Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (Самохин)
– В жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Дорогой владыка Владимир, не могли бы вы поделиться, были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни?
– Познание воли Божией является, пожалуй, главным устремлением в жизни христианина. По опыту могу сказать, что чаще всего смысл событий, через которые тебе дано пройти от Господа, открывается с высоты прожитых лет, и есть большая опасность ложно истолковать происходящее, поддавшись сиюминутным движениям души, возомнив нечто совершенно неправильное и о себе, и о делах Божиих. Мнительность в чем-либо, и особенно в духовной жизни, не бывает полезна, поэтому я стараюсь быть очень осторожным в толковании Промысла Творца.
Для того чтобы проникнуть в «бездны премудрости и ведения Божия» (Рим. 11, 33), необходимо иметь особый дар рассуждения. Но, несомненно, бывают такие судьбоносные, переломные моменты в жизни каждого, когда Господь с особой силой являет Себя, в том числе и в ответ на горячую и искреннюю молитву человека.
Бывают такие судьбоносные моменты в жизни каждого, когда Господь с особой силой являет Себя
Для меня очень сильным личным моментом был монашеский постриг. Когда владыка Павел (ныне – Митрополит Минский и Заславский) произнес мое новое имя, меня словно пронзило изнутри. Сразу вспомнились слова из апостольского послания о том, что «слово Божие острее меча обоюдострого: оно проникает до разделения души и духа» (Евр. 4, 12). Воистину так. Когда я услышал, что меня нарекают Владимиром в честь святого крестителя Руси, для меня это стало однозначно явлением Промысла Божьего. Воспринял это как волю Создателя о себе и о том, чего ждет от меня Господь.
Спустя некоторое время, когда я был призван к епископству, смысл нового имени открылся полнее: делать все возможное для духовного и нравственного просвещения людей, чтобы в их сердцах воссиял спасительный свет Евангелия.
Но подобных озарений, как правило, не так много в жизни. Чаще всего важные вещи происходят прикровенно, иногда даже в виде курьезного случая.
Помню, когда я учился еще в Калужской семинарии, поехали мы, студенты, в паломническую поездку в Оптину пустынь. Нашу группу возглавлял епископ Людиновский Георгий (Грязнов). Вдруг он ни с того ни с сего подозвал меня к себе и благословил носить его посох. Только представьте: толпа студентов, среди которых его иподиаконы, а он позвал меня. Ну, и я, совсем еще юный, несколько часов, пока продолжалась наша поездка, с благоговением ходил с архиерейским посохом по территории монастыря. Сейчас с улыбкой вспоминаю тот случай, а тогда казалось, что мне доверили очень серьезное послушание.
Со временем все «странные совпадения» в жизни складываются в единый пазл, и постепенно начинает вырисовываться общая картина Божественного замысла
Знаете, большое хорошо видится лишь на расстоянии. Со временем все «странные совпадения» в жизни складываются в единый пазл, и тогда постепенно начинает вырисовываться общая картина Божественного замысла. Проживая нечто здесь и сейчас, мы не всегда можем правильно понять и оценить, к чему даются те или иные ситуации.
Вот, например, когда я совершал служение в Рязани и был проректором в семинарии, меня почему-то совершенно неожиданно назначили благочинным Скопинского округа и настоятелем Никольского храма, где я когда-то начинал свой церковный путь. Никак не мог взять в толк, зачем потребовалось параллельно совмещать работу проректора Рязанской семинарии с трудами благочинного.
Только потом, когда Господь призвал к архипастырскому служению на Скопинской земле, я понял, насколько важен оказался полученный мною опыт. Именно в то время удалось наладить конструктивное взаимодействие с властями, благотворителями – я довольно хорошо знал обстановку в регионе. Не нужно было все начинать с чистого листа. Все наработанные связи остались. Убежден, что не без Промысла Божьего так случилось.
– Не могли бы вы поделиться, кто из встретившихся на вашем жизненном пути людей оказал на вас самое большое духовное влияние? Расскажите, пожалуйста, об этих людях.
