Казаки: рыцари Православия или новые поганцы?

Часть 1. Исторические свидетельства

Имя казаков испокон веков страшило недругов Российского государства. Много славных страниц, полных воинской доблести и отваги, вписали казаки в летопись нашей страны. Слово «казак» стало синонимом мужества, верности традиции и несравненного воинского искусства. Трагический для Русской государственности XX век стал катастрофой и для казачества, которое подверглось геноциду со стороны большевистских вождей.

В резолюции Донбюро РКП(б) от 8 апреля 1919 года было написано весьма откровенное заявление:

«…это ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушении его хозяйственных устоев, физическом уничтожении казачьего чиновничества и офицерства…»[1].

Слово «казак» стало синонимом мужества, верности традиции и несравненного воинского искусства

Циркулярная директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала:

«…признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления.

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам…»[2].

Тем самым было положено начало массовому уничтожению казачества. По оценкам историков, жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек.

Жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек

Советской властью было сделано все, чтобы казачество перестало существовать – казаков не только уничтожали физически расстрелами и ссылками, но планомерно искоренялась казачья культура, быт, традиции, а самая главное – православная вера, а ведь не зря казачья поговорка гласит: казак без веры не казак… Поэтому неудивительно, что когда большевистская власть пала и казачество начало возрождаться, возникло немало соблазнов и кривотолков, вносящих сумятицу в умы. Этому способствует и то, что многие наши современники не склонны к чтению серьезной литературы, а куда больше доверяют видеороликам с Youtube и дилетантским публикациям в Интернете.

В рамках данной статьи мы не будем затрагивать вопрос казачьей этнической принадлежности, ограничимся определением историка Л.Н. Гумилева, который считал казаков «субэтносом великорусского этноса», т.е. общностью, имеющей отличительные черты и признаки народа, но при этом прочно связанной с основным этносом. Такого же мнения придерживался и один из известнейших казачьих атаманов XX века П.Н. Краснов, которого частенько и безосновательно обвиняют в казачьем сепаратизме, а ведь он говорил, что

«казачество, будучи лучшей частью русского народа, хотя и обладало известными льготами и привилегиями, но на ряду с этим, оно несло и самую тяжелую военную службу»[3].

Подобное единение казаков с исторической Россией мы находим и в Декларации Всевеликого войска Донского, документе времен Гражданской войны:

«Донское войско предлагает всем государствам признать его права впредь, до образования в той или иной форме единой России…»[4][1].

К сожалению, и в наше время мы находим немало желающих поговорить о казачьей самостийности, раскалывающих и так немногочисленные казачьи ряды, а кроме того, появилась новая напасть, о которой не знали ранее: для некоторых представителей нового казачества стал неочевиден вопрос веры. Кто-то считает его неважным, кто-то называет себя атеистом, а кто-то говорит, что необходимо вернуться к корням и начать почитать забытых «родных богов». Именно о последнем явлении, т.е. о распространении неоязычества в казачьей среде, мы и поговорим в данной статье.

Для некоторых представителей нового казачества стал неочевиден вопрос веры

Некогда казаки-некрасовцы более 200 лет сохраняли Православие, постоянно проживая на территории мусульманской Османской империи, теперь же мы видим, как некогда бескомпромиссные рыцари Православия легко и просто расстаются с христианской верой, верой отцов и дедов, ради новомодных культов, которые красивы лишь своей оберткой, но в сути своей мертвы.

В данной статье мы рассмотрим исторические свидетельства о христианстве среди казаков, поговорим о казачьих традициях и фольклоре, связанным с Православием, а также разберемся, что представляет собой современное неоязычество и стоит ли становиться его адептом.

Исторические свидетельства

Мы начнем разбирать заявленную тему со знакомства с историческими документами, дошедшими до нас свидетельствами очевидцев, а также выводами профессиональных историков.

Так, к примеру, до наших дней дошло свидетельство венецианца Барбаро, жившего в XV веке, какое-то время проживавшего на Руси и в Крыму:

«В городах Приазовья и Азове жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру»[5].

Куда полнее описывает увиденное у запорожских казаков архидиакон Павел Алеппский:

«…Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами… Усердие их к вере приводило нас в изумление. …С их (казаков) стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение»[6].

