Протоиерей Димитрий Болгарский – преподаватель церковного пения Киевской духовной академии и семинарии, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат богословия, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря. В период с 24 по 26 октября 2019 года принял участие во II Международном съезде регентов и певцов Русской Православной Церкви в Москве.
Мы беседуем с отцом Димитрием о певческой культуре, единстве русского и украинского народов, традициях древних распевов, Великом Покаянном каноне Андрея Критского.
Протоиерей Димитрий Болгарский с хором
Уповать можно только на Господа нашего Иисуса Христа
– Я приветствую своего выдающегося гостя, протоиерея Димитрия Болгарского, регента, хорового дирижера, музыканта, человека, с которым связана, я не побоюсь этого слова, целая история певческой жизни всей нашей Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что отец Димитрий принадлежит Украинской Православной Церкви, наша Церковь духовно едина, и уж, конечно, ее певческая история представляет единое целое. Церковь на Украине в настоящее время переживает сложные времена, об этом, наверное, стоит поговорить особо. А в Москве недавно прошел очередной певческий форум, и я хотел бы, отец Димитрий, чтобы вы коснулись, прежде всего, этого мероприятия.
– Разрешите вас поблагодарить за возможность высказаться, за эту радость встречи и общения. Мы живем на Украине и остро переживаем все эти внешние вызовы, мы мобилизованы. А в этой духовной мобилизации мы понимаем глубинные вещи, связанные с тем, что Церковь – она должна быть гонима. Потому что тогда очень остро встает вопрос, что уповать можно только на Господа нашего Иисуса Христа.
Церковь – она должна быть гонима
Мы вспоминаем слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Как нельзя разделить Святую Троицу, так нельзя и разделить Украину, Россию и Беларусь». Мы этнически представляем один народ, и мы это понимаем.
И, так как всегда традиционно существовали славянофилы и западники, то вот, на какое-то время сегодня западники победили у нас в стране! И они еще раз показали абсолютную несостоятельность своей философии, которая маргинальна, не несет никаких здравых опорных вех для осознания, которая не представляет собой ничего ни созидательного, ни альтруистического, а является именно потребительской.
И, кстати, искусство музыки – оно всегда свидетельствует об этих глубинных интуициях, которые сначала где-то вызревают в человеческом подсознании, а потом вдруг являются наружу.
Пение – это язык молитвы
Кстати, о певческом форуме: это прекрасная акция, которая собрала делегатов со всей Русской Православной Церкви. Там представлена и Америка, и Франция, и Германия, и Болгария, и все пространство матушки Руси, Украины и Белоруссии. Мы собрались для того, чтобы сверить образ нашего пения. И в своем докладе я отмечал, что это не просто обмен репертуаром, это – сверка образа, благодаря которому Церковь существует сегодня. Потому что пение – это язык молитвы. И от того, насколько он будет изысканным, глубоким, внутренним, будет зависеть и путь к тому, чтобы Господь благословлял нас.
Мы молимся, чтобы Его Царство было как на Небе, так и на земле. Путь к Богу – это гимн, это славословие, когда мы умираем рационально и переходим на иррациональный, интуитивный язык сердца, открываем свое сердце!
И, кстати, здесь мы начинаем понимать глубинные вещи бытия мира! Казалось бы, это так очевидно – предельно очевидно то, что мы должны быть едины.
И вот, на будущее: как мы должны противостоять этим силам и этим вызовам, чтобы тот «мысленный Карфаген», который боится знаменного распева, византийской музыки, наших традиционных распевов, – был разрушен.
Ведь они просто бегут от этого: эти люди просто не могут воспринимать нашей духовности, нашего мировоззрения, нашей загадки... А мы только начинаем это глубоко понимать.
– А расскажите, как происходили заседания певческого съезда?
– На съезде прозвучали прекрасные доклады, мы обсуждали очень важные темы хоровой музыки. Этот съезд был посвящен великому мастеру хорового письма Павлу Григорьевичу Чеснокову. Мы его очень любим, это представитель Московской богослужебно-певческой школы, которая всегда стремилась утвердиться в сакральном через древний знаменный распев.