– Самые сильные впечатления у человека связаны, как правило, с детскими годами. Когда я только начинал делать первые шаги в Церкви, стал посещать в Скопине маленький кладбищенский храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, единственный действующий тогда в городе, и помогать в алтаре. Мне встретились удивительные люди: настоящие пастыри, благоговейные, чуткие, поразительные в своей простоте и христианской кротости. Они и стали для меня первыми учителями и наставниками в вере. Учился я у них не столько от слов, сколько от дел. Меня их замечательный пример и побудил связать свою жизнь со служением Богу.
Что же касается более зрелых лет, то, безусловно, огромную роль в моей жизни и становлении сыграли почивший митрополит Симон (Новиков), благословивший меня в 15 лет на учебу в Рязанском духовном училище и затем в семинарии, а также нынешний Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Павел (Пономарев), от которого я воспринял благодать священства, а впоследствии и монашеский постриг.
Владыка Павел всегда очень по-отечески ко мне относился. С благодарностью и теплотой вспоминаю наши беседы, во время которых он делился своим жизненным, пастырским и духовным опытом. Из тех разговоров я многое для себя вынес полезного. Меня, например, всегда поражала уникальная способность владыки придавать административной работе духовное измерение. Он на любое дело и начинание старался смотреть глазами веры, стремился увидеть, прежде всего, духовный смысл в совершаемом, к этому призывал и меня. Сегодня, помня это наставление, стараюсь следовать его мудрому совету.
– Владыка, можно ли спросить у вас, кто ваш любимый святой (или святые)? Как проявлялась в вашей жизни духовная связь с ними?
– Духовная связь со святыми проявляется в первую очередь в молитве и их ответе на нее. Врезался в память один яркий случай, произошедший со мной еще в Хабаровске. Строили мы один храм, а средства подошли к концу. Работы встали, а денег взять неоткуда. Я уже голову сломал, как изыскать средства. Кого только не просил помочь!
И вот, в канун декабрьского дня памяти святителя Николая совершаю всенощное бдение, горячо молюсь святителю, чтобы он помог управить это дело, потому что одна надежда осталась – на чудо. И, представляете, ответ не заставил себя долго ждать! Как только закончилась служба, раздается телефонный звонок от благотворителя, который готов пожертвовать всю необходимую сумму.
Как только закончилась служба, раздается телефонный звонок от благотворителя, который готов пожертвовать необходимую сумму
Думаю, что у каждого человека есть похожие истории помощи этого удивительного угодника Божия. Так случилось, что вся моя жизнь под знаком святителя Николая Чудотворца проходит. Я начинал свой путь церковного служения в Никольском храме в Скопине. Для меня этот святой, можно сказать, родной. Очень многое с ним связано в жизни.
Особое отношение у меня также к святому Александру Невскому, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, и, конечно, к моему небесному покровителю равноапостольному князю Владимиру. А поскольку моя епископская хиротония состоялась в день памяти святителя Филарета Московского, в храме Христа Спасителя, где покоятся его честные мощи, то почитаю этого выдающегося архипастыря также своим покровителем и духовным наставником, часто обращаюсь в нему в молитвах за помощью.
– Дорогой владыка, что вы думаете по поводу духовного наставничества? Кого из наставников можно назвать духовным отцом? Какими качествами ему желательно обладать? Каких искушений избегать? Не могли бы вы поделиться примерами из личного опыта?
– Духовный наставник и духовный отец – это очень близкие по смыслу понятия. Не думаю, что их нужно искусственно разделять. Сегодня, как правило, они совпадают в одном лице – в священнике, чья пастырская обязанность состоит в наставлении человека в вере и приведении его ко Христу.