В Запорожскую Сечь брали только православных, очевидцы описывали, как это происходило: новопришедшего спрашивали: «ачи віруєш в Бога?», в ответ желающий быть в Запорожском войске отвечал: «Вірую». «І в Богородицю віруєш?» – «І в Богородицю вірую». – «А ну, перехрестись!» Человек крестился и таким образом принимался казачью вольницу[7].

Существовал своего рода закон, который позже был закреплен как «Регула казацкая об иноверцах и иностранцах», который гласил:

«такъ въ это время, по желанію, по общей раде всего войсковаго товариства, въ Кошѣ рѣшено было формально и положительно, въ родѣ клятвеннаго обѣта, чтобы на будущее время никто не могъ быть запорожскимъ казакомъ, кромѣ православнаго русскаго…»[8].

До наших дней дошли грамоты запорожцев, в которых явно отражается их религиозное мировоззрение:

«От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имели, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного христианского народа будучи, всегда радетельно и храбро во всех наших походах, где Бог по милости своей подати изволил, великий помысел на бусурман чинили и радети не переставали»[9].

Старинные первоисточники ярко рисуют нам характер запорожцев, особенности их быта. Например, известно, что об умершем казаке запорожцы говорили следующее: «он покаялся, болел крепко, молился усердно, защищал Церковь Божию от бусурманов и униатов, Бог простит его грехи».

Есть источники, повествующие о том, как происходило богослужение в сечевых церквях:

«вечерня в Сечи совершалась раньше обычно принятого в монастырях времени, заутреня отпускалась всегда до свету, а литургия начиналась до восхода солнца».

Интересные сведения мы можем прочесть в журнале кошевого П. И. Калнишевского:

«И ходили 25 числа в субботу в церковь на утреню и на службу. Прежде службы был акафист, а по акафисте пето умиленную песнь ‟О, всепетая Мати”. А когда акафист совсем совершился, начата Федором Фомичом (казацким священником) служба Божия…»[10].

Особо отметим, что у запорожцев существовала традиция Исповеди и Причастия для преступников, приговоренных к казни. Об этом сообщает иеромонах Полтавского монастыря Леонтий, который был непосредственным участником описываемых им событий. В его записях описывается случай, как казак Григорий Письменный был приговорен к казни, однако ему была предоставлена возможность Исповеди и Причастия, также там приводится речь Григория:

«Милостливые панове и батьки! Поздоровь, Боже, ваше собрание и спаси души ваши за вашу ко мне грешному перед Богом и перед вами потерянную любовь и всё… Хочь я и грешен, но все же остаюсь верным и благочестивым христианином, почему и боюсь вечной муки паче временной смерти, и потому-то и добровольно иду, як заслужив, принять и смерть, нехай и на шибенице, лишь бы меня простив Господь Бог!..»[11].

В итоге этот казак был помилован.

Теперь взглянем, какое послание направил Богдан Хмельницкий Царю Алексею Михайловичу:

«Иному неверному царю служити не хочем; только тебе, великому Государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величие не оставил нас. Король польский совсей силою лятской идет на нас, погубити хотят веру православную, церкви святые, народ христианский из Малыя сия России»[12].

В походах войско Ермака сопровождал священнослужитель

Про донских казаков мы также имеем исторические источники, ярко свидетельствующие об их вероисповедании – так, в 1630-м году Патриарх Филарет арестовал зимовую станицу у донцов, а в описи вещей атамана при этом были: Евангелие, требник и иная богослужебная литература[13].

Известно, что в походах войско Ермака сопровождал священнослужитель, который «круг церковный справно знал», «правило правил», раненых исповедовал. У ермаковцев вообще были очень строгие правила, о чем сообщают исторические записи:

«Блуд же и нечистота в них в великом запрещении и мерска, а согрешившего, обмывши, три дня держать на чепи»[14].

Об интересных событиях, произошедших во время освобождения Москвы от поляков в Смутное время, повествует рассказ непосредственного участника событий – келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, который писал о том, как встретил

«литовских людей множество побитых и казаков со оружием стоящих, которые сказали: хотим умереть за православную веру; иди, отче, к нашим братьям казакам в станы и умоли их идти на неверных»[15].