Я сам – представитель Киевской богослужебно-певческой школы. Это своя уникальная область, которая всегда объединяла сакральное, связанное с Киево-Печерской традицией, пением древних распевов (древне-Киевского, Острожского, таких напевов, которые были отражены в книгах «Ирмологион»). У нас в Киеве также была европейская центрированная традиция, связанная с Киево-Могилянской певческой традицией: попытка утвердиться в вещах сакральных через высокий профессионализм западно-европейских школ.
Народная песня ведет человека лишь до определенного «порога», откуда берет начало уже церковная музыка
Прежде всего, интересно, что конец XIX – начало XX века в Киевской (и – шире – в Украинской) богослужебно-певческой традиции показал стремление утверждаться в сакральном через народно-песенное.
Мы знаем, что сама народная песня, как бы прекрасна и замечательна она ни была, имеет свои ограничения. Потому что она ведет человека лишь до определенного «порога», откуда дальше берет начало уже церковная музыка. Она осуществляет водительство духовное в человеке, работу над его освящением, преображением и воспитанием в нем той духовной культуры, я бы сказал, внутреннего аристократизма, с которым человек должен идти по жизни.
В своем докладе я отметил этот духовно-мистический аспект, потому что пение (как и любая музыка духовная) начинается с тишины и в тишину уходит. Такое «благое молчание»... Перспектива церковного пения – войти через нашу прекрасную гармоническую музыку и подняться к музыке монодической, знаменного распева, а дальше – еще выше – в тишину молитвы Иисусовой, где начинается безмолвный гимн любви в предстоянии человека Живому Богу.
Чтобы человек умом в сердце совершал литургию любви и благодарения Бога через духовное пение
И искусство – оно имеет такую перспективу, чтобы научить человека собирать внимание, раскрывать свое сердце, выстраивать некую целостность душевно-телесного храма. Чтобы в перспективе человек умом в сердце совершал литургию любви и благодарения Бога через духовное пение. Существуют такие аллегории, когда каждый человек, каждый христианин избирает себе тот или иной образ веры. Например, у меня лично в душе звучат знаменные распевы (кстати, там есть место и григорианскому хоралу, и амвросианскому пению). Я очень люблю и раннее русское многоголосие, и партесную музыку. Но есть приоритеты, которые нас обогащают...
Музыка – это дар Бога человеку
В трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Пасхальный фестиваль
– Вы занимались Киевским распевом, ваша диссертация посвящена ему. Это очень глубокое исследование, очень интересная работа, расскажите немного о ней.
– В свое время Господь дал мне прекрасную возможность, преподнес чудесный подарок, когда после окончания мною консерватории я узнал, что в Национальной музыкальной академии ассистентуры и аспирантуры открылась новая кафедра старинной музыки, которую возглавила Нина Александровна Герасимова-Персидская. Она была моим первым научным руководителем.
У меня были учителя, на которых можно было равняться и которые задавали самую высокую планку
Я начинал у Ильяшенко, а потом была Нина Александровна. И я счастлив, что у меня были такие учителя, на которых можно было равняться и которые задавали самую высокую планку. Это были люди, имевшие Бога глубоко в душе. Они об этом не говорили, они этого не афишировали, но в общении с ними они мне давали блестящие уроки и задавали такую высокую планку, к которой я и сейчас хочу тянуться.
Вообще, музыка – она удивительна, она неизреченна. Это дар Бога человеку. И для меня открываются прекрасные перспективы, когда мы используем профессиональную методику обучения вокалу и через нее приводим человека к правильному духовному состоянию, о котором говорит Православие. Потому что методика певческой профессионализации направлена, прежде всего, на определение опоры в жизни. А с христианской точки зрения – это опора на Христа в нас! И человеку надо это показать. Например, в свободе звукообразования и т.д. Это относится как раз к теме консерватории, к теме музыки и той свободы, которая окружает человека в звуке.
