Искусство оскорблять

    

Популярный блогер и тележурналист, на заре карьеры прославившийся репортажами, в которых представил родной город – Северную Пальмиру – скопищем свалок и выгребных ям, дал замечательное определение собственному ремеслу: искусство оскорблять. Расшнуровавшись до исподнего, он преподал публике бессчетные перлы этого искусства, обнаружив неистощимую изобретательность в оскорблениях собеседников на экране, зрителей и читателей, отечественной литературной классики: Достоевский или Чехов у него – неумелые подражатели зарубежным образцам. С залихватским энтузиазмом этот фигляр упражняется в оскорблениях, адресованных России, ее истории («Та Россия, которую, по счастью, когда-то потеряли, она, к сожалению, нашлась»), русскому народу, да и всему роду человеческому, худшему, по его версии, из всех разновидностей пресмыкающихся и млекопитающих.

Но излюбленный адрес его поношений – Православная Церковь, затем уже любая другая религия и, наконец, Сам Творец. Продолжая дело «Безбожника у станка», этот шутник, каскадер и ипполог уязвляет религию от имени науки: физики, химии и биологии. При этом аргументы он, похоже, позаимствовал у одного из персонажей из «Города Градова». В этой повести А. Платонова комсомолец, беседуя с соседями по вагону, вещает: «Религия должна караться по закону!.. Я расскажу всё последовательно! Потому что религия есть злоупотребление природой! Поняли? Дело ведь просто: солнце начинает нагревать навоз, сначала вонь идет, а потом оттуда трава вырастает. Так и вся жизнь на земле произошла – очень просто».

Выдавая себя за научного атеиста, этот просветитель демонстрирует с напускной миной трагического актера из клубной самодеятельности образ существа, выскочившего на экран из преисподней, само существование которых атеистам, как известно, положено отрицать: «Мне совершенно незнакомо чувство раскаяния, стыда. А когда слышу высокие слова о совести, мне хочется подмигнуть и сказать: “Ребята, мы все позавчерашние обезьяны и вчерашние питекантропы, так о какой совести может идти речь?!» Или такой перл: «Друзей продают за большие деньги». А вот еще одно его изречение, похожее на явку с повинной: «Мы, журналисты, все сидели на золотых цепях у разных олигархов».

Но не он один упражняется в пропаганде атеизма. То в пару с этой знаменитостью, то в одиночку на этом доблестном поприще подвизается еще один столь же разносторонний публицист, не устающий напоминать своим зрителям и слушателям об одном пережитом им пикантном приключении. Он атакует религию тоже от имени науки, но не естествознания, как его старший товарищ, а истории. Политическое кредо этого словоохотливого публициста, а заодно экономиста и романиста, с безграничной широтой творческой мысли соединяет апологию демократии с социал-дарвинизмом – чего стоит, например, его предложение ввести имущественный ценз для избирателей, – либерализм и расизм, пропаганду прав человека вкупе с апологией колонизаторов: «Извиняться за колонизацию – это все равно как извиняться победителю по боксу за свое первое место: ой, я нехороший человек – я победил».

Либерализм виртуозно соединяется с расизмом, а пропаганда прав человека с апологией колонизаторов

Претензию Града на холме творить суд и расправу над иными градами и весями сей публицист находит обоснованной, потому что население их состоит из уродов: «Вот если посмотреть на все эти страны, что их объединяет? Их объединяет, что они уроды».