Ермак с войском в Сибири Ермак с войском в Сибири

Также известно, что Сагайдачный, со своими казаками воевавший в это время на стороне поляков, после принес покаяние в этом Иерусалимскому Патриарху Феофану, обещая впредь не воевать против единоверцев.

Весьма красноречиво и послание Кондратия Булавина:

«Всем старшинам и казакам за дом Пресвятыя Богородицы, за истинную христианскую веру и за все великое войско Донское, также сыну за отца, брату за брата и другу за друга стать и умереть за одно! Зло на нас умышляют, жгут и казнят напрасно, вводят в эллинскую веру и от истинной отвращают…»[16].

Справедливости ради заметим, что были и иные мнения относительно вероисповедания казаков: так, польский дворянин Адам Кисель говорил, что казаки – «сборище, не имеющее никакой веры», хотя его мнение очень сомнительно из-за предвзятого отношения к казакам, с которыми ему порой приходилось воевать. Известны и несколько других подобных мнений, но все они были высказаны либо униатами, либо откровенными врагами казаков, поэтому принимать их всерьез не стоит.

По словам автора «Истории запорожских казаков», казачьего историка Д.И. Эварницкого, –

«служа и душой, и рукой православной вере, запорожские казаки вовсе не углублялись ни в какие тонкости богословского и катехизического учения, – они больше придавали значение непосредственной вере, основанной скорее на чувстве, нежели на разуме, и, живя в постоянной военной тревоге, нередко в силу, однако ж, необходимости удовлетворяли своим религиозным потребностям не так, как было должно, а как было возможно».

В свою очередь, донской историк Е.П. Савельев писал, что казаки от природы были народом религиозным, «без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали и данному слову верны. Чтили праздники Господни и строго соблюдали посты».

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день имеется достаточное количество исторических первоисточников, явно свидетельствующих о православном вероисповедании казаков.

Стеньки Разина волхвы…

Степан Разин Степан Разин

Невозможно найти какие-то упоминания о язычестве казаков, проще их выдумать. В этом плане больше всего досталось Степану Разину. Стремление «оязычить» Разина – вполне логично, ведь он был предан анафеме и назван богоотступником. Однако если разобраться, то ничего языческого мы у Разина не найдем. Да, он был мятежником и воспринимался Церковью как противник Богом установленной власти. Но первое письменное сведение о нем содержит просьбу отпустить его в Соловецкий монастырь на отпевание отца. Он носит христианское имя, в своих «Прелестных грамотах» пишет:

«Стоять бы вам черне, руские люди, ...за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых... и за веру православных християн»[17].

Невозможно найти какие-то упоминания о язычестве казаков, проще их выдумать

Хотя на кого, на кого, но вот на Разина ссылаться как на идеал казака – это сильно погрешить против действительности. Во время своих походов он не раз совершал преступления, которым невозможно найти оправдание. Например, он безжалостно расправлялся с русскими купцами на Волге; напав на нагайцев и освободив русских пленников, он недолго думая продал их калмыкам. Его банда грабила и убивала казаков в Яицком городке, при этом недобрая память о Разине и его вояках сохранилась у уральцев надолго.

В. Шамбаров в своей книге «Казачество. История вольной Руси» приводит следующий эпизод, красочно характеризующий Разина:

«…существует легенда, будто сам Никон благословил мятеж, но истине она не соответствует. В окружение Разина попал Лазунка Жидовин, крещеный (для видимости) еврей, который был у Никона лекарем и получил чин ‟патриаршего сына боярского”. Видимо, после низложения Патриарха он был сослан или бежал в Поволжье. Он-то и стал автором пропаганды об участии и благословении Никона. Саратов и Самара встретили Разина хлебом-солью, что не спасло их от грабежей и кровавых оргий. Всех дворян, чиновников, богатых горожан истребляли. Кроме дочерей и молодых жен, которых Разин ‟венчал” со своими громилами, обводя вокруг дерева. Он бесчинствовал и на Дону, ‟прямых старых казаков донских… побил и пограбил и позорил”».

Именно этот обход дерева в качестве венчального обряда и приводят неоязычники как демонстрацию языческой веры Разина, хотя на самом деле это был лишь формальный повод для «законного» надругательства над многими русскими женщинами. Среди казаков всегда было немало удальцов, достойных подражания, но Разин явно не из их числа, и его казнь была вполне заслуженной.