Вместе с тем, вопрос, заданный вами, крайне важный и болезненный. Важный в первую очередь потому, что образ духовного отца и понимание отцовства в последние годы переживают глубокий кризис. Это связано не только с прерванной на многие десятилетия духовной традицией в нашей стране, но и с общим кризисом семейных ценностей. Неправильное понимание сути отцовства и материнства, а также ошибочный подход в отношениях между родителями и детьми проецируются, к сожалению, и на духовную сферу, где эти перекосы приводят к еще более тяжелым последствиям, поскольку затрагивают вопросы спасения души.
В чем же смысл духовного отцовства? Если коротко, то смысл этот заключается в том, чтобы помочь человеку родиться для вечности. Знаете, мне очень близка мысль, высказанная схиархимандритом Гавриилом (Бунге):
«Духовного отца можно сравнить с художником-реставратором, который формирует вверенный ему ‟образ Божий” не по своему собственному подобию, копируя себя самого, а, напротив, старается уподобить его Первообразу, то есть Христу».
Духовный отец никогда не должен заслонять собой фигуру Христа, не должен замыкать на себе духовную жизнь чада. Он всего лишь проводник в Небесное Царство.
Если священник именно эту конечную цель держит в уме, то никогда не позволит себе проявления авторитарности и жестокости, не будет ломать своих чад «через колено», требуя абсолютного почитания и слепого подчинения. Настоящего духовного отца отличает нежная любовь, долготерпение, деликатность и бережное отношение к человеку, ведь за каждого умер Господь наш Иисус Христос.
Духовный отец не должен заслонять собой Христа, не должен замыкать на себе духовную жизнь чада
Отец помогает своему ребенку обрести собственное свободное бытие. Мы же не назовем нормальным отца, который будет своего великовозрастного ребенка до старости водить за ручку? Отец в первую очередь призван научить чадо ходить своими ножками самостоятельно. Так же и в духовной жизни.
Цель духовного отцовства состоит в том, чтобы духовный сын или дочь «достигли совершенства ‟в меру полного возраста Христова” (Еф. 4, 13), то есть достигли истинного личного богопознания». И потому, если вы слышите, что кто-то говорит о некоем священнике; «Что же мы будем без батюшки делать? без него мы все погибнем, он наше всё», – знайте, что эти люди глубоко заблуждаются, они в прелести, выражаясь святоотеческим языком. А священник, который потакает таким настроениям и разговорам, так и не понял сути пастырского служения и незаконно присвоил себе Христово достоинство.
Уже многие годы в нашей Церкви обсуждается проблема «младостарчества». Но меньше этих самозваных духовников, увы, не стало. И должен сказать, что не в последнюю очередь это вина окружения священника, которое спешит записать батюшку в «духоносные старцы». Это очень тяжелое искушение для пастыря. Надо всячески препятствовать такому к себе нездоровому отношению.
Всех искушений, с какими приходится сталкиваться священникам, и не перечислишь, конечно. Но мне представляется, что особенно внимательными важно быть в следующем. Во-первых, не мнить себя духовно опытным человеком и не давать советы сверх своего разумения, не учить тому, чего опытно не постиг сам. Нужно уметь честно признаться, что вы чего-то не знаете или не понимаете. Во всем необходимо действовать с духовным рассуждением. Во-вторых, ни в коем случае не должно быть упоения собственной духовной властью и оказываемым влиянием на других. Если священник замечает за собой такое, надо каяться и срочно пресекать это в себе.
Еще одним частым соблазном является излишнее углубление в обсуждение некоторых грехов. Порою священнику может показаться, что он преследует благую цель: разобраться в причинах падения человека. Но задача духовного отца иная. Необходимо помочь встать оступившемуся чаду, а не вымазать его еще больше грязью, тыкая носом в лужу. Важно помнить, что наша конечная цель – Царствие Небесное, и на эту главную цель, как на ориентир, необходимо указывать человеку.
– В нашей жизни действуют духовные законы. В жизни каждого верующего бывают случаи, когда эти законы открываются ему через собственный духовный опыт. Дорогой владыка Владимир, не могли бы вы поделиться такими историями?