Некоторое время назад этот издающий особого рода парфюм журналист предъявил публике свое новое амплуа: гебраиста, библеиста и романиста, на этот раз не как автора детективных романов, а в качестве знатока римских древностей. Погрузившись в эту блистательно освоенную им область, романист сделал колоссальной новизны открытие, запечатленное в книге «Иисус. Историческое исследование». В этом не столько исследовании, сколько детективном расследовании первые христиане уличены были в многочисленных актах террора против великодушной и заботливой римской администрации и лояльных Риму обывателей Палестины. Гебраист отождествил христиан с крайней фракцией зелотов – сикариями, хорошо известными из разных источников, более всего – из «Иудейской войны» Иосифа Флавия, и уподобил учеников Иисуса Христа современным ИГИЛовцам*. В хуле на Спасителя библеист доходит до пароксизма одержимости. Достается от него и ветхозаветным патриархам и пророкам. А вот современных христиан неизвестно с какой стати библеист принимает за пацифистов, утверждая, что христиане много бы дали, чтобы изгладить из Евангелия слова Спасителя: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34). Но такого комплимента мы от него не заслужили. Это очевидная ошибка. Православные христиане следуют наставлению святителя Филарета Московского: «Люби личных врагов, гнушайся врагами веры и рази врагов Отечества», что на пацифизм совсем не похоже.

Как, вы не знали, что Ватикан сжег Коперника?!

Об изумительной разносторонней эрудиции неподражаемого романиста и гебраиста замечательно говорят такие его изречения: «Это сейчас Рим извиняется за сожженного Коперника и признает свободу совести»; «Лоуренс Аравийский не имел проблемы с исламом во Второй мировой войне» – а ведь и в правду не имел, скончавшись в 1935 году. В научной копилке энциклопедиста есть и одно географическое открытие, соразмерное с Колумбовым: Гренландия, оказывается, не датская колония, как считалось до сих пор, а часть Норвегии.

Среди самых блистательных проповедников атеизма обретается еще одна колоритная персона, которая в прошлом, по ее собственному признанию, испытывала нежные чувства к иппологу и каскадеру, а потом возненавидела его, оскорбленная равнодушием ипполога, на взаимность которого, казалось бы, судя по его увлечению, могли рассчитывать разве только кони, а не существа в человеческом обличье. Именует себя эта персона великим историком, подражая в скромности былому своему предмету, который однажды пожалел Свифта: он «страдал оттого, что не имеет достойного собеседника. Конечно. Я же еще не родился». Ученый труд, обессмертивший славу этой персоны, назван ею без затей, что называется, скромненько и со вкусом: «Первая научная история войны 1812 года». Сделанное в творении гения открытие обращает в ничто, в монблан макулатуры тысячи томов, посвященных этой войне, но и оно представляет собой плагиат, потому что «первая научная история» всего лишь комментарий к изречению, высказанному полтораста лет назад не менее замечательным историком – Смердяковым, сожалевшим, что в Отечественной войне 1812 года глупая нация победила нацию умную. Поклонница Наполеона, эта персона фамильярничает со своим героем и дерзит ему, считая себя равной кумиру. А еще она выдает себя за реинкарнацию человека из эпохи Ренессанса. Кого именно? Теряемся в догадках. Судя по масштабам персоны, то ли Леонардо да Винчи, то ли Микеланджело, но скорее она могла вообразить себя Изабеллой де Луна, Фьямметтой или Форнариной. При этом от пользователей социальных сетей персона навязчиво требует полюбоваться прелестью своей наружности и шиком своего платья, угрожая тем, кто ею не восхищается, истошными выкриками: «Я вас уничтожу». Глядя на такую картинку, вспоминаешь колоритные сцены из фильмов Феллини, с лихими перебранками и потасовками ночных путниц на стогнах Рима. По должности эта ренессансная личность – член Независимого комитета по правам человека. В этом качестве она, чтобы не вышло недоразумения, сделала заявление, в котором разделила человечество на людей и животных, уточнив при этом, что животных, не нуждающихся в ее высоком покровительстве, несравненно больше, чем людей, круг которых ограничивается почитателями этой персоны.

Эти трое – самые колоритные и неподражаемые экземпляры из породы современных научных атеистов. Имеются и другие атеисты, лишенные их радужного оперения, повторяющие зады из «Блокнота агитатора», но не о них речь. Велика ли беда от присутствия в интернете клоунов от атеизма. Может, и не было бы беды, если б в унисон с отмороженными фиглярами не высказывались публицисты другого типажа – соблюдающие правила бытовой пристойности, именующие – не себя, конечно, а друг друга взаимно – моральными авторитетами, совестью нации.