Азовское сидение

Азовское сидение Азовское сидение

Здесь хотелось бы особо поговорить о знаменитом «Азовском сидении», которое, пожалуй, можно назвать одним из самых героических эпизодов в истории казачества. Это событие хорошо раскрывает характер, мировоззрение казачества и те качества, которые издавна были им присущи. В 1637-м году казаки захватили у турок хорошо укрепленный Азов. А затем 6 тысяч казаков во главе с атаманом Осипом Петровым выдержали многодневную осаду в Азове от многократно превосходящей турецкой армии, которая, по оценкам историков, насчитывала более 200 тысяч воинов. Небольшая казачья армия при этом еще и нанесла поражение туркам, отступающим от Азова. Конечно, этого не могло быть без поистине великой силы духа, присущей казакам, источником которой служила христианская вера. В письменных источниках сохранились слова атамана Осипа Петрова, который призывал своих воинов: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, – смертию за веру покупают небо»[18].

Вот храм Божий, защитим его или умрем, – смертию за веру покупают небо

После взятия Азова казаки объявили его «вольным христианским городом», при этом был восстановлен и переосвящен старинный генуэзский храм Свт. Иоанна Предтечи, который при турках стал мечетью. Конечно, Османская империя не могла примириться с потерей Азова и собрало внушительные силы для того, чтобы взять город обратно, для этого была собрана многочисленная армия, состоящая из крымских татар, турок и вассальных османам народов. Подошедшее к Азову турецкое войско город взять не смогло, так как казаки хорошо укрепили оборонные сооружения и сами проявляли чудеса отваги, отбивая вражеские атаки. Началась многомесячная затяжная осада. Казаки, понимая безвыходность положения, тем не менее решили не щадить своих жизней и пойти на прорыв осады. Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы казаки собрались в храме Свт. Николая Чудотворца, молились, клялись, целуя крест и Евангелие, что не отступят и пойдут в последний бой на врага. И действительно, чудо свершилось: турки внезапно сняли осаду, отошли от стен города и были на голову разбиты малочисленным казацким войском.

Об этих событиях повествует первый из сохранившихся до нашего времени казачьих литературных памятников – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», которое принадлежит перу есаула Федора Ивановича Порошина.

Приведем здесь несколько цитат из этого произведения:

«Не бывать уж нам на Святой Руси: смерть наша грешная в пустынях за наши иконы чудотворные, за веру христианскую, за имя государево»; «А в сидение свое осадное имели мы, грешные, пост в те поры и моление великое, и чистоту телесную и душевную. Многие от нас людие искусные в осаде то видели во сне и вне сна ово Жену Прекрасну и Светлолепну в багрянице светле на воздусе стояще посреди града Азова… То нас, Мать Божия Богородица, не предала в руце бусорманские. И на них нам помощь явно дающе, вслух нам многим глаголюще: умильным гласом: ‟Мужайтеся казаки, а не ужасайтеся! Себо град Азов от беззаконных агарян зловерием их обруган…”».

Вот так осмыслили казаки свое положение в осаде, чудесное спасение и победу над турками, что нам и поведал автор.

Казачьи святые

Святитель Димитрий Ростовский Святитель Димитрий Ростовский

Стоит также отметить, что из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святых. К примеру, именуемый в былинах «старым казаком» Илья Муромец, принявший иночество в Киево-Печерской лавре, был причислен к лику святых в 1643-м году. Интересно, что хотя сведения об Илье отрывочны и за давностью лет обросли народными преданьями, его пример очень характерен именно для служилого казака. Очень многие казаки в пожилом возрасте уходили в монастыри, о чем еще далее пойдет речь.

Из казаков был и один из ученейших людей своего времени – святитель Димитрий Ростовский (в миру Данила Саввич Туптало), именно ему принадлежит один из фундаментальных трудов русской духовной литературы – Четьи-Минеи.

Из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святых

К старинному казачьему роду принадлежал и отмеченный многими духовными дарами святитель Иоасаф Белгородский. Св. Иоасаф вел праведную жизнь, проявлял особую ревность по вере и стяжал дар прозорливости, который не раз подмечали его современники.

Есть свидетельства, что из донских казаков был и священномученик Патриарх Гермоген, благодаря мужественной стойкости и патриотическим призывам которого удалось изгнать иностранных оккупантов из Москвы во времена Смутного времени.

