Имя казаков испокон веков страшило недругов Российского государства. Много славных страниц, полных воинской доблести и отваги, вписали казаки в летопись нашей страны. Слово «казак» стало синонимом мужества, верности традиции и несравненного воинского искусства. Трагический для Русской государственности XX век стал катастрофой и для казачества, которое подверглось геноциду со стороны большевистских вождей.
В резолюции Донбюро РКП(б) от 8 апреля 1919 года было написано весьма откровенное заявление:
«…это ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушении его хозяйственных устоев, физическом уничтожении казачьего чиновничества и офицерства…»[1].
Слово «казак» стало синонимом мужества, верности традиции и несравненного воинского искусства
Циркулярная директива Оргбюро ЦК РКП(б) предписывала:
«…признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления.
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам…»[2].
Тем самым было положено начало массовому уничтожению казачества. По оценкам историков, жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек.
Жертвами геноцида среди казачества стало более миллиона человек
Советской властью было сделано все, чтобы казачество перестало существовать – казаков не только уничтожали физически расстрелами и ссылками, но планомерно искоренялась казачья культура, быт, традиции, а самая главное – православная вера, а ведь не зря казачья поговорка гласит: казак без веры не казак… Поэтому неудивительно, что когда большевистская власть пала и казачество начало возрождаться, возникло немало соблазнов и кривотолков, вносящих сумятицу в умы. Этому способствует и то, что многие наши современники не склонны к чтению серьезной литературы, а куда больше доверяют видеороликам с Youtube и дилетантским публикациям в Интернете.
В рамках данной статьи мы не будем затрагивать вопрос казачьей этнической принадлежности, ограничимся определением историка Л.Н. Гумилева, который считал казаков «субэтносом великорусского этноса», т.е. общностью, имеющей отличительные черты и признаки народа, но при этом прочно связанной с основным этносом. Такого же мнения придерживался и один из известнейших казачьих атаманов XX века П.Н. Краснов, которого частенько и безосновательно обвиняют в казачьем сепаратизме, а ведь он говорил, что
«казачество, будучи лучшей частью русского народа, хотя и обладало известными льготами и привилегиями, но на ряду с этим, оно несло и самую тяжелую военную службу»[3].
Подобное единение казаков с исторической Россией мы находим и в Декларации Всевеликого войска Донского, документе времен Гражданской войны:
«Донское войско предлагает всем государствам признать его права впредь, до образования в той или иной форме единой России…»[4][1].
К сожалению, и в наше время мы находим немало желающих поговорить о казачьей самостийности, раскалывающих и так немногочисленные казачьи ряды, а кроме того, появилась новая напасть, о которой не знали ранее: для некоторых представителей нового казачества стал неочевиден вопрос веры. Кто-то считает его неважным, кто-то называет себя атеистом, а кто-то говорит, что необходимо вернуться к корням и начать почитать забытых «родных богов». Именно о последнем явлении, т.е. о распространении неоязычества в казачьей среде, мы и поговорим в данной статье.
Для некоторых представителей нового казачества стал неочевиден вопрос веры
Некогда казаки-некрасовцы более 200 лет сохраняли Православие, постоянно проживая на территории мусульманской Османской империи, теперь же мы видим, как некогда бескомпромиссные рыцари Православия легко и просто расстаются с христианской верой, верой отцов и дедов, ради новомодных культов, которые красивы лишь своей оберткой, но в сути своей мертвы.
В данной статье мы рассмотрим исторические свидетельства о христианстве среди казаков, поговорим о казачьих традициях и фольклоре, связанным с Православием, а также разберемся, что представляет собой современное неоязычество и стоит ли становиться его адептом.
Исторические свидетельства
Мы начнем разбирать заявленную тему со знакомства с историческими документами, дошедшими до нас свидетельствами очевидцев, а также выводами профессиональных историков.
Так, к примеру, до наших дней дошло свидетельство венецианца Барбаро, жившего в XV веке, какое-то время проживавшего на Руси и в Крыму:
«В городах Приазовья и Азове жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру»[5].
Куда полнее описывает увиденное у запорожских казаков архидиакон Павел Алеппский:
«…Начиная с этого города и по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами… Усердие их к вере приводило нас в изумление. …С их (казаков) стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение»[6].
В Запорожскую Сечь брали только православных, очевидцы описывали, как это происходило: новопришедшего спрашивали: «ачи віруєш в Бога?», в ответ желающий быть в Запорожском войске отвечал: «Вірую». «І в Богородицю віруєш?» – «І в Богородицю вірую». – «А ну, перехрестись!» Человек крестился и таким образом принимался казачью вольницу[7].