В унисон с отмороженными фиглярами высказываются и «серьезные» либералы, наши «моральные авторитеты»

Среди них не все выдают себя за христоненавистников и богоборцев, некоторые даже, напротив, рекомендуют себя христианами, но как только речь заходит об актуальных событиях в политической жизни, о России, о русском народе, российской истории, тем более о Русской Православной Церкви, моральные авторитеты в своих эмоциональных высказываниях немедленно уподобляются до неразличимости расшнуровавшимся фрикам и изрекают хулу на святыни. Идеологически эти совестливые авторитеты обозначают себя либералами, в редких случаях – либертарианцами, но если на вещи смотреть всерьез, то нынешние либералы, имя и число которых легион, с ликованием потирающие руки при виде наших действительных или мнимых неудач, удалены от классиков либерализма, таких как Локк, Милль или Грановский, на такое примерно расстояние, на какое отстоит от социалиста Анри Сен-Симона булгаковский персонаж – «говорящая собачка», предлагавшая у всех все отнять и заново поделить.

В завершение во избежание кривотолков уместно, как это принято ныне, уточнить, что охарактеризованные здесь персоны – плод вымысла, а их сходство с реальными лицами, если таковое имеет место, представляет собой случайное совпадение.

* - организация, запрещенная в РФ

Протоиерей Владислав Цыпин

17 сентября 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
Свящ. Александр Ермолин
Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
Священник Александр Ермолин
Автор судит о религии с точки зрения полезности и обрушивается на христианство. Но какое христианство? Он не знает Православия – истинного христианства. Так научно ли судить о предмете по его карикатуре?
Запретить Буратино, <br>или Почему востребованы лживые новости о Церкви? Запретить Буратино,
или Почему востребованы лживые новости о Церкви?

Михаил Хасьминский
Запретить Буратино, <br>или Почему востребованы лживые новости о Церкви? Запретить Буратино,
или Почему востребованы лживые новости о Церкви?