Красный атеистический террор большевиков уничтожил сотни тысяч верующих и духовенства, многие при этом стяжали мученический венец. Конечно, среди тех, кто смело исповедовал свою веру, не страшась смерти от рук безбожников, было немало и тех, кто имел казачьи корни. К примеру, из кубанских казаков был священномученик Андрей Ковалев, из донских казаков – священномученики Григорий Никольский и Николай Попов, из семиреченского казачества – мученик Зосима Фунтиков, из старинных казачьих родов Украины происходили мученик Георгий Новицкий и преподобноисповедник Ираклий (Мотях)…

Буквально несколько лет назад на Украине Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата последний кошевой атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии. На его долю выпала нелегкая судьба, современники характеризовали его как христианского воина-аскета, который всегда шел в бой с молитвой. Из-за придворных интриг он был отправлен в Соловецкий монастырь, где проживал в суровых условиях, но при этом не терял веры, был оправдан властями, но монастырь не покинул, остался в нем послушником до самой смерти.

Таким образом, мы наглядно убедились в том, что из казачьих родов происходили не только умелые воины, немало было и тех, кому предначертано было пройти по пути духовного совершенствования и стяжать святость.

Максим Кузнецов

2 сентября 2020 г.

Рекомендованная литература:

  • Гнеденко В.М., Гнеденко А.М. Рыцари православия. Правда о казачестве.
  • Караулов М. Терское казачество.
  • Короленко П. Черноморские казаки.
  • Шамбаров В. Казачество: путь воинов Христовых.

[1] Цит. по И. А Поляков. «Донские казаки в борьбе с большевиками»

[1] Козлов А. Трагедия Донского казачества в XX веке // «История Донского края», 20 января 2000. – № 1.

[2] Письмо ЦК РКП об отношении к казачеству. 24 января 1919 г, http://doc20vek.ru/node/3956

[3] Цит. по Поляков И.А. Краснов-Власов. Воспоминания.

[4] Цит. по Поляков И.А. Донские казаки в борьбе с большевиками.

[5] Цит. по Георгий Романенко «Исторические очерки воронежского казачества XVI–XVIII веков.

[6] Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века.

[7] Традиції православ'я: чому запорізькі козаки трималися православної віри? https://religions.unian.ua/orthodoxy/731768-traditsiji-pravoslavya-chomu-zaporizki-kozaki-trimalisya-pravoslavnoji-viri.html

[8] Феодосий Макаревский. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. – Екатеринослав, типография Я. М. Чаусского, 1880.

[9] Цит. по Чаплин Алексей, протоиерей. О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов веры. http://www.moskvam.ru/publications/publication_1379.html

[10] Цит. по Яворницкий Д. История запорожских казаков. Быт запорожской общины. Том 1.

[11] Цит. по Яворницкий Д. «История запорожских казаков. Быт запорожской общины. Том 1.

[12] Цит. по Алмазов Б. Военная история казачества.

[13] Об этом эпизоде пишет В. Шамбаров в книге «Казачество: путь воинов Христовых».

[14] Цит. по Скрынников. Р.Г. Ермак.

[15] Цит. по Шамбаров В. Казачество. История вольной Руси.

[16] Цит. по Крюков Ф.Д. Булавинский бунт.

[17] Более подробно об этом говорится в публикации – URL:https://w-okkam.livejournal.com/2814.html

