Как найти христианскую Византию в мусульманской Турции

Протоиерей Владимир Долгих

Источник: Союз православных журналистов

Турция. По этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь. Фото: tourstanok.ua Турция. По этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь. Фото: tourstanok.ua     

9 сентября традиционно считается Днем памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. О причинах начала этой войны написано уже немало различных исследований и монографий, как публицистами, так и профессиональными историками. Углубляться в эти исследования мы не будем, поговорим о другом.

Мне хотелось бы напомнить, что среди причин (пусть, возможно, и не решающих) спровоцировавших объявление войны России со стороны Англии, Франции и Османской империи, было ее стремление поддержать христианские народы в освободительной борьбе против турецкого ига, а также желание получить право покровительства над османскими христианами и святынями, находящимися на территории мусульманского государства. В полной мере реализовать эти цели тогда не удалось. Сегодня же мы видим совершенно иную картину мира: балканские народы свободны, имеют возможность беспрепятственно исповедовать православную веру, но значительная часть древних христианских святынь все еще остается во владении мусульман. Именно поэтому предлагаю отправиться на поиски христианской Византии на территории современной Турции.

Святая София

Своды храма Святой Софии, Стамбул. Фото: kozbey.com Своды храма Святой Софии, Стамбул. Фото: kozbey.com     

Естественно, что на ум сразу приходит, недавно снова превращенный в мечеть, величественный Софийский собор Константинополя – главная и самая узнаваемая святыня древней столицы.

Ввиду известности храма, подробно останавливаться на нем я не стану, только, в контексте послужившего к написанию этой статьи повода, хотелось бы отметить, что знаменитая Голубая мечеть, построенная в XVII веке, была практически скопирована с Айя-Софии. Дабы это понять, не нужно быть экспертом в архитектуре, достаточно просто взглянуть на фотографии: такой себе «китайский» аналог христианского храма.

Не зря святитель Николай Сербский как-то сказал, что турки уничтожили не одну культуру, при том не создали своей собственной. Возможно, христианского святого кто-то обвинит в предвзятости, но ведь даже у арабов есть поговорка: «Скорее курица взлетит, чем турок научится любить».

Храм святой Ирины

Церковь святой Ирины. Фото: weatlas.com Церковь святой Ирины. Фото: weatlas.com     

Но оставим турок в покое. Лучше давайте пройдем метров 50 к северу от Айя-Софии и мы увидим храм святой Ирины – место проведения Второго Вселенского собора. Это один из шедевров византийской архитектуры IV столетия, представлявший новый для своего времени тип базилики – крестообразный.

Примечательно, что храм святой Ирины – одна из немногих христианских церквей, которую османы не превратили в мечеть после завоевания Константинополя. Долгое время там располагался оружейный склад. Сегодня – это концертный зал. Если мы посмотрим на интерьер храма, то к сожалению, не обнаружим там каких-либо иконографических росписей или мозаик, а только лишь изображение четырехконечного креста в центральной апсиде. Все это дело рук не турецких, но иконоборческих. Храм святой Ирины на века сохранил в себе следы временного торжества иконоборческой ереси.

Монастырь Хора – жемчужина христианского искусства

Монастырь Хора. Свод южного купола нартекса. Фото: ru.wikipedia.org Монастырь Хора. Свод южного купола нартекса. Фото: ru.wikipedia.org     

Если переместиться на 4-5 км вдоль берега залива Золотой Рог, то среди городских кварталов Стамбула можно отыскать монастырь Хора и его центральный храм Христа Спасителя, в котором лучше, чем где-либо еще в своем первозданном виде сохранились древние фрески. Возведен он был между 1077 и 1081 годами, стараниями тещи императора Алексия Комнина.

Впоследствии, в начале XIV столетия, храм был перестроен, а созданные в этот период фрески и мозаики представляют собой непревзойденный художественный шедевр эпохи династии Палеологов.

Сегодня власти Турции и эту церковь снова превратили в мечеть, а потому будем надеяться и молить милосердного Бога, чтобы ревностные мусульмане не уничтожили между делом эти уникальные древние христианские иконографические образы.