Знаете, составлял я в этом году учебное расписание, зашел в учебную часть. А заведующая учебной частью, увидев меня, произносит вдруг одну фразу: «Только любовь!..» Я ей отвечаю: «Спасибо!» И теперь каждый раз, приходя в консерваторию, я хочу увидеть ее, чтобы услышать эту фразу и сказать: «Как нам этого не хватает!»
Только в консерватории можно это услышать, потому что тут люди живут вне политики, они ищут чистой музыки...
Распев – это язык богообщения
Теперь – о Киево-Печерском распеве. Мне задали такую тему: «Киево-Печерский распев как феномен богослужебно-певческой культуры Украины». Я записывал ноты, делал аудиозаписи, я думал о нем долгое время. Потому что распев – это язык, язык богообщения, который был выработан в народном монастыре, главном, центральном монастыре Киева и Украины. Тут покоятся своими мощами преподобные и богоносные отцы наши...
Как-то я ездил в паломничество и услышал одну женщину, которая говорила: «Моя мама из Алма-Аты пешком ходила в Киев на поклонение преподобным угодникам...». И действительно, раньше люди со всего мира считали делом чести сходить в Киево-Печерскую лавру и поклониться ее святыням. А ведь мы сегодня имеем эту возможность каждый день!
Я преподаю в семинарии и в академии, и распев – этот уникальный язык, если говорить профессиональным языком, – объединяет в себе и Средневековье, и новое время. Он примиряет в себе эти две культурные парадигмы, между которыми, казалось бы, существует водораздел. В своем многоголосии он «воцерковляет» период монодический, как бы примиряет одноголосие и многоголосие, и на все века дает тот уникальный образ пения, славословия Богу, который соединяет в себе гармоническую красоту и тот духовный этос молитвы, внутренней сути, который должен являться в музыке. Главное в нем – уход от аффектации, от внешнего. Пение – всегда через внутреннее содержание! Это очень важно.
Уходить от внешнего и думать о внутреннем
– У нас в православном храме все имеет значение: и живопись, и музыка, и священнодействие, и образы, и обряды, и даже внешнее изображение храма. Все это имеет сокровенный, глубинный смысл. Музыка же церковная оказывает очень сильное воздействие на человека: это язык молитвы, прообраз ангельского пения.
Вы сказали о серьезном духовном багаже, которым должен обладать человек, чтобы правильно воспринимать хорошую музыку, в том числе и духовную. Значит ли это, что человек совершенно неподготовленный (и даже невоцерковленный) способен в своей душе открыть какие-то глубины при звучании тех или иных песнопений, той или иной музыки? Или все-таки необходим тот самый культурный багаж, фундамент (как угодно назовите), чтобы ее воспринимать? В таком случае, как же молились наши бабушки – часто вообще необразованные, – стоя в храме и воспринимая божественные звуки наших хоров, руководимых почившими в настоящее время церковными дирижерами, например, такими, как архимандрит Матфей (Мормыль), В. С. Комаров, Г. Рождественский и другими? Но я более чем уверен, что они воспринимали это пение во всей полноте! Как и те, например, кто обладает настоящим музыкальным образованием... Или я не прав?
– Нужно иметь комплексный подход. Земная жизнь – это школа, школа богопознания. Господь сказал, что жизнь вечная состоит в том, что «да знают Тебя, Единого Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин. 17, 3))... Поэтому мы обязаны учиться. А кому-то все дается просто вот так, в простоте сердечной. Помните: «где просто, там ангелов со сто»? Прорываясь духовно, мы приходим к этим единым вещам духовной целостности, которые связаны с молитвой. И это замечательно! И мы знаем много таких примеров, когда бабушки поют – и воистину идет молитва! И наоборот: собран профессиональный коллектив, прекрасное внешнее исполнение, но нет внутреннего содержания...
Проблема музыки в том, что подчас у нее есть форма, а содержание может отсутствовать
Проблема музыки в том, что подчас у нее есть форма, а содержание может отсутствовать. Мы же всегда – за эту гармонию, за музыкальный профессионализм, за молитву и духовный подход! За вот этот синтез. И тогда получается очень хороший результат.
Очень хорошо, когда потенциал музыки взят на вооружение хорошим музыкантом. А мы все время учимся, мы развиваемся, мы ищем, мы спрашиваем. И также поднимаем свой духовный градус.
