Немного о психологии – святоотеческой и современной

Сегодня очень часто в среде церковных людей случается наталкиваться на противопоставление практики современной психологии (пусть даже и христианской) опыту святых отцов древности. И, к сожалению, приходится констатировать: психология в этой битве на поле сердец человеческих нередко одерживает победу. Сразу скажу: против психологии я ничего не имею, всерьез интересуюсь ею, даже получил дополнительное психологическое образование. Но воспринимаю ее применительно к жизни христианской исключительно как подручное средство, как то, что при правильном подходе может принести существенную пользу, а при подходе неверном способно причинить серьезный вред.

Подход правильный, с моей точки зрения, заключается в том, чтобы с благодарностью пользоваться тем богатейшим материалом, который наработан психологами, вдумчиво анализировать механизмы и примеры помощи людям травмированным, зависимым и созависимым, наблюдать за тем, как меняется с течением времени человек, как влияют различные внешние факторы, отсутствовавшие в нашей жизни ранее, на психику, нервную систему и на то, что мы обычно называем внутренним устроением. И, разумеется, при этом мы смотрим на все предлагаемое нам психологией через призму христианства, принимая то, что служит главной нашей цели, и отвергая уводящее нас от этой цели.

Существует множество школ и направлений психологии, не говоря уже о том, что каждый практикующий специалист в придачу к этому является обладателем своего собственного жизненного и профессионального опыта, тех или иных нравственных и ценностных ориентиров, может быть как верующим человеком, так и откровенным безбожником. Психология ставит перед собой задачу помочь человеку – так, как понимает помощь опять же та или иная школа, тот или иной психолог. И в некоторых случаях задача эта решается средствами, никак не противоречащими Евангелию и, возможно, даже подготавливающими человека к принятию и пониманию сути заповедей Христовых; но в других противоречие бывает совершенно очевидным, так что по большому счету можно говорить о выборе: либо «такая» психология, либо христианство – совместить не удастся.

Есть замечательный пример у преподобного аввы Дорофея, иллюстрирующий эти самые несовместимые с христианством техники работы над собой.

Преподобный был человеком очень внимательным, вдумчивым, постоянно учащимся, старающимся извлекать духовную пользу из всего, с чем ему доводилось сталкиваться. Он, как бы мы сказали сейчас, был превосходным христианским психологом и исследователем душ человеческих, прежде всего – своей собственной души. И вот как-то раз он увидел одного брата, который постоянно подвергался оскорблениям и уничижениям со стороны прочих насельников обители, служил для них объектом насмешек и досаждений. И при этом всегда сохранял удивительное спокойствие, безмятежность.

Конечно, авва Дорофей заинтересовался этим и, как человек, стремящийся познавать духовную мудрость, спросил брата, какой помысел позволяет ему сохранять мир при таких непрестанных искушениях.

«Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды как от людей? Это – лающие псы», – ответил тот.

«Услышав это, – говорит преподобный, – я преклонил голову и сказал себе: “Нашел путь брат сей”, – и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его».

Поэтому естественно, что для нас далеко не каждый психологический метод или прием может быть приемлемым – если, конечно, мы прежде всего считаем себя христианами, то есть учениками Христовыми, и со Христом желаем быть. Это кажется совершенно очевидным, но… Но, как я упомянул выше, в наши дни даже вполне, казалось бы, церковные люди нередко предпочитают психологию святоотеческой аскетике, и психоанализ с гештальт-терапией оказываются для них куда ближе, доступнее и понятнее, чем «Лествица» или «Невидимая брань».

Мне кажется, что основных причин тому как минимум две. Во-первых, происходит некое смешение целей и понятий. К чему мы стремимся на самом деле? К решению внутренних проблем, к налаживанию отношений дома и на работе, к успеху в карьере и «саморазвитии»? Или же мы ищем подлинной, настоящей жизни с Богом, той самой, которая есть Царствие Божие, открывающееся нам еще здесь, на земле? В первом случае психология точно может нам помочь, но вот во втором… К сожалению ли, к счастью ли, но ни Фрейд, ни Юнг, ни Адлер никого в Царствие Небесное привести не смогут: они не знали не только пути в него, но и в принципе мало что ведали о нем. А отцы… Отцы-подвижники сами прошли этим путем и могут вести по нему нас, если только мы готовы прислушиваться к ним и у них учиться.