Монастырь Пантократора

    

Ведя повествование о святынях Константинополя нельзя не вспомнить о монастыре Пантократора – второй по величине, после Софийского собора, памятник византийской архитектуры.

Начало строительству монастыря было положено в XII веке стараниями императрицы Ирины Комниной. После ее смерти строительство было закончено благодаря попечению императора Иоанна II. Кафаликон, или главный храм монастыря посвящен Софии, Премудрости Божией. В монастырской часовне в честь Архистратига Михаила погребены оба ктитора, а также император Иоанн V Палеолог.

В связи с тем, что здания монастыря к концу ХХ века пришли в сильнейшее запустение и упадок, ЮНЕСКО внесло их в список Всемирного наследия, которым угрожает уничтожение. Этот фактор сыграл положительную роль и с 2009 по 2019 гг. власти Турции провели в монастыре масштабные реставрационные работы.

Церковь Сергия и Вакха

Церковь Святых Сергия и Вакха. Фото: Андрей Шабаев-Маркин, 2014 Церковь Святых Сергия и Вакха. Фото: Андрей Шабаев-Маркин, 2014     

Любимым храмом императорской четы Юстиниана и Феодоры была церковь святых Сергия и Вакха или, так называемая, «малая Айя-София», построенная в 527-529 гг., возле дома, где будущий император провел свое детство.

В мечеть храм был превращен в 1506 году, однако богатые мозаики и фрески в нем уничтожили еще иконоборцы. Сегодня функционирование рядом с храмом железной дороги провоцирует постепенное, но постоянное разрушение этой древней христианской святыни. Турецкие власти пока не предпринимают никаких действий для ее сохранения.

Церковь Богородицы Паммакаристы

Церковь Богородицы Паммакаристы. Фото: TripAdvisor Церковь Богородицы Паммакаристы. Фото: TripAdvisor     

Третий (после Айя-Софии и монастыря Хора) по площади сохранившихся фресок византийский храм – церковь Богородицы Паммакаристы. Возведен он был в XI веке, однако одна из версий говорит о том, что нынешнее здание храма было построено уже после владычества в Константинополе крестоносцев, т.е. после 1261 года.

После падения Византии некоторое время именно здесь размещалась кафедра Константинопольского патриарха. Но 1590 году, в ознаменования завоевания Закавказья, султан Мурад III и этот храм превратил в мечеть. Сегодня он функционирует как музей.

Студийский монастырь

Студийский монастырь. Фото: media.elitsy.ru Студийский монастырь. Фото: media.elitsy.ru     

На юге Стамбула, на берегу Мраморного моря, можно отыскать обросшие кустарниками стены знаменитого Студийского монастыря. Основанный еще в далеком V столетии, он был самым значительным монастырем средневековой Византийской столицы. Среди имен его настоятелей звучат имена таких святые как: Феодор Студит, Климент Песнописец, Николай Студийский, Навкратий, Платон, Еварест, Фаддей, Иаков Катанский, Тит Чудотворец, Иосиф Солунский.

В X-XI веках в Студийском монастыре также подвизались преподобные Симеон Благоговейный, Симеон Новый Богослов и его ученик Никита Стифат. Уже после падения Византии, в результате двух пожаров, землетрясения и демонтажа построек монастыря местным населением для ремонта своих домов, остались лишь четыре стены соборного храма Иоанна Предтечи, которые мы и имеем возможность наблюдать сегодня.

* * *

Древний Константинополь наполнен большим количеством святынь, однако хочется также сказать несколько слов и о тех выдающихся местах христианской истории, которые можно отыскать в других регионах Турции.

Никея – место проведения Вселенских Соборов

Собор святой Софии в Никее (ныне город Изник) - это не слишком заметное здание, глубоко ушедшее в землю, по сравнению с современным уровнем поверхности. Фото: metaloleg.livejournal.com Собор святой Софии в Никее (ныне город Изник) - это не слишком заметное здание, глубоко ушедшее в землю, по сравнению с современным уровнем поверхности. Фото: metaloleg.livejournal.com     

На берегу озера Изник находится одноименный городок. Сегодня это небольшой районный центр. А в древности это был достаточно большой город  Никея – место поведения Первого и Седьмого Вселенских соборов.