Таким образом, необходимо искать, необходимо читать, спрашивать, рассуждать, совершать внутреннюю работу и поиск.
Это связано с так называемым «внутренним деланием», которое является сутью Православия. И музыка – это и есть это делание, когда мы ищем, мы спрашиваем, мы сверяем, мы читаем... Мы не превозносимся, мы понимаем духовные вещи, связанные со смирением, с самоуглублением. Мы движемся... А музыка – она отображает вот этот процесс движения. Мы должны все время уходить от внешнего и думать о внутреннем.
– Сейчас у нас очень большое количество регентских, певческих курсов, много их открывается и благодаря, наверное, певческому съезду. Люди поступают туда не только для того, наверное, чтобы обязательно стать регентом, но, прежде всего, чтобы научиться петь… И, конечно же, общая молитва – это, наверное, и конечная цель таких курсов?
– Это все очень хорошо, я так и говорю своим студентам: «Когда закончится наша земная жизнь, наступит ‟худсовет”: будет ‟прослушивание” для каждого из нас. Хор поет, например, в стиле ‟рок” (он так научен, он слушал только земные ритмы вот в такой эстетике), и вот, на таком ‟итоговом худсовете” певцам скажут: ‟Вы извините, но вам – не сюда! Вам – в другой кабинет, на другой этаж!”»
Музыкант часто может забыть какие-то песни, но псалмы – они с ним останутся. Поэтому, если человек изучает обиход, и его правильно научат его пропеть, это останется с ним на всю жизнь!
Как душа и тело
На прошедшем певческом форуме у меня был доклад, посвященный «мистериальной драматургии православного богослужения». Мы же должны знать либретто, когда мы приходим в оперный театр! Так же мы должны знать и «священное либретто», когда мы приходим на богослужение! Это вселенная богослужебная, полная смысла! Это настоящая «литургическая археология»: мы созерцаем и древний лес, и какие-то отдельные деревья и кусты, и подлесок какой-то... Это удивительно красиво, это надо изучать, и в этом аспекте человеку надо «ставить сознание» так же, как и ставить «на опору» вокальный голос!
Чтобы мы видели, призываясь в мир богообщения, для встречи, для общения с Богом, – что нам предлагается духовное сокровище для нашего обогащения. Такие идеи и понятия, которые мы должны воспринять и сделать их своими...
Это простые вопросы: нужно лишь выстроить духовную иерархию ценностей, научиться радоваться, удивляться Богу, благодарить Его. От печали переходить к радости – с тем, чтобы закрепиться в этой радости, чтобы испытать торжествующую любовь, свет, жизнь.
И уйдет негативное – придет позитивное, человек укрепит таким образом свою волю. И каждый литургический фрагмент, богослужебный эпизод (ведь служба строится по модульному принципу – развитие есть, но это как принцип иконографии и классической монодии, когда она складывается из попевочного, мозаичного принципа) несет в себе целый комплекс. Надо это понимать, и не просто «петь» данное песнопение, но размышлять, что стоит за этим.
В театре, например, готовится постановка. И мы изучаем вещи, связанные с постановочными моментами – это надо понять, это надо изучать. Поэтому очень хорошо, что люди идут с желанием заниматься пением: они это будут понимать.
Смысл должен воплощаться в теле формы
– Вы уже отчасти ответили на этот вопрос, но все-таки: что превалирует в песнопении – текст или музыка?
– Ответ очень простой. Это – как душа и тело. Тело – внешнее изображение души, но ведь душа воплощается в форме тела. Тело всегда несет знак присутствия души. Буквы – они складываются в слова, фразы, а сами фразы – в текст. И так от малого мы переходим к целостному. Мир – да, он дробный, он фрагментарный. Сейчас особенно популярно «клиповое мышление», об этом сегодня многие говорят. Но чтобы приходить к целостности, мы должны преодолеть эту фрагментарность. Чтобы увидеть всю картину – мы должны несколько отдалиться, отойти назад, чтобы увидеть ее целостно. Мы же часто воспринимаем картину в виде отдельного пикселя, поэтому смысл должен воплощаться в теле формы.