Во-вторых, мне кажется, что большинство современных христиан святых отцов… боятся. Да, именно так, и с этим страхом я сталкиваюсь буквально день за днем. Страх рождается от ощущения, что вот прямо сейчас святые наставники требуют от нас не просто изменения в образе мышления и жизни, но и подвигов, превосходящих наши телесные и душевные силы. От ощущения, что мы находимся под их пристальным присмотром и они строго будут судить любую нашу немощь, любое отклонение от максимально строгой аскетической жизни. От ощущения, наконец, что, читая их советы и наставления, мы раз и навсегда лишаемся права на утешение, на сострадание, на какие бы то ни было личные планы или интересы. Чудно звучит? Но на самом деле очень часто дело обстоит именно так.

Мы боимся строгости святых отцов, между тем они пишут прежде всего о постепенности и посильности подвигов

Я полагаю, что объясняется такая трактовка святоотеческих творений достаточно просто: сегодня мало людей, которые умеют вдумчиво вчитываться в текст (не говорю уже – читать между строк), большинство обращает внимание исключительно на то, что выделяется особенно ярко, рельефно. А это, как правило, и есть повествования о сверхъестественных подвигах, о полной безжалостности к себе, о жизни беспримерно суровой, исполненной лишений и тяжких трудов. Но есть, без сомнения, то, что, возможно, не столь бросается в глаза, однако для нас в нашем наличном состоянии куда важнее: это, условно говоря, многообразные свидетельства о том, что лествица, возводящая к небесам, начинается здесь, на земле, и первая ступень ее находится вровень с этой самой землей, так что положить начало восхождению совсем не сложно – это еще даже не труд, а всего лишь решение.

Приведу лишь несколько примеров такого рода – на самом деле их не счесть.

Как святитель Феофан Затворник советовал определять количество поклонов для своего келейного правила? «Положи столько поклонов, сколько нужно, чтобы твое тело утомилось»… А потом… «Отними от него некоторое количество и из оставшегося сделай для себя правило». Это как раз о постепенности, о мере, о посильном подвиге.

Авва Исаак Сирин, строжайший подвижник, так формулирует принцип «посильного делания»:

«Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй по крайней мере языком. Если не можешь держать в порядке свои помыслы, то хотя чувства свои сделай благоустроенными. Если не один ты мыслию своею, то будь один хотя телом своим. Если не можешь потрудиться телом своим, поскорби хотя мысленно. Если не можешь бодрствовать стоя, то бодрствуй сидя или лежа на ложе твоем. Если не можешь поститься в продолжение двух дней, постись по крайней мере до вечера. А если не можешь и до вечера, то остерегайся пресыщения. Если не непорочен ты сердцем своим, то будь непорочен хотя телом. Если не плачешь в сердце своем, то по крайней мере облеки в плач лице свое. Если не можешь миловать, то говори, что ты грешен. Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа.

«Если не можешь миловать, то говори, что ты грешен. Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа»

Не можешь стать рачительным – по крайней мере в образе мыслей своих будь не как ленивый. Если ты не победитель, то не превозносись мыслию пред подчиненными. Если не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то по крайней мере остерегись вступать с ним в общение».

То есть если не можешь делать великого, то начинай с малого, не пренебрегай тем, что для тебя возможно, это главное, это – фундамент, на котором все зиждется.

А вот изумительный совет преподобного Варсанофия Великого игумену обители авве Сериду, когда тот решил изменить устав общежития в сторону большей его строгости:

«Сын мой! И тебе говорю и брату Иоанну: прежде сего вам было уже писано о долготерпении, и теперь повторю: сбивай молоко, и будет масло; если же стиснешь руку на сосце, выйдет кровь (Притч. 30: 33). И еще святой апостол Павел говорит: бых Иудеем яко Иудей, да Иудеи приобрящу и проч. (1 Кор. 9: 20). А ниже он же говорит: всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9: 22). Если кто хочет согнуть дерево или виноградную лозу наподобие обруча, то сгибает постепенно, и они не переламываются; если же погнет вдруг и сильно, то (дерево) тотчас ломается. Разумей, что говорю».

Замечательно разрешает он и вопрос о том, как быть, когда человек настойчиво просит у тебя то, без чего ты не можешь обойтись, убеждая отшельника в том, что он смело может отвечать: просимого у него нет – ведь его и правда нет для того, чтобы отдать, есть – только для того, чтобы пользоваться самому.