[18] Цит. по Бунтовский С. Днепровское казачество.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тимофей Ящик: о службе и служении, о верности и вере Тимофей Ящик: о службе и служении, о верности и вере
Денис Халфин
Тимофей Ящик: о службе и служении, о верности и вере Тимофей Ящик: о службе и служении, о верности и вере
Денис Халфин
Кубанский казак, служивший в личной охране государя; верная «тень» его матери Марии Федоровны, бдительно охранявший ее и в благополучном и мирном Копенгагене… Для Тимофея Ящика служба была служением, делом чести.
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо преклониться перед нашей заветной древностью»
Писатель Виктор Лихоносов
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо с усилием преклониться перед нашей заветной древностью»
Беседа с писателем Виктором Лихоносовым
Лауреат Патриаршей литературной премии-2017 о казачестве и о том, как создавался роман «Наш маленький Париж», о значимости России царской для нас сегодняшних, о святых местах Тамани-Тмутаракани.
Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — быть православным христианином Быть казаком — значит, прежде всего, быть православным христианином
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Председатель Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО.
Комментарии
Галина17 сентября 2020, 17:20
Верую и надеюсь на возвращение истинных христианских ценностей в душах и казаков и всех прочих Очень надо нам всем стать лучше , чище и смиреннее
Павел Кудров 5 сентября 2020, 20:50
Терпи казак -атаманом будешь.Мальчишками еще мы почувствовали красоту , прямоту,верность -высокий дух казачества .Как монастырские уставы ,так и казаческий уклад жизни-великие творения наших православных предков .Нельзя называть идеал-лубком .
НН 4 сентября 2020, 12:29
Евгения 3 сентября 2020, 22:21 /НН, а ведь молебен о здравии казаков и скорой победе Германии служил священник.../ - И не один священник... Оккупированные территории - это одно, а фашистская Германия - совсем другое. Да и мало ли священников погибло, отказавшись служить Гитлеру и помогая партизанам? Но, как известно, "историю пишут победители", и сейчас усиленно тянут в "герои" генерала Власова, казака Краснова и тому подобных... И не подскажите, а было покаяние казаков и РПЦЗ за прислуживание фашистам? А то я не припомню, может, что-то пропустила? Если Да, то скинте ссылку, пожалуйста.
Сергей 3 сентября 2020, 23:36
Алексею KZN: Вполне понимаю Ваше впечатление от "увиденных пару раз казаков". Основополагающий принцип казачества - свобода - тяжкое бремя и зачастую приводит, к сожалению, к разброду и шатанию. Есть казаки реестровые, в числе 12 войск, которые входят в недавно образованное Всероссийское казачье общество. В реестре есть обязательства по несению госслужбы, но туда может вступить любой. Существуют ещё сотни три общественных объединений казаков, которые обязательств не принимают, но позиционируют себя природными казаками. Работа в разных направлениях ведется и теми и другими, но гораздо меньше имеющегося потенциала, к сожалению.
Евгения 3 сентября 2020, 22:21
НН, а ведь молебен о здравии казаков и скорой победе Германии служил священник... О судьбе священников на оккупированных территориях пишут в "Оптинском альманахе" (за 2013г.) иеродиакон Платон (Рожков), насельник Оптиной Пустыни, и канд.ист.наук заслуж. деятель культуры РФ Иноземцева З.П. https://ruskline.ru/analitika/2013/06/22/kollaboracionizm_duhovenstva_na_okkupirovannyh_nemcami_territoriyah_v_kontekste_kanonizacii_svyatyh_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi#_ftn12
Евгения 3 сентября 2020, 21:20
Родиону и НН. Вы правы, ноль лишний закрался, невнимательно прочитала. Но получилось как нельзя верно: фейком на фейк. Автор пишет, что истреблено было 1 млн казаков, а всего в 1916г. в Российской империи казачество насчитывало 4 млн 434 тысячи человек, из них служилого состава около 480 тысяч. А кто же тогда эмигрировал, и сколько осталось? Сколько из оставшихся и уцелевших метнулось под гитлеровские знамена, пишет в своей работе Осьмачко и другие историки. А кто называет 1 млн убиенных? / В официальном документе (директиве) действительно употреблено слово "террор"? / И будто бы существовал только "красный" террор? Был и "белый" террор, и его отборной ударной силой как раз были казаки.