– «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 3, 1). С действием этого закона приходится сталкиваться, пожалуй, чаще всего. Как только начинаешь какое-то важное дело, приходят разные испытания.
Но мне всякий раз во время сложностей вспоминаются утешительные слова старца Ефрема Катунакского, ученика преподобного Иосифа Исихаста, говорившего о том, что человек «имеет право на такую меру благодати, насколько большое искушение он может выдержать с благодарением». Поэтому стараюсь не унывать, терпеть и за все благодарить Господа, надеясь на то, что Он не оставит в трудностях без Своей помощи.
На самом деле, знаете, есть такой принцип: чем больше отдаешь себя, тем больше сил появляется. Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал, что важно всего себя, без остатка, отдавать Церкви и делу Божьему, выкладываться полностью, на все 100 процентов. Тогда Господь не только восполнит оскудевающие силы, но и даст еще больше новых. А если начнешь жалеть себя и беречь, то это очень деморализует, расхолаживает. Можно легко уподобиться человеку из евангельской притчи, «возложившему руку свою на плуг и озирающемуся назад « (Лк. 9, 62).
Еще один важный закон, действие которого я неоднократно видел в своей жизни, – закон послушания. Думаю, со мной согласятся многие архиереи, имеющие и более внушительный опыт архипастырского служения: с непослушанием приходилось сталкиваться каждому. За годы трудов в различных епархиях не раз, к сожалению, встречались люди – и среди духовенства, и среди мирян, – которые открыто противопоставляли себя священноначалию, вели себя дерзко и провокационно. Разумеется, я не буду называть имен, ибо большинство из этих людей живы, и мой рассказ может причинить вред их духовной жизни.
Но за примерами ходить далеко не надо. Вспомним хотя бы события последних месяцев, когда в нашей стране и в других государствах вводились санитарные ограничения из-за пандемии. Вот сам Патриарх благословляет следовать определенным санитарным правилам во время богослужений, просит людей потерпеть и временно воздержаться от посещения храмов. Правящие архиереи епархий, где была сложная эпидемическая обстановка, также обращались к пастве с такими же призывами. Мы видели, какой шквал критики в адрес священноначалия, резких и даже оскорбительных высказываний среди духовенства и мирян это вызвало. Некоторые такие скандальные выступления обсуждала вся страна.
Люди с удовольствием пускаются в рассуждения на тему «если бы директором был я», с радостью примеряют на себя «начальственные одежки», но никогда не задумываются о тяжком бремени ответственности, которое несет власть. Из этого самомнения рождаются и осуждение, и злословие, и даже ненависть. И как здесь не вспомнить слова известного философа и публициста Григория Померанца: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело».
Плоды непослушания не только горьки, но и ядовиты
Я хотел бы подчеркнуть одну важную мысль: плоды непослушания не только горьки, но и ядовиты. Горьки они не только из-за плачевных жизненных последствий, к которым приводит противление, но и потому, что человек не ощущает в душе сладость истинного смирения, которая подается Богом за терпение скорбей. Ядовиты же потому, что человек опустошает себя духовно. Сколько бы духовных плодов ни собрал он своими постническими и молитвенными подвигами, все они обесцениваются, превращаются в прах, в ничто, когда человек поддается гордости и начинает думать, что он-то лучше все понимает, чем другие.
Убежден, что ситуация с пандемией должна послужить всем нам хорошим уроком: мы должны научиться больше доверять Богу, больше доверять Его всеблагому Промыслу.
– Владыка, в конце нашей беседы: что бы вы пожелали читателям портала «Православие.ру»?
– Мое пожелание не будет оригинальным. Я желаю всем вам того, чего горячо желает каждый христианин: спасения в вечности. Милостивый Бог дарует нам для этого много возможностей. Пусть же Он ниспошлет вам духовные силы для их осуществления, чтобы укрепляться в вере, вдохновляться надеждой и возрастать в любви. Благословение Господне да пребывает со всеми вами!