездомным, а также даром чудотворения. Даже в наши дни некоторые жительницы Ирландии носят имя «Аттракта» и молятся этой святой.
Церковь св. Аттракты в приходе Килларахт, Слайго
Святые места, связанные с преподобной Аттрактой
В деревне Килларахт в графстве Слайго, расположенной на границе с графством Роскоммон, действует построенная в 1875 году католическая церковь святой Аттракты, принадлежащая приходу Гертин (Gurteen). На одном из ее витражей изображена преподобная Аттракта. Там, где некогда существовал женский монастырь, сегодня находится кладбище. Местный приход ежегодно служит мессу на кладбище в ближайшее к 12 августа воскресенье в память о преподобной Аттракте. В поле рядом с кладбищем сохранился древний, но заросший и полузабытый источник святой Аттракты. В близлежащей деревне Гертин церковь освящена в честь святого Патрика, в которой святые Аттракта и Патрик изображены на витражах.
Источник св. Аттракты в Клохере, гр. Слайго (источник: Buildingsofireland.ie)
Католическая церковь в Бридоге (Breedogue) прихода Баллинамин (графство Роскоммон), средняя школа и множество святых источников на западе Ирландии носят ее имя. Один из таких источников расположен в местечке Клохер (Clogher) рядом с деревней Монастераден в графстве Слайго (Килларахт находится с противоположной стороны озера Лох-Гара): его вода исцеляет от рахита и бородавок. По преданию, преподобная Аттракта изгнала жившего рядом с источником «змия», а камни, которые до сих пор можно найти рядом с ним, в народе называют «змеиными яйцами». Поскольку подвижница сделала это место святым, в средние века женщины, желавшие иметь детей, могли брать по одному из этих камней домой и возвращать на прежнее место после рождения младенца. В здание купели источника встроено несколько фрагментов древних крестов, один из которых содержит изображение сцены Распятия. Источник посещают паломники и в наши дни.
Руины старой церкви в Киливи, гр. Арма
В двух милях от города Чарлстаун графства Мейо на северо-западе Ирландской республики есть местечко Тампл (Tample), где сохранился источник святой Аттракты, почитаемый более 1000 лет. Каждый год сюда приезжают католики отслужить мессу в день памяти святой (11 августа), а в 1954 году рядом была воздвигнута статуя преподобной. В Чарлстоуне изображение этой святой можно найти в приходском храме.
Страница из Баллимотской книги Еще один источник святой Аттракты находится в местечке Килтура (Kiltura) на юге графства Слайго. Рядом расположены древние камень с надписями, мемориальная плита, колонна из песчаника с кельтским крестом (с наложенным на него кругом) наверху и другие интересные объекты. Все они сосредоточены на древнем круглом кургане, к востоку от которого бежит ручей. До недавнего времени паломники ежегодно посещали расположенный на юго-восточной оконечности кургана святой источник, а также обходили растущий по краям боярышник.
После Реформации Католическая церковь в Ирландии была объявлена вне закона: монастыри закрыли, многие святыни уничтожили, а почти все католические церкви и другие здания конфисковали. Гонимым верующим католикам ничего не оставалось, как на протяжении веков молиться практически подпольно. Постепенно сложилась практика совершения молений и народных религиозных празднеств на открытом воздухе рядом с сохранившимися святыми источниками, руинами монастырей и могилами святых (эта практика называется «patterns»). Подобные собрания верующих получили распространение во многих святых местах сельской Ирландии, привлекая сотни и тысячи верующих (позднее к католикам присоединялись протестанты). Так многие святые покровители городов и деревень не были забыты. В XIX веке рядом с источниками стали возводить часовенки с алтарями. Даже после вступления в силу Билля об эмансипации католиков в 1829 году практика служения на открытом воздухе рядом с древними святынями продолжалась. Она жива и по сей день: включает в себя служение мессы, молебны местным святым-покровителям, покаянные молитвы и элементы ирландских народных традиций. За эти 400 лет были зафиксированы многочисленные чудеса исцеления (например, вода источника в Килмактайге (Kilmactigue) исцеляла от эпилепсии). Так сохранились в том числе и святые места, связанные со святой Аттрактой. Как минимум в восьми приходах страны можно найти источники в честь этой святой!