И другое важнейшее наставление принадлежит ему же:

«Если видишь, что кто-то упал в яму и просит о помощи, не протягивай ему руку – протяни ему посох. Если он захочет выбраться, ты поможешь ему; если же он, наоборот, будет тащить тебя к себе, просто отпусти посох. А если ты подашь ему руку, он с легкостью стянет в яму и тебя».

Кто скажет, что эти советы неприменимы к нашей жизни, что они не исполнены снисхождения к немощи и несовершенству человеческому, что они не показывают глубочайшего знания… психологии?

Я уверен, что каждый, кто по-настоящему, не только теоретически, но и опытно познакомится с тем удивительным знанием человеческой души, которое мы находим у святых отцов, не заплутает и в дебрях многообразия психологии современной. И сможет найти в ней то, что, без сомнения, принесет ему пользу, послужит подспорьем в повседневной работе над собой. И точно так же сможет отсечь лишнее, с жизнью евангельской мало совместимое.

Игумен Нектарий (Морозов)

9 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
свящ. Андрей Михайлов14 сентября 2020, 23:48
Верим ли мы, что Бог есть неизреченный Свет, Благо, Любовь, Премудрость, Смирение, Мир, Радость, Покой, Добро, Красота… что Он является единственным Источником и Раздаятелем всех этих качеств? Бог говорит каждому человеку: вот, Я показываю тебе путь к вечной духовной радости и миру в этой жизни и в будущей. Это путь Моих заповедей, Моего слова и Моих отцов, а твоей веры, твоего ума и твоей воли. Твои ложные мысли будут меняться на истинные, а мир будет все более являть свое премудрое устройство и действие в нем Моего Промысла. Приобретение божественных качеств, обожение – смысл жизни человека.
Дмитрий12 сентября 2020, 14:03
В какое-то время очень полезными оказались знания по различию психологии мужчины и женщины. Помогают избегать многих конфликтов в семье. Хотя, конечно если я раб своих страстей, и без помощи Божьей, знания так и остались бы теорией... О чем и пишут святые отцы.
Денис11 сентября 2020, 20:30
Лидия, согласен, поучения монахов для монахов мирянам надо читать с чётким пониманием, что они для монахов. Иначе вместо монаха или мирянина выйдет не то, не сё. Выйдет пожилой человек по-монашески бессемейный, бездетный, но живущий одиноко в миру, а так жить не дай Бог!
Владимир Григорьевич11 сентября 2020, 11:45
Низкий поклон Автору! Статья взвешенная и актуальная. Что только не приходится слышать священникам. Нам же мирским нужно стараться следовать ха Христом вникая в себя, рассуждая о своих ежедневных деяниях. Опыт святых отцов древний, он не от научных изысканий, он от духа, они святы от Господа. Их советы проверены конкретными жизненными ситуациями и направлены на восхождение к Богу и угождение Ему. Увлекаясь психологией Вы отвлекаетесь от главного, молитвы и рассуждения. Нужно научиться молчанию, ограничению информационному, больше внимать священному писанию, там есть все "инструкции". Священникам психология необходима по долгу службы. Вместо самодеятельности Нужно советоваться со священником
Алла11 сентября 2020, 11:10
Теперь я понимаю, что при правильном подходе нет противоречий между психологией и духовностью. Просто не все психологи доросли до духовности. Ломоносов когда-то сказал : «Наука и религия суть две сестры». Я думаю, что психология и духовность тоже две стороны одного целого. Очень важно, чтобы наши пастыри, священники, поднимали этот вопрос, объясняли. Спасибо отцу Нектарию за статью. Всем мира и добра. Любви к себе и ближнему.
Катерина11 сентября 2020, 11:10
Денис10 сентября 2020, 19:16 -- чем меньше человек читать, тем меньше у него развита фантазия, тем больше ему нужны уже другие ВНЕШНИЕ раздражители, сначала интернет, затем вышеперечисленные Вами штучки... но все ерунда, потому что смысл (бегство от действительности) тот же, что и 50 лет назад (ТВ), и 100 (библиотеки). Вас внешние элементы "упаковки" сбивают с толку и некоторая отрезанность от социума, а у меня опыт всех трех реалий (книги-тв-комп) + опыт жизни в разных странах. Уверяю Вас, смысл заполнить чем-то внутреннюю пустоту один и тот же во все времена и среди всех народов.