Чистой душой надо чисто петь
– Жаль, что наши читатели не присутствовали на вашей лекции, где был представлен замечательный видеоряд: ведь слушатели не только слушали ваш доклад, но еще и лицезрели замечательный подбор картин. Поэтому всем рекомендую посмотреть лекцию в Интернете: надеюсь, в материалах форума она будет представлена. Это не просто умно, красиво и целостно высказано, но еще глубоко и замечательно проиллюстрировано!
– Есть вещи, которые ты переживаешь, которыми живешь, которые ищешь. Кстати, Господь часто отвечает тебе, и это очень ценно! Тогда ты понимаешь одну вещь: мир очень боится, что через веру в Бога человек будет обретать духовную свободу, будет приходить к творческим моментам! К жертвенной любви и к личностным вещам. Человек призван к познанию своего внутреннего «я» через богопознание. И даже можно сказать так: человек не сможет познать Бога через самого себя. Господь так премудро устроил. И это очевидно, что истина открывается только через молитву, через славословие, через пение. Поэтому надо учиться правильно петь!
Человек призван к познанию своего внутреннего «я» через богопознание
Я могу напомнить историю: при выборе веры в Константинополе посланники князя Владимира при «испытании веры» выбрали православную веру именно из-за эстетического компонента, именно из-за пения. Именно пение стало главным аргументом, подтверждающим истинность Православия, его красоту и его совершенство.
Это тот дар, который дан нам Богом, и нам нужно им обогащаться.
– Украина издревле поставляла в наши церковные хоры прекрасные, одухотворенные голоса, которые создавали в хоре, наряду с особой музыкальной выразительностью, определенный, ни с чем несравнимый духовный колорит. На ваш взгляд, с чем это связано? Может быть, это уже генетически, в крови у людей, есть какое-то трепетное отношение к святости, к нашему древнему наследию, к нашим исконным святыням?
– Да, я думаю, что это преемственность. Это предание – то, чем живет Церковь. Люди старшего поколения понимают, что в так называемый «советский период» (который часто и в основном весьма справедливо ругают) были явлены великие тайны Божии по сохранению нашего человека от растления всей этой западной цивилизацией, по сохранению его души.
– Но все-таки это было во многом вопреки...
– Конечно, вопреки! Это парадокс! Тут даже нечего говорить, какой ценой все это происходило. И я смотрю, как люди старшего поколения это все сохранили – эту певческую, богослужебную культуру, и культуру жизни. Например, аристократия несла в себе достоинство. А достоинство – это способность нести в себе образ Божий неоскверненным, не опускать его. Вообще, эти вещи могут утверждаться только в религиозных интуициях.
Так же и в пении, когда мы говорим об интонации, о духовной культуре. Потому что когда человек воцерковляется, он становится мягким. Вера в Святую Троицу ведет тебя к альтруизму, не к потребительским вещам. Например, ты уже не можешь красть, потому что ты понимаешь, что за все последует воздаяние.
Если ты осознаешь, что такое Жертва Христова, ты становишься милостив к людям. Ты ищешь правды, но вместе с тем ты понимаешь, что правда может быть только на Небе. И если ты понимаешь, что те, кто Христа распяли, должны были его принять с любовью, то тебе открываются глубинные мысли относительно окружающего нас мира.
Если ты осознаешь, что такое Жертва Христова, ты становишься милостив к людям
Почему главной добродетелью Православия является смирение («Блажени нищие духом» (Мф. 5, 3))... И вообще, ведь заповеди блаженств – это абсолютно обратная перспектива для мира, потому что мир этого не может принять. Ну, перефразируя, можно сказать, что «счастливы те, кто вообще-то несчастлив»: плачущие, миротворцы, чистые сердцем, милостивые...
Поэтому, без сомнения, те люди, которые в советское время сохранили свою душу, очень для нас ценны.