Беседа с психологом Михаилом Хасьминским
За счёт заведомо ложных новостей некоторые СМИ и рейтинг получают, и наносят сознательный ущерб.
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Прот. Андрей Ткачев
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Протоиерей Андрей Ткачев
Дьявол – король ничтожеств. Он – король мух, Вельзевул. Мухи – его рядовые. Не пчелы, собирающие в шестигранные соты сладкий плод, и не трудолюбивые муравьи, кропотливо несущие груз, превосходящий их собственный вес.
Комментарии
Kirill23 сентября 2020, 06:06
Спасибо автору за данную статью!
НН22 сентября 2020, 16:15
р.Б. Евгений, Наверное, всё Вами перечисленное имеет место. И некие"охарактеризованные здесь персоны–плод вымысла" и другие, коим несть числа, имеются - это очевидно. Как и очевидно то,что ничего другого в адрес Церкви, и в частности РПЦ, мы от них не услышим. Да и не слушаем. На мой взгляд простой прихожанки есть тема более для нас актуальная. Я имею ввиду даже не события в Среднеуральском монастыре, а освещение этих событий неким Вс.Могучевымм и ещё одним человеком- Сергием Алиевым. То, что говорит православный Алиев пострашнее,чем узнаваемые злопыхатели. Ролик в инете(в т.ч.и о неканоничности рукоположения в РПЦ) активно смотрят. Хорошо бы это прокомментировать кому-то из священников.
Алексей22 сентября 2020, 12:18
Позвольте "защитить" автора. Вместо имени Саша любой поставит Иван, Платон или просто - "Легион". И будет прав, у бесов нет имен. Важно не имя а реальное явление НАШЕЙ современной русской жизни. Никакой параллельной нет. Он описал сие наше явление хорошо. Если профессорам можно ставить оценки, то ставим ему за сочинение - "зачет". Статья поэтому нужная ... Молодец.
Денис22 сентября 2020, 06:33
В целом при критике Церкви надо уметь отделять правду от лжи. Иногда критика бывает конструктивной, фактический обоснованной. К примеру у нас в Красноярске геологи справедливо критикует Церковь за желание построить собор на регулярно подтопляемом берегу Енисея. Такая критика полезна для людей, что смирили гордыню. Есть отрицательные явления нуждающиеся в объяснении. Так в славянских странах после отказа от социализма с атеизмом упала рождаемость до уровня ниже простого воспроизводства поколений и надо уметь объяснить, что проблема не в возрождении православия, а в чуждом славянству капитализме с его эгоистичным культом потребления.
Игорь Александрович22 сентября 2020, 03:18
Упражняться в благочестии на чьём-то бесчестии дело как минимум не благодарное.
Денис21 сентября 2020, 18:35
Евгений, в советское время Белая, Малая и Новая России были вместе с Великороссией. Да и рождаемость в славянских республиках даже на закате СССР лет тридцать тому назад составляла два ребёнка на женщину против нынешних полутора. Так, что в плане безбожия не на словах, а на деле ещё неизвестно лучше ли мы своих советских предков?
Галина И.21 сентября 2020, 10:45
Простите. У каждого свое мнение. Но, по- моему, наиболее правильный ответ, как нам реагировать на факты, очерняющие Церковь, дан Андреем Юрьевичем 9 мая 2018, 05:29, в комментарии к статье"ЗАПРЕТИТЬ БУРАТИНО,ИЛИ ПОЧЕМУ ВОСТРЕБОВАНЫ ЛЖИВЫЕ НОВОСТИ О ЦЕРКВИ?" Михаил Хасьминский. (См. выше). Анонс слов прп. Иоанна Лествичника. Другого не добьемся, будет примитивная словесная брань с обидами и взаимными оскорблениями. Христиане должны быть выше этого,держаться всегда с достоинством, даже если тебя оскорбляют. Да осветит нас свет Христов. Поставить врагов Церкви "на место" может только Бог и сильные духом Его. Мы же сорвемся, падем духовно по своей немощи. Как говорят, "не буди во мне зверя".
р.Б. Евгений.20 сентября 2020, 21:14
"Основополагающая задача всех революций - уничтожение Христианства".(Генри Форд,1920 год). После 1917 года в России планомерно уничтожали Православных, разрушали Храмы и, главное, оболванивали россиян, от мала до велика, агрессивным атеизмом! Выросло не одно поколение, верящее в то, что Бога нет, на слово. И их нисколько не смущает, что великие ученые, как Ньютон, Максвелл, Планк, да тот же Дарвин, были верующими!И на научных примерах доказывали, почему они верят в Бога. Ныне оболваненные продолжают сбивать с Пути Истинного колеблющихся, не без поддержки Запада, финансовые воротилы которого затеяли и продолжают Мировую революцию!! До Белоруссии уже дошли.Слово за Православной Церковью!!!