Алла11 сентября 2020, 11:08
Я тоже долгое время не могла найти ответы у святых отцов на свои внутренние противоречия, комплексы, не могла понять что такое смирение, послушание, самоукорение и почитание себя хуже других. И так и эдак пыталась применить это в реальной жизни. Ничего не получалось. Слава интернету, что появился доступ к психологической информации. Перелопатила тонны статей, пока не начала понимать что к чему. Но! Чтение святоотеческой литературы очень помогло не заблудиться в психологических дебрях, давало правильные ориентиры, духовные маячки, возможность отличить полезное от опасного или просто неправильного. Также очень в свое время помогла статья Антония Сурожского «Любовь к себе как творчество».
Лидия 10 сентября 2020, 22:03
У меня вот другой опыт. С детства в церкви, читала огромное количество духовной литературы. В юности искала ответы на свои вопросы в церкви, спрашивала у священников. Увы, не нашла. А вот психология(позже, сейчас ) очень помогла. Многое помогла расставить по местам. Может быть, в разные периоды жизни нужно разное?
Лидия 10 сентября 2020, 21:55
Злободневная статья! Я, как человек с детства воспитывавшийся в церкви, а психологию узнавший уже во взрослом возрасте, действительно вижу много противоречий. У св.отцов: считать себя хуже всех, самоукорение и всё такое, а в психологии наоборот любить себя. 2е мне нравится гораздо больше, и гораздо полезнее продуктивнее в жизни. Св. Отцы, при всём к ним уважении,ставят ТАКИЕ требования, которые почитаешь-- жить вообще невозможно! В миру. Может быть, многое написано для монахов? ...
Кира10 сентября 2020, 19:47
Спаси Вас, Господи, отец Нектарий. Снова отличная статья, очевидно очень хорошее знание предмета. Считаю, что она лучшая на данную тему здесь.
Денис10 сентября 2020, 19:16
Катерина, чтобы убежать в книжный мир нужно иметь богатое воображение, ныне надел очки виртуальной реальности и уже там. Да и больше компьютер, чем книга, много больше: работа и развлечение; помощник - соблазнитель; разлучник близких, что сам как член семьи. Компьютер - это врата в мир миров, которым становится Интернет, а сами виртуальные миры всё реальнее для наших чувств. Так на смену очкам виртуальной реальности уже приходят шлемы виртуальной реальности, а на очереди костюмы виртуальной реальности. Более того, разрабатываются системы, которые позволят подключить компьютер напрямую к мозгу человека. Сами люди находятся перед грандиозной трансформацией в киборгов!
Лера10 сентября 2020, 12:32
Лариса, чем же Вам не угодил, как Вы пишете, «небезызвестный» священник Андрей Конанос, который вот уже несколько лет печатается на этом портале? Каким образом он, по Вашим словам, «уводит человека из Церкви»??? Крайне удивлена таким безответственным заявлением.
Дмитрий10 сентября 2020, 10:13
Без страха не обойтись, если цель все время быть на душевном подъеме и в "зоне комфорта", а это вещь непостоянная. Приходится искать все новые подпорки и замены. А святые отцы помогли понять, что периоды скорби, душевной нищеты как раз и являются полезными для души, для познания помощи Божьей, доверия Богу. Познания своей немощи без Бога, и постепенное обретение настоящей опоры и радости. То есть без Креста нет и Пасхи!
Лариса 10 сентября 2020, 09:59
Психология может оказать неоценимую помощь человеку разобрать в себе,своих ошибках,осознать их.Часто у священника нет времени на это,за пять минут на исповеди это невозможно.Но если психология уводит человека из Церкви на примере не без известного Андрея Конаноса и иерея Алексея Агапова это очень печально. Все таки спасение души должно стоять на первом месте,а не гармония и радость .
Николай10 сентября 2020, 06:03
Мой опыт изучения и применения психологии, а так же общения с психологами-профессионалами даёт однозначный ответ: психологию нельзя сравнивать с Православием. Нельзя ею дополнять Православную жизнь. Многие психологи уходят в мистику. Например, знаменитый Н.Козлов. Как можно лечить душу (псих) умом, учением (лого)? Автор аккуратно, как мне кажется, говорит об этом. Всё есть в Православии: все ответы, а главное - Бог.
Игорь Александрович10 сентября 2020, 03:41