Существовал своего рода закон, который позже был закреплен как «Регула казацкая об иноверцах и иностранцах», который гласил:
«такъ въ это время, по желанію, по общей раде всего войсковаго товариства, въ Кошѣ рѣшено было формально и положительно, въ родѣ клятвеннаго обѣта, чтобы на будущее время никто не могъ быть запорожскимъ казакомъ, кромѣ православнаго русскаго…»[8].
До наших дней дошли грамоты запорожцев, в которых явно отражается их религиозное мировоззрение:
«От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имели, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного христианского народа будучи, всегда радетельно и храбро во всех наших походах, где Бог по милости своей подати изволил, великий помысел на бусурман чинили и радети не переставали»[9].
Старинные первоисточники ярко рисуют нам характер запорожцев, особенности их быта. Например, известно, что об умершем казаке запорожцы говорили следующее: «он покаялся, болел крепко, молился усердно, защищал Церковь Божию от бусурманов и униатов, Бог простит его грехи».
Есть источники, повествующие о том, как происходило богослужение в сечевых церквях:
«вечерня в Сечи совершалась раньше обычно принятого в монастырях времени, заутреня отпускалась всегда до свету, а литургия начиналась до восхода солнца».
Интересные сведения мы можем прочесть в журнале кошевого П. И. Калнишевского:
«И ходили 25 числа в субботу в церковь на утреню и на службу. Прежде службы был акафист, а по акафисте пето умиленную песнь ‟О, всепетая Мати”. А когда акафист совсем совершился, начата Федором Фомичом (казацким священником) служба Божия…»[10].
Особо отметим, что у запорожцев существовала традиция Исповеди и Причастия для преступников, приговоренных к казни. Об этом сообщает иеромонах Полтавского монастыря Леонтий, который был непосредственным участником описываемых им событий. В его записях описывается случай, как казак Григорий Письменный был приговорен к казни, однако ему была предоставлена возможность Исповеди и Причастия, также там приводится речь Григория:
«Милостливые панове и батьки! Поздоровь, Боже, ваше собрание и спаси души ваши за вашу ко мне грешному перед Богом и перед вами потерянную любовь и всё… Хочь я и грешен, но все же остаюсь верным и благочестивым христианином, почему и боюсь вечной муки паче временной смерти, и потому-то и добровольно иду, як заслужив, принять и смерть, нехай и на шибенице, лишь бы меня простив Господь Бог!..»[11].
В итоге этот казак был помилован.
Теперь взглянем, какое послание направил Богдан Хмельницкий Царю Алексею Михайловичу:
«Иному неверному царю служити не хочем; только тебе, великому Государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величие не оставил нас. Король польский совсей силою лятской идет на нас, погубити хотят веру православную, церкви святые, народ христианский из Малыя сия России»[12].
В походах войско Ермака сопровождал священнослужитель
Про донских казаков мы также имеем исторические источники, ярко свидетельствующие об их вероисповедании – так, в 1630-м году Патриарх Филарет арестовал зимовую станицу у донцов, а в описи вещей атамана при этом были: Евангелие, требник и иная богослужебная литература[13].
Известно, что в походах войско Ермака сопровождал священнослужитель, который «круг церковный справно знал», «правило правил», раненых исповедовал. У ермаковцев вообще были очень строгие правила, о чем сообщают исторические записи:
«Блуд же и нечистота в них в великом запрещении и мерска, а согрешившего, обмывши, три дня держать на чепи»[14].
Об интересных событиях, произошедших во время освобождения Москвы от поляков в Смутное время, повествует рассказ непосредственного участника событий – келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, который писал о том, как встретил
«литовских людей множество побитых и казаков со оружием стоящих, которые сказали: хотим умереть за православную веру; иди, отче, к нашим братьям казакам в станы и умоли их идти на неверных»[15].
Также известно, что Сагайдачный, со своими казаками воевавший в это время на стороне поляков, после принес покаяние в этом Иерусалимскому Патриарху Феофану, обещая впредь не воевать против единоверцев.
Весьма красноречиво и послание Кондратия Булавина:
«Всем старшинам и казакам за дом Пресвятыя Богородицы, за истинную христианскую веру и за все великое войско Донское, также сыну за отца, брату за брата и другу за друга стать и умереть за одно! Зло на нас умышляют, жгут и казнят напрасно, вводят в эллинскую веру и от истинной отвращают…»[16].