Виктория20 сентября 2020, 10:28
Написано все верно хулителей Церкви более, чем достаточно. Одно смущает, почему сказав "а", не говорите "б"? Вы невольно втянули читателей в осуждение тех, кого, возможно, не касается ваша публикация? Чего-то боитесь? А если боитесь, зачем тогда писать?
Алексей19 сентября 2020, 22:20
Спасибо,о.Владислав! Очень точные характеристики. Невзорова раз или два слушал и то непродолжительное время. Мрачный парниша,выражаясь языком Эллочки - людоедки;мизантропия такая,что выдержать невозможно. Понасенкова я называю "бухгалтером от истории". Фактологию он знает,но анализ и интерпретация ужасающие. А когда речь заходит о религии,духовности и,особенно,православии,то его начинает просто трясти в приступе беснования.
Галина И.19 сентября 2020, 21:26
Неприятно. О новозаветном учении напрочь забыли, обратимся к святоотеческому преданию. Прп. Иоанн Лествичник: "Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед". "...душа, пребывающая в себе самой, слыша хулы диавола, смущается тем, что он, проходя мимо ее, произносит. Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом ухищряется вести с ним борьбу, тем он возобладает.Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры" ("Лествица".ст. 21:2,23:52-53).
Игорь М.19 сентября 2020, 19:24
Подписываюсь под каждым словом статьи - мерзавцев надо выявлять и ставить на место. Но...увы,само их существование подтверждает тот печальный факт,что в русском народе по-прежнему есть какая-то жажда самоунижения (не самоуничижения или смирения),и не только себя лично,но--что намного страшнее ибо стОит большой крови--унижения своей страны,своей культуры.Ради эксперимента попробуйте где-нибудь завести разговор что Ваша жизнь не хуже какого-нибудь западного Джонни,и я гарантирую,тут же найдутся несколько человек, упитанных и прилично одетых,которые будут доказывать Вам, что "у нас намного хуже,было,есть и будет".И самое печальное,что и Вы возможно с ними согласитесь,ни дня не прожив как Джонни
григорий19 сентября 2020, 17:52
Личности "героев" сего грустного эссе угадываются довольно легко. И много таких было и век с небольшим тому назад. Фёдор Михайлович Достоевский метко называл таких - "бесы"...
Анна19 сентября 2020, 13:04
Понятно, что нам такие личности не интересны. И вряд ли мы такое читаем. Но такое читают коллеги, друзья, родственники, которые вне Церкви. И нам важно четко формулировать отношение к таким опусам. Не всегда успеваешь правильно отреагировать. И с другой стороны, трудно иногда представить, какими глазами смотрят на нас люди, начитавшись скандальных текстов о Православии. Полезная статья! Спаси Господи!
Денис19 сентября 2020, 09:42
Михаил, вы пишите "Слава Богу, что есть такие апологеты, как о. Владислав. А то, что эта статья дойдёт до тех, кому адресована, можете не сомневаться". Однако даже здесь на Православие.Ru половина отзывов критические, а богоборцы просто посмеются над тем, кого сочтут боящимся назвать их по именам. Если боишься критиковать врагов Божьих, то стоит ли критиковать? «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша. Аминь» - святитель Филарет Московский. К тому же лучше критиковать грехи, чем грешников. Человек не сводится к своей вере или своему безверию. Да и порою даже гонители православия становится ревностно верующими христианами, к примеру сам апостол Павел.
Наталия Ростова19 сентября 2020, 08:35
Не приемлю анонимок и перешёптывания за спиной. Уважаемый автор не назвал имён и теперь читатели сайта, невольно впутаны в размышления - "Кто есть кто?". "А вдруг он, а если этот?" В общем, так дела не делаются. Хотите высказать возмущение - вызывайте оппонента на диспут и с открытым забралом. Это, на мой взгляд, правильней.
И.19 сентября 2020, 02:58