Психология описательно позволяет современному человеку нащупать ментально-эмоциональную связь со своей душой, погребённой под наслоениями лукавых образов, масок и пр. субличностей. Прежнему человеку она была не нужна, ибо было больше простоты и искренности и душа была ближе к сознанию.
Катерина 9 сентября 2020, 20:02
Денис 9 сентября 2020, 12:00 -- Форма может видоизменяться, содержание остается то же. Раньше было сидение перед телевизором, сейчас перед Интернетом. А во времена святых отцов торчание среди рукописей в библиотекн. Бегство от действительности во всех случаях.
Наталья 9 сентября 2020, 18:50
Сергию: Православие,как раз доходит до самой сути,поскольку Божьей благодатью исцеляет человека от грехов,самой главной причины их проблем.А психологию можно сравнить с обычной медициной,лекарствами,которые лишь облегчают симптомы,и почти все имеют побочные эффекты.А передозировка вообще опасна.
Сергий 9 сентября 2020, 15:58
Получается, что одним из важных аскетических приёмов становится преодоление страха, но не противозаконным путём "как у язычников, не знающих Бога". Не бить витрины и стрелять в полицейских, а пойти в лес на двое суток, защитить прохожего от шпаны или просто спросить прохожего сколько времени - для многих и это подвиг. Опять, очень плохо, что нет учения церковного, только психологическое.
Сергий 9 сентября 2020, 15:50
Есть серьёзное отличие нашего времени от предыдущих - закончился традиционный уклад, ушло традиционное воспитание. Если для людей 70-х гг. р. было нормально по-юношески ломать себе голову во дворах (что, увы, сослужило этому поколению плохую службу), то для последующих проблема соц. страха как бы перестала ставиться. Обычные рецепты в духе толстовства: "не отвечай", "не злись", "сам дурак" и проч. критики не выдерживают, это не преодоление проблем, а уход от их решения. В людях не развивается мужество. В православном же богословии тоже остаётся пробел. Одно дело знать из Библии, что вера побеждает страх, похоть и гнев, а другое - иметь святоотеческие "методики". Мы всё же не протестанты)
Наталья 9 сентября 2020, 14:16
Как же точно все сказано. Ведь действительно, не все психологические методы приемлемы. Спасибо, что заострили внимание на вопросах их выбора.
Марина 9 сентября 2020, 13:42
Спасибо большое. Необыкновенно мудрая статья. Впрочем, как и все остальные у игумена Нектария. На самом деле ведь, когда "отсылают" к опыту святых отцов, то возникает ощущение, что от нас требуют их святости. От этого и страх. Мне кажется, надо больше и чаще говорить о постепенности.
Дмитрий 9 сентября 2020, 12:22
Мы часто привыкли подходить к любому серьезному делу (даже в церкви), с духом борьбы и самоутверждения. Или ,другая крайность- слишком лирически и чувственно. И это, по моему, мешает понимать по настоящему, дух святых отцов и с трудом читать у них между строк. Тут наверно выход- постепенность, как пишет батюшка, мужество и терпение. А там и плоды увидим, даст Бог!
Денис 9 сентября 2020, 12:00
Есть нравственные проблемы, что повторяются из века в век. Однако кто, к примеру, из святых отцов древности писал об Интернете? Да и компьютер больше, чем книга
Сергий 9 сентября 2020, 10:59
По-моему, психология иногда "побеждает" оттого, что пытается разобраться - а как на самом деле. А богослов часто ищет удобную схему, которая как бы нечто объясняет. Примеры есть в Лествице: невежда считает, что при блудной брани нужно быть на хлебе и воде, а духовник учит подобрать необходимый посильный пост. Или у старца Паисия: пост не помогает, значит, проблема в грехе осуждения. Единственное, у святых отцов мало что можно найти про социальный страх - перед людьми, а сейчас это стало основной проблемой общества. Люди реально напуганы друг другом, как в рассказе А. П. Чехова "Пересолил" или "Страшная ночь". А кто не желает бояться - разгоняет страх бутылкой, со всеми вытекающими.
Елена 9 сентября 2020, 09:40
Так насущно. Так во-время. Спасибо!
Олег 9 сентября 2020, 08:53
Да, дорогой батюшка, читаем дорогого святого отца Исаака Сирина,остальное все - слова, слова..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×