Справедливости ради заметим, что были и иные мнения относительно вероисповедания казаков: так, польский дворянин Адам Кисель говорил, что казаки – «сборище, не имеющее никакой веры», хотя его мнение очень сомнительно из-за предвзятого отношения к казакам, с которыми ему порой приходилось воевать. Известны и несколько других подобных мнений, но все они были высказаны либо униатами, либо откровенными врагами казаков, поэтому принимать их всерьез не стоит.
По словам автора «Истории запорожских казаков», казачьего историка Д.И. Эварницкого, –
«служа и душой, и рукой православной вере, запорожские казаки вовсе не углублялись ни в какие тонкости богословского и катехизического учения, – они больше придавали значение непосредственной вере, основанной скорее на чувстве, нежели на разуме, и, живя в постоянной военной тревоге, нередко в силу, однако ж, необходимости удовлетворяли своим религиозным потребностям не так, как было должно, а как было возможно».
В свою очередь, донской историк Е.П. Савельев писал, что казаки от природы были народом религиозным, «без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали и данному слову верны. Чтили праздники Господни и строго соблюдали посты».
Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день имеется достаточное количество исторических первоисточников, явно свидетельствующих о православном вероисповедании казаков.
Стеньки Разина волхвы…
Невозможно найти какие-то упоминания о язычестве казаков, проще их выдумать. В этом плане больше всего досталось Степану Разину. Стремление «оязычить» Разина – вполне логично, ведь он был предан анафеме и назван богоотступником. Однако если разобраться, то ничего языческого мы у Разина не найдем. Да, он был мятежником и воспринимался Церковью как противник Богом установленной власти. Но первое письменное сведение о нем содержит просьбу отпустить его в Соловецкий монастырь на отпевание отца. Он носит христианское имя, в своих «Прелестных грамотах» пишет:
«Стоять бы вам черне, руские люди, ...за дом Пресвятые Богородицы и за всех святых... и за веру православных християн»[17].
Невозможно найти какие-то упоминания о язычестве казаков, проще их выдумать
Хотя на кого, на кого, но вот на Разина ссылаться как на идеал казака – это сильно погрешить против действительности. Во время своих походов он не раз совершал преступления, которым невозможно найти оправдание. Например, он безжалостно расправлялся с русскими купцами на Волге; напав на нагайцев и освободив русских пленников, он недолго думая продал их калмыкам. Его банда грабила и убивала казаков в Яицком городке, при этом недобрая память о Разине и его вояках сохранилась у уральцев надолго.
В. Шамбаров в своей книге «Казачество. История вольной Руси» приводит следующий эпизод, красочно характеризующий Разина:
«…существует легенда, будто сам Никон благословил мятеж, но истине она не соответствует. В окружение Разина попал Лазунка Жидовин, крещеный (для видимости) еврей, который был у Никона лекарем и получил чин ‟патриаршего сына боярского”. Видимо, после низложения Патриарха он был сослан или бежал в Поволжье. Он-то и стал автором пропаганды об участии и благословении Никона. Саратов и Самара встретили Разина хлебом-солью, что не спасло их от грабежей и кровавых оргий. Всех дворян, чиновников, богатых горожан истребляли. Кроме дочерей и молодых жен, которых Разин ‟венчал” со своими громилами, обводя вокруг дерева. Он бесчинствовал и на Дону, ‟прямых старых казаков донских… побил и пограбил и позорил”».
Именно этот обход дерева в качестве венчального обряда и приводят неоязычники как демонстрацию языческой веры Разина, хотя на самом деле это был лишь формальный повод для «законного» надругательства над многими русскими женщинами. Среди казаков всегда было немало удальцов, достойных подражания, но Разин явно не из их числа, и его казнь была вполне заслуженной.
Азовское сидение
Здесь хотелось бы особо поговорить о знаменитом «Азовском сидении», которое, пожалуй, можно назвать одним из самых героических эпизодов в истории казачества. Это событие хорошо раскрывает характер, мировоззрение казачества и те качества, которые издавна были им присущи. В 1637-м году казаки захватили у турок хорошо укрепленный Азов. А затем 6 тысяч казаков во главе с атаманом Осипом Петровым выдержали многодневную осаду в Азове от многократно превосходящей турецкой армии, которая, по оценкам историков, насчитывала более 200 тысяч воинов. Небольшая казачья армия при этом еще и нанесла поражение туркам, отступающим от Азова. Конечно, этого не могло быть без поистине великой силы духа, присущей казакам, источником которой служила христианская вера. В письменных источниках сохранились слова атамана Осипа Петрова, который призывал своих воинов: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, – смертию за веру покупают небо»[18].