Репродукция витража св. Аттракты работы Ричарда Кинга (любезно предоставлено - Fr. Joseph, the Gurteen parish, Sligo) В графстве Дублин, где расположена столица Ирландии, преподобной Аттракте посвящены католическая церковь в Медоубруке (Meadowbrook), а также одна школа и улица. Жители деревни Туолестрейн (Tourlestrane) графства Слайго молятся преподобной Аттракте как своей небесной покровительнице; местная церковь освящена в ее честь, а также источник в соседнем местечке Гленаву (Glenavoo), куда совершаются паломничества. Угодницу особенно почитают в деревне Баллимот (Ballymote) графства Слайго в католическом приходе в честь Непорочного зачатия, где существует ее изображение на витраже. С этим местом связан уникальнейший средневековый манускрипт конца XIV века под названием «Баллимотская книга» (хранится в Королевской ирландской академии г. Дублин). Книга содержит изображение Ноева ковчега, описание истории евреев, падения Трои, житие святого Патрика, наставления Кормака, генеалогии христианских королей и кланов провинций Ольстер, Ленстер, Коннахт и Манстер, сагу о короле Брайане Бору, правила по ирландскому стихосложению, книгу прав и т.д. на среднеирландском, частично на латыни и греческом языках.
Церковь в честь Непорочного Зачатия в Баллимоте, гр. Слайго (фото_ Andreas F. Borchert)
Известный витраж преподобной Аттракты – работа художника из графства Мейо Ричарда Кинга (1907–1974), который любил местных святых, создал посвященные многим из них витражи и даже умер в день святителя Патрика. Многие из его творений можно найти в «Капуцинском ежегоднике» («The Capuchin Annual»), выпускавшемся в Дублине ирландскими францисканцами с 1930 по 1977 год.
Церковь св. Аттракты в Туолестрейне, Слайго (источник - Kilmacteige.com)
Преподобная Моненна, игумения Киливийская
(Память 6/19 июля)
Воспитанница великих святых
На протяжении столетий ирландцы любят и почитают святую Моненну (Монинна, Дарерка, Блине – Monenna, Moninne, Darerca, Bline), которая родилась около 432 и преставилась около 517 или 518 года. Ее родиной было нынешнее графство Даун в Северной Ирландии: ее отца, местного правителя, звали Махта, а мать (дочь северного короля) носила имя Комви.
По преданию, дева Моненна лично знала таких прославленных святых ирландской Церкви, как святитель Патрик и преподобная Бригита Кильдарская. По одной из версий, святой Патрик крестил Моненну, когда она была младенцем, а позднее угодница некоторое время жила в знаменитом монастыре преподобной Бригиты в Кильдаре. Считается, что святитель Патрик предсказал родителям преподобной Моненны, что слава о ней распространится по всему острову Ирландия и ее будут почитать до скончания века. Впоследствии апостол Ирландии совершил над ней постриг. Родственником преподобной Моненны был святой Ибар (Ibar; память 23 апреля) – один из самых ранних епископов-миссионеров на ирландской земле. Вполне вероятно, юная преподобная Моненна и ее община сестер-инокинь подвизалась и обучалась некоторое время в обители на острове Бегерин (Begerin) графства Уэксфорд[1] под началом святого Ибара.
«Духовная дщерь пророка Илии» и монастырь Киливи
Гора (потухший вулкан) Слив-Галлион в гр. Арма, Ирландия
Святая дева Моненна совершила большую часть своих духовных подвигов ради Христа на горе Слив-Галлион (Slieve Gullion), являющейся потухшим вулканом. Благодаря этому Моненну иногда называют «духовной дщерью пророка Илии». Гора находится на юге североирландского графства Арма (Armagh) и имеет 575 метров в высоту. У подножия этой горы преподобная мать Моненна позднее и основала женский монастырь Киливи (Killeavy; «церковь горы») и стала его первой многолетней настоятельницей. Первоначально община святой состояла лишь из 8 юных инокинь и одной вдовы, но к концу жизни преподобная Моненна собрала вокруг себя более 150 учениц.
Подражая отцам-анахоретам, пустынницы предавались самой суровой аскезе
Подражая отцам-анахоретам, пустынницы предавались удивительно суровой аскезе, живя в крайней бедности и очень скудно питаясь. Своими небесными покровителями отшельницы выбрали пророков Илию и Иоанна Крестителя.
Игумения Моненна особенно славилась милосердием и великодушием к ближним: она заботилась о нуждающихся, по ее молитвам выздоравливали больные; однажды исцелила немого человека. По преданию, в своем монастыре преподобная Моненна воспитала и обучила Люгера – сына упомянутой выше вдовы-монахини, подвизавшейся вместе с нею. Впоследствии он стал епископом.
Источник св. Моненны близ Киливи, гр. Арма (источник - Megalithicireland.com) Поначалу земли вокруг монастыря Киливи населяли язычники, практиковавшие жестокие обычаи. Постепенно, видя праведную жизнь монашеской общины, многие уверовали во Христа, крестились и стали приходить в обитель преподобной Моненны за утешением и молитвенной помощью. Говорили, что к концу жизни пустынницу Моненну часто посещали ангелы.