У меня был педагог, который скончался более чем в столетнем возрасте, Павел Иванович Муравский. Я помню, еще до распада Советского Союза он говорил: «Надо спивати по-православному!» Он поднимал руку и так говорил: «Мы – православные!» А потом он говорил еще, что «чистой душой надо чисто петь»... Чистая вода, чистый воздух... И вот, те вещи, которые он нам объяснял, его интерпретации хоровой музыки были по-настоящему церковными! Хотя он и не был постоянным прихожанином храма, у него все было в душе.
Россия и Украина неразделимы
К вопросу вдохновения и души... Многие говорят у нас на Украине: «Вечер тихий, тихесенький...». Это очарование! Оно было и есть, почему все эти энергии, все эти силы вражеские и пришли в «Иерусалим Земли Русской», в колыбель Крещения: чтобы взорвать ее, осквернить ее изнутри.
Но так же, как и с Россией, они сбрасывают со счетов, что Украина – Дом Пресвятой Богородицы, что у нас есть Преподобные и Богоносные отцы наши Печерские. И сколько бы ни было нападок на лавру, раньше или сейчас, конечно же, их святыми молитвами все наши святыни будут стоять. И по большому счету, все эти силы уже посрамлены: они не получили того, чего хотели!
Да, трагическая рознь между Украиной и Россией посеяна, но она обязательно будет уврачевана! Просто нужно время для этого, потому что все это «прокачивалось» не один год, в частности, и через СМИ. Но все это, в общем, известно... Нарыв лопнул. Но цель не была достигнута!
Трагическая рознь между Украиной и Россией посеяна, но она обязательно будет уврачевана
Во все это были вкачаны огромные деньги, но если бы сегодня, например, объективно провели референдум, то думаю, что процентов 80 населения высказалось бы за наше единство. Россия и Украина – неразделимы, просто сейчас наши СМИ работают определенным образом.
Украина, действительно, обладает особой духовной культурой. Кроме того, есть вещи, обусловленные климатически, есть преемственность – это все целый комплекс причин, который дает феномен, близкий к итальянской манере пения, особой музыкальной изысканности.
Мы стараемся сейчас работать над тем, чтобы эта школа развивалась. Школа вообще предполагает развитие, а не угасание. Школы духовные полны учащимися, богослужение совершается, тысячи людей наполняют храмы, потому что в своих скорбях и печалях идти им больше некуда, кроме как к Богу. И мы абсолютно твердо верим, что все эти невзгоды только укрепят нас. Что это объединит и соединит нас: у нас другого пути просто нет, нам иначе не выжить. Потому что Запад никогда никому не помогал. Никогда! История это показывает...
Богослужение – это встреча с Живым Богом
– Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, как вы записывали диск «Великий Покаянный канон св. Андрея Критского» – ведь это особый тип пения, там много распевного произнесения, особый совершенно получился альбом.
– Существует традиция Киево-Печерской лавры, когда Великий Покаянный канон исполняется полностью нараспев, с канонархом.
И первые четыре дня первой седмицы Великого поста – это еще ничего, но когда приходит Мариино стояние, то мы весь этот канон целиком поем нараспев, и каждая песнь длится 45–50 минут. Помножьте на девять песней и представьте себе, сколько это составит времени! Я сам читаю житие преподобной Марии Египетской. Открою секрет: мои друзья всегда ждут, что я буду читать. И, однажды послушав чтение великого Иннокентия Смоктуновского, «Книгу Иова», я говорю теперь с этими интонациями, с этой подчеркнутой дикцией и подачей слова...
– Не могу не прервать тему, но ведь это и вправду было потрясающе: казалось бы, советский актер, в советское время, но как же великолепно он прочел это произведение!
– Это говорит о его сердце! Так подать! Так подать! Это уже останется на века!..
Благодарение Богу, я как-то общался с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, мы несколько раз издавали эту пластинку: на одной стороне была «Книга Иова», а на другой – чтение псалмов. И мы издали сначала кассету, а потом и компакт-диск... Это потрясающе! И теперь, в этом контексте, когда мои друзья говорят: «Мы этого чтения забыть не можем!» – я и читаю житие преподобной Марии, и все приходят, чтобы послушать...