Вот храм Божий, защитим его или умрем, – смертию за веру покупают небо
После взятия Азова казаки объявили его «вольным христианским городом», при этом был восстановлен и переосвящен старинный генуэзский храм Свт. Иоанна Предтечи, который при турках стал мечетью. Конечно, Османская империя не могла примириться с потерей Азова и собрало внушительные силы для того, чтобы взять город обратно, для этого была собрана многочисленная армия, состоящая из крымских татар, турок и вассальных османам народов. Подошедшее к Азову турецкое войско город взять не смогло, так как казаки хорошо укрепили оборонные сооружения и сами проявляли чудеса отваги, отбивая вражеские атаки. Началась многомесячная затяжная осада. Казаки, понимая безвыходность положения, тем не менее решили не щадить своих жизней и пойти на прорыв осады. Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы казаки собрались в храме Свт. Николая Чудотворца, молились, клялись, целуя крест и Евангелие, что не отступят и пойдут в последний бой на врага. И действительно, чудо свершилось: турки внезапно сняли осаду, отошли от стен города и были на голову разбиты малочисленным казацким войском.
Об этих событиях повествует первый из сохранившихся до нашего времени казачьих литературных памятников – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», которое принадлежит перу есаула Федора Ивановича Порошина.
Приведем здесь несколько цитат из этого произведения:
«Не бывать уж нам на Святой Руси: смерть наша грешная в пустынях за наши иконы чудотворные, за веру христианскую, за имя государево»; «А в сидение свое осадное имели мы, грешные, пост в те поры и моление великое, и чистоту телесную и душевную. Многие от нас людие искусные в осаде то видели во сне и вне сна ово Жену Прекрасну и Светлолепну в багрянице светле на воздусе стояще посреди града Азова… То нас, Мать Божия Богородица, не предала в руце бусорманские. И на них нам помощь явно дающе, вслух нам многим глаголюще: умильным гласом: ‟Мужайтеся казаки, а не ужасайтеся! Себо град Азов от беззаконных агарян зловерием их обруган…”».
Вот так осмыслили казаки свое положение в осаде, чудесное спасение и победу над турками, что нам и поведал автор.
Казачьи святые
Стоит также отметить, что из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святых. К примеру, именуемый в былинах «старым казаком» Илья Муромец, принявший иночество в Киево-Печерской лавре, был причислен к лику святых в 1643-м году. Интересно, что хотя сведения об Илье отрывочны и за давностью лет обросли народными преданьями, его пример очень характерен именно для служилого казака. Очень многие казаки в пожилом возрасте уходили в монастыри, о чем еще далее пойдет речь.
Из казаков был и один из ученейших людей своего времени – святитель Димитрий Ростовский (в миру Данила Саввич Туптало), именно ему принадлежит один из фундаментальных трудов русской духовной литературы – Четьи-Минеи.
Из казачьих родов вышло немало прославленных Церковью святых
К старинному казачьему роду принадлежал и отмеченный многими духовными дарами святитель Иоасаф Белгородский. Св. Иоасаф вел праведную жизнь, проявлял особую ревность по вере и стяжал дар прозорливости, который не раз подмечали его современники.
Есть свидетельства, что из донских казаков был и священномученик Патриарх Гермоген, благодаря мужественной стойкости и патриотическим призывам которого удалось изгнать иностранных оккупантов из Москвы во времена Смутного времени.
Красный атеистический террор большевиков уничтожил сотни тысяч верующих и духовенства, многие при этом стяжали мученический венец. Конечно, среди тех, кто смело исповедовал свою веру, не страшась смерти от рук безбожников, было немало и тех, кто имел казачьи корни. К примеру, из кубанских казаков был священномученик Андрей Ковалев, из донских казаков – священномученики Григорий Никольский и Николай Попов, из семиреченского казачества – мученик Зосима Фунтиков, из старинных казачьих родов Украины происходили мученик Георгий Новицкий и преподобноисповедник Ираклий (Мотях)…
Буквально несколько лет назад на Украине Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата последний кошевой атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии. На его долю выпала нелегкая судьба, современники характеризовали его как христианского воина-аскета, который всегда шел в бой с молитвой. Из-за придворных интриг он был отправлен в Соловецкий монастырь, где проживал в суровых условиях, но при этом не терял веры, был оправдан властями, но монастырь не покинул, остался в нем послушником до самой смерти.
Таким образом, мы наглядно убедились в том, что из казачьих родов происходили не только умелые воины, немало было и тех, кому предначертано было пройти по пути духовного совершенствования и стяжать святость.
Автор, Вы это серьёзно? Безоснлвательно? Может, и Власову памятник поставим?