Однажды богатый человек привез в обитель Киливи новую одежду в подарок, потому что одежда игумении и сестер была сильно поношенной и напоминала лохмотья. Но преподобная Моненна отказалась принять подарок, сказав, что Всевышний обеспечивает их всем необходимым. Она продала новую одежду, а деньги раздала нищим.
Множество историй повествует об удивительной подвижнической жизни преподобной Моненны. Святая ввела в своей общине настолько строгие правила поста, что ходили слухи, будто другие святые время от времени навещали обитель, беспокоясь за жизнь подвижниц. По ночам святая игумения имела обыкновение прочитывать всю Псалтырь, стоя в холодной воде источника, находившегося на склоне горы.
Однако Киливи не был единственным достижением преподобной Моненны в Ирландии. Она основала в стране и другие обители, например в Фохарте (Faughart) в провинции Ленстер на востоке Ирландии – сегодня относится к графству Лаут. Помимо этого ей приписывают основание церквей и монастырей в Шотландии, хотя святая вряд ли покидала свою родину. Но некоторых воспитанниц Киливи действительно могли отправить в Шотландию, где процветало монашество по ирландскому образцу, для учреждения монашеских общин.
История обители Киливи после смерти преподобной Моненны
Святая игумения Моненна преставилась ко Господу в глубокой старости, и сразу же ее могила в монастыре Киливи стала объектом поклонения многочисленных паломников, а сам монастырь стал великим центром монашества. В средние века Киливи был среди самых влиятельных женских монастырей Ирландии. На протяжении столетий он хранил уникальную святыню: расческу преподобной Моненны, которой она расчесывала волосы раз в год в Страстной четверг. Ее личные мотыга и подрясник из барсучьей шкуры тоже почитались как реликвии.
Могила прп. Моненны в Киливи, гр. Арма
Несколько столетий после кончины преподобной Моненны ее обитель находилась под влиянием монашеского движения «кульдеев», ратовавших за сохранение древних аскетических традиций в ирландской Церкви.
Первая монастырская церковь была деревянной, но в VI веке ее сменил каменный храм. В 923 году обитель подверглась нападению язычников-скандинавов и была разорена, но потом монашеская жизнь тут возродилась, и здесь подвизались монахини августинского ордена – с XII века до 1542 года, когда во время Реформации монастырь был распущен.
Почитание преподобной Моненны распространилось на всю Ирландию, но особенно память о ней сохраняется в северных областях страны.
До нас дошло свидетельство о посмертном чуде преподобной Моненны. Во время строительства деревянной монастырской церкви четвертая игумения Киливи поняла, что им не под силу спустить с горы большое длинное бревно для конька крыши. Она вознесла усердную молитву преподобной Моненне, а на следующее утро сестры увидели бревно лежащим на земле рядом с обителью! Впоследствии, после Нормандского завоевания, то самое бревно хранилось в монастыре как реликвия.
Сохранившиеся святыни, связанные с преподобной Моненной
Киливи расположен у подножия горы Слив-Галлион, с ее восточной стороны, в идиллической местности со множеством исторических артефактов. От монастыря преподобной Моненны сохранились руины, а также предполагаемая могила святой, на которую указывает большая гранитная плита в северной части кладбища. Среди руин можно увидеть стены двух монастырских церквей (большой и малой) и другие развалины, судя по которым можно сказать, что строения были внушительных размеров. Одна из церквей была донорманнской, что делает ее старейшей сохранившейся церковной постройкой графства Арма. До наших дней также дошли большая гранитная дверь, арочное окно и высеченные фигуры ангелов.
Как и предсказывал святитель Патрик, память о Моненне и любовь к ней продолжают жить в Ирландии спустя 1500 лет после ее кончины.
Как и предсказывал святой Патрик, память о Моненне живет в Ирландии спустя 1500 лет после кончины подвижницы
Источник святой Моненны на склоне горы Слив-Галлион недалеко от ее бывшего монастыря существует по сей день. Ежегодно множество паломников посещают могилу преподобной Моненны и святой источник в день ее памяти. Вода источника (расположен в 450 м к юго-западу от кладбища; к нему ведет узкая тропинка) исцеляет от глазных болезней и других недугов.
Примечательно, что в IX веке святитель Энгус Кульдей, епископ Клоненахский (память 11 марта), автор «Календаря святых» и гимна «Felire» в честь ирландских святых, прославлял подвиги преподобной Моненны, называя ее «прекрасным столпом», «одержавшей (духовную) победу», стяжавшей «совершенное целомудрие» и удостоившейся «стать сродницей великой Приснодеве Марии».
Святые матери Аттракта и Моненна, молите Бога о нас!