Из следов бывшего величия здесь можно найти стены церкви святой Софии, которые все еще помнят императрицу Ирину и святителя Тарасия, созвавших собор для противодействия иконоборческой ереси. В мечеть храм был превращен сразу после захвата города османами, т.е. в 1331 году. В ХХ веке здесь проводились археологические раскопки, затем был устроен музей, а с 2011 года – снова мечеть.

Эфес – место упокоения Иоанна Богослова

Место погребения апостола Иоанна Богослова в Эфесе (ныне город Сельчук). Фото: metaloleg.livejournal.com Место погребения апостола Иоанна Богослова в Эфесе (ныне город Сельчук). Фото: metaloleg.livejournal.com     

Коль уж мы заговорили о Вселенских соборах, то нельзя не упомянуть о древнем Эфесе (современный городок Сельчук). Хотя, конечно же, мы все помним, что именно здесь жил апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью.

Сегодня не составит труда отыскать гробницу апостола, домик Богородицы и руины собора эфесских епископов – первого в мире храма в честь Девы Марии, специально воздвигнутого в связи с проведением Третьего Вселенского собора.

Тут же мы можем посетить и грот святых мучеников Семи эфесских отроков, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков.

Трапезунд

Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru     

Перенесемся теперь на северо-восток Турции, где на побережье Черного моря можно отыскать довольно большой город Трабзон, бывший Трапезунд. На его территории в 1238-1263 годах был возведен еще один Софийский собор – выдающийся памятник поздневизантийской архитектуры, и крупнейший храм одной из древнейших митрополий Константинопольской Церкви.

Султан Мехмед II, захвативший и столицу Византии, сразу после овладения Трапезундом в 1461 году, превратил его в мечеть. В 50-60-х гг. ХХ столетия специалисты Эдинбургского университета провели в соборе реставрационный работы, после чего он был превращен в музей, а в апреле 2013 года – снова в мечеть.

Недоступная Панагия Сумела

Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org     

Чуть южнее Трабзона, находится один из наиболее труднодоступных монастырей мира – Панагия Сумела, основанный неким монахом Варнавой еще в IV-V веках. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, согласно преданию, написанная самим апостолом Лукой. В VI столетии, после набега арабов, восстановлением монастыря занимался святитель Софроний Иерусалимский. Все привилегии, которыми наделили эту обитель византийские правители, подтвердил и султан Селим I – внук Мехмеда Завоевателя, в результате чего наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках.

Монашеская жизнь здесь прекратилась в 1922 году из-за греко-турецкого обмена населением. Современные турецкие власти крайне враждебно относились к паломничеству сюда православных христиан, которое стало возможным лишь в 2007 году, а в 2010-м в монастыре Панагия Сумела, впервые за практически сто лет, была отслужена литургия.

В 2015 году обитель закрыли для проведения реставрационных работ, однако же, как мы знаем, в это время какие-то вандалы изуродовали драгоценнейшие фрески, выцарапав лики святых.

* * *

О христианских святынях современной Турции можно писать бесконечно долго. Я специально не затронул такие известные места как Каппадокия, которые заслуживают отдельной публикации. Мне просто хотелось напомнить, что по этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь.

Здесь родились святитель Николай Чудотворец и апостол Павел, писавший позже послания к Колоссянам и к Галатам, которые тоже проживали в пределах нынешней Турции. Здесь жили и проповедовали великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Тимофей Эфесский, которому апостол Павел адресовал два Послания к Тимофею, тоже жил и проповедовал здесь.

Эта земля много ближе и роднее нам, чем может показаться на первый взгляд. И дело совсем не в теплом море и ласковом солнце. Мне очень хочется, чтобы наши соотечественники, довольно часто прилетающие в приветливую Турцию, знали и посещали дорогие христианской душе места, могущие напитать душу историей и поведать о былом величии некогда существовшей христианской империи – Византии.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник: Союз православных журналистов

9 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×