Юрий 3 сентября 2020, 14:58
Вячеслав, на Ваш вопрос о благоразумном разбойнике Вы можете найти ответ в книге о. Георгия Максимова "Вне Церкви нет спасения". Там отдельная глава посвящена этому сюжету.
Александр 3 сентября 2020, 13:57
Желаемое за действительное в статье...Собственно, в описании действий Степана Разина это вполне конкретно показано, многие бесчинства, убийства и т.д. Тем не менее, автор продолжает писать пастельно-лубочный образ казачества. А зачем он? Ведь то, что это "православное воинство" неоднократно воевало против своих братьев на стороне врагов Российской империи - не под спудом. Или история красного казачества, история революции, когда многие казаки пошли за большевиками, этого ведь все равно не скроешь. Подобная ретушь уж никак возрождению казачества не способствует.
Евгения Родиону 3 сентября 2020, 12:01
Осьмачко указывает численность служивших в вермахте 85 тыс.чел. казаков только русской национальности. А были еще казаки украинцы и др. Эти - коллаборационисты. И были еще казаки, эмигрировавшие после революции (не коллаборационисты), не попавшие в область исследования Осьмачко. Также следует принять во внимание, что кол-во примкнувших уже в октябре 1941 и их кол-во в 1945 постоянно изменялось (пополнялось и убывало в связи с гибелью от советского оружия).//Осьмачко С.Г. Советский коллаборационизм (1941-1945): актуальность дефиниции и социокультурный дискурс./ Верхневолжский филологический вестник.-2019.-№ 3.С.238 https://vv.yspu.org/wp-content/uploads/sites/4/2019/10/VFV-%E2%84%963-2019.pdf
НН 3 сентября 2020, 11:09
Евгения, Вы несколько преувеличили. В предательств отметились многие казачества, но особо отличились Донские..."После молебна за здравие казаков и скорую победу германской армии было зачитано приветственное письмо Адольфу Гитлеру,где,в частности,говорилось:«Мы,донские казаки,остатки уцелевших от жестокого жидовско-сталинского террора,отцы и внуки,сыновья и братья погибших в ожесточенной борьбе с большевиками, шлем Вам,великому полководцу,гениальному Государственному деятелю,строителю Новой Европы,Освободителю и другу Донского казачества,свой горячий донской казачий привет!» Вообще эта тема благодатна для очередного мифотворчества.Сейчас"правят бал" потомки вот этих идейно"победивших"казаков.
Родион 3 сентября 2020, 09:43
Евгения, не знаю в каком роде войск Вы служили, но 2 миллиона казаков -это сила... В июне 1941 в Вермахте служило 7 миллионов (на Восточном фронте 5.5), так из 5.5 миллионов 2 миллиона казаков?
Александр 3 сентября 2020, 09:22
Удивила ссылка на пособников фашистов Краснова, "которого частенько и безосновательно обвиняют в казачьем сепаратизме".
Автор, Вы это серьёзно? Безоснлвательно? Может, и Власову памятник поставим?
Вячеслав 3 сентября 2020, 07:56
Василий 2 сентября 2020, 16:08 А разбойник,распятый со Христом почему в рай попал? Он же не был православным христианином.
Михаил 3 сентября 2020, 00:27
Стране нужны герои, а больших героев в России, той прошедшей, чем казаки не бывало. Люди от рождения обрученные войне, в стране, которая воевала всю свою уже более чем тысячелетнюю историю. Почти непрерывно воевала. Да кто они, если не герои? Я лично казаков чту. Тех что были, не тех, что сейчас. Почему-то их Господь прибрал в 20-м веке, но на то видимо Его Воля. Может быть чтоб не сквернились живя в наше шелудивое время? Ушли чистыми и красивыми. Герои они и есть. Сейчас героев нет, подражать не кому, плесень одна. А это отцы.
Александр 2 сентября 2020, 21:46
Вячеслав, много вы знаете видных большевиков, которые регулярно ходили в церковь, исповедовались , причащались и вообще - открыто исповедовали свою веру? Я ни одного не припомню. А без этих условий в рай попасть, судя по Евангелию, крайне затруднительно. Именно видных большевиков, из верхушки, ибо они квинтэссенция большевизма.
Андрей 2 сентября 2020, 20:50
Между прочим, рыцари это всего лишь самые дорогие из наёмников Европы, а наёмников в плен не берут. Так что принципиальной разницы между рыцарями и поганцами нету, следовательно, постановка вопроса не верна по сути своей.
Глеб 2 сентября 2020, 16:41