Вообще следовало бы начинать со СМИ, и с федеральных каналов в частности, "искусство оскорблять" у журналистов и рекламщиков мейнстрим. Эти трое отличаются только тематикой. Мировоззрение, история, совесть и пр. для них товар, если платят, в противном случае - пустой звук. С ними всеми (от федеральных каналов до блогеров) можно разговаривать на единственном понятном им языке - деньги. Пока им платят, а не они платят за оскорбления, так и будут оттачивать свое "искусство" на всех и вся.
Наталья Богоявленская18 сентября 2020, 19:54
Прекрасно написано -- талантливо, ёмко, выпукло. Что же до конкретных имён, то зачем о них говорить? Ну Невзоров... Ну Акунин... Только не ради них написана статья, на их место можно ставить ещё десятки других. Как ни противно, но знать их всё же нужно. Чтобы не вляпаться ненароком.
Михаил18 сентября 2020, 18:36
Какой слог, браво! Не понял, о ком речь, в силу того, что не интересуюсь такими "критиками Церкви". Их мало, но из злостных слышал только Невзорова. Познер? Ну, я не замечал, чтобы он прям специально на Церковь нападал. Кажется, что Она для него просто одна из "тем", которые ему противны. А больше особо никого и не знаю, т.к. ранее, читая и просматривая статьи за авторством людей, чьи фамилии и не вспомню, так и не смог обнаружить у них даже знания предмета, который берутся критиковать. Как сейчас говорят, "диванные эксперты". Бог им судья. Слава Богу, что есть такие апологеты, как о. Владислав. А то, что эта статья дойдёт до тех, кому адресована, можете не сомневаться.
Дмитрий18 сентября 2020, 18:13
Да, да, - это они - Невзоров, Латынина, Понасенков.
Марина18 сентября 2020, 16:54
И я тоже думаю, что вещи надо называть своими именами и страна должна знать свои героев!! Отец Владислав не оскорбляет голословно, а аргументирует все свои высказывания, потому кого или чего бояться? Судов, помоев? Это не страшно!! И для чего тогда писать статью? Хватит нам уже молчать.
Светлана18 сентября 2020, 16:51
Актуальная тема на самом деле. Да, и узнаваемо такое "искусство" в наше время.
Дмитрий18 сентября 2020, 16:45
Великолепно, изящно, метко! Кому надо, те поймут. Спасибо, о. Владислав!
Анна18 сентября 2020, 14:29
Отличная статья, спасибо! Только Панасенко и Латынина перепутаны. "Иисус. Историческое расследование " Латынина написала, а про войну 812 года - Панасенко. Но, думаю, это не так и важно...
Антонина18 сентября 2020, 14:05
Вся моя энергия ушла на отгадывание фамилий. А вдруг не угадала? Ответы никогда не даются в конце.
Читательница (Подмосковье)18 сентября 2020, 14:05
Прошу прощения, ошиблась: отца Владислава, а не Владимира.
Антоний18 сентября 2020, 12:28
Денис, полностью согласен. Текст должен быть ясен и понятен, с конкретными именами. А это анонимка, из которой ясно угадывается лишь тов. Невзоров. Важны имена авторов, их доводы и опровержения, а не "в некотором царстве, некотором государстве жил-был один безбожник, который...".
Игорь18 сентября 2020, 12:26
Да-аа...Так и хочется сказать:Красиво написано.
Читательница (Подмосковье)18 сентября 2020, 11:36
Очень уважаю отца Владимира, все его статьи заслуживают самой высокой оценки. Но для кого написана эта статья, я не поняла. Те, кто симпатизируют иппологу и иже с ним, Православие.Ru вряд ли читают, а читатели портала, наверное, не интересуются опусами этих блогеров, гебраистов и поклонниц Наполеона. Я только одну фамилию вспомнила – и то с трудом. И очень удивилась, узнав, что он еще не прошел земную жизнь и не «очутился в сумрачном лесу». ) Даже в Википедию заглянула, не поверив. ) Лично мне эти персоны абсолютно не интересны. Для меня это - "параллельный мир".
Наталья18 сентября 2020, 11:15
О ком речь в статье?
Владимир18 сентября 2020, 10:41
тоже не понимаю смысл этой статьи. Приписка в конце: "охарактеризованные здесь персоны – плод вымысла" - это вообще.
Marina18 сентября 2020, 10:33
Денис прав: называйте имена! Правильно написано, но недосказано до конца.
Людмила18 сентября 2020, 10:11
Браво, о.Владислав. По- другому не скажешь. Помоги Господь.
р.Б.Сергий18 сентября 2020, 09:09
Большая благодарность автору,о.Владиславу.Всё очень точно,логично и,по существу темы,без излишнего словоблудия.
Денис18 сентября 2020, 01:46
Если уж критиковать, то прямо называя имена. К чему этот эзопов язык в стране, где нет государственных гонений на православие?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×