Главное содержание нашей жизни, чтобы на уровне благодати войти в животворящее общение с Богом
– Но ведь, собственно, для этого мы и живем, для этого мы и ждем целый год Великого поста, Марииного стояния, этого чтения жития преподобной! Как же обидно, когда подчас сегодня ко всему этому относятся «спустя рукава»: лишь бы быстрее, быстрее, прокрутить, пройти, миновать!
– Я повторю то, что мы уже говорили: богослужение – это встреча с Живым Богом!..
– Ведь мы это делаем свободно и никого ни к чему не принуждаем, не заставляем!
– Конечно! В том-то и дело: главное содержание нашей жизни, чтобы на уровне благодати и спасительных и животворных энергий войти в животворящее общение с Богом. Так же, кстати, как и музыкант входит в мир музыки. Это очень важно.
«Терпением стяжите души ваша»
– На ваш взгляд, с чего может начаться на Украине возвращение к родственным отношениям с Россией? Вы живете в самой толще народной: верит ли сам народ всей этой пропаганде, что, мол, русские люди являются врагами для украинцев, и наоборот?
– К сожалению, политика – дело грязное. С другой стороны, мир во зле лежит, и мы знаем слова Господа, что «если падши, поклонишися мне, дам тебе все, что принадлежит мне» (Мф.4, 9)... Должно пройти время... К сожалению, во многих моментах пропаганда эта все еще работает. В отношении Донбасса, например, пройдена «точка невозврата», потому что совершены те вещи, которые очень трудно могут подлежать уврачеванию. Мы не знаем, как это произойдет, только Господь знает! Без сомнения, общая масса людей понимает сейчас, что происходит...
– Но это все же тяжелейшая рана...
– Да, без сомнения, это кровоточащая рана, нанесенная нам, но должно пройти время для того, чтобы она была уврачевана. Я думаю, что это, без сомнения, произойдет. И именно благодаря молитве, духовному фактору, определенному трезвению, покаянию... К сожалению, нужно пасть, чтобы встать. Перестрадать и осознать, что мы имели и чего мы лишились. Потому что вся история наша – едина, и нельзя ее разделить! Иначе – это безумие! Кстати, факторы безумия мы сегодня часто наблюдаем в окружающей нас жизни.
– Мне хочется завершить нашу беседу, перефразируя одного из наших прошлых собеседников. Смотрите, какой свет воссиял из Киева в год Крещения Руси, как Господь открылся нашему Великому князю Владимиру, как затем просиял Третий Рим, Русь Святая...
Верим, что и сегодня с Украиной, с этой трагедией, которую мы все переживаем, связана, если можно так выразиться, трагедия всего мирового Православия. Мы видим, что Украина явилась неким центром притяжения тех или иных сил. И она в центре сегодня, Украинская Церковь... Может быть, действительно решаются сегодня какие-то судьбоносные моменты в нашей истории, и, по Божеским меркам, нам остается совсем немного потерпеть или выстоять, и совсем иначе вдруг все сложится. И правда Христова непременно будет явлена миру. Так что мы ни в коем случае не унываем, мы ждем воли Божией, и каждый из нас по-человечески исполняет свое служение...
– Спасибо вам за эти слова! Мы это действительно переживаем, потому что на самом деле Украина явилась неким катализатором, который вскрыл проблемы всего мира, и, в частности, проблему Вселенского Патриарха.
Вот вам и глубинные вещи, связанные со славянофильством и западничеством: когда деньги способствуют тому, что происходят поступки в «иудином формате». Когда ради денег и какой-то временной славы попираются каноны, попираются законы и здравый смысл.
И да, действительно, вы совершенно правы, это дается для того, чтобы человек определился в главном: какова мера компромисса у каждого.
– Для некоего очищения?
– Да, чтобы понять, где находится та самая грань. И конечно, мы всегда помним Евангельские слова, читающиеся в храмах в праздники мучеников: «убивающие вас будут думать, что они приносят службу Богу» (Ин. 16, 2). Но Господь говорит: «Терпением стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). И вот, эта великая добродетель терпения (терпения в смирении) потом приносит благословенные плоды: духовной победы и духовного торжества!