Сагайдачный действительно обещал патриарху Феофану в ответ на его просьбу (по просьбе Московского правительства) не воевать против Москвы, но это нельзя рассматривать как покаяние. Сагайдачный воевал против Москвы по роду своей воинской службы, по присяге своему государю. К тому же в те времена (все средневековье плюс новое время) почти вся христианская Европа воевала друг с другом невзирая на конфессиональную близость или удалённость.
Алексей KZN 2 сентября 2020, 16:39
Интересно было бы узнать про современное казачество. Кто они? Чем занимаются? Я видел их пару раз и на меня они произвели впечатление самопровозглашенных дружинников, не более.
Василий 2 сентября 2020, 16:08
Вячеслав, ни статья, ни мой комментарий мне не посвящены. В рай может попасть православный христианин.
Вячеслав 2 сентября 2020, 13:31
"Василий 2 сентября 2020, 09:23 Какое-такое "православие" хранили еретики и раскольники некрасовцы, служившие карателями султана? Да они хуже большевиков и язычников." А вы видимо лучше большевиков и язычников. А может большевик в рай попасть? А если попадёт, то как вы его там встретите?
Алексей 2 сентября 2020, 13:11
Мо­ло­дые до­лж­ны бы­ли по­чи­тать стар­ших, осо­бое ува­же­ние ока­зы­ва­лось жен­щи­не-ма­те­ри. По­лу­чать до­ход некрасовцы мог­ли толь­ко сво­им тру­дом: ка­зак не мог на­ни­мать ка­за­ка. Весь за­ра­бо­ток сда­вал­ся в вой­ско­вую каз­ну. Из неё каж­дый по­лу­чал 2/3 за­ра­бо­тан­ных де­нег. 1/3 де­нег шла в кош и де­ли­лась на 3 ча­сти: на вой­ско и во­ору­же­ние, на шко­лу и Цер­ковь, нуж­даю­щим­ся (в об­щи­не не дол­ж­но быть ни­щих). В ста­ни­це не по­ла­га­лось дер­жать пи­тей­ных за­ве­де­ний, за­ни­мать­ся тор­гов­лей... © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Татьяна 2 сентября 2020, 11:56
Добавлю о забайкальских казаках. Они бежали от советской власти в Китай и в своих посёлках первым делом возводили храмы. Отец мой родился в селе Драгоценка Трёхреченского района Хайларской волости. Храм у них стоял на горе. Крёстным его был церковный староста Шароглазов. У казаков были сословные отличия от крестьян, например. Казаки никогда не были крепостными. Культура у них была выше, чем у "мужиков". Воровства не было. Регулярно проводились смотры со скачками и джигитовкой. Все такие мероприятия сопровождались молебнами. Вообще, взаимодействие со священником было самое тесное. Крестные ходы, встречи архиереев проходили всегда с участием казачьих войск.
Павел 2 сентября 2020, 11:08
Можно добавить что из казаков был также преподобный Далмат Исетский. Краткое житие его есть на этом сайте. https://pravoslavie.ru//59245.html а также на азбуке https://azbyka.ru/days/sv-dalmat-isetskij-permskij
Евгения 2 сентября 2020, 10:23
Автор:"По оценкам историков, жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек". А в рядах вермахта во время Великой Отечественной войны (впрочем, не для всех она была Отечественной), по оценкам историков, сражалось не менее двух миллионов казаков. Ну что ж, поквитались...
Александр 2 сентября 2020, 09:50
Слишком много сейчас воздыханий насчёт казачества. И рыцари они и патриоты, и праведники. Если смотреть по правде, то до того как Цари наложили свою руку на казаков и принудили их жить по правилам, те были скопищем бандитов всех мастей, которые неоднократно воевали против Российского государства. Фактически, только после Пугачёвского восстания казачество непосредственно связало свою судьбу с судьбами России. И то не до конца - казаки несут прямую ответственность за поражение белых в гражданской войне. Именно благодаря их сепаратизму и равнодушию красные получили большую фору. Так что не надо делать из казачества столп веры и оплот государственности. Потому что это неправда.
Василий 2 сентября 2020, 09:23
Какое-такое "православие" хранили еретики и раскольники некрасовцы, служившие карателями султана? Да они хуже большевиков и язычников.
Алекс 2 сентября 2020, 08:00
А может не стоит уж так прямо? Вспомнив Адама Киселя, можно экстраполяцию провести до "махновщины" и станет более понятны его слова. Если начали про Сагайдачного, то покаяние "стороннему" Патриарху оригинально выглядит. А почему автор не затрагивает его разграбление монастыря (как мин точно одного) на Руси при его войне собственно против Руси. А слова восставшего Булавина, которые приведены здесь, так вообще показательны. Не нужно, мне кажется, их рядить в "православное рыцарство", хоть Сечи, хоть Дона, хоть Урала и Сибири. Как все люди, не больше и не меньше.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×